AIN - all about hi-tech
06/02/02
http://ain.com.ua
**
Новые публикации на AIN.com.ua
АНАЛИЗ
Какой тираж у UANETа?
Проведено первое исследование, позволяющее определить уровень медиа-активности
в украинском сегменте сети Интернет
http://www.ain.com.ua/analysis/2002/02/06/972.html
()укороченая версия)
Главным вопросом современности, которым задался проект brams.com, инициатор исследования
медиа-активности в украинском сегменте сети интернет, является то, насколько
же возрастет эта активность до выборов и, самое главное, что же будет после.
Т.е. все говорят о том, она (активность) должна возрасти, но никто не может даже
приблизительно спрогнозировать, насколько, и назвать хоть какие-то цифры.
Исследование основывается на результатах мониторинга траффика работающих в украинском
информационном пространстве интернет-проектов медийного формата, по открытым
данным трех наиболее популярных среди отечественных интернет-проектов рейтинговых
и статистических интернет-систем (далее - источники): Topping (http://www.topping.com.ua),
Rambler (http://www.rambler.ru) и Bigmir (http://www.bigmir.net).
Конечно, между данными различных источников есть существенные отличия - как в
методологии, так и в техническом проведении подсчета траффика интернет-проектов.
Ни одна из этих существующих и бесплатных систем не предоставляет РЕАЛЬНЫХ данных.
Для проведения оптимального подсчета траффика используются различные программные
средства, но их главное преимущество - непосредственное расположение на одном
сервере с проектом, траффик которого подсчитывается, что позволяет избегать потерь
данных, существующих при удаленном подсчете. Поэтому данный мониторинг, основанный
на результатах удаленных источников, не ставит задачей определить абсолютные
показатели посещаемости тех или иных медиа-проектов.
Кроме того, не все интернет-проекты участвуют во всех рейтинговых и статистических
системах. Это приводит к тому, что данные, полученные из разных источников, очень
сложно сопоставить.
С учетом вышеизложенного, была разработана оптимальная методика, основывающаяся
на мониторинге данных из различных открытых источников и позволяющая определить
коэффициент погрешности при подсчете различными системами. При этом данные, полученные
в результате мониторинга, позволяют оценить общий медиа-траффик украинских интернет-медиа-проектов,
а также определить индекс медиа-активности.
Цель мониторинга - дать общие оценки, основанные на реальных цифрах, определить
тенденции, а также предоставить относительные и сравнительные показатели (индексы),
верные для всех медиа-проектов, вне зависимости от их участия или неучастия в
различных рейтингах и счетчиках.
Специальные термины и обозначения:
Хост - уникальный ip-адрес. Этот показатель не является показателем уникальных
посетителей, поскольку в различных случаях уникальным ip-адресом могут пользоваться
несколько пользователей. Кроме того, некоторые провайдеры предоставляют услуги
доступа в интернет с применением системы динамичных ip-адресов. Но, в любом случае,
этот показатель определяет минимальную планку количества уникальных читателей
интернет-проектов.
Хит - посещаемость. Этот показатель более всего применим в данном исследовании
как аналог тиража для стандартных печатных медиа-проектов. Он определяет количество
просмотренных страниц посетителями исследуемых интернет-проектов.
Одним из главных результатов мониторинга является определение общего оценочного
уровня медиа-траффика в украинском информационном интернет-пространстве. По данным
исследования, в декабре 2001 года общий траффик медийных интернет-проектов составил
как минимум 1,1 млн. хостов и 4,4 млн. хитов. В январе 2002 эти показатели возросли,
составив, по минимальным оценкам, 1,3 млн. хостов и 5,2 млн. хитов.
Конечно, все эти хиты-хосты для человека, далекого от интернетовской терминологии
и нюансов, даже по прочтении определений специальных терминов остаются весьма
непонятными определениями количества, поэтому попробуем перевести эти цифры в
более доступные термины.
Можно говорить, что общий тираж интернет-медий в Украине не менее 1,3 млн., с
количеством прочитанных страниц и публикаций в 5,2 млн. В данном случае показатель
по хостам не является показателем уникальных хостов в месяц, т.е. этот суммарный
и общий показатель очень сложно перенести на определение количества уникальных
читателей. Авторы исследования и не собирались подсчитывать уникальных читателей,
абсолютно справедливо полагая, что для этого требуется единая статистическая
система, охватывающая все исследуемые интернет-проекты, но рискнули предположить,
что количество людей, воспользовавшихся в январе-2002 услугами интернет-медий,
может находиться в пределах 300-500 тысяч. Определить значимость этой цифры каждый
может сам для себя, но стоит отметить, что далеко не каждая газета имеет такой
ежемесячный объем читателей. С другой стороны, ежедневный тираж такой газеты
как «Факты» - порядка 830 тысяч, что весьма сопоставимо с общим ежемесячным тиражом
всего украинского «медиа-интернета».
Особенно эта «сопоставимость» видна на среднесуточных показателях посещаемости
медийных интернет-проектов. По данным исследования, средняя ежедневная посещаемость
интернет-проектов медийного формата составила в декабре 2001 года более 35 тысяч
хостов и 142 тыс. хитов, а в январе 2002 года - более 40 тысяч хостов и 167 тыс.
хитов.
В этом исследовании больше радуют не столько общие цифры (которые все-таки, по
сравнению с охватом другими медиа-носителями, пока еще весьма мизерны), сколько
темпы роста медийного сектора. Темп роста медиа-траффика в январе 2002 года,
по результатам исследования, составил 18%. Сложно представить подобные темпы
у других носителей: ТВ, радио или газет. Если использовать этот показатель для
попытки составления прогноза, то при условии неизменности такого среднего темпа
роста на протяжении года в декабре 2002 года медиа-траффик Уанета может максимально
приблизиться к отметке в 8 млн. хостов в месяц (с ежемесячным увеличением более
чем на 1,1 млн.) и 32 млн. хитов (с ежемесячным ростом на 5 млн.). Соответственно,
в 2002 году можно ожидать шестикратного увеличения роста популярности интернет-изданий
в Украине.
По определению авторов исследования, индекс медиа-активности является показателем
средней посещаемости интернет-проекта в сутки. Он измеряется по усредненным данным
18-ти наиболее посещаемых интернет-проектов, среди которых - 10 «чистых» интернет-проектов
медийного формата (ярко выраженные онлайновые медиа-проекты), 5 интернет-версий
оффлайновых медиа (интернет-проекты стандартных медиа - ТВ, газеты, радио, которые
имеют активную медиа-составляющую) и 3 интернет-проекта информационных агентств
(сайты информационных агентств, имеющие открытую для публичного доступа и активную
медиа-составляющую).
Показатель индекса медиа-активности в декабре 2001 составил: хосты - 1774, хиты
- 7720. В январе 2002 года: хосты - 1903, хиты - 8510. Общий рост индекса медиа-активности
в январе 2002 года по хостам - 7,27%, по хитам - 10,23%.
Для примера, пару лет назад с такой посещаемостью любой интернет-проект мог реально
претендовать на звание самого популярного и посещаемого. С тех пор, конечно,
много воды утекло, но все же, в данном случае также можно составить первый прогноз:
если средние ежемесячные темпы роста активности «среднего» медиа-проекта останутся
в пределах 7% по хостам и 10% по хитам, то в декабре 2002 года индекс медиа-активности
будет на уровне 3998 хостов (с ежемесячным увеличением на 260 хостов) и 24273
хитов (с уровнем ежемесячного роста на 2200 хитов).
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться по адресу: http://www.ain.com.ua/analysis/2002/02/06/972.html