Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт.


В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт
 Выпуск: 66
Дата: 2006-05-21

Марат АВАЗ-НУРЗЕФ
 БАХТ
Константину Гвинну из Нью-Йорка
Геннадию Норду из Монреаля
 
В Союзе бывшем сотворенный котлован...
Здесь летом озеро и пляжные сюжеты.
А в ноябре речной приток перекрывают,
пресечь пытаясь зарастанье водоема.
В три дня мелеет озеро до некой лужи -
с размахом крыльев в пару-тройку сотен метров, -
и выходной трубы бездонный зев зияет,
сокрытый прежде в двухсаженной глубине.
 
Зимуют в "луже" той моллюски, рыбы, утки
и травы водные впадают в чуткий сон,
от солнца весточки весенней ожидая,
чтоб летом новых вод заполонить пространства.
А напрочь "лужу" удалять - нужны: и  средства,
и ум, и сердце, - список ныне запредельный...
В зной сибарит идет в джакузи и бассейны,
а массы... Массы - здесь. По-свойски! По дешевке!
 
Средь гальки, жести, пластика, стекла - всё в иле! -
бреду я озером, лишенным вод покровов:
выискиваю камень, годный как точило.
Вот полуовалоид! Черный! То, что надо!
Домой его понес, и радостно мне было,
и сразу выправил до блеска все ножи...
"Не много ж вам для счастья нужно!" - сын с усмешкой,
а я: "Да у отца такой же камень был..."
 
Младенец-котлован! С водой безгрешной, чистой!
Тот давний день! Свиданье с будущей супругой!
Не потому ль с тех пор зовут округу Бахтом?..
Не помнит деда сын, а маму - помнит смутно...
Уж женится, поди... И, может, внук поймет:
Точило черное свет белый излучает...
Такого для меня в краях заморских нет!
То по-узбекски - бахт, а в переводе - счастье...
 
Апрель-май, 2006 г.
Ташкент.


Уважаемые читатели!
Считая стихи явлением самодостаточным, я никогда не давал комментариев на свои поэтические публикации в рассылке. Сегодня я решил сделать исключение. Надеюсь, приводимая ниже переписка окажется интересной и не бесполезной.
 
Гвинн - MANу (15 мая 2006 г. 13:29):
Марат, жму руку! Очень стихо понравилось своей человечностью и подлинностью чувства!
Кстати, получился очень интересный размер у Вас, что-то вроде гекзаметра? Скажите об этом, pls... Как такое построение "Поэтический словарь" Квятковского обозначает?
Respect,Kостя Гвинн.
 
MAN - Гвинну (15 мая 2006 г. 13:58):
Со словарем - не знаком. Считаю, что это - 6-стопный ямб.
 

MAN - Гвинну (15 мая 2006 г. 15:38):
Насчет подлинности и искренности чувств. Да, не без этого. Но это, пожалуй, свойство любого из моих стихотворений.
Насчет размера еще раз. 6-стопный ямб - для упрощения, конечно. Не знаю, как назвать то, что получилось. Но одно точно: размер выдерживается строго и симметрично. Окончания - преимущественно женские.
 
И все-таки первостепенная ценность стихо в другом, а именно: в информативности. Каждая строка - сгусток информации, если читать внимательно и понимать. Попробуйте выкинуть хотя бы одну строку. Или хотя бы переделать, чтобы информативность не то, чтобы возросла, но хотя бы не упала!
 
Из всей гаммы чувств (в каждой строке что-то да есть!), наиболее важны три, взаимосвязанные, взаимно неотрывные: "родина", "отцы и дети", "личное счастье".
Именно поэтому и родилось естественное посвящение. Все эти чувства во взаимной неразделимости знакомы из моих фрэндов именно Гвинну и Норду. И автору, конечно.
 
Закадровая общность между автором, Гвинном и Нордом - безусловна. Но есть и существенная разница. Автор 20 лет болел эмиграцией и только 5-6 лет назад (с крушением высоток-близнецов Нью-Йорка и последующей поляризацией в мире "Запад-Восток"), не выезжая никуда, понял, что ему - лучше всего на Родине.
Гвинн и Норд смогли сделать то, что автор так и не смог. Но счастливей ли они автора? Может показаться, что автор выражает ура-патриотизм. Отнюдь! Это всё - лишь горькая, миндальная ностальгия. Родина - прекрасно! Но разве не чувствуется, как по-прежнему несчастен автор на своей Родине, где массы (и автор тоже) купаются в грязи! И весь трагизм в том, что эту грязь сами массы
и создают!
 
И всё это и многое другое - в стихотворении.
 
Когда я болен творчеством, я знаю заранее (более-менее), ЧТО я хочу сказать, но вначале на знаю, КАК. Обычно я ищу ударную фразу. Стихо я начал в начале апреля, когда действительно побродил по дну озера. Я там оказался, конечно, не в поисках точила. Но камень я нашел, и он-то и был генератором замысла стихо. Одна из всплывших тогда фраз и была принята за ударную, когда я через
полтора месяца "беременности" принялся "рожать". А именно: "Здесь летом озеро и пляжные сюжеты".
Было ясно, что рифомованными четверостишиями - нет смысла, так как размазалось бы на 200 строк. Оставалось одно - белый стих с соблюдением размера ударной строки. Я ведь ДАДА - не владею. Более того, ДЛЯ СЕБЯ (своего творчества) - не хочу. Я хочу вызывать у читателя не клубок чувств и
мыслей, а симфонию мыслей и чувств. ДАДА, как мне кажется, это преимущественно порождение западного образа мышления и чувствования. А я - человек преимущественно пограничных зон. Причем, в основном на интуитивном, "самтрестовском" уровне. Если я перегибаю насчет ДАДА, не обижайтесь и
простите...
 
И еще. Вы, как мне кажется, максималист в пристрастиях. Настолько, что иногда, если не ошибаюсь, не оставляте ничему, кроме своего Stiletto, права на существование (имею в виду Вашу полемику в своем "Живом журнале" с Петром). Я, как мне кажется, уже давно ни на кого не нападаю. Я только отстаиваю свое собственное "Я". Свое право оставаться самим собой. Другие - пусть живут. Даже самые дремучие графоманы. Губошлепы, в Вашей терминологии. У них, как я подозреваю, тоже есть свое предназначение.
 
И последнее. Если хотите, то мы стихо и вот этот разговор вынесем в Ваш "Живой журнал".
 
Всего доброго.
С уважением,  MAN (Marat Avaz-Nurzef).
 
Гвинн - MANу (2006-05-20, "Живой журнал"):
Не боитесь, что найдутся фрейдистские интерпретаторы, которые отождествят с "сотворенным котлованом" ненасытное феминное начало мировой "нимфомании" - всемирной вагины, всасывающей в себя всё живое и трепещущее... А черный камень как зарождающееся мужское самосознание ФАЛЛО, чёрное, солнечное /"Чёрное солнце" суфиев/, горящее, излучающее свет, дающее семя, изобилие?))
Бахт... Счастье...
Спасибо за посвящение!
 
MAN - Гвинну (2006-05-20, ЖЖ Гвинна):
Браво! Я уж грешным делом подумывал, что мой огайни способен оценить только тех, кто давненько ушел в мир иной, а для пребывающих пока в этом - у него заготовлены либо остракизм, либо фразочки типа "подкупает искренностью чувств". К счастью, я, оказывается, ошибался. Браво, мой бадди! Браво! В десятку! Вы по-достоинству оценили неоромантиконеореалосуфиста. Спа-си-бо!
Вообще, чтобы не произносить длинных и не совсем точных неологизмов, можно ввести одно, короткое и емкое: синтезист. Считаю, что в моем творчество можно найти влияние и выражение многих течений - романтизма, символизма, натурализма, реализма и даже дадаизма. Синтезист, одним словом...

 Архив Рассылки
 avama@rambler.ru

В избранное