Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

Скорая правовая помощь автострахование


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка "Скорая правовая помощь"

 

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
 
Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблем в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики «Вопросы-Ответы». Бесплатное предоставление текстов правовых актов.
Cтатьи по проблемам права.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 
  Автострахование: вопросы и ответы

 

Вопрос: Я слышал, что полис ОСАГО продается на один год. А я планирую продавать свою машину через несколько месяцев, осенью. Может ли быть заключен договор ОСАГО в порядке исключения на меньший срок? Какой вообще максимальный и минимальный срок страхования? Что мне делать со страховым полисом в случае продажи машины?
Ответ: Согласно ст. 10 Закона об ОСАГО срок действия договора по этому виду страхования равен одному году. Исключением являются два случая:
1) заключение договоров ОСАГО владельцами машин, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории России, они заключают договоры на весь срок временного использования автомобилей, но не менее чем на 15 дней и не более чем на 6 месяцев;
2) при приобретении машины владелец вправе заключить договор ОСАГО на срок следования к месту регистрации, но при этом до регистрации машины нужно будет заключить годовой договор страхования.

Таким образом, если машина зарегистрирована в иностранном государстве и временно используется на территории России, а также при заключении договора страхования на срок следования к месту регистрации срок страхования устанавливается от нескольких дней до шести месяцев.

В договоре страхования автомобиля, принадлежащего гражданину, может быть указан более короткий, чем один год, период использования машины - шесть и более месяцев. Тогда при расчете стоимости полиса применяется понижающий коэффициент в зависимости от продолжительности периода использования. Поэтому автору вопроса целесообразно заключить договор ОСАГО на условиях ограниченного по времени использования автомашины, но в любом случае сегодня этот срок не может быть менее шести месяцев.

В случае продажи транспортного средства до истечения срока действия договора обязательного страхования страхователь вправе на основании пп. "е" п. 33 Правил ОСАГО потребовать от страховой компании досрочного прекращения сделки. При этом согласно п. 34 Правил страховщик должен будет возвратить страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора.
Вопрос: Все ругают тарифы по ОСАГО. Хотелось бы понять, как они были рассчитаны? Почему они оказались намного выше, чем тарифы по добровольному страхованию гражданской ответственности?
Ответ: Следует подчеркнуть, что в этом вопросе затронута самая острая проблема системы ОСАГО. Всем хорошо известно, что именно из-за высоких тарифов автовладельцы в массе своей не приняли этот Закон как необходимый акт и что поэтому накануне выборов депутатов Государственной Думы они даже попытались приостановить действие Закона об ОСАГО. Тема остается больной и сегодня.

Тарифы рассчитывались на основе специально разработанной методики тарификации с использованием страховой статистики, а также с учетом международного опыта страхования. Используемые ныне страховыми компаниями тарифы по добровольному страхованию гражданской ответственности, действительно, ниже рассчитанных для обязательного страхования размеров. Главная причина этого явления - отсутствие достоверной и полной статистики ДТП и причиненного при этом вреда. Поэтому, естественно, при расчетах закладывался определенный запас на тот случай, если фактическое положение вещей окажется намного хуже официальной статистики. Нужно также учитывать, что Законом на страховщиков возложена обязанность формирования специальных резервов для компенсационных выплат при причинении вреда здоровью или жизни потерпевших, когда виновник ДТП не заключил договор страхования или скрылся с места происшествия. Также следует учитывать, что и условия страхования у различных компаний разные. Так, по условиям добровольного страхования некоторых компаний, не производится выплата пассажирам, ехавшим вместе с виновником аварии и пострадавшим в ДТП, членам семьи страхователя и т.д.

Несомненно, при достаточности статистических данных страховые тарифы по ОСАГО будут пересматриваться. Закон об ОСАГО предусматривает возможность такого пересмотра раз в полугодие.
Вопрос: Что понимается под местом жительства владельца транспортного средства применительно к системе ОСАГО?
Ответ: Под местом жительства владельца понимается адрес собственника, указанный в паспорте транспортного средства. Следует иметь в виду, что данный вопрос уже был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. В суд обратились два гражданина, которые обжаловали ряд положений Страховых тарифов по ОСАГО. Среди них было требование о признании недействующим п. 2 раздела I данного нормативного акта для собственников транспортных средств, проживающих в Москве. Заявители просили признать не соответствующим закону положение о том, что при страховании применяются те коэффициенты, которые установлены в месте жительства (нахождения) только собственника транспортного средства, а не иного его владельца. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в этой части, указав, что соответствующее положение нормативного акта не соответствует закону и нарушает права других владельцев транспортных средств на страхование этих средств и применение коэффициента страхового тарифа, установленного для территории использования транспорта по месту их жительства (решение от 7 октября 2003 г. N ГКПИ03-865). Однако в декабре 2003 г. кассационная инстанция отменила это решение и отказала в удовлетворении исковых требований заявителей, признав соответствующие положения не противоречащими федеральному закону.
Вопрос: Я являюсь владельцем небольшого предприятия, которое имеет в собственности пять автомашин. Мы застраховали свою гражданскую ответственность по полисам ОСАГО. Но, откровенно говоря, как рассчитывался страховым агентом тариф, я до конца не понял. Не могли бы пояснить, какие коэффициенты используются при обязательном страховании автогражданской ответственности юридических лиц?
Ответ: Перечень коэффициентов, применяемых при тарификации страховых договоров, заключаемых с юридическими лицами, определен п. 2 ст. 9 и п. 1 ст. 16 Закона об ОСАГО, а также Страховыми тарифами по ОСАГО. Так, согласно ст. 16 Закона организации не имеют права заключать договоры ОСАГО на условиях ограниченного использования транспортных средств. Соответственно, к ним не применяются коэффициенты в зависимости от стажа и возраста водителей, коэффициент в зависимости от числа водителей, допущенных к управлению, а также коэффициент в зависимости от периода использования транспортного средства. Таким образом, для расчета размера тарифа по полисам, продаваемым юридическим лицам, применяются коэффициенты в зависимости от:
1) мощности транспортного средства (КМ);
2) территории преимущественного использования (КТ);
3) числа страховых выплат в период действия предыдущего договора ОСАГО (КБМ);
4) срока страхования (если ТС зарегистрировано за границей или следует к месту регистрации);
5) нарушений, упомянутых в п. 3 ст. 9 Закона об ОСАГО (КП).

К таким нарушениям относятся:
- сообщение страховщику заведомо ложных сведений о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
- умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомое искажение обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;
- причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (ст. 14 Закона об ОСАГО).
Вопрос: Какой коэффициент в зависимости от возраста и стажа вождения должен применяться для расчета страховой премии по договору ОСАГО, если к управлению транспортным средством будет допущено 3 человека - жена, тесть и сын? Жене 42 года, стаж вождения 10 лет, тестю 64 года, стаж вождения 31 год, сыну 19 лет, стаж вождения меньше года.
Ответ: Когда к управлению транспортным средством допускается несколько водителей, то используется максимальный коэффициент, определенный по каждому из них.

"ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ"
(Выпуск 1)
(С.В. Дедиков)
(Волтерс Клувер, 2004)

Сергей Васильевич Дедиков - юрист, автор более 200 публикаций правовой тематики, в том числе по вопросам страхового права, член правления ООО "Московское перестраховочное общество".
 

 

 


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное