Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ № 53. ОБРАЗОВАНИЕ СССР


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ № 53. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Основные события

1918–1921 гг.—Создание военно-дипломатического союза республик

1922., май—Создание Федеративного союза республик Закавказья

1922 г., август—Начало подготовки проектов объединения союзных республик

1922 г., 6 октября—Утверждение Пленумом ЦК переработанного Лениным проекта объединения

1922 г., декабрь—Создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики (ЗСФСР)

1922 г., 30 декабря—Первый Всесоюзный Съезд Советов, провозглашение СССР

1924 г., 31 января—Второй Всесоюзный съезд Советов, утверждение Конституции СССР

Важнейшие понятия и термины

Хозяйственный союз республик

Военно-дипломатический союз республик

План автономизации

Унитарное государство

Федеративное государство

Национал-уклонизм

Великодержавный шовинизм

Действующие лица

Ленин В.И.

Дзержинский Ф.Э.

Сталин И.В.

Мдивани Б.

Орджоникидзе С.

Махарадзе К.

Уметь показать на карте

Советские республики, объединившиеся в 1922 г. в Союз ССР: РСФСР, Украину, Белоруссию, Закавказскую Федерацию.

Туркестанскую автономную республику в составе РСФСР и созданные на ее основе союзные республики: Узбекскую, Туркменскую, Таджикскую, Казахскую, Киргизскую.

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Образование СССР.

Образование СССР. Национально-государственное строительство в 1920-х — 1930-х гг.

Содержание ответа

1. Предпосылки создания СССР.

В ходе революции и гражданской войны бывшая единая Российская империя распалась. Польша, Финляндия и Прибалтика обрели независимость как буржуазные государства, Бессарабию оккупировала Румыния. На остальной территории бывшего российского государства к 1921 г. установилась Советская власть. Украина и Белоруссия являлись формально самостоятельными республиками, связанными с РСФСР союзными договорами. Такие же соглашения были подписаны в 1920–1921 гг. с государствами Закавказья.

Самостоятельность советских республик была неполной. Власть в них принадлежала единой коммунистической партии, руководимой ЦК РКП(б). Существовали единая для всех республик армия, общие профсоюзы. Советские республики не имели настоящих государственных границ, собственной валюты (в Закавказье дензнаки РСФСР имели хождение наряду с местными). Важнейшие предприятия, железнодорожный транспорт непосредственно подчинялись московским хозяйственным органам. Республиканские бюджеты утверждались правительством РСФСР.

На международной арене советские республики выступали как единое государство. Об этом свидетельствует заключение в 1921 г. договора между РСФСР и Турцией о границе между этой страной и республиками Закавказья, представление российской делегацией интересов других республик на Генуэзской конференции 1922 г.

Формально существовал хозяйственный и военно-дипломатический союз республик, фактически уже шло складывание единого государства.

Воссоединение республик имело не только политические и идеологические, но и глубокие исторические и экономические предпосылки. В течение длительного периода они составляли единое государство с определенной системой хозяйственных связей и единой дорожной сетью. Во всех республиках, хотя и в разной мере, имелось русское население. Русская культура оказывала большое влияние на культурную жизнь национальных окраин. Поэтому, как и в конце ХХ в., распад страны воспринимался значительной частью ее жителей как нечто искусственное и преходящее.

2. Проекты объединения.

Основу национальной политики Советской власти составляла принятая в ноябре 1917 г. «Декларация прав народов России», предоставившая всем народам бывшей Российской империи право на самоопределение вплоть до отделения и создания собственного национального государства. В принципе большевики предпочитали унитарное государство, но понимали, что в многонациональной России, где отношения между народами были отягощены давними обидами, наиболее приемлемой формой являлось федеративное государство.

В августе 1922 г. была создана Комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) для подготовки проекта объединения республик в единое государство. В основу выработанного ею проекта легли предложения Сталина, предусматривавшие вхождение республик в состав РСФСР на правах автономий. Проект получил поддержку ЦК компартий Армении и Азербайджана. Руководство Украины и Белоруссии склонялось к сохранению договорных отношений между республиками. ЦК компартии Грузии категорически отверг проект и заявил, что считает необходимым объединение хозяйственных усилий и общей политики, но с сохранением всех атрибутов независимости.

В конце сентября комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) приняла проект Сталина и отклонила возражения представителей Грузии. Ознакомившись с решением комиссии и возражениями грузин, Ленин предложил вместо вступления республик в РСФСР объединить их вместе с РСФСР в новое государство — «Союз советских республик Европы и Азии». За республиками, в отличие от проекта Сталина, оставалось право выхода из Союза.

Сталин охарактеризовал эту позицию как «национальный либерализм», но все же переработал проект в предложенном Лениным духе. 6 октября 1922 г. переработанный проект был утвержден Пленумом ЦК.

3. «Грузинское дело».

В ходе подготовки объединения произошел инцидент, известный как «грузинское дело». Еще в 1921 г. Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение об объединении закавказских республик в федерацию. Это вызвало возражения ЦК КП(б) Грузии во главе с Б. Мдивани и К. Махарадзе. Межнациональные отношения на Кавказе оставались сложными. Нередки были проявления национализма. Например, в 1921 г. грузинское руководство распорядилось выселить из Тбилиси некоренных жителей — большей частью армян и беженцев из голодающей России. Контролировать ситуацию в объединенном Закавказье Москве было бы легче, чем в отдельных национальных республиках. ЦК РКП(б) поддержал создание федерации. В марте 1922 г. был создан Федеративный союз республик Закавказья.

Когда встал вопрос об объединении всех советских республик, грузинский ЦК вновь поставил вопрос о вхождении Грузии в единое государство не через закавказскую федерацию, а непосредственно. Пленум ЦК РКП(б) 6 октября 1922 г. это предложение отверг, однако сторонники Мдивани настаивали на своих требованиях, рассчитывая получить поддержку Ленина, который оказался на их стороне в вопросе об автономизации. Сталин и С. Орджоникидзе, возглавлявший Закавказский крайком РКП(б), обвинили грузинских коммунистов в национал-уклонизме. В ходе разгоревшегося спора один из сторонников Мдивани словесно оскорбил С. Орджоникидзе, а тот (являвшийся высшим представителем партийной власти в Закавказье) в ответ ударил его по лицу. Разбиравшая инцидент комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским приняла сторону Орджоникидзе.

Интеграция республик Закавказья была усилена. Федеративный союз республик Закавказья был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

Однако Ленин, из-за болезни узнавший о происшедшем с опозданием, чрезвычайно резко выступил в защиту грузинских коммунистов и обвинил Сталина, Орджоникидзе и Дзержинского в великодержавном шовинизме. Более того, в статье «К вопросу о национальностях или об “автономизации”» он допускал даже возвращение к военно-дипломатическому союзу республик при восстановлении полной самостоятельности других республиканских наркоматов.

Позиция Ленина объяснялась не только свойственным ему неприятием шовинизма, но и опасением оттолкнуть национальные меньшинства, особенно на Востоке, стоявшем по его мнению, накануне грандиозного революционного выступления против мирового империализма.

4. Образование СССР.

Официальное решение о создании нового союзного государства было принято 30 декабря на Первом Всесоюзном съезде Советов. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании Союза ССР и избрал Всесоюзный ЦИК (ВЦИК) первого созыва. В новое государство вошли четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

6 июля 1923 г. ВЦИК принял Конституцию СССР, которая немедленно вступила в силу. 31 января 1924 г. ее утвердил II съезд Советов СССР.

За союзными республиками закреплялось право на отделение и выход из Союза ССР. Высшим органом власти нового государства стал Съезд Советов СССР, а на период между съездами — избираемый им двухпалатный ВЦИК. ВЦИК включал Совет Союза, каждый депутат которого избирался равным числом избирателей, и Совет Национальностей, в котором все республики, независимо от численности населения, были представлены равным числом депутатов. (Каждая союзная и автономная республика направляла в совет национальностей пять депутатов, каждая автономная область — одного.) Между сессиями ВЦИКа высшую законодательную власть осуществлял его постоянно действующий Президиум.

5. Национально-государственное строительство в СССР.

СССР был образован четырьмя союзными республиками. В течение 20-х — 30-х гг. их число увеличилось до 11.

В 1924 г. было проведено национально-территориальное размежевание в Средней Азии. Из состава Туркестанской АССР были выделены Узбекская и Туркменская ССР, которые в 1925 г. официально вошли в состав Союза ССР. Бухарская и Хорезмская Народные республики стали частью Узбекистана. В рамках Узбекистана выделялась Таджикская АССР. В 1929 г. Таджикистан был преобразован в союзную республику. В 1936 г. союзными республиками стали Казахстан и Киргизия, входившие ранее в РСФСР на правах автономий. В том же году была ликвидирована ЗСФСР. Азербайджан, Армения и Грузия вошли в СССР как самостоятельные союзные республики.

6. Итоги объединения

Образование союзного социалистического государства способствовало укреплению его экономической и военной мощи, облегчило индустриальное и культурное развитие отсталых национальных окраин бывшей российской империи.

Вместе с тем оно затормозило становление подлинной национальной государственности, так как федеративное начало в Советском Союзе оказалось сугубо декларативным, а право республик на выход из Союза существовало лишь на бумаге. Деление страны на союзные и автономные республики не помешало становлению сверхцентрализованного государства. В этой ситуации оказалось во многом деформированным и развитие национальной культуры. Безболезненно разрешить национальный вопрос в рамках Союза ССР не удалось, что послужило одной из главных причин распада единого государства в начале 90-х гг.

На что следует обратить внимание при ответе.

Сочетание объективных предпосылок для образования СССР и недемократического пути решения этой задачи.

Постепенность сплочения республик в единое государство, начиная с периода гражданской войны.

Наличие различных мнений о путях образования единого государства.

Фактически унитарный характер созданного государства при внешней форме федерации.

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное