Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

AIN - all about hi-tech - комментарии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

AIN - Агентство Iнтернет Nовостей 19.04.2000
http://ain.com.ua
ain@fm.com.ua

** комментарии **

При использовании информации ссылка на
AIN - Агентство Iнтернет Nовостей http://ain.com.ua
обязательна

*********************************

Указ Президента Украины представляет угрозу Интернету

Президент Украины подписал указ о мерах по защите информационных ресурсов
государства, который в частности предполагает создание в рамках Служби
безопасности Украины департамента специальных телекоммуникаций и защите
информации.

"Указ Президента Украины

Про меры по защите информационных ресурсов государства

С целью обеспечения защиты информационных ресурсов государства в сетях
передачи данных, проведения единой государственной политики в сфере защаты
информации, постановляю:

1. Создать в составе Служби безопасности Украины, как орган
государтсвенного управления, Департамент специальных телекомуникайионных
систем и защиты информации.

2. Возложить на Департамент специальных телекомуникационных систем и защиты
информации Службы безопасности Украины реализацию государственной политики
в сфере защиты государственных информацилнных ресурсов в сетях передачи
данных, криптографической и технической защиты информации.

3. Установить, что органы государственной власти, предприятия, учереждения
и организации независимо от формы собственности, которые обрабатывают,
передают, собирают и хранят информацию, которая является собственностью
государства, использующие сети передачи данных, в том числе общего
использования, в установленном порядке к требованиям защиты информации, что
определяется Департаментом, созданым в соответствии со статьей 1 этого
Указа.

4. Службе безопасности Украины представить в месячный срок проект Положения
про указанный Департамент.

5. Департаменту специальных телекомуникационных систем и защиты информации
Службы безопасности:  разработать в месячний срок предложения относительно
защиты информации в сетях передачи данных; создать специализированное
предприятие для внедрения механизмов защиты информационных ресурсов
гоударства.

Президент Украины Л. Кучма.
Киев.
10 апреля 2000.
  582/ 2000"

И так. Худшие опасение некоторых наблюдателей оправдываются. Украинские
власти, наученные горьким опытом российских "коллег" решили построить над
рынком Интернет в Украине, который находится еще в зачаточном состоянии,
свой собственный управляющий орган, который будет фактически и юридически
управлять этим информационным пространством, сила которого и влияние
многими сравнивается с такими мощными СМИ как ТВ и печатная пресса.

Особо стоит отметить часть этого Указа в которой говорится о документе,
который должен регламентировать деятельность нового департамента.

"3. Установить, что органы государственной власти, предприятия, учереждения
и организации независимо от формы собственности, которые обрабатывают,
передают, собирают и хранят информацию, которая является собственностью
государства, используют сети передачи данных, в том числе общего
использования, в установленном порядке к требованиям защиты информации, что
определяется Департаментом, созданым в соответствии к статье 1 этого
Указа."

В этом пункте присутсвует определение того, что действия департамента уже
ограничиваются только тем информационным полем и той информацией, которая
является государственной. Не смотря на ограничения "государственной
информации" деятельность этого департамента СБУ может выйти за обозначенные
пределы. Прямого определение "государственной информации" в Законе про
информацию нет. Этот термин встречается несколько раз, но все же не дает
четкого определения что же это такое, а те размытые фразы существующие в
Законе про информация не так уж и страшны.

В Законе Украины "Про информацию" есть пункт 6 определяющий понятие
государственной информационно политики:

"Сатья 6. Государственная информационная политика - это совокупность
основных направлений и способов деятельности государства в получении,
использовании, распространении и хранении информации. Главными
направлениями и способами государственной информационной политики есть:
обеспечение доступа граждан к информации; создание национальных систем и
сетей информации; усиление материально-технических, финансовых,
организационных, правовых и научных основ информационной деятельности;
обеспечение эфективного использования информации; содействие постаянному
обновлению, обогощению и сохранению национальных информационных ресурсов;
создание общей системы охраны информации; содействие международному
сотрудничеству в сфере информации и гарантирование информационного
суверенитета Украины. Государственную инфорационную политику разрабатывают
и осуществляют органы государственной власти общей компетенции, а также
соответсвующие органы специальной компетенции."

В статье 10. "Гарантии и парва на информацию" в частности говорится:

"Право на информацию обеспечивается: свободным доступом субектов
информационных отношений к статическим данным, архивным, библиотечным и
музейным фондам; ограничение этого доступа обуславливается только
спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, что определяется
законодательством"

В статье 18 "Виды информации" определяются виды информации, которые
регламентированы законом
"Основными видами информации есть: массовая информация; информация про
деятельность государственных органов власти и органов местного и
регионального самоуправления; правовая информация; информация про личность;
информация справочно- энциклопедического характера; социологическая
информация"

В этом списке нет определения "государственной информации". Однако есть
следующая статья 28 "Режим доступа к информации" в которой говорится:

"Режим доступа к информации - это предусмотренный правовыми нормами порядок
получения, использования, распространения и хранения информации. По режиму
доступа информация делится на открытую информацию и информацию с
ограниченным доступом. Государство осуществляет контроль за режимом доступа
к информации. Задачей контроля за режимом доступа к информацие заключается
в обеспечение исполнения требований законодательства про информацию всеми
государственными органами, предприятиями, учереждениями и организациями,
недопустимости необоснованного отнесения сведений к категории информации с
ограниченным доступом. Государственный контроль за исполнением
установленного режима осуществляется специальными органами, которые
определяет Верховный Совет Украины и Кабинет Министров Украины."

Получается, что в соответствии с этим пунктом Президент просто не имеет
права осуществлять деятельность по созданию структур, которые должны
контролировать режим доступа к информации. Это дело Верховного Совета и
Кабинета Министров. Конечно, может быть множество юридических моментов,
которые чиновники придумали сами для себя, когда в соответствии с одним
законом они могут далеко не все, а другой позволяет им делать даже больше
чем все. Поэтому сложно говорить о законности этого Указа Президента, но по
крайней мере одно противоречие с существующим законодательством имеется.

Но это еще не все. Статья 30 "Информация с ограниченным доступом" говорит
о
том, что: "Отнесение информации к категории секретной, которая составляет
государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляется в соответствие
с законом про эту информацию. Порядок оборота секретной информации и еe:
защита определяются соответсвующими государственными органами при условии
выполнения требований, установленных этим Законом"

В статье 37 "Документы и информация, которые не подлежат предоставлению для
ознакомления по запросами" нет ни слова о "государственной информации":
"Не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по
информационным запросам официальные документы, которые содержат в себе:
информацию, признанную в установленном режиме государственной тайной ... "

В первый раз словосочетание государственная информация дает более-менее
четкое определение в статье 38. "Право собственности на информацию", где
в
частности говорится:

"Информация является обектом правом собственности граждан,
организаций(юридических особ) и государства. Информация может быть обектом
права собственности как в полном обьеме, так и обектом только владения или
использования.

Информация, созданая на средства государственного бюджета, является
государственной. Информацию, созданную на правах индивидуальной
собственности, может быть отнесена к государственной собственности в
случаях передачи еe: на хранение в соответствующие банки данных, фонды или
архивы на договорной основе. Собственник информации имеет право назначать
лицо, которое осуществляет владение, использование и распространение
информации, и определять правила обработки информации и доступа к ней, а
также устанавливать другие условия относительно информации."

К государственной информации также относится статистическая информация.
Статья 19 "Статистическая информация": "Статистическая информация
- это
официально документированнная государственная информация, которая дает
количественную характеристику событиям или явлениям, которые происходят  в
экономической, социальной, культурной сферах жизни Украины."

Т.е. в итоге получается, что государственной информацией является
информация, созданая на средства государственного бюджета и статистическая
информация.

И все же. По мнению наблюдателей, государственные службы, а в особенности
Служба безопасности Украины не смотря на четко регламентированные действия
могут в ближайшее время получить карт-бланш для более обширной работы в
компьютерных сетях и в частности в Интернете. Этому будет в первую очередь
благоприятствовать отстутсвие закона про сам Интернет, определяющий, что же
это есть такое в рамках украинского государства. Там где нет Закона, как
правило, прав сильнейший.

Вторая причина, которая может "простимулировать" действия спецслужб как
раз
в слабости и несогласованности самого Интернета в Украине как
инфраструктуры. Почти год назад украинские провайдеры попытались
осуществить попытку создания Ассоциации провайдеров Украины, но эта идея
повитав в атмосфере несколько недель угасла и не смотря на то, что о ней
еще иногда говорят некоторые руководители провайдерских украинских фирм. Но
идея пока так и остается идеей. Аналогичная ситуация происходит и на
контент-рынке, который не смотря на то, что как правило, очен резко
реагировал на подобные заявления раньше, в последнее время серьезно
озаботился актуальными и модными вопросами инвестиций. Все попытки
сплочения рядов пока безрезультатны.

Хотя сегодня на сервере свободного российского хостинга Chat.Ru появился
новый сайт под названием Protest_net_ua http://www.chat.ru/~protest_net_ua/
на котором проанонсирована акция протеста против попыток организации
государственного регулирования Интернет в Украине.

В итоге имеется ситуация, когда пользуясь отсутсвием Законодательного
определения пространства Интернет как такового государственные структуры
пытаються его полностью подчинить себе. При этом кто-либо или что-либо
помешать этому не может.

Что будет дальше? По информации из конфиденциальных источников,
иннициативная группа при Призеденте Украины в которую в частности входят
чиновники из Госкомсвязи и Совета Безопасности, уже ведут активную работу
по подготовке законодательных актов с помощью которых будет регулироваться
не только "государственная информация", но и вся информационная структура
Интернет в целом.

Проект Закона о контроле за состоянием информационной безопасности в сетях
передачи данных готовый к подписанию http://www.morok.kiev.ua

*********************************

RB2

http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное