Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 28. Любопытная книга.


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 28

Любопытная книга

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Сегодня во второй день нового года я хочу поделиться с вами одной книжкой, которую недавно обнаружила в Интернете. Заинтересовала меня эта книга тем, что издана она в 1928 году Издательством Всероссийского союза Поэтов, а тема её как раз относится к тому, чем я в рассылке пытаюсь заниматься.

Это книга Г.А. Шенгели «Как писать статьи, стихи и рассказы». Не берусь утверждать, но, возможно, это вообще одна из первых книг для писателей.

О чём же пишет автор начала прошлого века? Приведу некоторые выдержки, а вы уж решите, качать вам книгу или нет.

Из первой главы. Что такое литература

В нашей повседневной жизни мы пользуемся преимущественно устною речью, письма мы пишем довольно редко, свои воспоминания и размышления записываем ещё реже. Но, как только мы хотим вступить в общение с целым обществом, мы почти всегда пользуемся речью письменной. Иначе и невозможно. На самом большом митинге может присутствовать только несколько тысяч человек, т.е. ничтожная часть населения. Затем, совсем не одно и то же слушать речь или читать, если мы не поймём сразу какого-нибудь места, мы можем задуматься над книгой, перечитать то, что осталось непонятным, а слушая устную речь, мы не имеем возможности помедлить, переспросить. Кроме того, часто мысли, которые излагаются, так обширны, что для высказывания их потребовались бы целые месяцы беседы, целые десятки митингов, что крайне затруднительно. Наконец, нередко учёный или политический деятель обращается не только к своим современникам, но и к потомкам…

И вот, речь, которая предназначена для широкого общественного распространения и с этой целью записана, называется литературным произведением, а вся совокупность таких произведений – литературой. Человек же, занимающийся постоянно писанием литературных произведений, называется литератором, писателем…

Какая бывает литература

Некоторые писатели пишут книги имеющие немедленное применение к жизни. Такими книгами являются, например, учебники, справочники, указатели. Такого рода литература называется прикладной. Книги другого рода пишутся учёными, которые исследуют какие-либо явления природы или общественной жизни. Такая литература называется научной. Книги, имеющие целью воздействовать на волю читателей, побудить их к каким-либо поступкам, составляют агитационную литературу. Литература, откликающаяся немедленно на разные явления жизни, то просто сообщая о них, то объясняя читателям смысл и значение этих явлений, называется журнальной литературой, потому что обнародывается, главным образом, в газетах и журналах.

Литература всех этих родов теснейшим образом связана с действительностью. Нельзя, например, писать исследование о несуществующих явлениях, о каких-нибудь драконах или о людях с песьими головами, нельзя написать учебник о том, как из песка веревки вить; нельзя призывать граждан к тому, чтобы кушать спичечные коробки или кусать себя за локоть; нельзя сообщать о том, что через Москву потекла река Нева или что в Ленинграде строются летающие дома. Все то, что не является действительностью или не считается ею, не может быть предметом литературы названных родов.

Но есть ещё род литературы, стоящий несколько особняком. Это – литература художественная. Она, конечно, тоже связана с жизнью, но связана по особенному. Ученый, пишущий о свойствах воздуха или о государственном строе Китая, не вправе ни на одну чёрточку отойти от действительности, но автор художественного произведения может дать волю своему воображению: писать о несуществующих людях, о вымышленных событиях, о своих личных чувствах и прочее…

Из четвёртой главы. Как писать рассказы

Мотивировка в рассказе

Действующие лица рассказа совершают различные действия, начиная от самых простых, - встают, садятся, входят, уходят, - до самых сложных, - совершают подвиги, преступления, сражаются, изменяют и так далее. Каждое действие как в жизни, так и в рассказе должно иметь ту или другую причину. Не зная причины, мы часть не в состоянии понять само действие.

Каждое действие в рассказе непременно должно быть обосновано той или иной причиной. Такое обоснование называется мотивировкой.

Действие мотивируется или свойствами характера героя или другими действиями. Предположим, один герой кровно обидел другого; тот начинает мстить; его действие, следовательно, мотивировано действием первого, - нанесённой обидой. Теперь, как же он мстит? Допустим, он убивает обидчика, или выкрадывает у него какие-нибудь документы, и того обвиняют в краже или в растрате. В первом случае поступок мотивируется решительным и прямым характером мстящего, во втором случае – его трусостью, боязнью ответственности, способностью на подлость. Здесь мотивировка дана характером.

Предположим в рассказе действуют пожилой, сознательный, степенный рабочий и легкомысленный бесшабашный паренёк; начинается гражданская война. Рабочий идёт на неё из сознания своего пролетарского долга, а паренёк – потому что на войне – весело, много новых впечатлений. Одинаковый поступок мотивирован по-разному, - в зависимости от свойств характера.

И постоянно надо иметь в виду основную мотивировку поступков данного лица. Предположим, что наш рабочий, ушедший на войну, вдруг начинает заниматься мошенничеством, мародёрством; мы сразу почувствуем, что это неверно, фальшиво, так как сознательный героизм, ясное чувство долго, которое двинуло героя на войну, - не может позволить ему шкурничать. Наоборот, очень легко может взяться за грабежи и мародёрство наш паренёк, у которого поступки мотивируются собственным удовольствием, а не долгом. Как правило, данный характер остаётся всегда одним и тем же в течение рассказа.

Иногда рассказ (психологический) строится как раз с тем, чтобы показать, как меняется характер, как, скажем, из разудалого паренька вырабатывается сознательный и стойкий боец. Такой перелом характера сам должен быть мотивирован каким-нибудь событием, хотя бы грандиозной картиной боя, картиной белогвардейских зверств, речью народного вождя и прочее.

Мотивировка в рассказе вовсе не должна даваться в виде прямого объяснения от автора: «Иванов был честным человеком и поэтому не мог примириться со злоупотреблениями в своём кооперативе». Мотивировка даётся косвенно. Сначала изображается какое-нибудь событие, из которого читателю становится ясно, что Иванов – честный человек, например, зайдя в правление того же кооператива, он находит на полу деньги и передаёт из по принадлежности…

Очень часто, для напряжения интереса, мотивировка даётся с запозданием, или подаётся сначала «фальшивая» мотивировка то есть заставляют читателя думать, что данный поступок мотивирован тем-то, а затем раскрывают настоящую причину. Например, изображён прямой и революционно-настроенный рабочий, работающий в партии. Читатель готов ожидать от него таких-то поступков. Затем вдруг показывают этого героя в кабинете начальника контрразведки, предлагающим выдать парткомитет. Читатель начинает думать, что первоначальная обрисовка неверна, что герой носит личину честного партийца, а на самом деле негодяй. Затем выясняется, что он дал неверный адрес комитета и успел похитить в контрразведке важные бумаги, обладание которыми должно принести прямую пользу партии. Тогда и выясняется настоящая мотивировка его посещения контрразведки.

Вот такая интересная книжка. Предназначена она для самых начинающих писателей, но сейчас её уже можно использовать и как исторический источник, передающий дух эпохи.

Шенгели Г.А. Как писать статьи, стихи и рассказы. - М.: Издательство Всероссийского Союза Поэтов, 1928.

ссылка для скачивания книги.

===================================================================

Обсудить темы, касающиеся литературного творчества, можно теперь в FriendFeed Литературное творчество. Если у вас есть блог, в котором вы публикуете свои произведения и размышления о творчестве, вы можете добавить его в эту ленту. И все сообщения будут видеть все подписчики.

===================================================================

Купить мою книгу «Замысел рассказа. Как не пропустить самое интересное» можно здесь Новая книжка. В январе она стоит 70 рублей. Покупатели получат возможность не только прочитать этот вариант книги, но и бесплатно получать её обновления. К тому же действует 100% гарантия возврата денег, если книга вам не понравится или не принесёт никакой пользы.

====================================================================

Всегда с вами, Надежда Лимонникова.

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com


В избранное