[SPH] Ребенок с минимальным остатком зрения и компьютер: что, как, когда?

Здравствуйте, рассылка!
Ситуация: ребенок 8 лет, с минимальным остаточным зрением (лучший глаз
имеет примерно 0.1, худший - какие-то сотые), ходит в обычную школу.
На данный момент не использует никаких инструментов тифлоподдержки.
Вопрос к родителям, подобных деток, или к тем, у кого есть личный опыт:
пора приучать к тифлокомпьютеру?
На что сделать упор: чтение, письмо, какие-то игрушки?
Применять ли средства увеличения изображения, или сразу учить
пользоваться без зрительного контроля?
Есть ли что, написанное об этом, или родительские форумы?
Родственники спросили совета у меня, а я вот спрашиваю сообщество.
С уважением: Станислав.
Vande omentaina, Станислав Березовский!
Личного опыта не имею, но являюсь специалистом в области адаптивных
технологий. Мой ответ таков:
Однозначно стоит. Причём надо смотреть и консультироваться с врачом. В
идеале прижать доктора к стенке и задать ему вопрос в лоб: какова
вероятность, что ребёнок ослепнет полностью или что его зрение вообще
ухудшится. Этиология заболеваний глаза очень и очень разная, поэтому
вполне возможно, что зрение не будет меняться всю жизнь, а возможно,
что оно будет постепенно ухудшаться.
В первом случае (зрение не меняется или есть шанс улучшить его
медицински) тифлокомпьютер как таковой не нужен, но однозначно нужен
видеоувеличитель, причём чем быстрее, тем лучше. Самые доступные и по
цене, и по весу модели - это ручные видеоувеличители. Поскольку
ребёнок маленький, ему должно пока хватить такого для любых целей, в
том числе для чтения и письма (есть модели со специальными
подставками для письма). Вариант - ZoomText, программа увеличения
экрана, которая позволит всё то же самое делать с компьютера. Когда
подрастёт и острее встанет вопрос
чтения с доски и других отдалённых расстояний, понадобится ещё и
видеоувеличитель с камерой на даль, который позволит выводить
изображение с дальних расстояний на экран компьютера или экран самого
устройства.
По конкретным моделям пишите на личный адрес, что интересует.
Тогда посоветую и расскажу разницу.
Если же есть хотя бы какая-то ненулевая вероятность, что зрение будет
ухудшаться, нужно брать ZoomText Fusion - это по сути программа
экранного увеличения ZoomText и программа экранного доступа JAWS
одновременно. Тогда можно потихоньку приучать к работе с увеличением
экрана, постепенно переводя на речевой доступ, чтобы переход на JAWS
не оказался шоковым. При этом обязательно нужно изучать Брайль (я бы
учил ему в обоих вышеописанных случаях), чётко следя за тем, чтобы
ребёнок ни в коем случае не читал точки глазами (полотенце на руки,
повязка на глаза - любая мера не будет крайней в данном случае). К
последнему предупреждению отнеситесь очень и очень серьёзно, от чтения
Брайля глазами зрение сажают даже стопроцентно зрячие учителя спецшкол.
Если будут вопросы, пишите в лист или в личку.