Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интернет, деньги и коммерция" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
AIN - all about hi-tech 11/02/02
AIN - all about hi-tech 11/02/02 http://ain.com.ua ** Новые публикации на AIN.com.ua E-BUSINESS Е-документы пока нам будут только сниться Закон <Об электронных документах и электронном документообороте> стал жертвой предвыборного законодательного цейтнота http://ain.com.ua/ebusiness/2002/02/11/976.html а также HARD & SOFT С кем и чем борется США? CD-давление со стороны США будет продолжаться поскольку, скорее всего, в качестве цели санкций выступает не столько борьба с пиратством http://ain.com.ua/hard_soft/2002/02/11/975.html ** http://ain.com.ua/ebusiness/2002/02/11/976.html Е-документы пока нам будут только сниться Закон <Об электронных документах и электронном документообороте> стал жертвой предвыборного законодательного цейтнота История законопроекта «Об электронных документах и электронном документообороте» началась не в прошлом году. Но именно внесение этого проекта в парламент в конце мая 2001 года и рассмотрение в первом чтении в конце сентября 2001 года вынесли тему этого законопроекта на всеобщее обсуждение. К тому же в прошлом году стала активно обсуждаться тема о необходимости создания в Украине электронного правительства. Без нормативно-правовой базы, реализация такого проекта просто невозможна, ведь не имея полноценной юридической силы, электронный документ не может быть использован ни коммерческими, ни государственными органами для заключения каких бы то ни было сделок. Соответственно, пока закон о е-документе не принят, мы не сможем получить от государства никаких гарантий или обязательств в электронной форме. Первые разговоры о необходимости подобного законодательства начались еще в 2000 году, когда США и друге страны стали использовать новые и высокие технологии в не менее высоких государственных интересах. После долгих пересудов и внутренних обсуждений в Кабинете Министров в мае 2001 года законопроект все-таки поступил в парламент. Его авторство приписывается г-ну Еханурову. По прошествии нескольких месяцев, в сентябре, после особого упоминания президентом Украины о необходимости первоочередного рассмотрения этого законопроекта, Верховная Рада все же удосужилась рассмотреть его в первом чтении. После первого чтения происходил весьма загадочный процесс доработки этого законопроекта. Загадочный потому, что, по словам некоторых государственных служащих, внесение каких-либо правок в этот законопроект «со стороны», например, Нацбанка Украины, оказалось просто невозможным. А ведь НБУ является одним из основных потенциальных потребителей этого закона. В Нацбанке уже не первый год внимательно следят и активно используют продукты ИТ - например, в платежной системе. Но пока все эти проекты носят виртуальный характер, поскольку не имеют юридической силы. Для этого необходимо законодательно и юридически утвердить такие понятия, как электронный документ и электронная цифровая подпись, а также создать нормативы и узаконить процессы электронного документооборота. Проблема отсутствия юридических электронных средств заверения официальных документов касается не только НБУ. АИН уже рассказывал о планах украинского правительства в области интеграции государственных органов власти в информационное пространство интернета. Сейчас, например, на некоторых гос.сайтах можно встретить предупреждение приблизительно следующего содержания: «Информация, размещенная на этом сайте, не является официальной и не может быть использована в качестве официальной информации». И это вполне грамотно и правильно на данный момент. Многие слышали и знают о том, как умелые ребята без особых проблем «ломают» практически любые компьютерные системы и не только получают (воруют) необходимую информацию (например, о номерах и данных кредитных карточек клиентов определенных банков), но и меняют само содержание сайтов, в том числе и государственных органов. Многие помнят о югославском кризисе 1999 года, когда противостояние США (НАТО) - Россия достигло такого накала, что выплеснулась и в компьютерное пространство. Как сообщали тогда многие информационные проекты, русские и не только русские хакеры «ломали» сайты государственных органов США с целью разместить там лозунги и призывы против бомбежек в Югославии. Подобные процессы происходили и после 11 сентября 2001 года, когда уже другие ребята производили подобные операции на происламских интернет-проектах и сайтах государственных органов различных радикально-исламских стран. Но это небольшое отступление. Вернемся к тому, что к февралю месяцу, по словам некоторых служащих НБУ, было подготовлено немало правок к законопроекту «Об электронных документах и электронном документообороте». Кроме этого, в правительстве в это время на завершающей стадии подготовки находится другой законопроект «Об электронной цифровой подписи», который в первоначальном варианте вызвал много критики со стороны различных госорганов, в том числе и со стороны Министерства юстиции, которое определило первые проекты как несоответствующие европейским нормативам и стандартам. Сейчас же, как утверждает первый заместитель начальника Управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Секретариата Кабинета Министров Украины Василия Кушнира, окончательный проект доработан до такого состояния, когда есть не только полное соответствие европейским директивам, но и в некоторых моментах украинский проект прогрессивнее этих норм. И, по словам г-на Кушнира, Кабинет Министров предлагал рассматривать законопроекты «Об электронном документе:» и «Об электронной цифровой подписи» в одном пакете документов. Как заявил в эксклюзивном интервью АИН Василий Кушнир, ничего противоречивого в этих двух законопроектах нет - они скорее дополняют друг друга. Но, как считает г-н Кушнир, ничего страшного в том, что Верховная Рада не дождалась проекта «Об электронной цифровой подписи» в правительственной редакции, нет - эти два закона могут существовать совершенно отдельно. Кабинет Министров должен был рассмотреть Законопроект «Об электронной подписи» 6 февраля на выездном заседании, после чего отправить его в Верховную Раду. Пока официальной информации о том, что это произошло, нет. Почему депутаты не вняли критике, замечаниям и предложениям со стороны и не дождались параллельного законопроекта? Вероятно, не получив правительственного законопроекта, депутаты решили не тратить драгоценного предвыборного времени и успеть, хоть с некоторым опозданием, но выполнить наставление президента Украины, который определил этот законопроект как «неотложный» для первоочередного рассмотрения на восьмой сессии ВР. А сейчас, извините, уже девятая сессия пошла. 7 февраля в 12:45 депутаты ВР Украины начали рассмотрение во втором чтении законопроекта «Об электронных документах и электронном документообороте». Как заявил с высокой трибуны член Комитета по вопросам науки и образования Александр Чубатенко, представляющий перед депутатским корпусом этот законопроект, «не стоит объяснять, что этот закон про электронный документооборот и электронный документ является очень важным и первым шагом к созданию новых, в принципе, хозяйственных отношений. За время работы комиссией и комитетом было получено около ста разных поправок. Почти все они учтены». К сожалению, выяснить суть внесенных правок и от кого они исходили, непосредственно у г-на Чубатенко не удалось. Видимо, начинающаяся с 9 февраля агитационная предвыборная кампания не позволила нынешнему народному депутату, претендующему на переизбрание в одном из округов Киева, уделить для небольшой, но важной консультации несколько минут. И поэтому пока вокруг законопроекта «Об электронных документах и электронном документообороте» остается определенный вакуум. Так, например, 8 февраля на «круглом столе», проходившем при миссии ООН в Украине и посвященном проблематике электронного управления на государственном уровне, представитель НБУ высказывал свое возмущение по поводу того, что правки к рассмотренному днем ранее законопроекту были приняты только от депутатов, а от Нацбанка не приняли «толстую пачку важных поправок». Также не совсем ясно, что именно сделали депутаты с этим законопроектом: «рассмотрели» или «приняли». Как следует из стенограммы заседания ВР 7 февраля, после голосования 266 (из 394 зарегистрированных в зале) депутатами «за» этот законопроект, он был направлен в комитет на подготовку к третьему чтению. В то же время, на вышеупомянутом «круглом столе» при миссии ООН, комментируя ситуацию вокруг этого законопроекта, народный депутат Игорь Колиушко, член Комитета ВР Украины по вопросам правовой политики заявил, что ВР приняла законопроект «Об электронных документах:». «Теперь он будет передан президенту на подпись. Это было окончательное принятие», - сообщил в эксклюзивном интервью АИН г-н Колиушко. Справка АИН: Игорь Колиушко вместе с г-ном Чубатенко является сопредседателем секции «Электронное управление», функционирующей в рамках программы «Украина - информационно-коммуникационные технологии для развития» при поддержке Представительства ООН в Украине, Фонда «Возрождение» (фонд Сороса) и Госкомсвязи Украины. На каком же все-таки этапе оказался этот законопроект? Важный вопрос, на который пока ответить сложно. Но столь ли важно искать ответ именно на этот вопрос? Ведь, по словам того же депутата Колиушко, «исходя из той реакции, которая уже имеется: вероятность применения президентом права «вето» очень велика». Объективной причиной этого, по мнению Игоря Колиушко, является то, что этот законопроект очень долго готовился, очень долго лежал в Верховной Раде. Комментируя ситуацию, г-н Колиушко также вспомнил о предложении Кабмина дождаться законопроекта «Об электронной цифровой подписи» и рассматривать два проекта Закона в одном пакете. «В связи с тем, что срок полномочий третьего созыва ВР заканчивается, а Кабмин до сих пор своего проекта не предоставил, Комитет решил пойти на окончательное принятие законопроекта «Об электронных документах:». И теперь уже оказывается, что в нем есть определенные разногласия с тем проектом закона «Об ЭЦП», который находится на рассмотрении в Кабинете Министров». Все вышеперечисленное наводит на мысль, что Украине «не грозит» скорое окончательное законодательное утверждение электронного документа и электронной цифровой подписи. Здесь можно сколь угодно долго и нудно рассказывать о причинах таких далеко не прогрессивных сроках законодательного производства в этом направлении. Чего стоит только то, что до 2001 года в украинском правительстве в этом направлении работал всего один человек (по словам г-на Кушнира - это он сам), и только с середины 2001 года «законодательная группа» была увеличена до 4 человек. Но, как показывает практика, можно сколь угодно глубоко зарываться в поиск причин и виновных в такой медлительности, а «воз» будет стоять на своем месте. И так выходит, что процесс создания соответствующих законов «О е-документах» и «О цифровой подписи» в Украине продолжается третий год, непосредственному законодательному процессу скоро пойдет второй год, а что получилось за это время реального и конкретного? Ответ простой - ничего. Да, можно долго говорить о понимании необходимости принятия таких законов теми же народными депутатами, не говоря уже о президенте, но что это дало конкретного? Ответ тот же. И так, мы имеем ситуацию, при которой любой расклад означает лишь то, что принятие каких-либо окончательных законодательных актов по нашему вопросу может произойти не раньше, чем в мае-июне 2002 года. При этом далеко не ясно, как новый состав ВР поведет себя при определении приоритетных к рассмотрению законопроектов. В любом случае, этот созыв депутатов, вряд ли успеет до конца марта рассмотреть этот законопроект в третьем чтении, а президент, как уже было сказано, вряд ли подпишет принятый (если он все-таки был принят, а не просто рассмотрен во втором чтении) закон - уж слишком много есть для этого причин. Кем бы ни были депутаты, которым предстоит рано или поздно принятие каких-то окончательных решений, им придется учесть действительно все имеющиеся замечания по законопроекту «О е-документах:», а также учесть и законопроект «Об электронной цифровой подписи», который Кабмином все-таки должен быть рассмотрен в ближайшее время и подан на рассмотрение ВР. Пока же у этих заинтересованных лиц и организаций теоретически есть возможность внести свои предложения и замечания доработанного 28 января 2002 года Секретариатом Кабмина проект закона «Об электронной цифровой подписи». По крайней мере, этот законопроект выложен на публичное обсуждение на сайте украинского правительства (http://www.kmu.gov.ua/aspekt/obgov_zakon/obgov_zakonopr.htm). Здесь обещают принять и учесть все поступающие замечания и предложения, но насколько это вероятно и действительно возможно - сказать трудно. Для тех, кто не уверен в добросовестности чиновников украинского правительства по отношению к сознательным гражданам, имеющим предложения в разрабатываемое законодательство, предлагаем параллельно отправлять месседжи и на адрес brams@brams.com. Мы со своей стороны постараемся отследить процесс доработки этих законопроектов. Конечно, хотелось бы, чтобы эти законы были приняты как можно скорее, но здесь очевидна причина, мешающая решить эту проблему в ближайшие месяцы - надвигающиеся выборы в украинский парламент, и ожидать какой-либо активности по нашему вопросу раньше мая-июня 2002 года не приходится. Это в лучшем случае. Гораздо вероятнее, что эти законопроекты опять ожидает многомесячная тянучка и перетряска в кабинетах правительства и парламента. За это время технологии уйдут далеко вперед. А пока украинскому «электронному обществу» остается лишь надеяться, верить и ждать, что законы «Об электронных документах:» и «Об электронной цифровой подписи» все же рано или поздно будут приняты. Лишь бы не совсме поздно... ** В случае, если Вас заинтересовал какой-то конкретный материал, но Вы не имеете возможности наблюдать его через http, мы вышлем Вам этот материал отдельно по Вашему запросу на адрес ain@brams.com
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||