Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что пишут об эсперанто

  Все выпуски  

Что пишут об эсперанто


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЧТО ПИШУТ ОБ ЭСПЕРАНТО
выпуск 148

 

Е.С.Зайдман

В тени Валленберга
***********************

Будапешт 1944-45 годов. Поражение Германии неизбежно - венгерские и немецкие
фашисты становятся все беспощадней к врагам рейха, стараясь уничтожить как
можно больше антифашистов, идейных противников и загнать все еврейское
население в гетто для "окончательного решения" еврейского вопроса. С этой
целью в Будапешт из Берлина прибывает главный специалист Адольф Эйхман. В
атмосфере хаоса Шведский Красный Крест, а затем руководитель гуманитарного
отдела посольства Швеции Рауль Валенберг спасают от гибели десятки тысяч
людей, выдавая им охранные документы. Даже после того, как руководитель
Шведского Красного Креста Вальдемар Ланле и его жена Нина Ланле узнают, что
приговорены немцами к смерти, они продолжают руководить спасением людей
скрываясь в подполье.

Будапешт в это время представляет собой как бы маскарад смерти, где многие
маскируются, чтобы уцелеть. Один из них, Теодор Шварц, отец известного ныне
финансиста и филантропа Джорджа Сороса скрывается под маской дворянина и
христианина и помогает спастись многим другим.

С приходом в Будапешт Красной Армии военная разведка "Смерш" похищает Рауля
Валленберга, он погибает в застенках Лубянки и становится героем. А
Вальдемар и Нина Ланле на долгие годы остаются "в тени Валленберга".

Недавно в переводе со шведского на язык эсперанто появилась книга Нины Ланле
"Хаос в Будапеште", и ялтинские эсперантисты обнаружили, что Нина - дочь
пионеров международного языка эсперанто: Николая Боровко, передового
общественного деятеля Крыма начала века, и Антонины Чайковской. Детство и
юность Нины прошли на Украине и в России, где формировалась цельность
натуры, гуманизм, стойкость характера, позволившие ей стать
героем-антифашистом.

Оказалось, что Вальдемар Ланле и Теодор Шварц - также их единомышленники. В
те далекие годы всех их объединяла и воспитала гуманистами идейная сторона
эсперантизма, его т.н. "внутренняя идея": использование эсперанто,
нейтрального международного средства общения, для объединения человечества
в единую семью братских народов. Тогда эта идея привлекала различные
пацифистские и религиозные движения, а в дальнейшем и политические,
проникновение которых отпугивало многих от эсперанто-движения. В результате
оно старалось оставаться в стороне от активной международной жизни,
развивая лишь сам язык эсперанто.

Сейчас происходит финансовое, коммерческое и индустриальное объединение мира
в масштабах всей планеты, необходимое для ее выживания, но не сближение
народов. Большинство людей не готово к этому, скорее наоборот: мечтает об
усилении своих этносов, религий, языков. Объединяющие людей моральные и
духовные ценности слабеют, вместо того, чтобы усиливаться, и это ведет к
кризису.

В этой ситуации идейная сторона эсперантизма становится все более насущной.
Это движение может во многом способствовать усилению дружбы народов и их
объединению, тем более, что уже сейчас Европа становится новым Вавилоном.

Пляска смерти и хаос в Будапеште

В начале 1944 года поражение немцев на Балканах и неуверенность в лояльности
Венгрии совпали с мечтой Гитлера уничтожить почти миллион евреев Венгрии,
которых правительство Хорти не трогало. Немцы вошли в Венгрию 19 марта
1944 года и с помощью венгерских фашистов начали массовые облавы на
антифашистов и евреев, отправляя их в "трудовые лагеря". 11-месячный период
от начала германской оккупации Венгрии до освобождения в феврале 1945
Будапешта русскими можно разделить на 3 периода.

Адольф Эйхман прибыл в марте в Будапешт одним из первых поездов и принялся
за осуществление т.н. "окончательного решения" еврейского вопроса. В период
с конца апреля по начало июля почти пол миллиона евреев (фактически все
еврейское население вне Будапешта) было депортировано для уничтожения. В
Будапеште евреев не загоняли в гетто, а готовили к депортации, пометив
желтыми звездами дома, в которых они проживали. В конце июня, когда сведения
о массовых депортациях достигли Запада, начались энергичные протесты
общественности западных и нейтральных стран, короля Швеции, Папы Римского и
Международного Красного Креста. 8 июля адмирал Хорти в основном смог
остановить запланированные депортации, хотя Эйхману удалось отправить еще
два эшелона, обманув венгерские власти. На этот раз был вынужден вмешаться
сам Гиммлер, и Эйхман в конце-концов покинул Будапешт. Этот второй период
продолжался с середины июля до середины октября. Но после того, как Хорти
разорвал союзный договор с Германией, немцы оккупировали Венгрию и
установили там фашисткий режим. Эйхман вернулся, и в Будапеште началась
беспорядочная смертельная оргия: массовые депортации, разгул усташей
(венгерских фашистов) на улицах. Работа по спасению людей была на грани
фола - многие камуфлировали, пытаясь выжить. Известны даже случаи, когда
евреи пытались скрыться, нарядившись в форму СС.

Когда в апреле Вальдемар Ланле узнал от узника Освенцима, которому чудом
удалось бежать, что "трудовые лагеря" - это места массового уничтожения, он
был потрясен и отправил сообщение в Министерство Иностранных дел Швеции.
Ланглет начал думать, что можно противопоставить адской машине истребления
Адольфа Эйхмана. Венгры были законопослушными гражданами, и он сразу понял,
как это можно использовать: если выдавать людям документы о том, что они
находятся под защитой Красного Креста нейтральной страны, возможно, что в
атмосфере хаоса это окажется эффективно. Идея была одобрена, и для ее
реализации Ланле предложили стать руководителем шведского Красного Креста.
Ему было тогда уже 72 года, но он взялся за ее осуществление.

В мае началось изготовление и раздача "защитных писем" шведского Красного
Креста, по форме похожих на шведские паспорта, примерно с теми же данными,
но с указанием на трех языках (шведском, венгерском и немецком), что
владелец находится под защитой шведского Красного Креста. Эти бумаги
получили название "паспорта Ланле" и выдавались людям, якобы имеющим
родственников или партнеров по коммерции в Швеции. Вскоре, кроме частных
лиц, многие больницы, монастыри, музеи также попросились под защиту
шведского Красного Креста. В результате под его попечительством оказались
9 католических монастырей, евангелические заведения, 12 больниц, 14 домов
для престарелых, 5 общественных столовых, 47 детских садов, а в
международном гетто 8 домов для размещения 3000 людей, получивших охранные
документы. Убежищами были также монастыри и квартиры частных лиц, в том
числе и самих супругов Ланле.

В июле в Будапешт для руководства гуманитарным отделом представительства
прибыл Рауль Валленберг и развернул работу по выдаче шведских охранных
паспортов. Он получил от венгерского правительства разрешение на выдачу 4500
паспортов, но выдал десятки тысяч. В международном гетто у него было 33 дома
для размещения людей, получивших от него паспорта.

Ланле видел, что, несмотря на работы по спасению людей, уничтожение их
продолжается в грандиозных масштабах. Шведский Красный Крест раздал около 25
тысяч охранных документов, но это было недостаточно. Ланле предложил трем
епископам разных концессий посетить главу правительства и потребовать
прекращения бесчинств нацистов, но их попытки вмешаться оказались
безуспешными. В то время, когда русские вели успешное наступление на
территории Венгрии, в Будапеште царил хаос. В одном из монастырей,
находившемся под защитой Шведского Красного Креста, скрывалось 120 христиан
и евреев - в каждой келье находилось по 13 человек (сами монахи ночевали в
коридоре), а в интернате при монастыре скрывались дети. Все прятавшиеся там
были арестованы вместе с монахами, но потом благодаря взрыву помещения во
время бомбежки смогли сбежать. Вальдемар и Нина руководили спасением людей,
скрываясь в убежищах, так как знали, что заочно приговорены к смерти. В
отличие от Валленберга, они не обладали дипломатической неприкосновенностью.
Одного из их сотрудников арестовали и пытками пытались заставить дать
показания, что они русские шпионы. Другую сотрудницу пытали, чтобы узнать,
где они скрываются.

Спасением людей, хотя и в не таких масштабах, занимались также представители
Ватикана, Испании, Аргентины, а также частные лица. Одним из них был
будапештский адвокат Теодор Шварц, который, чтобы остаться в живых, в 1939
году поменял фамилию на Сорос, а после прихода немцев жил по поддельным
документам, как дворянин и христианин, и при этом с риском для жизни помогал
спастись многим другим. В 1965 году Теодор Сорос опубликовал на эсперанто
книгу "Пляска смерти в Будапеште" о пережитом им во время оккупации
Будапешта нацистами, переведенную впоследствии на английский, а недавно
изданную в России на русском языке.

Будучи опытным юристом, он продумывал и заказывал специалистам фальшивые
документы для родственников, друзей и для всех, за кого просили его друзья.

И в мирное время его жизненным принципом было по возможности никому не
отказывать в помощи, но при этом он всегда оставался в пределах реальности.
Вот как он объяснял этот свой жизненный принцип сыновьям Полю и Джорджу: Мы
должны помогать людям в том случае, если результат помощи превышает
затраченную энергию. Не надо жалеть на пожертвование, если от этого будет
больше пользы, чем мы потеряем". Это был принцип теории "энергетического
императива" лауреата Нобелевской премии в области физической химии
Вильгельма Оствальда в применении к человеческим отношениям: 'Веди себя так,
чтобы исходная энергия переходила в более высокую форму энергии с
минимальными потерями'. Чтобы реализовать этот жизненный принцип, нужно было
быть относительно материально независимым. Для этого у богатых клиентов
Теодор Сорос требовал высокие гонорары за выполненные услуги, а у людей с
невысокими доходами денег не брал, удовлетворяя таким образом свою
склонность к филантропии.

В январе 1945 года армия генерала Малиновского освободила район Пешт
Будапешта. Контрразведка "СМЕРШ" получила приказ из Москвы найти и взять под
защиту несколько членов шведского представительства, в том числе Рауля
Валленберга, и Вальдемара Ланле с женой. Помещение Красного Креста и лично
супруги Ланле были взяты под охрану, но секретарь посольства Рауль
Валленберг исчез и, как стало известно в наше время, был вывезен в СССР и
уничтожен.

Вальдемару с Ниной удалось спастись и вернуться в Швецию. В 1946 году
появилась книга В.Ланле о деятельности Шведского Красного Креста в
Будапеште, а в 1982 году книга Нины "Хаос в Будапеште". В 1966г. Израиль
объявил их, как и многих других людей, спасавших во время войны с риском для
жизни евреев, праведниками мира. Всего в Венгрии праведниками мира стало
около 475 венгров, а в мире около 11 тысяч человек.

Прошло много лет. Вальдемар умер еще в 1960 году, Нина в 1988, и вот
недавно в Швеции появилась книга "Вальдемар Ланле - забытый герой?"
эсперантистки Агнеты Эмануэльсон, а в эсперанто-печати ряд статей на эту
тему и книга Нины в переводе на эсперанто. В результате в марте этого года
антифашистская деятельность шведского Красного Креста была cнова оценена по
достоинству: Вальдемару и Нине посмертно присвоили почетное гражданство в
Израиле (Commemorative Citizsenship of the State of Israel). Этот титул
может быть присвоен только "праведникам мира", как почетный, и не связан с
присвоением самого гражданства. Фактически, он означает "почетное
увековечение памяти".

В.Шаламов, переживший ужасы сталинских концлагерей, считал, что жизнь в этих
условиях превращает кого угодно в послушную скотину, что есть порог, после
которого способность индивидуума сопротивляться исчезает. Психиатр А.Франкл,
переживший ужасы гитлеровских концлагерей, напротив, пришел к выводу, что
наступает момент, когда у всех - благородных и подлых - наиболее ярко
проявляется их внутренняя сущность.

Чтобы понять, что сделало наших героев "праведниками", проследим их
жизненный путь, вернувшись в начало века.

(окончание cледует)

 

konkordo@skatvis.lv



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное