Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

AIN - all about hi-tech 15/05/02


Информационный Канал Subscribe.Ru


AIN - all about hi-tech
15/05/02
http://ain.com.ua

**

ТЕМА ДНЯ
Госкомсвязи будет по-новому?
Коллективу Государственного комитета связи и информатизации Украины представлен
новый председатель
http://ain.com.ua/communication/2002/05/15/1091.html

13 мая 2002 года первый вице-премьер-министр Украины Олег Дубина официально представил
коллективу Государственного комитета связи и информатизации Украины и руководителям
предприятий и учреждений отрасли Николая Гончара, назначенного на должность председателя
Госкомсвязи Украины указом Президента Украины за номером 409 от 26 апреля 2002
года.

То, что нынешняя смена руководства Государственного комитета связи и информатизации
Украины (типа «министерство связи») не вызвала такого бурного резонанса и обсуждений
как предыдущая, не  удивительно.

Во-первых, о том, что предыдущий председатель Госкомсвязи Станислав Довгий уйдет
в парламент, как о свершившемся факте, в коридорах и кабинетах Госкомсвязи и
Администрации Президента начали говорить еще в конце февраля. Конечно, некоторых
удивляла такая уверенность, ведь для прохождения в парламент 33-му номеру в списке
«За единую Украину» блоку необходимо было получить порядка 15% голосов избирателей,
а в то время в основном рассчитывали максимум процентов на 10. Подробнее о том,
как г-н Довгий стал депутатом и чем он будет заниматься в парламенте, мы уже
обещали рассказать и обязательно это обещание выполним в ближайших историях.
Сейчас же просто можно воспринять как факт, что уже с начала марта многие приближенные
к Госкомсвязи люди были готовы к переменам.

Во-вторых, в данном случае смена руководства произошла без вмешательства органов
национальной безопасности, не говоря уже о каких-либо публичных перепалках руководства
Госкомсвязи, например, с руководством Службы безопасности Украины.

Для тех, кто не очень хорошо помнит предыдущую смену, можно рекомендовать к прочтению
историю «Семь проколов Шевчука», в которой изложены основные причины и некоторые
важные нюансы отставки первого руководителя Госкомсвязи Украины. Напомним лишь,
что случилась эта отставка в июле прошлого года. И вот, чуть больше чем через
полгода в Госкомсвязи снова меняется руководство. На этот раз уже по «техническим
причинам».

Напомним краткую историю существования этого органа государственной власти. Фактическое
окончание создания нормативной базы под существование этого комитета произошло
2 октября 1999 года и ознаменовалось Указом Президента Украины ї1273/99: «установить,
что Государственный комитет связи и информатизации Украины является правопреемником
ликвидированных Государственного комитета связи Украины, Государственного агентства
информатизации Украины, Главного управления по вопросам радиочастот при Кабинете
Министров Украины».

Положение о Государственном комитете связи и информатизации Украины от 3 июня
1999 года ї601/99 гласит: «Государственный комитет связи и информатизации Украины
(Госкомсвязи Украины) является центральным органом исполнительной власти, который
подчиняется Кабинету Министров Украины и выполняет функции Администрации связи
Украины. Госкомсвязи Украины обеспечивает проведение государственной политики
в области связи, распределения и использования радиочастотного ресурса и в сфере
информатизации, несет ответственность за их состояние и развитие».

В-третьих, и это, видимо, самое главное, какие-либо особе перемены в деятельности,
позиции и политике Госкомсвязи в связи со сменой руководства если и ожидаются,
то настолько не кардинальные, что нового председателя по-прежнему продолжают
воспринимать сквозь призму его предыдущей должности - заместителя. И для этого
есть все предпосылки.

Г-н Гончар, как и его условно бывший непосредственный босс, выходец из коридоров
Администрации Президента, где он ударно оттрудился с 1999 по 2000 год на должности
главного консультанта-инспектора. Далее, вслед за своим соратником, Николай Гончар
уходит рулить Укртелекомом, а в 2001 году - переход в Госкомсвязи.

Сейчас же, несмотря на то, что пути двух неразлучных коллег разошлись, они остались
в очень тесной и потенциально эффективной связке. В начале апреля, после выборов,
когда для Довгого возможность ухода в парламент перестала быть пусть и четкой,
но все же виртуальной, в одном из интервью сообщил, что в любом случае он не
собирается расставаться с любимой отраслью. И если сбудется план по созданию
в парламенте отдельного Комитета по вопросам связи и информатизации, то на 101%
для руководства им будет избран именно бывший председатель Госкомсвязи. На этом
примере сбудется мечта многих украинских парламентариев о том, что законодательная
власть должна иметь больше контроля и полномочий при сотрудничестве с исполнительной
властью. В данном случае не будет необходимости даже в каких-то дополнительных
законодательных актах. Де-факто г-н Довгий продолжит руководить стратегической
деятельностью Госкомсвязи.

Далее, собственно, разглагольствовать, прогнозировать и анализировать по поводу
происшедших изменений в «министерстве связи» смысла особого нет. Все останется
по-старому, только в усиленном депутатством Довгого формате.

Но об основных векторах нынешней и будущей деятельности все же стоит упомянуть,
а также попытаться кратко посмотреть на то, что же было сделано Госкомсвязью
под руководством Станислава Довгого.

Супер-задачей для Николая Гончара, конечно же, будет проблема приватизации Укртелекома.
Предположительно конкурс на неконтрольный пакет акций украинского телекоммуникационного
монстра может быть объявлен в октябре-ноябре этого года. Насколько успешно закончится
этот уже затянувшийся сериал телекомовской приватизации, сейчас вряд ли кто-то
возьмется предположить.

Есть достаточно аргументированное мнение, что такой пакет такого Укртелекома
да еще и за такие деньги даже Дойче Телекому больше обузой будет. С другой стороны,
есть вполне радужные эмоции, которые пытаются выплескивать чиновники Госкомсвязи
и Фонда государственного имущества, отвечая иногда на вопросы, связанные с этим
процессом. Но развитие сюжета заставляет просто рассчитывать на то, что развязка
его не испортит.

В то же самое время под этой супер-задачей подразумевается и развитие аналогичных
отношений в плоскости «Укртелеком и весь остальной рынок». Вместо того чтобы
воспринять своих партнеров по рынку как таковых, в Укртелекоме и в Госкомсвязи
продолжает продвигаться тезис о том, что усиление позиции Укртелекома на внутреннем
украинском рынке путем закручивания болтов и гаек, перекрывания кислорода другим
компаниям фактически равнозначно повышает инвестиционную привлекательность Укртелекома.

Говорить о том, что Укртелеком кому-то в Украине конкурент или у Укртелекома
есть какие-то конкуренты, может только фатально больной человек. Укртелеком -
это столп, без которого Украина просто может лишиться практически всех коммуникационных
механизмов.

В то же время у Укртелекома есть несколько сотен компаний, которые занимаются
различными бизнесами в сфере связи и при этом являются клиентами Укртелекома.
Грубо говоря, пытаясь зажать своих клиентов, Укртелеком не столько повышает свою
инвестиционную привлекательность, сколько рубит сук, на котором он сам и сидит.

В общем, если кратко, изменение своего пассивного отношения со стороны Госкомсвязи
в сторону «всего остального рынка» не предвидится, а если оно и будет, то лишь
в сторону усиления давления на частный сектор телекома.

Вторая мини-супер-задача нового руководителя Госкомсвязи - подготовка PR-акции
под названием «Электронная Украина».

Украина уже имеет опыт программы информатизации. Опыт не очень положительный,
и это, может быть, единственный случай, когда в Госкомсвязи, говоря о программе
информатизации, способны говорить о каких-то ошибках. Но, к сожалению, не о своих,
а чужих, перекладывая всю ответственность за невыполнение программы информатизации
на первого председателя Госкомсвязи Олега Шевчука. При этом, правда, Шевчука
уже более полугода в Госкомсвязи нет, а программа информатизации все там же.
Где конкретно - уточнять не стоит. Вроде бы понятно.

Тем не менее, это не мешает нынешнему руководству Госкомсвязи говорить о том,
что «современное состояние информатизации в Украине характеризуется рядом достижений».
При этом авторы документа под названием «Состояние информатизации Украины» в
лучшем случае оперируют какими-либо данными и цифрами образца не ранее 1998 года,
упоминая, что в 2001 году на информатизацию было выделено 8 млн. гривен (около
$1,5). Такое вот современное состояние. И это при том, что «в формировании и
выполнении этой Национальной программы принимает участие 15 министерств, 20 государственных
комитетов, а также 11 центральных органов власти со специальным статусом».

И вот теперь у Госкомсвязи появилась новая забава, которая, правда, не отменяет
наличие старой.

О проекте «Электронная Украина» впервые заявил премьер-министр Украины Анатолий
Кинах в конце февраля 2002 года на открытии Недели цифровых технологий (выставки
EnterEX и ExpoTEL, несколько конференций и множество семинаров). Уже в середине
апреля прошла первая акция под названием «Электронная Украина» (выставка «Информатика
и связь», а также несколько круглых столов).

По планам, к началу осени должен быть готов первый проект программы «Электронная
Украина», а к концу года должна состояться его презентация. Кстати, не исключено,
что эта презентация может быть совмещена с приватизационным конкурсом по Укртелекому.
Будет чем и инвесторам глаза замылить, и информационных поводов параллельных
создать, чтобы журналисты не так зацикливались на приватизации.

Тема этого проекта заслуживает особого внимания, и АИН уже неоднократно рассказывал
об этом в своих историях, и будет рассказывать и далее. Тем более, что материалов
уже есть на сериал средней продолжительности.

Этих двух задач Николаю Гончару хватит для того, чтобы окунуться в работу «с
головой», но, конечно же, их стоит гораздо больше. Посмотрим в конце года на
выполнение.

Напоследок пару слов о достижениях Госкомсвязи под руководством г-на Довгого.

Строки официального документа с «представления Николая Гончара»: «Вице-премьер-министр
Украины Олег Дубина отметил плодотворную работу связистов в 2001 году и высоко
оценил вклад отрасли в развитие экономики государства. Олег Дубина поблагодарил
предыдущего председателя Госкомсвязи Станислава Довгого за значительный вклад
в модернизацию ведущей отрасли отечественной экономики. «Последние показатели
работы отрасли свидетельствуют о правильно взятом курсе и удачно разработанном
плане развития», - отметил Олег Дубина».

Самое интересное, что если показатели работы отрасли действительно таковы, то
как это согласуется с совсем недавним (по меркам жизни государства) заявлением,
прозвучавшим 19 июля 2001 года на заседании Совета национальной безопасности
и обороны? Напомним, что на нем была принята рекомендация к президенту Украины
об отставке тогдашнего председателя Госкомсвязи Олега Шевчука.

Вот несколько строк: «в ходе обсуждения вопроса защиты национальных интересов
в сфере телекоммуникаций СНБОУ констатировал, что технический и технологический
уровень отрасли не в полной мере удовлетворяет государственные потребности. Растет
технологическая зависимость Украины от иностранных производителей телекоммуникационного
оборудования.

Члены Совета пришли к выводу, что система государственного регулирования рынка
услуг в отрасли телекоммуникаций остается малоэффективной. Нормативно-правовая
база не соответствует современному уровню развития отрасли. Слабо стимулируется
инновационная деятельность, что сдерживает эффективное внедрение современных
отечественных систем обработки и передачи информации.

На заседании отмечалось, что недостаточно учтены интересы государства при приватизации
предприятий, предоставляющих услуги в сфере телекоммуникации. Это негативно отражается
на возможностях защиты национальных интересов. Отмечался рост теневой деятельности
в сфере предоставления телекоммуникационных услуг, многочисленные факты хищения
оборудования, сетевых кабелей и тому подобное.

Работа Государственного комитета связи и информатизации в сфере телекоммуникаций
признана неудовлетворительной».

Напомним, что таким выводам и года еще нет. И что теперь? Оказывается, что все
же был какой-то «удачно разработанный план». Но вот вопрос - у кого? У Шевчука,
который руководил Госкомсвязью с момента его существования и который, по словам
официального документа, фактически завалил отрасль, или у Довгого, который пришел
и как Мюнхаузен за несколько месяцев вытянул отрасль из пропасти?

О том, что же реально было сделано Госкомвсязью под руководством Довгого, можно
узнать всего лишь с одной страницы официальных пресс-релизов Госкомсвязи. Всего
пара десятков информационных сообщений за несколько сотен дней работы. Хотя,
конечно, реально было сделано больше, а еще больше не сделано. Только говорить
об этом в пресс-релизах Госкомсвязи никто не будет.

Последний пресс-релиз отметим особо: «Украина в Антарктике». Что ж. С такими
успехами Госкомсвязи Украины вполне может претендовать на звание лучшего информатизатора
Антарктики. Пингвины будут только рады.

**

В случае, если Вас заинтересовал какой-то конкретный материал, но Вы не имеете
возможности наблюдать его через http, мы вышлем Вам этот материал отдельно по
Вашему запросу на адрес ain@brams.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное