Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск №37-38


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 37-38

[2025]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Большая перемена: что изменится в школах с нового учебного года // Наша городская газета. - 2025. - 13 авг. (№ 32). - С. 2-3.*

 

О нововведениях в учебный процесс.

 

ЕГЭ

Представители Рособрнадзора обсудили с руководителями заграншкол МИД России соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, и итоги ГИА-2025 Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/predstaviteli-rosobrnadzora-obsudili-s-rukovoditelyami-zagranshkol-mid-rossii-soblyudenie-obyazatelnyh-trebovanij-ustanovlennyh-zakonodatelstvom-ob-obrazovanii-i-itogi-gia-2025/ (дата обращения: 10.11.2025).*

 

14 августа в Дипломатической академии МИД России прошло ежегодное совещание с участием представителей Рособрнадзора и руководителей зарубежных школ Министерства иностранных дел. На встрече обсуждались вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований, установленных законодательством об образовании и проведением государственной итоговой аттестации. Заместитель начальника Управления надзора и контроля за образовательными организациями Рособрнадзора Ирина Лобанова рассказала о профилактических мероприятиях и мерах по предупреждению нарушений обязательных требований. Она также объяснила, какие виды контрольных мероприятий существуют и какие действия предпринимаются в ходе их выполнения.

 

ФИПИ начал публиковать проекты документов, определяющих структуру и содержание ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ на 2026 год. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/fipi-nachal-publikovat-proekty-dokumentov-opredelyayushhih-strukturu-i-soderzhanie-oge-gve-i-ege-na-2026-god/ (дата обращения: 10.11.2025).*

 

С 21 августа Федеральный институт педагогических измерений приступил к публикации проектов документов, определяющих структуру и содержание ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ 2026 года. Содержание контрольных измерительных материалов приведено в соответствие со школьной программой. На экзаменах ученики показывают общий результат всех лет обучения. Поэтому в пункте 3 спецификаций контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ для каждой линии заданий указаны пункты школьной программы и классы, в которых изучается проверяемый материал. Изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ отсутствуют.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ  В  ОБРАЗОВАНИИ

 

Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования, Департамент координации деятельности образовательных организаций. [О проведении взаимного посещения учебных занятий педагогическими работниками] : письмо от 05.03.2025, № 7/850-О // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 76.

 

Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения. О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" : приказ от 11.04.2025, № 332/283 ; зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2025 г., рег. № 82117 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 53.

 

Российская Федерация. Министерство просвещения, Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. [Об изменениях в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования] : письмо от 05.05.2025, № 05-1216 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 72-73.

 

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения : приказ от 04.04.2025, № 268 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 40-52.

 

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении Порядка применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся : приказ от 27.03.2025, № 243 : зарегистрирован в Минюсте России 25 апреля 2025 г., рег. № 81979 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 3-9.

 

Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил назначении и выплате стипендии Правительства Российской Федерации для студентов, курсантов и слушателей, обучающихся по образовательным программам высшего образования : постановление от 04.04.2025, № 430 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 54-71. - 2 прил.

 

Российская Федерация. Правительство. О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : постановление от 01.04.2025, № 411 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 16-39.

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. [О проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования 2025 году] : письмо от 08.04.2025, № 04-103 // Официальные документы в образовании. - 2025. - № 15. - С. 10-15.

 

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

 

Александр Михайлович Камчатнов (1952–2025) // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 128 : фот.

 

Некролог замечательному русскому ученому, доктору филологических наук, профессору Александру Михайловичу Камчатнову.

 

Бударагина Е. И. Лексические средства создания олицетворения в лирике Влада Маленко / Е. И. Бударагина, О. Д. Прокуророва // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 70-80.

 

Изучение лексических средств олицетворения в поэтических текстах Влада Маленко.

 

Василенко А. Г. Время как лингвопоэтическая категория в тексте повести "Дом на набережной" Ю. В. Трифонова // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 49-57, 2-3-я с. обл.

 

Выявление особенностей представления времени как лингвопоэтической категории в тексте повести Юрия Валентиновича Трифонова "Дом на набережной".

 

Васильева М. Н. Евангельские межтекстовые связи в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" / М. Н. Васильева, О. Н. Васильева // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 58-69 : 11 табл.

 

Рассматриваются евангельские межтекстовые связи, включающие цитату и аллюзии. Материалом для исследования стало прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина – повесть "Капитанская дочка", особый акцент сделан на первой и второй встречах Маши Мироновой с императрицей.

 

Галина Николаевна Владимирская (1936–2025) // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 127 : фот.

 

28 января 2025 года ушла из жизни Галина Николаевна Владимирская - известный филолог и редактор, многолетний член редакционной коллегии журнала "Русский язык в школе".

 

Гатауллина А. Г. Особенности наименования лица в образовательной сфере в русском языке (начало XXI века) / А. Г. Гатауллина, Р. Р. Залялова // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 88-101 : рис., 3 табл.

 

Анализ семантических и словообразовательных особенностей слов, обозначающих участников образовательного процесса: лиц, непосредственно задействованных в учебном процессе, и лиц, участвующих в организации образовательной деятельности в целом.

 

Еливанова М. А. Концепты "Семья" и "Брак" в картине мира детей разного возраста / М. А. Еливанова, В. А. Семушина // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 26-36 : 2 рис.

 

Анализ структуры и содержания концептов "Брак" и "Семья" в картине мира детей, подростков, юношей и девушек в возрасте от 3 до 18 лет.

 

Зеленин А. В. Прием какографии при обучении орфографии: опыт европейской педагогики // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 37-48.

 

Изложение хронологии появления и совершенствования приема какографии в педагогике разных стран: от его зарождения до современного состояния. Оценка и степень эффективности приема в разные периоды времени.

 

Калачева И. Е. Методика обучения морфологии на страницах журнала "Русский язык в школе" // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 18-25 : рис.

 

На материале публикаций журнала "Русский язык в школе" за 2005–2024 гг. рассматриваются вопросы, касающиеся системы обучения морфологии. Обосновано значение школьного курса морфологии для формирования представлений школьников о грамматике родного языка.

 

Левушкина О. Н. Исследование лингвокультурологического поля как современная лингвометодическая технология / О. Н. Левушкина, И. И. Шеляпина // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 7-17.

 

Анализ потенциала понятия "лингвокультурологическое поле" в современной лингвометодике с целью формирования языковой личности обучающегося.

 

Маркина-Гурджи М. Г. Методологические основания и принципы работы Справочной службы русского языка в Республике Крым и образовательный потенциал рекомендуемых материалов в преподавании предмета "Русский язык" // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 110-123 : 5 рис.

 

Анализ деятельности справочных служб русского языка (ССРЯ), обозначена их роль в формировании и совершенствовании языковой грамотности и описании современного состояния русского языка. Охарактеризованы отличительные особенности ССРЯ в Республике Крым, рассмотрены методологические основания, формирующие направления и принципы работы Службы. Обозначены типичные проблемы, волнующие современных носителей русского языка Крыма в области функционирования современного русского языка.

 

Панова Г. И. Род русских склоняемых существительных : (к изучению рус. яз. как государствен.) / Г. И. Панова, А. Е. Кузьмина, Татьяна В. В. // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 81-87.

 

В статье констатируется отсутствие однозначной соотнесенности окончаний существительных -а/-я, -о/-е, нулевое с родом.

 

Тюрин П. М. Описание текстовой скрепы напротив в лексикографическом аспекте // Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 102-109.

 

Представлено описание текстовой скрепы "напротив" в лексикографическом аспекте. Актуальность данного исследования объясняется тем, что текстовые скрепы выступают одним из важнейших средств организации текста, часто являясь многофункциональными единицами, которые могут использоваться не только в тексте, но и в высказывании. Эти функции, как и сам круг подобных единиц, пока изучены недостаточно.

 

УЧИТЕЛЮ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

 

Аверьянова С. В. О роли делового английского языка в формировании межкультурной коммуникативной компетенции будущего специалиста-международника // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 38-43.

 

В статье рассматривается вопрос о необходимости обучения будущих специалистов-международников деловому английскому как средству межкультурной коммуникации для предупреждения возможного недопонимания в общении с представителями иных культур.

 

Безукладников К. Э. Историко-культурный контекст с математическими терминами-когнатами при обучению математическому дискурсу в условиях естественного учебного мультилингвизма / К. Э. Безукладников, М. П. Магданова // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 15-23 : 5 табл.

 

В статье представлены приемы обучения математической терминологии через работу с когнатами в условиях естественного учебного мультилингвизма.

 

Воскресенская М. С. Обучение студентов дискурсу письменной юридической консультации как компоненту профессиональной иноязычной подготовки в юридическом вузе / М. С. Воскресенская, Е. С. Богачева // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 57-63 : 4 рис., 2 табл.

 

В статье рассматривается дискурс письменной юридической консультации как компонент содержания обучения иностранному языку в юридическом вузе.

 

Глембоцкая Я. И. Специфика овладения темой "Деловое общение" студентами спортивного вуза в аспекте проблемного обучения на уроках по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 64-69.

 

В статье дана методическая разработка на основе интегрированного занятия по иностранному языку для студентов спортивного вуза с использованием ролевых игр, групповых дискуссий и современных технологий.

 

Евграфова Ю. А. Современный подход к преподаванию иностранного языка для инженерных специальностей: активное обучение в условиях шестого технологического уклада / Ю. А. Евграфова, Н. М. Селюков // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 24-31.

 

В статье дан общий план действий учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью обучаемых в процессе в процессе изучения иностранного языка для специальных целей в контексте цифровизации и перехода к шестому технологическому укладу.

 

Князева О. В. Особенности научного стиля речи в русском и английском языках при обучении письму // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 88-91 : 1 табл.

 

В статье рассматриваются особенности научного стиля речи в русском и английском языках в контексте обучения академическому письму.

 

Комарова Э. П. Реализация стратегий нейронной сети DeepSeek в процессе обучения аспирантов профессиональному общению / Э. П. Комарова, С. А. Бакленева // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 76-81.

 

Статья посвящена реализации стратегий нейронной сети DeepSeek в процессе обучения аспирантов в поликультурном образовательном пространстве.

 

Коренев А. А. Лемпертовские чтения - XXVII. Полилог методических школ в интересах профессионализма учителя иностранного языка новой формации / А. А. Коренев, М. С. Переверткина, Р. С. Манагаров, А. В. Бакулев // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 92-96 : 3 рис.

 

Статья информирует о проходивших в Пятигорске "Лемпертовских чтениях - XXVII" в рамках научно-методического симпозиума, посвященного насущным проблемам педагогического мастерства.

 

Кучеренко Н. Л. Использование технологии "Новый перевернутый класс" в обучении иностранному языку в вузе // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 50-56.

 

Статья раскрывает теоретические положения и практические пути реализации инновационного подхода в обучении иностранному языку "Новый перевернутый класс" в группах будущих педагогов и литературоведов.

 

Макарова С. А. Ролевые игры как средство реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку будущих государственных управленцев // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 44-49.

 

Статья посвящена опыту применения ролевой игры как средства реализации коммуникативного подхода для вовлечения студентов в процесс презентации доклада на практических занятиях по английскому языку.

 

МакароваТ. С. Обучение видам иноязычного чтения в предпрофессиональных классах / Т. С. Макарова, М. А. Молчанова, Е. А. Морозова // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 82-87.

 

В статье рассматриваются вопросы развития умений чтения при изучении иностранного языка в предпрофессиональных классах средней общеобразовательной школы.

 

Мигдаль И. Ю. Трансмедийные технологии в обучении английскому для специальных целей / И. Ю. Мигдаль, Н. А. Ахренова, Е. П. Савченко // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 7-14.

 

В статье рассматриваются вопросы применения трансмедийных технологий как инструмента практико-ориентированного обучения учащихся профильных классов и студентов специального профессионального образования.

 

Пустоведов В. А. Лингводидактический потенциал технологий искусственного интеллекта для обучения иностранным языкам (на примере естественно-научного профиля) / В. А. Пустоведова, С. Е. Тупикова, Н. О. Быкова // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 70-75.

 

В статье проводится анализ потенциала интеграции цифровых технологий искусственного интеллекта в процесс обучения английскому языку учащихся естественно-научного профиля.

 

Твердохлебова И. П. Актуальные проблемы обучения иностранному языку для профильных и специальных целей // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 2-6.

 

О специфике методики преподавания иностранного языка в конкретных условиях профильной подготовки обучающихся на старшей ступени в средней общеобразовательной школе в высших и средних специальных учебных заведениях.

 

Царегородцева О. С. Организация урока для студентов-экологов по теме "It is the last straw that breaks the camel's back" // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 5. - С. 32-37.

 

В статье предлагается разработка урока на основе аутентичного видеофрагмента, затрагивающего вопросы экологической, социальной и экономической сферы для совершенствования навыков аудирования.

 

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Бубнова С. Теплые открытки в стиле модерн // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 8-18 : 24 ил.

 

Занятие по созданию открытки к Международному женскому дню в стиле модерн.

 

Игнатьичев Г. Естественно-научные компетенции школьников в рамках дополнительного биологического образования в детском технопарке "Кванториум" // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 2-7 : 6 фот.

 

Развитие научного мышления, биологической грамотности и междисциплинарного подхода на занятиях в детском технопарке "Кванториум" (г. Брянск).

 

Перепелица В. Чехов - несравненный художник жизни // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 43-62 : 1 ил.

 

Беседа для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству Антона Павловича Чехова.

 

Пестова О. Насекомые: урок познания мира в 1-м классе // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 19-26 : 1 ил.

 

Урок-знакомство с миром насекомых.

 

Россинская С. Неизвестный Грибоедов // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 63-75 : 2 ил.

 

Устный журнал-расследование к 230-летию со дня рождения русского драматурга, поэта и дипломата.

 

Чевокина А. Как читать сказки детям? Рекомендации психолога // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 33-36 : 1 фот.

 

Советы о том, как прививать ребенку любовь к чтению с самого раннего возраста.

 

Чепуркова А. Пять логопедических проблем школьников, о которых должен знать учитель начальных классов // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 27-32.

 

Проблемы с речью, которые можно выявить у учеников младших классов в ходе учебы.

 

Шарафуллина Т. Веселые проводы зимы // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2025. - № 1. - С. 37-42.

 

Театральное представление на Масленицу для детских утренников в закрытом помещении.

 

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы de visu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mbapbngo@yandex.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 


В избранное