Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Злобный Ых

Александр Бовин "Пять лет среди евреев и мидовцев"

29 апреля 2004 года скончался Александр Бовин, обозреватель газеты "Известия" и посол СССР и РФ в Израиле.

Конец восьмидесятых был удивительным временем. Советская империя трещала по швам, но вроде бы на дворе еще стоял социализм. Шестая статья Конституции СССР еще провозглашала главенствующую роль КПСС, но люди уже вовсю рассуждали о вещах, про которые еще незадолго до того осмеливались говорить разве что с женой на кухне. Хотя официально многое было разрешено, но многое оставалось запрещенным (по крайней мере, формально), и многие публицисты (да и редакторы газет и журналов) того времени ходили по тонкому льду - настучать по голове у коммунистов силы еще вполне оставались. Смесь пустых магазинных полок и какого-то праздничного предвкушения перемен была вполне гремучая, пробуждая бешеную энергию спора даже в тех, кто отроду не интересовался политикой.

Одним из символов того времени была газета "Известия" (тогда еще "Советов народных депутатов") - солидная центральная газета с орденами на первой странице. Как-то незаметно официальные передовицы в ней сошли на нет, сменившись статьями на зачастую весьма острые темы. Экономика и история, философия и возможные пути развития - в газете обсуждалось все. Блестящие публицисты типа Отто Лациса писали великолепные по тем временам статьи. Разумеется, были и другие газеты - "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", даже "Литературная газета" (во что сейчас сложно поверить) - публиковавшие не менее острые материалы, но все они были подернуты какой-то пеленой суетности, нервозности, нескромной сенсансионности. "Известия" же оставались вполне солидной газетой, не только передававшей официальную точку зрения на события, но и во многом формировавшей их.

Немалая заслуга в этом принадлежит тогдашнему талантливому журналистскому коллективу. Одним из типичных его представителей был Александр Бовин - журналист-международник, в свое время достаточно поработавший в аппарате ЦК КПСС. В 1991 году, уже после провалившегося путча, он был назначен послом СССР в Израиле - первым послом за всю историю еврейского государства. Хотя СССР и сыграл немалую роль в его создании, очень быстро отношения с ним охладились практически до абсолютного нуля. И только под занавес существования СССР ситуация оказалась исправленной.

Бовин не был профессиональным дипломатом, а потому не находился под влиянием типичных стереотипов того времени - об израильских агрессорах и невинных палестинцах, страдающих под еврейским гнетом. Благодаря этому ему оказалось довольно просто налаживать контакты как с официальными лицами, так и с простыми людьми. Как мог, он старался улучшить отношения России и Израиля, ободрить российских репатриантов, налаживать связи между странами.

Весной 97-го года Бовин был отозван. Перед смертью он написал мемуары о своей жизни в качестве российского посла. Он рассказывает о работе посольства, о проблемах во взаимоотношения двух стран, о быте, традициях, истории Израиля, о личностях, формирующих его курс. Для тех, кто не в курсе арабо-израильских войн, книга может оказаться весьма полезной в этом плане. Разумеется, долгая школа советского партийного аппарата не могла не наложить на Бовина своей отпечаток. Она очень чувствуется в его взгляде на вещи, в оценке, которые он дает разным событиям. Но в то же время Бовин был честным и открытым человеком, не боявшимся высказывать свою точку зрения даже в ущерб себе. Кто знает, если бы в руководстве СССР было побольше таких людей, может, Союз и не завершил бы свое существование настолько позорно...

Мемуары рекомендуются тем, кто интересуется историей и современной жизнью Израиля, а также советско-российскоми аппаратными интригами того периода.

Жанр: мемуары
Оценка (0-10): 7
Ссылка: http://heblit.al.ru/aeb/ab5y.html




Цитаты:

В феврале же определилось мое любимое кафе. На одном из самых шумных углов Тель-Авива, где главная тельавивская улица Дизенгоф пересекается с улицей Фришман.

Главная улица названа в честь мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа (он же – Михаил Яковлевич). Родился в Бессарабии в 1861 году. Жил в Одессе, где примкнул к партии «Народная воля». Сидел в тюрьме. Учился в Париже. В Палестину приехал в 1892 году. Потом вернулся в Одессу. Окончательно в Палестине с 1905 года. Один из основателей Тель-Авива, мэром которого был с 1921 года до своей смерти в 1936 году.

Кафе почему-то называется «Акапулько», хотя ничего акапулькского там нет. Зато есть типично израильская штука под названием «пита». Пита – это большая лепешка, которая раскрывается, как карман. А на прилавке выложен набор разнообразнейших начинок (мясных, рыбных, овощных плюс – специи). Чего и сколько ты натолкаешь в разверстую лепешку, – это вопрос твоей настойчивости и твоего искусства. Цена одна. Виртуозами были солдаты, могли бы попасть в книгу Гиннесса…

Мне пита была противопоказана. Обычно пил чай, реже – кофе, еще реже брал мороженое (кстати, цены за пять лет выросли в два с гаком раза). Читал газету. Смотрел по сторонам. Люди подходили разные. Беседовали «за жизнь». Все удивлялись: как так, посол, а сидит один, без охраны. Только с палкой. Некоторые недоверчиво оглядывались, рассчитывая, видимо, обнаружить замаскировавшегося охранника…

На первых порах моими собеседниками часто были, если по-нашему, «дворники», которые следили за чистотой на улицах. У каждого – специальная тележка с набором всяких чистящих инструментов. И почти каждый в прежней жизни занимался наукой. Помню профессора из Баку, кандидата филологических наук из Харькова. Через несколько лет это ушло в анекдоты, в олимовский фольклор. Но в начале 90-х «русская» алия не «боролась за чистоту», если вспомнить Ильфа и Петрова, а просто подметала улицы…

С любимым кафе связана и такая история. Во время одного из сидений вдруг началась большая суета. Поступила информация, что где-то тут рядом заложена бомба. Весь угол и видимые окрестности были оцеплены полицией. Стали удалять публику за оцепление, в том числе – и из «Акапулько». Подошли и ко мне. Но я заявил, что палестинская бомба к российскому послу отношения не имеет и попросил разрешения спокойно допить кофе. Беготня и телефонные переговоры продолжались довольно долго. Бомбу не обнаружили. Тревогу отменили. Я взял вторую чашку.

Потом ругал себя за фанаберию. Случись что, полицейским чинам досталось бы из-за меня.




Жизнь продолжалась. В самый разгар моего снимания, я поехал в Эйлат. Дорога шла через пустыню Негев.

Когда-то здесь проходили караванные пути, связывавшие Средиземноморье с Индийским океаном. Здесь ставили шатры и копали колодцы Авраам, Исаак и Иаков. Через пустыню Негев царица Савская ехала к царю Соломону. Недолгие времена расцвета сменялись веками упадка и запустения. И всегда здесь жили скотоводы-кочевники, принадлежавшие к разным народам и разным вероисповеданиям.

Современные ветры ворвались в пустыню Негев только после образования Государства Израиль. Пустыни еще много. Но уже много и садов, в которых растут персики, яблоки, сливы, абрикосы. Расширяются виноградники. Выращиваются овощи. Огромные массивы цветов, идущих на экспорт. Пустыни еще много потому, что она нужна армии. Это единственное место в Израиле, где можно расположить полигоны, вести учебные стрельбы, проводить маневры.

Пустыня Негев упирается в Эйлат, расположенный на берегу Красного моря. Когда в марте 1949 года израильская армия, опрокинув египтян, вышла к Эйлатскому заливу, в центр была отправлена телеграмма: «Мы дошли до конца карты. Что делать дальше…» Дальше надо было строить Эйлат, который в те времена трудно было назвать даже деревушкой.

Теперь Эйлат – настоящий город и, как и положено приморскому городу, – порт. Но прежде всего Эйлат – курорт. Пожиже, послабее, чем наши Сочи, но курорт. Пляжи, гостиницы, развлекательные и питейные заведения, морские экскурсии (по воде и под водой), музей-аквариум, с рыбами, которые и описать-то трудно… Температура воды всегда 21-22°. Поэтому летом, когда «на улице» 40°, в море прохладно, а зимой, когда температура воздуха 15-17°, в воде можно погреться.

На обратном пути заблудились. Искали в горах какие-то древние развалины, съехали с главной дороги и, несмотря на приличную карту, не смогли привязаться к местности. Телефон не действовал. Блуждали довольно долго. Красоты вокруг были сказочные. Мы же думали о бензине – хватило бы… Но пустыня Негев все-таки не пустыня Гоби. Поменьше. Так что выбрались .

18 ноября по приглашению бахаистов я уже был в Хайфе.

Бахаисты – это сторонники новой религии, которая была провозглашена в 1844 году в Персии Мирзой Али. Он провозгласил себя «Б'абом», то есть «вратами», через которые Бог общается с народом, и заменил Коран своим сочинением «Байан». Времена были суровые, и Мирзу Али расстреляли. Ему на смену пришел Мирза Хусейни. Он объявил себя пророком, а новое учение назвал «Баха» (блеск, сияние). Себя же обозначил как Баха-Улла (сияние Аллаха). Баха-Улла учил, что пророки – Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Муххамад и, конечно, Баха-Улла – ступени познания истины, постижения Бога. Баха-Уллу арестовали и сослали в Акко (древняя крепость на другой стороне Хайфского залива), где он прожил 40 лет и был похоронен. Его сын и преемник Абдул-Баха, выйдя из тюрьмы, перебрался в Хайфу, где и скончался в 1921 году.

Считается, что в мире около 5 миллионов бахаистов. У них нет церковной иерархии, священнослужителей. Каждые пять лет бахаистские духовные советы, которые есть в 140 странах, выбирают 9 членов Высшего духовного Органа бахаистов, который дислоцируется в Хайфе.

Судя по роскошному, со вкусом сделанному Центру бахаистов, который украшает Хайфу, с деньгами у них нет проблем. В великолепный мавзолей, золотой купол которого возвышается над городом, перенесены останки Мирзы Али. Там же похоронен и Абдул-Баха. 58 мраморных колонн окружают Всемирный Дом справедливости – резиденцию Высшего совета. Рядом – красивое, в классическом стиле здание Международного архива бахаистов. И все это утопает в персидских садах, которые расположены на девяти террасах.

Целый день мы с Петровной провели в этой красотище, среди изящной архитектуры, книг и цветов. Милые, образованные, интеллигентные люди показывали, рассказывали, объясняли… Собственно религией, церковью в привычном для нас понимании этих слов там даже и не пахнет. «Просто» люди призывают делать добро и делают его. Не знаю, правда, как это все выглядит «внутри», но «снаружи» создается именно такое впечатление.




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное