Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2021. Выпуск23


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 23

[2021]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Гилязова Е. В Новоуральске официально открыли "Кванториум" // Наша городская газета. - 2021. - 9 июня (№ 24). - С. 4-5 : фот.*

На базе Станции юных техников прошло открытие детского технопарка.

Сахарова Е. "Кванториум" - открылся! // Нейва. - 2021. - 9 июня (№ 45). - С. 17 : фот.*

На базе Станции юных техников прошло открытие детского технопарка "Кванториум".

"Слава Созидателям!" Второй этап // Нейва. - 2021. - 9 июня (№ 45). - С. 6 : фот.*

Прием школьных творчеcких работ на муниципальном этапе всероссийского творческого конкурса "Слава созидателям!" завершен.

ЕГЭ

Руководитель Рособрнадзора рассказал о проблемах педагогического образования и новой модели госаккредитации для вузов. – Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-rasskazal-o-problemah-pedagogicheskogo-obrazovaniya-i-novoj-modeli-gosakkreditaczii-dlya-vuzov/ (дата обращения: (01.06.2021).*

Абитуриенты, поступающие в вузы для обучения педагогическим специальностям, имеют хороший уровень подготовки, однако значительное число действующих педагогов школ испытывают профессиональные дефициты. Об этом рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая на заседании Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования. В июне-августе 2021 года Рособрнадзор планирует провести ряд круглых столов с представителями вузовского сообщества, с целью обсуждения оптимальных показателей для каждой из предусмотренных групп.

Экзамены по истории и физике 11 июня прошли без серьезных сбоев. Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/ekzameny-po-istorii-i-fizike-11-iyunya-proshli-bez-sereznyh-sboev/ (дата обращения: (01.06.2021).*

Экзамены по истории и физике, которые участники ЕГЭ сдавали 11 июня, прошли в рабочем режиме без существенных сбоев и нарушений. В ходе экзаменов во всех пунктах проведения экзаменов (ППЭ) велось видеонаблюдение, ход экзаменов контролировали общественные наблюдатели и онлайн-наблюдатели. Во всех ППЭ соблюдались меры эпидемиологической безопасности, рекомендованные Роспотребнадзором. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 балла. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по физике – 36 баллов. Свои результаты участники экзаменов по истории и физике получат не позднее 28 июня.

УЧИТЕЛЮ  ГЕОГРАФИИ

Бабурин В. Л. Межстоличье: ядра концентрации и внутренняя периферия на стыке Белоруссии, России и Украины // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 14-19 : 3 рис., 2 табл.

В статье рассматриваются проблемы межстоличных регионов на примере России, Белоруссии и Украины.

Белкина Ю. Ю. Методическая мастерская по теме: "Развитие 4К-компетенций обучающихся посредством решения ситуационных задач на уроках географии" // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 37-39.

Автор делится своим методическим опытом развития 4К-компетенций обучающихся при решении ситуационных задач.

Гусейнов А. Н. Книга для учителя: инновационный урок географии / А. Н. Гусейнов, Н. А. Реутова // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 61-62.

Представлена информация о книге О. А. Хлебосоловой "Инновационный урок географии. Теория и методика обучения и воспитания".

Камерилова Г. С. Развитие коммуникативно-речевой деятельности у обучающихся на уроках географии / Г. С. Камерилова, М. А. Картавых // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 20-25 : табл.

Статья посвящена коммуникативно-речевой деятельности обучающихся в школьном курсе географии и написана по итогам Всероссийского конкурса "Лучший учитель географии", прошедшего в 2020 г. по инициативе Нижегородского отделения Русского географического общества. Раскрывается сущность основных задач в коммуникативно-речевой деятельности. Рассматривается значение, структура, правила составления географических описаний, объяснений, доказательств, убеждений. Анализируются возможности их применения в зависимости от возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Косьминина Н. Н. Урок на тему "Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых" (7 класс) / Н. Н. Косьминина, К. Н. Чельная // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 26-29 : табл.

Авторы предлагают разработку урока по теме "Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых" для учащихся 7 класса.

Материалы заданий многопредметной олимпиады "Юные таланты" по предмету "География" за 2019/2020 учебный год. Задания заключительного этапа. Письменный тур. 8-10 классы / М. Б. Иванова, Р. К. Абдуллин, А. С. Лучников [и др.] // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 47-56 : 2 табл.

Предложены задания заключительного этапа многопредметной олимпиады "Юные таланты" по предмету "География".

Репринцева Ю. С. Эмоционально-психологическое восприятие городской среды студентами вузов в ходе выполнения практических заданий (на примере г. Благовещенска) // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 57-61.

Рассматриваются понятия "урбанистическая психология" и восприятие городской среды. Приводятся примеры практических заданий на зрительное и образное "восприятие городской среды" (на примере г. Благовещенска) для студентов экологических и географических профилей.

Родионова И. А. Сохранение мира на планете – глобальная проблема человечества / И. А. Родионова, О. В. Шувалова // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 3-13 : 2 табл., ил. 3-я с. обл.

В некотором роде перед современной глобальной пандемией – распространением смертоносной коронавирусной инфекции COVID-19 по всем странам и территориям – как бы померкли остальные глобальные проблемы современного этапа развития мировой цивилизации. Но это не так. По-прежнему миру угрожают необратимые изменения экологических свойств среды обитания. Существует угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и угроза самоуничтожения цивилизации. Не сходят с повестки дня демографическая, продовольственная, ресурсная и другие глобальные проблемы. С каждым годом появляются и новые проблемы, которые все чаще переходят в разряд глобальных. Не может отойти на второй план проблема сохранения мира на нашей планете

Уколов П. А. Геоквесты во внеурочной краеведческой работе как средство развития познавательной активности обучающихся // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 30-32, 33-36 : 2 рис., 3 табл.

Рассматриваются геоквесты как средство развития познавательной активности школьников. Определены возможности внеурочной деятельности в реализации краеведческого принципа в контексте развития познавательной активности обучающихся. Рассмотрены приемы активизации познавательной деятельности школьников. Представлен комплекс геоквестов как совокупность связанных элементов обучения, направленных на развитие познавательной активности обучающихся во внеурочной краеведческой работе.

Хабибрахманова С. Д. Урок по теме "Население России" // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 44-46.

Представлен урок по теме "Население России" для развития познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся 9 класса.

Эртель А. Б. Конкурс профессионального мастерства "Учитель года России – 2020" : взгляд изнутри // География в школе. - 2021. - № 4. - С. 37-39 : ил. 2-я с. обл.

Автор, лауреат конкурса "Учитель года России - 1997", делится своими впечатлениями о конкурсе, проведенном в 2020 г.

УЧИТЕЛЮ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

Евстигнеев М. Н. Обучение профессиональному письменному дискурсу студентов-юристов на основе блог-технологии / М. Н. Евстигнеев, В. В. Завьялов, И. А. Евстигнеева // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 49-55.

В статье авторы рассматривают вопросы отбора предметного содержания при работе со студентами направления подготовки "Юриспруденция" и использования дистанционных образовательных технологий в развитии умений письменной речи, обозначают лингводидактический потенциал блог-технологии и разрабатывают на ее основе алгоритм обучения профессиональному письменному иноязычному дискурсу будущих юристов.

Колесников А. А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 40-48.

В статье рассматривается особый статус профориентационного обучения иностранному языку среди различных форматов интегрированного предметно-языкового и профессионально направленного обучения.

Крылов Э. Г. Речемыслительная контекстно обусловленная деятельность как основа предметно-языкового обучения в неязыковом вузе // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 20-29.

В статье приведены некоторые примеры реализации в техническом университете речемыслительной контекстно обусловленной деятельности.

Обдалова О. А. Проектная деятельность в реализации предметно-языкового интегрированного обучения в школе / О. А. Обдалова, Л. Ю. Минакова // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 72-79.

В статье рассматриваются вопросы организации обучения английскому языку в общеобразовательной школе на основе предметно-ориентированной проектной деятельности.

Поляков О. Г. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) / О. Г. Поляков, А. С. Белоусов // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 64-71.

В статье обсуждается проблема разработки элективных курсов для профильной школы, способных предоставить старшеклассникам возможность ознакомится со спектром профессий соответствующего профиля и сделать осознанный выбор направления подготовки, профиля или специальности для дальнейшего получения образования в вузе.

Сысоев П. В. Ключевые вопросы реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку и профильным дисциплинам в российских вузах // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 10-19.

В статье автор рассматривает ключевые вопросы, связанные с реализацией интегрированного обучения в неязыковых вузах.

Сысоев П. В. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения / П. В. Сысоев, В. В. Завьялов // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 30-39.

Статья посвящена определению и описанию методических принципов предметно-языкового интегрированного обучения.

Сысоев П. В. Предметно-языковое интегрированное обучение в России: история вопроса и современные исследования / П. В. Сысоев, И. П. Твердохлебова // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 2-9.

В статье кратко рассматривается генезис подходов к обучению профессиональному иностранному языку в российской высшей школе, тематика исследований отечественных авторов в этой области.

Тарева Е. Г. Всероссийская конференция с международным участием "Учебник как инструмент национально-культурного самоопределения обучающихся" / Е. Г. Тарева, Т. Н. Бокова // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 95-96.

О результатах проведения Всероссийской конференции с международным участием "Учебник как инструмент национально-культурного самоопределения обучающихся".

Халяпина Л. П. Содержание и этапы реализации методической модели интегрированного обучения иностранному языку и профессиональным дисциплинам на основе цифровых технологий / Л. П. Халяпина, К. М. Яхьяева // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 5. - С. 56-63.

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов технического вуза - будущих специалистов авиационной сферы и роли иностранного языка в данном процессе.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Антипова А. М. Свободное чтение школьника как социопедагогический феномен / А. М. Антипова, Э. С. Калинина // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 66-77.

Стимулирование свободного чтения младших подростков в рамках дополнительного образования.

Белоусова Е. И. От "восхищения поэтическим тропом" к "педагогии изящной словесности" // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 101-107.

Путь становления профессора Л. В. Тодорова и его научно-педагогическая концепция.

Денисова Е. А. Автобиографические источники романа М. Ю. Лермонтова "Вадим" // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 23-31.

Автобиографический контекст незавершенного романа М. Ю. Лермонтова "Вадим".

Дудникова О. Г. Русская словесность в системе гуманитарного образования наследника престола Н. А. Романова // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 108-117.

Научно-методические идеи Ф. И. Буслаева в процессе обучения наследника престола Романова Н. А.

Климова Т. Ю. Логика сравнительного анализа (на материале стихотворений Н. М. Рубцова и Ю. П. Кузнецова) // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 78-90.

Структура и алгоритм сравнительного анализа на примере стихотворений Н. М. Рубцова и Ю. П. Кузнецова.

Миронов А. С. Личная честь героя в русских былинах // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 9-22.

Концепт личной чести в мировой эпической поэзии и русских былинах.

Пырков И. В. "В сфере зрительных впечатлений": о литературно-художественном альбоме "Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников" // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 118-128.

Обзор литературно-художественного альбома "Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников".

Черноземова Е. Н. Воспитание словом: радость открытия как средство воздействия / Е. Н.Черноземова, И. А. Киршин // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 91-100.

Обобщение опыта работы со словом во внеурочной деятельности.

Шкурат Л. С. Патриотическая идея и ее художественное воплощение в романе М. А. Шолохова "Они сражались за Родину" // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 44-52.

Изображение войны через судьбы ее участников в романе М. А. Шолохова "Они сражались за Родину".

Шустов М. П. Сказка как основа формирования бунинского стиля / М. П. Шустов, А. С. Степанов // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 32-43.

Роль жанра сказки в раскрытии внутреннего мира героев произведений И. А. Бунина.

Шутан М. И. Создание образно-ассоциативной модели на обобщающем уроке по литературному произведению // Литература в школе - 2021. - № 2. - С. 53-65.

Создание образно-ассоциативной модели на уроке литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Белошистая А. В. Задачи на пропорциональную зависимость // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 34-38 : табл., рис.

Методические рекомендации по обучению младших школьников решению задач на пропорциональную зависимость.

Калинина Л. В. Виртуальная экскурсия "Блокадный Ленинград" - средство патриотического воспитания младших школьников / Л. В. Калинина, И. М. Попова, Ю. А. Рябцева // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 16-23 : ил.

Представлена разработка виртуальной экскурсии для II класса по теме "Блокадный Ленинград".

Митина Г. В. Формирование у младших школьников интереса к изучению русского языка в проектной деятельности / Г. В. Митина, Г. С. Ильиных, И. В. Денисова // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 50-55 : ил.

В статье описано одно из средств формирования познавательного интереса - организация проектной деятельности на уроках русского языка на примере разработки тетради со схемами-опорами под названием "Построй свой русский язык" во II классе.

Мамышева И. Ю. Научить любить свою малую родину // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 14-16 : фот.

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Научной школе Н. Н. Светловской - 55 лет // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 3-5 : фот.

О докторе педагогических наук, профессоре Наталии Николаевне Светловской и ее методике обучения детей чтению.

Новицкая М. Ю. Воспитать достойных граждан великой страны // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 6-9.

Автор подчеркивает важность воспитания в современном школьном образовании.

Опарина Н. А. Воспитательные составляющие праздника в начальной школе // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 24-25.

Перечислены педагогические условия, при соблюдении которых детский праздник способствует эффективному воспитательному воздействию на младших школьников; описаны этапы его подготовки и проведения.

Пичугин С. С. Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы : современные алгоритмы и методические подходы к работе учителя // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 26-33 : 12 рис.

Проанализированы современные методические подходы к изучению раздела "Работа с текстовыми задачами" в курсе математики начальной школы. Предложен алгоритм работы учителя, направленный на усвоение структуры и процесса решения текстовой задачи, позволяющий нивелировать учебные затруднения младших школьников.

Смирнова М. С. Как сконструировать интересный урок по предмету "окружающий мир" // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 39-43 : табл.

В статье рассмотрены факторы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету "окружающий мир". Внимание сфокусировано на особенностях предметного содержания, показана логика конструирования урока деятельностного типа. Затронуты возможности цифровой образовательной среды для конструирования и проведения урока. Предложены новые формы домашних заданий.

Соколова И. А. Патриотизм доказываем делом // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 10-13 : фот.

Описан опыт работы по патриотическому воспитанию школьников.

Харченко О. О. Как моделирование может помочь младшим школьникам в освоении грамматики и правописания // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 44-49.

В статье описаны обучающие возможности и языковое содержание лингвистических задач, построенных на основе моделирования. Показано, как их решение поможет младшим школьникам выработать способы действий и алгоритмы рассуждений, лежащих в основе определения грамматического значения конкретной словоформы или выбора правильной буквы при написании слова.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Губанова А. Ю. Всероссийская видеоконференция "Вместе за семейный интернет: роль и возможности библиотек" // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 4-7 : 3 фот.

Новые форматы и новые практики библиотек в условиях изменившейся реальности.

Иглина Н. А. Читаем вслух и побеждаем! // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 20-26 : 12 фот.

О том, полезно или нет развивать скорочтение в младших классах, и о чемпионатах по чтению.

Лебедева Е. Н. Программа "Папа, мама и я - читающая семья" // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 49-53 : 7 фот.

Библиотека МБОУ "Мгинской СОШ" реализует проект "Возьмите книгу в круг семьи", в рамках которой используется такая форма работы, как чтение литературных произведений мамами для всего класса своего ребенка.

Медведева М. Н. Авторское право в цифровом пространстве // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 44-47 : 1 фот., 1 табл.

Материал к проведению библиотечных уроков в старших классах.

Памяти Эдуарда Рубеновича Сукиасяна / сост. А. Э. Бахтурин // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 78-79 : 1 фот.

Вспоминаем Э. Р. Сукиасяна - библиотекаря, разработчика и редактора отечественной "Библиотечно-библиографической классификации".

Парфентьев У. У. Цифровые тренды 2020 года: "Моменты истины" // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 8-10 : 1 фот.

О том, что изменилось в нашей жизни с 2020 года в связи с переключением на работу в онлайн- режиме.

Пилигримова И. Г. Клуб "М+М", или Раннее развитие через книгу, игру и общение // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 27-32 : 4 фот.

О семейном клубе раннего развития "Мама+Малыш", занятия в котором помогают детям не только научиться читать и сформировать читательский вкус, но и научиться общаться со сверстниками.

Попкова Н. В. "Воспитание поколения научно-технических лидеров" // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 16-19 : 1 фот.

Электронные ресурсы для проведения мероприятий в школьной библиотеке в Год науки и технологий.

Савченко О. Х. Проект "Остров познания, чтения и ярких впечатлений" // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 54-57 : 6 фот.

Проект "Остров познания, чтения и ярких впечатлений" направлен на продвижение книги и чтения, повышение престижа библиотеки. Методический опыт адресован библиотекарям и педагогам.

Сценарий квест-игры "75-летию Великой Победы посвящается" / И. С. Москвитина, Н. Г. Верещагина, И. А. Подольская, М. Б. Макашева // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 65-71 : 10 фот., 3 табл.

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне в помощь учителю.

Шаркова Е. М. Сценарий внеклассного мероприятия "Всем детям ровесница" // Школьная библиотека. - 2021. - № 3. - С. 72-77 : 6 фот.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Агнии Львовне Барто.

 

                                                               Составитель: вед. библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное