Мини-техника::
Неоправданные ожидания Часто ли вы думали: «он должен это сделать», «она
обязана подумать обо мне», «они же должны понимать»? А когда он/она/они так не
поступали, чувствовали себя плохо? Когда мы думаем о действиях, мы используем
так называемые модальности. В речи они выражаются словами и фразами: могу,
должен, способен, мог бы, хотелось, возможно, вынужден и т.д. В зависимости
от этой самой модальности будущее будет выглядеть более или менее определённым.
Сравните: «я должен завтра встать в 7.00», «я могу завтра встать в 7.00», «возможно
я встану завтра в 7.00». Когда вы представляете себе, что «должны» - вариант один
и его очень трудно изменить, если думаете, что «можете» - то это более неопределённо
и меняется легче, а в случае с «возможно» скорее всего вариантов много.
Вопрос::
Как сконструировать работающую раскрутку?
Раскрутка должна мотивировать к изменению убеждения. То есть мы либо показываем,
что убеждение не выполняет свою функцию (не позволяет достигнуть
цели), либо что последствия использования убеждения «дороже», чем польза
от него. В первом случае мы стараемся показать Клиенту, что данное
убеждение не работает, работает плохо или то, что есть убеждения, работающие
лучше. Например, найдя исключение из правила, указав на противоречия самого
убеждения или предложив более эффективное убеждение. Во втором случае вы показываете
Клиенту неприемлемость последствий использования этого убеждения или его конфликт
с другими убеждениями, намекаете на нехорошие мотивы Клиента, предлагаете более
экологичное убеждение.
Статья::
Значение жестов
На очередном тренинге «Работа с аудиторией», после упражнения по постановке
жестов, меня спросили, есть ли список, какие жесты что обозначают. Я подумал
и сказал, что напишу по этому поводу статью. Правда, что конкретно какой жест
обозначает, я писать не стал. Во-первых, это просто невозможно, так как смысл
жеста, вернее даже невербального сообщения, будет зависеть от кучи вещей – контекста,
слов, мимики, голоса, позы т.д. и т.п. Во-вторых, чуть меняется напряжение мышц,
скорость движения, направление – и смысл самого жеста становится другим. Так
что здесь я буду писать скорее о принципах и правилах «конструирования» смысла
жеста.
Всероссийский Фестиваль НЛП: моделируем лучших тренеров!
С 23 по 30 июня 2011 г. под Москвой пройдет IV Всероссийский Фестиваль
НЛП. Еще больше тренеров! В этом году в Фестивале будет участвовать
Дэвид Гордон (США). Как обычно, в Фестивале примет участие Александр
Любимов. Девиз Фестиваля: "Отдых, Обучение, Общение". Фестиваль
пройдет в уютном подмосковном отеле. Ожидается более сотни участников
из разных городов и стран.
Напоминаем: действуют скидки на Оргвзнос! Сумма Оргвзноса (на организацию
и проведение мероприятия) составляет: 18 000 рублей (с 1 марта по 1
мая), 20 000 (с 1 мая и далее). Проживание: от 1600 рублей в сутки (с
2-х разовым питанием), 2000 рублей в сутки (с 3-х разовым питанием).
Подробности: на сайте Всероссийского Фестиваля НЛП http://www.festivalnlp.ru/
Часто ли вы думали: «он должен это сделать», «она обязана подумать обо мне», «они же должны понимать»? А когда он/она/они так не поступали, чувствовали себя плохо?
Когда мы думаем о действиях, мы используем так называемые модальности. В речи они выражаются словами и фразами: могу, должен, способен, мог бы, хотелось, возможно, вынужден и т.д. В зависимости от этой самой модальности будущее будет выглядеть более или менее определённым. Сравните: «я должен завтра встать в 7.00», «я могу завтра встать в 7.00», «возможно я встану завтра в 7.00». Когда вы представляете себе, что «должны» - вариант один и его
очень трудно изменить, если думаете, что «можете» - то это более неопределённо и меняется легче, а в случае с «возможно» скорее всего вариантов много.
Будущее отличается от прошлого тем, что оно не определено – и думая о нём разными способами мы организуем своё поведение. Необходимость – должен, обязан, вынужден - заставляет нас действовать только одним единственным способом, возможность – возможно, могу, способен – даёт выбор. Но при этом ни один из способов думать о будущем не является лучшим, всё зависит от ваших целей и контекста. Например, если ваша цель «встать завтра в 7.00», то думать об
этом как о необходимости может быть полезным. Но, возможно, вас будет больше мотивировать мысль, что «я могу встать завтра в 7.00 … и много успею сделать».
Но если думать что другие «должны», а они этого не делают, в результате испытываешь отрицательные эмоции – раздражение, гнев, обиду, злость. Собственно, эти эмоции как раз и сообщают о нарушении ожиданий. Просто одни ожидания более полезны, другие менее. Один из способов сделать свою жизнь более приятной – научиться думать о будущем более подходящим способом, с более подходящей модальностью.
Модальность
Вообще говоря, модальность сообщает об отношении, оценке. Можно выделить три основные группы:
о канале получения информации: рассказали, видел, почувствовал, вспомнил;
об оценке информации: важно, не нужно, раздражает, восхищён;
о рамках или границах: разрешено, законно, существует, можно, нельзя, способен.
Для работы с образами будущего нам будут более полезны два последних типа.
Оценка – важно, нужно, хорошо, плохо, радует, восхищает, омерзительно, обидно, - задаёт привлекательность для вас события, но практически не влияет на определённость этого самого будущего.
Необходимость – должен, обязан, невозможно, вынужден,необходимо, - повышает определённость будущего и делает его трудноизменяемым.
Возможность – могу, способен, не обязан, не должен, - наоборот, делает будущее менее определённым и легкоизменяемым.
На определённость будет влиять и вероятность события – точно, определённо, конечно, возможно, вероятно, маловероятно, может быть.
В наиболее любимой в НЛП модели уточнения информации - мета-модели, - необходимость является вредным ограничением. Работают с ним выясняя последствия выхода за ограничения, например, можно задать вопрос: - Что будет, если вы это сделаете?
Тренировка
Возьмите что-то, что вы планируете сделать в будущем, и подумайте об этом, как:
я должен это сделать;
я вынужден это сделать;
я могу это сделать;
я способен это сделать;
хотелось бы это сделать;
я сделаю это;
я возможно сделаю это;
я точно сделаю это.
Отслеживайте, что меняется в образе ситуации, как меняются ваши переживания, что происходит с голосом, которым вы себе говорите фразу.
Техника
Эту технику можно делать как с ситуациями в прошлом – были ожидания и не оправдались, - так и с представлением о будущем – «должно быть так».
1. Ситуация
Наиболее подходящим эта техника будет для работы с «неоправданными ожиданиями»:
он должен был сделать, а не сделал;
она обязана была прийти во время;
это предложение он должен был сделать мне;
я должен быть настоящим мужиком;
они должны были сделать это хорошо.
Чем более «жесткие» наши ожидания, тем более велико разочарование, когда они не сбываются. К тому же наши представления об определённости события определяют наши поступки для его создания – если ситуация «обязана случиться», чего напрягаться?
Особенно это заметно с требованиями к другим людям – они (он) «должны» только в наших головах и могут совсем о своём долге ничего не знать. А могут и знать, но не воспринимать это как необходимость. Но если мы опираемся на заданность их поступков, нам нет смысла принимать какие-то усилия, чтобы они поступали в соответствии с нашими ожиданиями – они ведь обязаны, - и чувствуем гнев, разочарование и прочее, если они наши ожидания нарушают.
Ещё есть вариант требований к миру: «это должно быть так», «судьба обязана быть благосклонной в этот раз». Обычно он приводит к максимальному разочарованию – мир или судьба вряд ли кому-нибудь чем-нибудь обязаны.
Итак, можно выбрать:
ситуацию в прошлом, где были нарушены ваши ожидания;
ситуацию в будущем, где у вас, скорее всего, неоправданные требования к себе, миру или окружающим;
постоянные необоснованные требования, вроде: «они должны меня уважать», «мир обязан сделать меня счастливым».
2. Текущее отношение
Подумайте о своём ожидании, представьте себе его сенсорно – в виде образов, звуков, чувств. Проговорите фразу, описывающую это ожидание: «они должны меня любить», «она обязана заботиться о моём здоровье».
3. Растяжка
Попробуйте разные модальности по отношению к вашему ожиданию, например: хотелось бы, вынуждены, хорошо бы, могут, возможно, точно, будут. Отмечайте, как меняется сенсорное представление ситуации.
4. Оптимальный вариант
Выберите наиболее подходящий вариант отношения.
5. Экологическая проверка
Подумайте, не навредит ли вам новое отношение. Если возможны проблемы – вернитесь на предыдущий шаг и подберите новый вариант отношения.
6. Закрепление
Внесите новое отношение в свою жизнь. Посмотрите, что там изменилось, как меняются ваши переживания.