Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2025. Выпуск 1-2


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Публичная библиотека»

Новоуральского городского округа

Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»

«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»

аннотированный список статей из периодических изданий

для молодых родителей и воспитателей

 

Выпуск № 1-2.

 

РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ

 

Извольская А. Растим ребенка в неполной семье / А. Извольская ; беседовала Л. Шкиль. – Текст : электронный // Растим детей : навигатор для современ. родителей. – URL: https://растимдетей.рф/articles/rastim-rebenka-v-nepolnoi-seme (дата обращения: 13.08.2025). 

Ученые выяснили, как семейные условия влияют на развитие ребенка, и описали риски формирования определенных черт характера. Александра Извольская, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, рассказывает, как родители из неполных семей могут своевременно скорректировать свои действия и помочь гармоничному развитию ребенка.

 

Лунев А. Первый телефон: как подготовить смартфон к использованию ребенком / А. Лунев ; текст К. Макарова. – Текст : электронный // 7я.ру : самый семейный сайт. – URL: https://www.7ya.ru/article/Pervyj-telefon-kak-podgotovit-smartfon-k-ispolzovaniyu-rebenkom/ (дата обращения: 13.08.2025). 

Как подготовить ребенка к использованию смартфона рассказал руководитель группы обучения информационной безопасности Яндекса Александр Лунев.

 

Чупракова Н. «Кого ты больше любишь: папу или маму?» / Н. Чупракова ; беседовала Л. Шкиль. – Текст : электронный // Растим детей : навигатор для современ. родителей. – URL: https://растимдетей.рф/articles/kogo-ty-bolse-lyubis-papu-ili-mamu (дата обращения: 13.08.2025). 

Как избежать конкуренции между родителями за любовь ребенка. Нина Чупракова, психолог, психотерапевт, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, рассматривает ситуацию, а также мотивы данных вопросов и ответов с обеих сторон: взрослого и самого ребенка.

 

КОПИЛКА  ПРОФЕССИОНАЛА

Алексеева О. В. Организация дополнительных платных образовательных услуг в условиях ДОО / О. В. Алексеева, З. В. Данилова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 22-26. 

Условия успешной организации процесса дополнительного образования, пример по организации различного вида дополнительных услуг в ДОУ.

 

Библиотека свободного доступа в ДОО для всех участников образовательной деятельности / Н. А. Чигирина, Т. В. Добрынина, О. Н. Панченко [и др.] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 64-70.

Роль чтения для развития личности ребенка, необходимость создания детской библиотеки для решения задач духовно-нравственного воспитания, приобщения к чтению. Структурные составляющие библиотеки в ДОО, формы организованной деятельности, мероприятия для всех участников образовательных отношений, условия для их осуществления.

 

Васильева А. А. Организация дополнительного образования в малокомплектной ДОО: приоритеты и возможности // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 27-32.

Анализ дополнительного образования, виды оказываемых услуг, формы и источники финансирования. Приоритеты и возможности трансформации системы дополнительного образования в дошкольном учреждении.

 

Власова Н. Ю. Развиваем системное мышление с пособием «Волшебный поясок». Варианты заданий и упражнений // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 88-96.

Игры с развивающим пособием учат детей решать умственные задачи, преодолевая трудности. Требования к игрушкам: безопасность, универсальность, вариативность, мобильность.

 

Дарякин А. А. Критерии эффективности системы дополнительного образования детей / А. А. Дарякин, М. А. Раньжева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 16-21. 

Необходимость развития дополнительного образования воспитанников ДОО в условиях образовательной организации.


Макаркина Н. В.
Игровое общение как средство развития коммуникативности дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 97-100. 

Развитие коммуникативных спорностей дошкольников как важнейшей составляющей социализации ребенка.


Модель эколого-развивающей образовательной
среды в ДОО / Е. В. Зайцева, Е. В. Соколова, О. Н. Михайлова, Н. В. Рыжкович // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 33-37. 

Роль образовательной эколого-развивающей среды, проблема ее создания в условиях современной ДОО. Характеризуются значимость данного процесса, условия его осуществления, структурные компоненты такой среды.


Онуфрейчук И. А. Формирование компетентности педагога в области позитивной социализации воспитанников / И. А. Онуфрейчук, Е. В. Кравчук // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 50-55.
 

Развитие эмоциональной, социальной и моральной компетентностей, являющихся основой для успешной адаптации ребенка в обществе и формирования его личности. Методы формирования данных компетентностей, включая игровую деятельность, образовательные программы и взаимодействие с родителями дошкольников.


Речевая готовность дошкольника как часть подготовки к школе в ДОО / Е. В. Богданова, О. В. Мажукина, О. А. Лаптева, С. А. Грешнева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 79-82.
 

Сущность готовности к школе в целом, речевой готовности, значимость ее формирования в дошкольном детстве. Особенности, характеристики речевого развития детей, осознания речи и готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Собкин В. С. Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков) / В. С. Собкин, И. А. Рябкова, И. В. Созинова // Современное дошкольное образование. - 2024. - № 1 (121). - С. 4-18 : фот.
 

Изучение своеобразия социальной ситуации развития детей-дошкольников из полных и неполных семей с помощью психологического анализа рисунков "Моя семья".

 

Щербунова Е. И. Интерактивные комплексы для патриотического воспитания дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2024. - № 9. - С. 101-105. 

Методическое сопровождение программы патриотического воспитания. Интерактивные задания соответствуют программе развития функциональной грамотности дошкольников.

Якшина А. Н. Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте / А. Н. Якшина, В. Н. Смирнова // Современное дошкольное образование. - 2024. - № 1 (121). - С. 44-53. 

Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с особенностями сочинения ими индивидуальных историй.


Сценарии, конспекты занятий, игры

Тарасов А. В поисках священного огня // Сценарии и репертуар. - 2024. - № 20. - С. 15-27.

Сценарий новогоднего театрализованного представления для дошкольников и младших школьников.

Тимохин О. Новогодние забавы // Сценарии и репертуар. - 2024. - № 21. - С. 2-12.

Сценарий новогодней массовки для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

В  ПОМОЩЬ  ЛОГОПЕДУ

 

Алекова Е. Н. Конспект занятия по лексической теме недели: «Детская литература» // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 67-73 : табл.

Разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

 

Вайнер Л. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дары осени» // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 80-85. 

Конспект занятия по обобщению и закреплению представлений об осени в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Гибадуллина М. Р. Конспект логопедического занятия в средней группе «Формирование множественного числа существительных по теме «Овощи» // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 94-96.

С целью углубления и расширения знаний об овощах, их цветовых оттенках и формах, разработан план логопедического занятия для средней группы «Формирование множественного числа существительных по теме «Овощи».

 

Гутенева Н. В. Формирование и развитие пространственных представлений у обучающихся с задержкой психического развития // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 57-66 : табл. 

Раскрыто содержание коррекционно-развивающей работы по вопросам формирования и развития пространственных представлений у обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

 

Звягинцева А. А. Разработка мультимедийного контента как условие реализации непрерывной коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми нарушениями речи / А. А. Звягинцева, С. Г. Яценко // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 25-31. 

Современные тенденции развития применения информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Приводятся организационные и содержательные аспекты разработки мультимедийного контента для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми.


Игнатьева М. В. Психомоторное развитие детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 34-39.
 

Исследование особенностей психомоторного развития у детей, страдающих общим недоразвитием речи.

 

Исайченкова О. В. Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 54-61 : 9 рис. 

Использование современных информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении. Приведены примеры полезных обучающих интерактивных игр.

 

Кислова Е. К. Мультстудия в детском саду // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 66-70. 

Опыт внедрения мультстудии в образовательный процесс для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи.

 

Колчанова Е. В. Интерактивная логопедическая игра «Приключения в Простоквашино» в коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста / Е. В. Колчанова, Е. Ю. Вахрина // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 70-72. 

Интерактивные игры вызывают особый интерес у детей, помогают эффективно осваивать материал, развивают логическое мышление, воображение, их главное преимущество - многократность использования.

 

Любимова Е. С. Формирование мыслительных операций у дошкольников с множественными нарушениями в развитии на интегрированных занятиях / Е. С.Любимова, Т. П. Ничепорчук, А. С. Сангаева // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 46-56. 

Опыт коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительных операций у дошкольников с множественными нарушениями в развитии посредством интегрированных занятий.

 

Макухина Н. А. Мастер-класс «Ассоциируем, изображаем, говорим...» // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 62-66 : рис.

Разработка мастер-класса «Ассоциируем, изображаем, говорим...» с применением мнемотехники для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи.


Макарова С. В. Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Мой город» // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 74-78 : рис.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Цель занятия — развитие связной речи у детей.

 

Рубинская Н. В. Профилактика нарушений письменной речи у детей с использованием балансировочного комплекса / Н. В. Рубинская, Н. М. Голикова // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 4-11. 

Представлен комплекс упражнений по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

 

Степанова В. Р. Особенности речевой функции у детей с расстройством аутистического спектра и методы ее диагностики // Логопед в детском саду. - 2024. - № 5. - С. 24-28. 

Изучение особенностей речевого функционирования у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Методы диагностики нарушений при РАС.

 

Уварова Т. Б. Фонетические ритмо-рифмовки в работе с заикающимися дошкольниками // Логопед в детском саду. - 2024. - № 6. - С. 32-37. 

Применение фонетических ритмо-рифмовок в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.


МУЗЫКАЛЬНОМУ  РУКОВОДИТЕЛЮ


Егорова В. В. Скатерть-самобранка // Музыкальная палитра. - 2024. - № 8. - С. 13-14.

Сценарий праздника 8 Марта для дошкольников средней возрастной группы.

 

Мякишева Т. А. Дюймовочка // Музыкальная палитра. - 2024. - № 8. - С. 15-17.

Музыкальный квест по одноименной сказке датского писателя Ханса Кристиана Андерсена, посвященный празднику 8 Марта для старших дошкольников.


Сафонова Г. Н. Милая мамочка / Г. Н. Сафонова, А. В. Коломойцева // Музыкальная палитра. - 2024. - № 8. - С. 12-13.

Сценарий музыкально-спортивного развлечения, посвященного празднованию 8 Марта для младших дошкольников и взрослых.


Солдатова А. В. Вот они какие, кубики цветные! // Музыкальная палитра. - 2024. - № 8. - С. 17-18.

Сценарий интегрированной игровой программы для младших дошкольников по мотивам мультипликационного сериала «Фиксики».


ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ


Абазян Е. Практикум для воспитателей, чтобы научить различать поведенческие проблемы детей и верно реагировать на них // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 42-50.
 

Представлен комплект чек-листов и памятка, чтобы познакомить педагогов с особенностями поведения воспитанников разных групп - детей с симптомами РАС, шизофрении, гиперактивности и отсутствия границ в воспитании.


Абазян Е. Утренник с детьми с ОВЗ без конфликтов: рекомендации психолога воспитателям // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 72-78.
 

В статье - тезисы для групповой консультации с воспитателями и музыкальным руководителем, чтобы помочь детям с ОВЗ участвовать в утренниках наравне со сверстниками, снизить риск истерик и конфликтов с родителями.

 

Дудкина И. Как подготовить детей с УО и ТМНР к новогод. утреннику: решения педагога-психолога для проблем. ситуаций // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 64-71. 

В статье представлены решения проблем, с которыми могут столкнуться педагоги при подготовке к утреннику детей с УО и ТМНР.

 

Дудкина И. Технологические карты для занятий по полоролевому воспитанию детей с ЗПР // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 60-69. 

Представлены технологические карты по программе полоролевого воспитания детей с ЗПР.

Игнатова Е. Интерактив с родителями «От запретов к поддержке: как наши слова влияют на формирование личности ребенка» // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 32-41. 

Представлен сценарий интерактива, чтобы обучить родителей заменять организующие фразы на поддерживающие. Предлагается подборка фраз из повседневного общения, которые негативно влияют на самооценку и уровень притязаний ребенка и альтернативы к ним.

 

Кремлякова А. Тренинг «Зимний лес», чтобы снизить усталость педагогов // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 30-35. 

Представлен сценарий короткого тематического тренинга с педагогами. Участники нарисуют себя в образе зимнего дерева, чтобы найти в себе ресурсы справляться с кризисными ситуациями.

 

Жагарина М. Технологическая карта занятия «На свете живут разноцветные дети...» // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 52-56. 

Представлена технологическая карта, чтобы начать цикл занятий по проекту «Разноцветная планета» в группах, где есть дети с миграционной историей.

 

Папова Т. Игры, чтобы занять детей в каникулы, и методики для промежуточной диагностики // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 1. 

Задача психолога после январских выходных - предупредить дезадаптацию детей после праздников. Предлагаются игры, которые можно раздать родителям для домашних занятий. После праздников проводится промежуточная диагностика, чтобы проверить, адаптировались ли дети раннего возраста за первое полугодие.

 

Папова Т. Конструктор для отчета и работа с детьми с ОВЗ на утренниках // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 1. 

В конце года педагог-психолог пишет отчет, помогает подготовить детей с ОВЗ к утренникам и справиться с детскими истериками и конфликтами с родителями на праздниках.

 

Сорокоумова И. Программа «Азбука общения». Конспекты 11-12 занятий // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 54-62. 

Представлены два конспекта занятий по апробированной программе для детей 5-7 лет на основе работ О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и Г. А. Широковой «Школа общения для дошкольников». Воспитанники научатся командной работе перед утренниками.

Сорокоумова И. Программа «Азбука общения». Конспекты 13-14 занятий // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 70-79. 

Представлены два конспекта занятий по апробированной программе для детей 5-7 лет на основе работ О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и Г. А. Широковой «Школа общения для дошкольников». Воспитанники научатся договариваться друг с другом и искать компромиссы.

 

Фокина А. Промежуточная диагностика: инструкции и таблицы методик // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 6-11. 

Представлены рекомендации, как организовать и провести промежуточную диагностику в подготовительных группах и группах раннего возраста.


Якель В. Алгоритм, чтобы работать с семьями участников СВО // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 36-42.
 

В статье - шаги, которые детский психолог должен использовать, чтобы помочь в адаптации к гражданской жизни семей, где родные вернулись из зоны СВО.

 

Якель В. Игры с мешочком орехов на новогодние каникулы, чтобы детям готовиться к школе // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 50-53. 

Представлена картотека игр, чтобы помочь детям в игровой форме повторить навыки счета, чтения и написания букв алфавита.


Якель В. Психологический адвент-календарь с заданиями от Деда Мороза // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2024. - № 12. - С. 44-49.
 

Представлены готовые задания для детей средних и старших групп от Деда Мороза на каждый день с историями из сказочного леса.


Якель В. Проект «Уютные каникулы» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2025. - № 1. - С. 57-59.
 

В статье - картотека заданий для проекта, чтобы облегчить адаптацию детей среднего возраста и повысить навыки саморегуляции воспитанников.

 

ОЧ.УМЕЛЫЕ  РУЧКИ


Анашкина О. И. Елочка : открытка // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 3-5 : фот.
 

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина (c 7 лет, помощь взрослого).

 

Войленко А. М. Спиралька : елоч. игрушка // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 9-11 : фот.

Мастер-класс по изготовлению поделки из фоамирана (c 7 лет, помощь взрослого).

 

Громогласова А. С. Новогодний домик // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 6-8 : фот.

Мастер-класс по изготовлению поделки из фетра (c 6 лет, помощь взрослого).

 

Гусева Е. А. Лесной олень : подвеска // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 26-27 : фот.

Мастер-класс по изготовлению украшения с мезенской росписью (c 7 лет, помощь взрослого).

Искандарян А. А. Снежная фея // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 16-17 : фот.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки (c 6 лет, помощь взрослого).

 

Кононенко А. Д. Щелкунчик из палочек // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 14-15 : фот.

Мастер-класс по изготовлению игрушки (c 6 лет, помощь взрослого).


Кузьмина К. Ю. Новогодний ловец желаний // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 22-23 : фот.
 

Мастер-класс по изготовлению поделки из природных материалов (c 6 лет, помощь взрослого).

 

Макарова Н. А. Рождественские зверушки // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 18-19 : фот.

Мастер-класс по изготовлению игрушек из пряжи и шпагата (c 6 лет, помощь взрослого).

 

Марченко И. В. Музыкальные загадки и игры для детей // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 12. - С. 35-36. 

Музыкальные игры для дошкольников.

 

Романюк О. В. Квест-игра «Ягодное путешествие» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 12. - С. 36-41 : фот. 

Занятие для дошкольников, посвященное ягодам.

 

Сажина В. Ф. Кружевная открытка // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 24-25 : фот.

Мастер-класс по изготовлению поделки в технике скрапбукинг (c 6 лет, помощь взрослого).


Филюшина У. А. Зимняя ночь : венок // Радуга идей. - 2024. - № 12 (159) (дек.). - С. 20-21 : фот.

Мастер-класс по изготовлению поделки из картона и ниток (c 6 лет, помощь взрослого).


Чурекова М.
Социализация в процессе воспитания личности // Беспризорник. - 2024. - № 6. - С. 7-8 : фот. 

Статья посвящена проблеме социализации в процессе воспитания и формирования личности ребенка.



Составитель: Кабанова А. А.

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»

телефон: (34370) 9-05-75

e-mail: oiopbngo@yandex.ru 

Web-сайт:  https://www.bibliongo.ru/

 



В избранное