О днажды я сказал веб-мастеру своего заказчика: "Вы просто замечательный веб- дизайнер", — но он пропустил это замечание "мимо ушей" и перешел к обсуждению следующей темы нашей встречи. Не знаю, почему он никак не отреагировал: либо оказался слишком скромным, либо счел это за дешеный комплимент в качестве проявления корпоративной политики с моей стороны. Как бы там ни было, я говорил это совершенно искренне, а причина тому очень проста. Его веб-страницы
не блистали пестрой графикой. Элементы не были так уж превосходно сбалансированы. И я бы не сказал, что раскрывающиеся меню, созданные с помощью JavaScript, придавали сайту невероятную интерактивность. Ничего подобного не было. Причина, по которой мне так понравилась его работа, заключалась в том, что созданный им сайт не был просто набором страниц, которые случайным образом оказались на одном сервере. Разработка качественного сайта предполагает прежде всего внимательное планирование. В данной главе рассматриваются
основные вопросы дизайна сайтов, позволяющие раскрыть ваши творческие способности и удовлетворить требования посетителей сайга.
Достижение гармонии: как создать удачный сайт.
Совершенно неважно, какую технологию использовать для разработки веб-сайта. В любом случае в результате может получиться как шедевр, так и абсолютно бездарный сайт. За основу создания сайта можно взять HTML (HyperText Markup Language), CFML (ColdFusion Markup Language), ASP (Active Server Pages), DHTML (Dynamic HTML), AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) или другую технологию с необычной аббревиатурой, которая больше нравится разработчику. Для сторонников современных технологических новшеств
подобное утверждение может показаться оскорбительным, однако я считаю, что для разработки удачного сайта достаточно обычной человеческой проницательности.
Определитесь с основной темой сайта
Прежде чем приступать к выбору шрифта и цвета фона, необходимо четко определиться с темой сайта. Тема — это главная идея, на которой основывается весь сайт. Иногда тема проста и очевидна. Например, темой для коршратттоного сайта по подбору персонала будет тезис о том, что данная компания — лучшее место для поиска работы. Для генеалогического сайта темой будет история отдельной семьи и ее родственные связи. В некоторых случаях выделить тему немного сложнее. Для сайта
электронной коммерции можно избрать тему низких цен и экономии средств. Бели сайт нацелен на другую аудиторию, а цены предлагаются достаточно высокие, темой может стать хорошее качество товара или эксклюзивность клиентов. И хотя функциональные элементы таких сайтов ничем не отличаются друг от друга (одни и те же навигационные схемы, системы обработки заказов и тому подобное), совершенно разными будут графическое оформление и содержимое сайтов. Сайт с реализацией идеи дешевых товаров можно оформить, используя
простую и яркую графику с каким-нибудь мультипликационным персонажем, который разрезает доллары, показывая тем самым, как покупатели экономят средства. С другой стороны, в оформлСЕши сайта по продаже дорогостоящих, эксклюзивных тонарон должны применяться более глубокие богатые оттенки. Как и при любой продаже, на обоих сайтах нужно разместить фотографии товаров. На сайте с более дорогими товарами, скорее всего, будут представлены фотографии хорошо одетых людей, которые изысканно держат или применяют продаваемый
товар.
Ограничения по содержимому.
Принимая участие в телеконференции или подписываясь на почтовую рассылку, вам наверняка приходилось сталкиваться с неприятными ситуациями, когда кто-то высказывался не по теме или пересылал совершенно ненужную информацию. Например, пытаясь найти на сайте alt .citrus.cosmetics последние новости по применению апельсинового сока в качестве кондиционера д^-1й волос, вы вдруг сталкиваетесь с каким-то умником, который начинает рассказывать о высоких ценах на бензин или о том, у какой компании сотовой
связи наиболее выгодные тарифы в роуминге. Обычно это продолжается недолго — до тех пор, пока этому Ешвязчивому типу не напомнят о несколько иных интересах группы участников Когда ненужная информация такого рода попадает на сайт, на разработчике лежит полная ответственность за отступление от основной темы (разве что сайт создавался командой разработчиков, и тогда ответственность распределяется). В этом заключается обратная сторона определения темы сайта— она помогает принять решение, где нужно остановиться
и что не показывать пользователям. Рассмотрим, к примеру, сайт электронной коммерции, который специализируется на продаже электроники. Необходимо решить: работать ли со всем спектром доступных товаров или все же занять какой-то более узкий сегмент рынка, например продавать МРЗ-плссры или цифровые камеры. Для сайта, посвященного религии, возможно, понадобится раскрыть вопросы, касающиеся деятельности местной церкви; либо более широкий спектр проблем о данном религиозном течении, к которому эта церковь принадлежит;
либо представить на сайте все многообразие вероисповеданий. Если разработчик не в состоянии ответить на вопрос: чем он будет заниматься, а чем — нет, он только усложняет свою работу. Значительно проще выполнить дизайн сайта, зная всю его специфику.
Сделай так, чтобы посетитель захотел вернуться на сайт.
Адекватным показателем удачного сайта является количество повторно зашедших на него пользователей. Даже если на сайте ничего не продается, количество н частота повторных посещений — отличный показатель успешности сайта. Для создания сайта, который бы пользовался спросом, нужно взглянуть на вещи с точки зрения двух перспектив: своей как разработчика и пользовательской. Для того чтобы посмотреть на сайт глазами пользователя, необходимо абстрагироваться от знаний структуры сайта и механизма
его работы. В данном случае подход к сайту должен быть таким, как будто разработчик видит его впервые.Попросите того, кому доверяете, зайти на сайт и раскритиковать неудачные решения. Это вовсе не означает, что придется все переделывать, однако знание чужой точки зрения относительно своей работы никогда не помешает.
Разработка удобного сайта.
Захотят ли пользователи задержаться на сайте хотя бы ненадолго и возникнет ли у них желание туда вернуться — все зависит от удобства его использования. Если посетителям неудобно перемещаться по разделам сайта, они однозначно не станут добавлять его в свой перечень избранных и возвращаться к его просмотру снова. Для создания комфортного сайта необходимо учесть следующие аспекты. - Находятся лн однотипные элементы в одних и тех
же местах на разных вебстраницах сайта? В противном случае такой сайт только вызывает раздражение у пользователей, - Предсказуемо ли содержимое сайта и его стилевое оформление? Важным моментом юзабилити (удобства использования) сайта является тот факт, что пользователи всегда находят то, что ищут. - Достаточно ли просто организована навигация между отдельными страницами и
разделами? Пользователям обычно не очень нравится, когда им приходится что-то долго искать или следовать заранее установленному плану переходов. Более подробная информация по организации навигации сайта содержится в главе 6. - Нужна ли функция поиска для сайта? Многие люди настолько заняты или просто нетерпеливы, что, если не реализовать на сайте функцию поиска (чтобы они быстро нашли интересующий их материал), они даже не посмотрят в сторону
этого сайта. В главе 6 рассказывается о том, как добавить функцию поиска на сайт.
Обновление сайта.
Если содержимое сайта никогда не меняется, достаточно высока вероятность того, что большинство пользователей либо вообще не станут возвращаться к сайту, либо будут это делать не слишком часто. Зачастую невозможно избежать постоянного обновления содержимого, разве что на сайте представлена какая-то справочная информация. Конечно, новое издание Оксфордского словаря английского языка будет появляться не столь часто, скажем, раз в несколько поколений. (Первое издание было выпущено в 1928
году, а второе— в 1989 г. лишь с несколькими незначительными дополнениями.) Однако это очень редкий случай. Если же сайт посвящен современным технологиям, например программированию на Java или текущему стандарту по HTML, нужно всегда оставаться в курсе последних событий. Если основной материал сайта меняется не слишком часто, добавьте какой-то вспо-могательный материал, который будет периодически обновляться. Можно добавить на сайт "Совет дня", какие-то новые ссылки, раздел ''Знаете ли вы?"
или что-либо в этом роде, чтобы не предлагать пользователям повторно старое содержимое. Частота обновлений сайта зависит от его тематики, а также от правил политики, заданных для сайта. Сайты, содержимое которых часто меняется (например, сайт, посвященный международным новостям), нужно обновлять как минимум раз в час. С другой стороны, сайты с анализом новостей могут обновляться не так часто, скажем, ежедневно, еженедельно или даже ежемесячно, потому что поле деятельности здесь значительно шире.Даже если
тема сайта не подразумевает конкретной политики обновления, нужно придерживаться определенной схемы и регулярно вносить какие-то изменения в материал сайта. Какую бы схему обЕЮнлений ни использовал неб-мастер. он должен применять ее регулярно. Всегда помните о том, что пользователям гораздо комфортнее, когда они знают, чего ожидать от сайта. Предсказуемость со стороны веб-мастера поможет заручиться доверием посетителей. Веб-сайт нужно обновлять по меньшей мере один раз в месяц, чтобы пользователи оставались
заинтересованными и хотели вернуться на него снова и снова.