Глава 2. Достижима ли "по Шестову" грамотность в "китайской грамоте"?
- Но что вы имеете в виду под "высокой грамотностью письма"?
- Примерно 14 лет назад, в процессе изучения различной методической литературы и практического обучения, я пришел к выводу, что лишь, примерно, у 0,01 процента людей, каким-то непостижимым образом формируется, в начальных классах средней школы, так называемая "абсолютная грамотность" [АГ] (когда человек, который не помнит "как?" правильно написать то или иное слово, берет ручку и пишет два-три его варианта; после чего, употребляет наиболее "правильно выглядящий"
его вариант). У кого и как?
Как указывал В.Сухомлинский, феномен АГ формировался у детей, которые писали рукой более стандартизированно, то есть у тех, у кого выработался каллиграфический почерк. Эти малыши, как правило, вырастали в хороших специалистов в различных областях, и становились не только хорошими химиками, инженерами или математиками, но и незаурядными лекторами и собеседниками. Это и навело меня на мысль, использовать "банальное" письмо на машинке, как средство развития АГ.
Результаты привели в изумление меня самого (не говоря уже об экспертах из Госкомитета по информатике). При точном следовании моему, слегка отличающемуся от обычного, стандартизированному способу письма, я наблюдал быстрое (за 20 часов!) развитие стойкого негативного отношения к любой ошибке как устной, так и письменной, практически у каждого ученика. То есть, как только мне удавалось "наладить" прочные причинно-следственные связи между обеими формами речи, у человека возникала привычка как переговаривать
первоначально неправильно сформированные предложения, так и переписывать оные. Точно таким же образом, как это делает любой, мастерски владеющий языком, филолог, редактор, переводчик и т.д. Причем, как я уже говорил, вырабатывается грамотность даже на незнакомом языке. Таков феномен пальцевой памяти!
- Получается, что можно, вооружившись вашим методом, стать грамотным в языке, которым не владеешь?
- Уточним: можно научиться грамотно писать на языке, на котором вы не говорите.
- А сколькими языками вы овладели с помощью своего метода?
- Профессионально я могу "сходу" редактировать на десяти языках. А после нескольких часов тренировки примерно еще на тридцати. Итого около сорока языков.
- Невероятно! А какой язык вам дался труднее всего?
- Пожалуй, фарси. Потому что, набирая текст на фарси, надо между словами дважды нажимать на пробельную клавишу. Это сбивает с ритма... Ну, а если серьезно, мой метод действительно, уже сейчас, позволяет быстро выработать грамотность на любом языке, у которого письменность - буквенная, по-научному - знаковая.
- Значит, все-таки, "против" иероглифической безграмотности ваш метод бессилен? То есть овладеть китайской грамотой по методу Шестова не получится?
- Я уже, теоретически, решил и эту проблему. Но... Честно признаюсь, я никогда не работал на ну очень большой китайской клавиатуре, которая имеет более 160 клавиш! Да и изучение языка, с ее помощью ускорить будет крайне сложно, ведь рекорд мира по работе на китайском - лишь 25 иероглифов в минуту...
- Кстати, как влияет на повышение грамотности работа двумя-тремя пальцами? В чем разница между "примитивным" и "десятипальцевым методом"? И почему никому, до вас, не удалось разработать ничего подобного?
- Кое-кто пытался и пытается это сделать. Например, в некоторых датских школах педагоги начали применять машинопись при обучении родному и иностранному языкам. К сожалению, большинство детей работают одним-двумя пальцами. А дело в том, что если ученик не использует все десять пальцев, мозг (который, как вы понимаете, и является основным "действующим лицом" - то есть, все зависит от четкости и скорости переработки им информации) развивается, в своем роде, несбалансированно.
Невзирая на огромное количество различных школ, которые обучают письму на клавиатуре, процент людей, прошедших в них полный курс, и действительно освоивших "слепой" десятипальцевый метод машинописи, ничтожен (не более 10-15% от числа поступивших). Иными словами, я имею в виду, что тот, кто умеет работать, используя "все пальцы", имеет хорошие шансы выработать АГ в родном или иностранном языке, даже не прилагая к этому особых усилий.