Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[SPH] Ребенок с минимальным остатком зрения и компьютер: что, как, когда?

Здравствуйте, рассылка!
Ситуация: ребенок 8 лет, с минимальным остаточным зрением (лучший глаз
имеет примерно 0.1, худший - какие-то сотые), ходит в обычную школу.
На данный момент не использует никаких инструментов тифлоподдержки.
Вопрос к родителям, подобных деток, или к тем, у кого есть личный опыт:
пора приучать к тифлокомпьютеру?
На что сделать упор: чтение, письмо, какие-то игрушки?
Применять ли средства увеличения изображения, или сразу учить
пользоваться без зрительного контроля?
Есть ли что, написанное об этом, или родительские форумы?
Родственники спросили совета у меня, а я вот спрашиваю сообщество.
С уважением: Станислав.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 13:43:34 +0200 (#3541728)

 

Ответы:

Vande omentaina, Станислав Березовский!

Личного опыта не имею, но являюсь специалистом в области адаптивных
технологий. Мой ответ таков:
Однозначно стоит. Причём надо смотреть и консультироваться с врачом. В
идеале прижать доктора к стенке и задать ему вопрос в лоб: какова
вероятность, что ребёнок ослепнет полностью или что его зрение вообще
ухудшится. Этиология заболеваний глаза очень и очень разная, поэтому
вполне возможно, что зрение не будет меняться всю жизнь, а возможно,
что оно будет постепенно ухудшаться.
В первом случае (зрение не меняется или есть шанс улучшить его
медицински) тифлокомпьютер как таковой не нужен, но однозначно нужен
видеоувеличитель, причём чем быстрее, тем лучше. Самые доступные и по
цене, и по весу модели - это ручные видеоувеличители. Поскольку
ребёнок маленький, ему должно пока хватить такого для любых целей, в
том числе для чтения и письма (есть модели со специальными
подставками для письма). Вариант - ZoomText, программа увеличения
экрана, которая позволит всё то же самое делать с компьютера. Когда
подрастёт и острее встанет вопрос
чтения с доски и других отдалённых расстояний, понадобится ещё и
видеоувеличитель с камерой на даль, который позволит выводить
изображение с дальних расстояний на экран компьютера или экран самого
устройства.
По конкретным моделям пишите на личный адрес, что интересует.
Тогда посоветую и расскажу разницу.
Если же есть хотя бы какая-то ненулевая вероятность, что зрение будет
ухудшаться, нужно брать ZoomText Fusion - это по сути программа
экранного увеличения ZoomText и программа экранного доступа JAWS
одновременно. Тогда можно потихоньку приучать к работе с увеличением
экрана, постепенно переводя на речевой доступ, чтобы переход на JAWS
не оказался шоковым. При этом обязательно нужно изучать Брайль (я бы
учил ему в обоих вышеописанных случаях), чётко следя за тем, чтобы
ребёнок ни в коем случае не читал точки глазами (полотенце на руки,
повязка на глаза - любая мера не будет крайней в данном случае). К
последнему предупреждению отнеситесь очень и очень серьёзно, от чтения
Брайля глазами зрение сажают даже стопроцентно зрячие учителя спецшкол.
Если будут вопросы, пишите в лист или в личку.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 14:56:26 +0200 (#3541738)

 

А не пытались устроить в школу для слепых?

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 20:38:22 +0700 (#3541749)

 

Здрасте вам через окно, Menelion!

Отвечаю на письмо от воскресенье 14 января 2018 год!, 15:56:26:

А я вот дерзну предположить, заметьте, только предположить, ибо не
считаю, что мои слова - это истина в последней её инстанции,
так вот, берёте ребёнка, сажаете его рядом с собой и доходчиво
объясняете, что зрение твоё, деточка, штука ненадёжная, потому что оно
плохое и, не исключено, что может стать ещё хуже, либо пропасть
совсем.
Поэтому тебе обязательно надо научиться пользоваться компьютером без зрения.
Возможно, что это умение тебе и не пригодится, более того, пускай
вообще не пригодится, но лишние знания и умения никогда не были никому
помехой.
Как-то повести разговор в том ключе, что страшного в этом ничего нет,
что многие так живут и довольно успешно справляются, поэтому никакого
супер-трагизма в этом нет.
Вот как-то в таком духе.
Ну а параллельно проконсультироваться с доктором, чтобы примерно
хотябы знать, что ждёт дитя.
Увеличителем он и так потом сможет воспользоваться, ибо если будет
чуть видеть и зрение окажется стабильно низким, это большого труда не
составит, но учить, моё личное мнение, надо именно работе без зрения,
это очень поможет ему в случае, если всё вдруг потухнет, что,
извините, не исключено.
Вот как-то так.
Ещё раз говорю, это просто размышление на тему, не имеющее ничего
общего с профессиональным взглядом на проблему. Просто от себя.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 16:38:49 +0300 (#3541754)

 

Приветствую, друзья!

Разумные вещи тут написал Андрей и Алекс. Прижать к стене доктора и узнать
всю правду-матку нужно и можно. Но врачи не боги и тоже склонны ошибаться.
А следовательно, нужно готовить ребенка к различным вариантам. Экранная лупа
- это, конечно, хорошо. Но в первую очередь все же с таким остатком, как у
ребенка - нужно все-таки использовать и голосовые проги. Знаю людей с точно
такими же циферками остаточного зрения. Что-то они улавливают глазом, что-то
лупой, а в каких-то ситуациях врубают голос.
И вот в этой ситуации основную ошибку допускают родители. Первая ошибка -
это то, что ребенка отдают в обычную школу. Следующий шаг, который могу
предугадать - в каком-то классе учителям надоест уделять особое внимание
этому ребенку и будут предлагать перевести его на домашнее обучение.
Вот такие жертвы домашнего обучения сейчас приходят ко мне на обучение. Мама
плотно подсела на ребенка. Вначале не отпустила в интернат, потому что по ее
мнению там неправильно обучают. А она захотела <<правильно>>. Этому ребенку
уже двадцатник, а мама даже на занятиях не выходит из кабинета. Эта мама
вкладывает в девичью голову то, что она должна вести себя как зрячая и не
включать синтезаторы. А девушка ни фига не видит. А при маме на занятиях она
сказала, что она видит, что находится на экране смартфона. А я поняла, что
не видит. Выставила маманьку за дверь. И верно, ребенок не видит, поэтому и
не понимает, что я от нее добиваюсь. Без мамы в кабинете дела у нас пошли
<<на ура>>.
Так вот, зачем я все это пишу? Да только для того, что родственников ребенка
надо убедить не гиперопекать, а действовать по обстоятельствам. И первое
обстоятельство в том, что с подобными циферками в зрении, ребенка нужно
определить в класс, где ему будет комфортно. Где он не будет стесняться
того, что он не такой как все.
Много умников у нас за инклюзию. Но это не для наших школ, где в классе под
тридцатник, если не больше учеников, и простите, замотанный учитель.
Так что я за то, что бы предложить ребенку все варианты: и с лупой, и с
синтезаторами, и с определением в школу для слепых.

С уважением, Ирина Латкина.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 20:04:49 +0300 (#3541779)

 

Vande omentaina, Irina!

Не-не, Ирин, я не столько про экранную лупу, сколько про ручной
видеоувеличитель. Книжку с картинками подчитать, рассмотреть
что-нибудь, написать опять же.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 19:15:36 +0200 (#3541786)

 

Здравствуйте, Menelion.

Вы писали 14 января 2018 г., 20:15:36:

Согласна тут, Андрей. Наблюдала ребятишек, у которых есть малый
остаток зрения, но их не научили использовать его элементарно в быту.
Родители не знают и не понимают, как это делать. А вот почему школы
этого не делают, это вопрос. Впрочем, так им легче: подмахнул под одну
гребенку - слепой и баста. Знаю человека, которому в школе поставили
клеймо умственно неполноценного. а этот человек ныне стал хорошим
педагогом. И только благодаря родителям, которые не поверили
заключению школьных специалистов и воспитывали ребенка как могли.

Ответить   Tue, 16 Jan 2018 11:03:41 +0300 (#3542067)

 

Vande omentaina, Алекс Валиев!

Я соглашусь полностью.
Единственное "но", и оно, к сожалению, огромно: люди, даже маленькие
дети, у которых есть хоть какое-то зрение, норовят его использовать.
Видимо, это что-то подспудное, подсознательное, что ли, когда человек
чувствует себя ущербным, что ли, если не пользуется зрением. Я реально
видел людей, которые вписываются в столбы с криками "да я вижу, куда
иду!", пытаются рыть носом семьдесят второй шрифт и делают прочие
вещи, с нашей с тобой точки зрения не очень умные. Допускаю, что это
можно как-то выправить в детстве, но очень в этом сомневаюсь: кругом
всё заточено на зрение, и потому человечек всё равно чувствует, что
что-то с ним не так.
Именно поэтому я дал такие рекомендации. Но, повторюсь, если врачи
говорят, что зрение может ухудшиться, то никаких экспериментов, и
действительно учите сразу речевому доступу. Но увеличитель я бы всё же
взял ручной, если средства позволяют.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 19:12:53 +0200 (#3541783)

 

приветствую всех. алекс валиев пишет: так вот, берёте ребёнка, сажаете его
рядом с собой и доходчиво объясняете, что зрение твоё, деточка, штука
ненадёжная, потому что оно плохое и, не исключено, что может стать ещё хуже,
либо пропасть совсем. Поэтому тебе обязательно надо научиться пользоваться
компьютером без зрения. Возможно, что это умение тебе и не пригодится, более
того, пускай вообще не пригодится, но лишние знания и умения никогда не были
никому помехой.
абсолютно во всём согласен. хоть у меня пока ещё и нет детей, но я это
ощутил на себе. я знаю, что такое работать на компьютере без помощи зрения.
у меня есть остаток и притом достаточно хороший. но на боковое зрение, а
прямого почти нету. я рос обычным ребёнком и ничем не выделялся среди своих
сверстников: также в улице с парнями и девчонками играл в футбол, волейбол,
да и вообще во все игры, какие только было можно. но когда мы играли в
футбол, я никогда не бегал по полю, а только был вороторём из-за частых
припадков эпелепсии. сейчас мне 26. и мне жаль, что моё поколение последнее,
чьё детство прошло во двореи в улице с мячиком и на лавочке. а сейчас
детство у ребятишек проходит за компьютером и смартфоном. и тому пример -
мой младший брат.

Ответить   Mon, 15 Jan 2018 01:42:14 +0900 (#3541813)

 

Приветствую, Алекс Валиев!

зрения.

Попробовать то можно, только восьмилетний ребёнок, с небольшим остатком,
с большой вероятностью, забьёт на эти объяснения. Он, конечно будет
соглашаться, но всё равно будет использовать зрение.
Вспомнилось, как в школе, ребятишек заставляли не смотреть, когда их
обучали брайлю.
В данной ситуации, вижу только один выход, хочешь пользоваться компом,
зрение старайся не использовать. А чтобы тебе сподручней это было
делать, мониторчик пусть пока в кладовке полежит.

Ответить   Georgy Sun, 14 Jan 2018 20:47:58 +0400 (#3541814)

 

Приветствую всех участников!
Спасибо всем, отозвавшимся в темку.
Тема, понятно, больная, и чтобы не растеклись мы мыслею по древу. чуть
локализую исходные данные.
Я не общался еще с его мамой, мой пост сюда это один из подгов. шагов к
разговору с ней.
Мой личный прогноз в плане созранения зрения, увы негативный.
Наследственность по папашиной линии хреновая, хуже некуда, мальчишку я
видел пару лет назад уже полуслепого. Врядли школа, тем более обычная
добавит его глазам здоровья.
Но идти по пути мессианства и вещать его маме истины великие я не хотел
бы. Тем более, что она - кандидат околовсяческих наук, есть старшая
здоровая глазами сестричка и куча дедушек-бабушек.
Малый толковый и мысль моя на этом этапе бродит вокруг того, чтобы
подтянуть его к компу (может через игрушки какие, тренажеры-кнопы
всякие) с тем, чтобы потом часть зрит. школьной нагрузки перебросить в
слухз.
А там уж, как Бог даст.
Поэтому, кто подкинет актуальный в нынешних операционках кноп, или
игрушку незивзуальную для завлекаловки будет самое то для начала.
А там - либо мама проникнется, либо судьба все расставит как есть.

Станислав.

Ответить   Sun, 14 Jan 2018 19:35:53 +0200 (#3541787)