Мы с
вами, на этом этапе начнем обучаться владеть не, столько телом, сколько умением
владеть возникающими спонтанно эмоциями, а точнее вызывать нам нужные.
Для
этого проделаем некоторые этюды актерского мастерства в рамках
школ К.С. Станиславского и М.А.Чехова.
Вы разовьете чувствительность к себе, к другому человеку, получите
умение понять и передать свое эмоциональное состояние и "войти" в
эмоциональное состояние другого.
Ведь наше общение определяется в контексте эмоционального отношения к
ситуации, к происходящему, к другим. А это в целом можно представить в виде
атмосферы нас окружающей, того эфира, что всюду окружает нас.
Конечно же, понятие - атмосфера, эфир – это субъективные чувства
человека,явления самостоятельные.Личное чувство может быть созвучно атмосфере
либо чуждо ей. В нем проявляется некоторый душевный оттенок действия. Окраска
действия пробуждает целый комплекс индивидуальных чувств
Так давайте научимся создавать
вокруг себя ту атмосферу, в которой и жить- то легче.
Упражнения, связанные с
атмосферой настроения вокруг нас:
1) Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой уюта
и тепла. Представьте это как уют, благоговения, тихое одиночество, радостное
предчувствия заполняют ваше тело. И представляйте эти ощущения по очереди в
течение 5-7 мин на каждое ощущение. Старайтесь, чтобы вас ничто не отвлекало.
Представляйте себе непосредственно то или иное чувство по очереди разлитым вне
вас, в вашем окружении, как бы охватывающим вас.
2) Потом сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас
атмосферой. Повторяйте это движение до тех пор, пока ваша рука не будет
пронизана этим состоянием, заполняющей вас эмоцией. Представляйте окружающую
вас атмосферу с возможной ясностью, когда она появится в вашем окружении, у вас
пробудятся индивидуальные чувства и соответствующие эмоции.
3) Потом произнесите одно слово в гармонии с атмосферой (любое
связанное с тем ощущением, что вы представляете сейчас). Потом произнесите
короткую фразу, так же связанную с этим ощущением. Добавьте к фразе простое
движение руки.И вот вы уже живете в
новом созданным вашим воображением мире, который наполняет вас ощущением тела,
уюта, неги, радости.
Это упражнение, связанное с воображаемым настроением, атмосферой вокруг
вас должно занимать до 15 мин на
каждое выбранное вами эмоциональное состояние.
За один раз вы выбираете пару эмоциональных состояний и проделайте эти
действия, а в следующий день пара других состояний.
Состояния: тепла и уюта, радости и праздника,
спокойного и уединенного одиночества, ощущения успеха и куража достижения,
радость признания и любви другими, можно придумать множество состояний, но они
должны быть связаны с положительными ощущениями.
Второе упражнение - на владение
своими эмоциями.
Упражнение – окраска действий:
Произведите простое, естественное действие (откройте - закройте дверь,
встаньте -сядьте, перелистывайте страницы в книге, перебирайте пуговицыи т.д.).
Но обязательно соедините это действие с эмоциональной окраской
(спокойствие, уверенность, хитрость, нежность и пр.). Повторяйте действие, пока
ваше внутреннее чувство не отзовется на окраску. Обязательно произносите вслух
любую фразу, связанную с этим действием.
Вы должны связать движение, слова и чувства внутри себя. Радуйтесь и
хитрите в тот момент, когда открываете дверь, или садитесь. Злитесь и
негодуйте, когда открываете ящик письменного стола.
Проделайте это минуту с пятью разными чувствами и движениями.
Ощущений
и эмоциональных состояний за одно занятие должно быть три, в следующий раз
можно взять те же ощущения или выбрать другие и действия и ощущения.
Так
вы научитесь окрашивать ваше настроение в приятные для души цвета? Ведь мы
многое делаем механические, вовсе не задумываясь о процессе. Помните, унтер офицерская
вдова и кофе пила без удовольствия.