Константину Гвинну из Нью-Йорка Геннадию Норду из Монреаля
В Союзе бывшем сотворенный котлован... Здесь летом озеро и пляжные сюжеты. А в ноябре речной приток перекрывают, пресечь пытаясь зарастанье водоема. В три дня мелеет озеро до некой лужи - с размахом крыльев в пару-тройку сотен метров, - и выходной трубы бездонный зев зияет, сокрытый прежде в двухсаженной глубине.
Зимуют в "луже" той моллюски, рыбы, утки и травы водные впадают в чуткий сон, от солнца весточки весенней ожидая, чтоб летом новых вод заполонить пространства. А напрочь "лужу" удалять - нужны: и средства, и ум, и сердце, - список ныне запредельный... В зной сибарит идет в джакузи и бассейны, а массы... Массы - здесь. По-свойски! По дешевке!
Средь гальки, жести, пластика, стекла - всё в иле! - бреду я озером, лишенным вод покровов: выискиваю камень, годный как точило. Вот полуовалоид! Черный! То, что надо! Домой его понес, и радостно мне было, и сразу выправил до блеска все ножи... "Не много ж вам для счастья нужно!" - сын с усмешкой, а я: "Да у отца такой же камень был..."
Младенец-котлован! С водой безгрешной, чистой! Тот давний день! Свиданье с будущей супругой! Не потому ль с тех пор зовут округу Бахтом?.. Не помнит деда сын, а маму - помнит смутно... Уж женится, поди... И, может, внук поймет: Точило черное свет белый излучает... Такого для меня в краях заморских нет! То по-узбекски - бахт, а в переводе - счастье...
Апрель-май, 2006 г. Ташкент.
Уважаемые читатели! Считая стихи явлением самодостаточным, я никогда не давал комментариев на свои поэтические публикации в рассылке. Сегодня я решил сделать исключение. Надеюсь, приводимая ниже переписка окажется интересной и не бесполезной.
Гвинн - MANу (15 мая 2006 г. 13:29):
Марат, жму руку! Очень стихо понравилось своей человечностью и подлинностью чувства! Кстати, получился очень интересный размер у Вас, что-то вроде гекзаметра? Скажите об этом, pls... Как такое построение "Поэтический словарь" Квятковского обозначает? Respect,Kостя Гвинн.
MAN - Гвинну (15 мая 2006 г. 13:58):
Со словарем - не знаком. Считаю, что это - 6-стопный ямб.
MAN - Гвинну (15 мая 2006 г. 15:38):
Насчет подлинности и искренности чувств. Да, не без этого. Но это, пожалуй, свойство любого из моих стихотворений. Насчет размера еще раз. 6-стопный ямб - для упрощения, конечно. Не знаю, как назвать то, что получилось. Но одно точно: размер выдерживается строго и симметрично. Окончания - преимущественно женские.
И все-таки первостепенная ценность стихо в другом, а именно: в информативности. Каждая строка - сгусток информации, если читать внимательно и понимать. Попробуйте выкинуть хотя бы одну строку. Или хотя бы переделать, чтобы информативность не то, чтобы возросла, но хотя бы не упала!
Из всей гаммы чувств (в каждой строке что-то да есть!), наиболее важны три, взаимосвязанные, взаимно неотрывные: "родина", "отцы и дети", "личное счастье". Именно поэтому и родилось естественное посвящение. Все эти чувства во взаимной неразделимости знакомы из моих фрэндов именно Гвинну и Норду. И автору, конечно.
Закадровая общность между автором, Гвинном и Нордом - безусловна. Но есть и существенная разница. Автор 20 лет болел эмиграцией и только 5-6 лет назад (с крушением высоток-близнецов Нью-Йорка и последующей поляризацией в мире "Запад-Восток"), не выезжая никуда, понял, что ему - лучше всего на Родине. Гвинн и Норд смогли сделать то, что автор так и не смог. Но счастливей ли они автора? Может показаться, что автор выражает ура-патриотизм. Отнюдь! Это всё - лишь горькая, миндальная
ностальгия. Родина - прекрасно! Но разве не чувствуется, как по-прежнему несчастен автор на своей Родине, где массы (и автор тоже) купаются в грязи! И весь трагизм в том, что эту грязь сами массы и создают!
И всё это и многое другое - в стихотворении.
Когда я болен творчеством, я знаю заранее (более-менее), ЧТО я хочу сказать, но вначале на знаю, КАК. Обычно я ищу ударную фразу. Стихо я начал в начале апреля, когда действительно побродил по дну озера. Я там оказался, конечно, не в поисках точила. Но камень я нашел, и он-то и был генератором замысла стихо. Одна из всплывших тогда фраз и была принята за ударную, когда я через полтора месяца "беременности" принялся "рожать". А именно: "Здесь летом озеро и пляжные сюжеты". Было
ясно, что рифомованными четверостишиями - нет смысла, так как размазалось бы на 200 строк. Оставалось одно - белый стих с соблюдением размера ударной строки. Я ведь ДАДА - не владею. Более того, ДЛЯ СЕБЯ (своего творчества) - не хочу. Я хочу вызывать у читателя не клубок чувств и мыслей, а симфонию мыслей и чувств. ДАДА, как мне кажется, это преимущественно порождение западного образа мышления и чувствования. А я - человек преимущественно пограничных зон. Причем, в основном на интуитивном, "самтрестовском"
уровне. Если я перегибаю насчет ДАДА, не обижайтесь и простите...
И еще. Вы, как мне кажется, максималист в пристрастиях. Настолько, что иногда, если не ошибаюсь, не оставляте ничему, кроме своего Stiletto, права на существование (имею в виду Вашу полемику в своем "Живом журнале" с Петром). Я, как мне кажется, уже давно ни на кого не нападаю. Я только отстаиваю свое собственное "Я". Свое право оставаться самим собой. Другие - пусть живут. Даже самые дремучие графоманы. Губошлепы, в Вашей терминологии. У них, как я подозреваю, тоже есть свое
предназначение.
И последнее. Если хотите, то мы стихо и вот этот разговор вынесем в Ваш "Живой журнал".
Всего доброго. С уважением, MAN (Marat Avaz-Nurzef).
Гвинн - MANу (2006-05-20, "Живой журнал"):
Не боитесь, что найдутся фрейдистские интерпретаторы, которые отождествят с "сотворенным котлованом" ненасытное феминное начало мировой "нимфомании" - всемирной вагины, всасывающей в себя всё живое и трепещущее... А черный камень как зарождающееся мужское самосознание ФАЛЛО, чёрное, солнечное /"Чёрное солнце" суфиев/, горящее, излучающее свет, дающее семя, изобилие?)) Бахт... Счастье... Спасибо за посвящение!
MAN - Гвинну (2006-05-20, ЖЖ Гвинна): Браво! Я уж грешным делом подумывал, что мой огайни способен оценить только тех, кто давненько ушел в мир иной, а для пребывающих пока в этом - у него заготовлены либо остракизм, либо фразочки типа "подкупает искренностью чувств". К счастью, я, оказывается, ошибался. Браво, мой бадди! Браво! В десятку! Вы по-достоинству оценили неоромантиконеореалосуфиста. Спа-си-бо! Вообще, чтобы не произносить длинных и не совсем
точных неологизмов, можно ввести одно, короткое и емкое: синтезист. Считаю, что в моем творчество можно найти влияние и выражение многих течений - романтизма, символизма, натурализма, реализма и даже дадаизма. Синтезист, одним словом...