Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Виктор Тапашин

ИМПЕРИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Ник Перумов. Дилогия "Череп на рукаве" и "Череп в небесах".

Имя Ника Перумова широко известно. Признанный автор жанра фэнтези и фантастики (в том числе и в жанре так называемой техномагии), один из основоположников российской фэнтези 90-х годов. Его романы-фэнтези - вольное продолжение классического "Властелина колец" (трилогия "Эльфийский клинок", "Чёрное копьё", "Адамант Хенны"), хроники Хьёрварда ("Гибель богов", "Воин Великой Тьмы", "Земля без радости"), дилогия "Алмазный Меч, Деревянный Меч" и её многотомное продолжение о странствиях мага - и фантастические произведения "Разрешённое волшебство", "Враг неведом", "Похитители душ" и другие, написанные им самим или в соавторстве, пользуются заслуженной популярностью и ценятся любителями жанра. Именно поэтому читатель, открывая новую книгу Перумова, ждёт от неё высокого художественного уровня и уже привычного мастерского исполнения.

И вот перед нами его фантастическая дилогия "Империя превыше всего". Книга первая "Череп на рукаве", "ЭКСМО-Пресс", 2002 год, и книга вторая "Череп в небесах", "Издательство "Эксмо", 2004 год. Дилогия написана в жанре классической фантастики, без магии и прочих чудес (эльфы, гномы, драконы и проч.), присущих фэнтези.

...Будущее - не слишком далёкое от наших дней. И в этом мире будущего третьего тысячелетия человечество, овладев технологиями гиперпространственных путешествий (прочий антураж от современного почти не отличается), вышло в открытый космос.

"...мы вышли в глубокий космос, но это случилось слишком рано. Термояд - вот всё, что у нас было и есть. Никаких лазеров-бластеров, боевых роботов и прочей мишуры. Громадные корабли, умеющие раздирать пространство, тратя колоссальные количества энергии, - не больше. Остальное - генетика, медицина, соционика - уже мелочи. Микросхемы - слишком большие, компьютеры - слишком медленные, искусственный интеллект так и остался выдумкой футурологов, и даже в эпоху "покорения Галактики" наше оружие было в принципе таким же, как и при Иване Грозном, "за жестокость прозванном Васильевичем". Старый добрый порох, старые добрые пули. Снаряды, ракеты, самонаводящиеся и нет, танки, вертолёты. И, само собой, солдаты".

"В настоящее время Земная Империя представляет собой унитарное государственное образование. К сегодняшнему моменту в исключительном владении Империи находятся следующие системы (вставка со звёздной картой): Сириус (А и В), Ригил Кентаурус, Процион, Вега, Капелла, Арктур, Регулюс, Поллукс, Сигма Драконис (...), образуя как бы неправильную сферу диаметром примерно в сто световых лет..."

Итак, Империя. И не просто Империя, а кайзеррейх, созданный сумевшей всё-таки завоевать мировое господство "стержневой нацией" - немцами. Кайзеррейх, сохранивший в своих вооружённых силах названия и символику вермахта - в том числе и одиозную. Сотни планет, заселённых по национальному признаку и нет, но одинаково управляемых железной рукой из имперского центра. Имеют место быть и Чужие (инопланетяне), но контакты с ними у вышедшего на широкую звёздную дорогу человечества минимальны, и не на них делается акцент.

"Стержневых" идей две. Первая, прослеживающаяся с самых первых страниц первого тома дилогии, - борьба за свободу и независимость (по национальному признаку и без такового) против кровавой тирании. И вторая, более широкая, раскрывающаяся лишь во второй книге - столкновение человечества с загадочной и страшной угрозой извне, из тайных глубин (не Галактики, нет, берём шире - Вселенной!). Причём угрозой, способной запросто положить конец существованию всего человечества, - в лучших традициях жанра.

Главный герой, Руслан Фатеев (русский!), сын богатого промышленника с русской планеты Новый Крым, вступает "в ряды доблестных имперских вооружённых сил" и делает карьеру с одной-единственной целью: освободить родную планету от власти кайзеррейха. Естественно, он не одинок в своей борьбе: существуют некие интербригады (оппозиция), занимающиеся тем же самым и добивающиеся учреждения целой конфедерации свободных планет. И как выясняется, не брезгующие никакими средствами для достижения этой высокой цели. Ну и, конечно, интриги внутри самой Империи на почве вечной борьбы за единоличную власть.

Мир будущего выписан тщательно, до мельчайших деталей, что создаёт полную иллюзию реальности происходящего. Но сам главный герой идеализирован - это рыцарь, одержимый только лишь мыслями о спасении Родины из-под имперской пяты. И другие его черты близки к идеальным - пережив разрыв с возлюбленной, проклявшей вступившего в "фашистскую" армию предателя, он, тем не менее, хранит ей верность, пренебрегая даже "физиологически необходимыми" контактами с армейскими проститутками. Хотя вроде бы под пятой кайзеррейха Новый Крым не очень-то и страдает: русский язык не запрещают, силком не ассимилируют, угнетать не угнетают ("гражданами империи" называют). И даже местных уголовников-пиратов, угрожавших рыбному хозяйству планеты (Новый Крым благодаря своим морепродуктам играет роль житницы чуть ли не всей империи), имперские части извели под корень. Но национальный вопрос - больной вопрос, и память предков зовёт на бой, не прощая старых обид и пролитой крови. Руслан не борется против Империи вообще, ему достаточно благоденствия своего народа, а остальные пусть сами разбираются. Когда на уютном и райском Новом Крыму появляются грязные и одичавшие переселенцы, вырвавшиеся из ада подземных жилищ рудничных планет, между ними и новокрымчанами с фатальной неизбежностью возникает острый конфликт. Лучшее - оно враг хорошего...

Инсургенты организуют выступления на ряде планет, беспощадно подавляемые имперскими войсками. И вдруг в руках повстанцев каким-то образом появляется ultimate weapon - биологическое оружие, ориентированное на быстрое, эффективное и беспощадное уничтожение всех, относящихся к роду человеческому. Оружие настолько эффективное, что вся мощь имперской армии с её бронетехникой и авиацией не в силах ему противостоять.

"Воображение невольно рисовало апокалиптические картины - миллиарды плывущих в спокойных водах Нового Крыма коричневых пузырей... гудящие в воздухе истребительные Тучи... Тучи, против которых людское оружие практически бессильно. И последние беглецы, в панике хватающие плачущих детей, бросающиеся к машинам, наивно полагая, что смогут спастись. От этого спасения нет. Те, кто создавал живые Тучи, всё рассчитали правильно".

И выясняется, что биоморфы - так именуется активная биомасса, способная создавать (самостоятельно!) разнообразнейших убийственных тварей, - это подброшенный землянам "подарок" таинственных Чужих (именно таинственных, а не уже знакомых людям и не слишком отличающихся от них уровнем развития октопусов-Дбигу или Слайм). Этакий троянский конь вселенского масштаба.... А подробное описание смертоносных "живых механизмов" Тучи впечатляет редкой для современной фантастики дотошностью - веришь, что такое действительно может существовать.

Первая книга дилогии, завершающаяся осознанием главным героем всего масштаба нависшей над человечеством опасности, читается на одном дыхании. Неспешное поначалу повествование (описание армейской рутины, в которой оказался герой) набирает темп, интрига разворачивается, и напряжение нарастает, разряжаясь в картинах эпической битвы человеческой армии с полчищами биморфов на планете Иволга и диверсионной вылазки Руслана в тайное хранилище активной биомассы на Новом Крыму.

"В тот миг я не сомневался, что они есть. Они есть, "маленькие зелёные человечки", и они объявили нам беспощадную войну. Войну без всяких причин; войну на уничтожение".

И вот "...черепу, что на моём рукаве, предстояло отправиться теперь в самую дальнюю из всех возможных дорог - в небеса". Непременно - потому как, ко всему прочему, Фатеев для Тучи неуязвим: она принимает его за "своего". Эта уникальная особенность появилась у Руслана Фатеева в результате генетического эксперимента, поставленного его родителями на самих себе. Руслан не только человек, но и биоморф - идеальный боец против биоморфов. Итак, враг налицо (да ещё какой!), и налицо рыцарь-паладин. Закрывая первый том, ждёшь второго: так что же будет дальше, и чем всё кончится?

К сожалению, второй том меня разочаровал - я ждал от такого Мастера куда большего. Замах-то был богатырский, а сам удар получился средней силы. Повествование скомкано; и если подготовка разрешения коллизии (первая книга) написана основательно, то само разрешение (вторая книга) выложено скороговоркой. И вместе с тем текст второй книги изобилует излишне частыми и растянутыми вставками ("Имперские новости" и "Новости народно-демократической федерации тридцати планет"), являющими собой адаптацию сообщений "Совинформбюро" и ведомства доктора Геббельса под реалии мира будущего. Надо полагать, и над авторами "первого ряда" довлеют требования редакторов к объёму произведения - вот и изволь набрать заданное количество авторских листов. В первой книге вставки тоже имеются, но там они к месту, другого качества и не в таком количестве, так что не "разжижают" ткань повествования.

Суть конфликта. Оказывается, вся наша Вселенная подобна невероятных размеров единому живому организму, а человечество - это нечто вроде вируса, с которым упомянутый организм борется. И "иммунной системой" этого сверхорганизма - или как его ещё можно назвать? - как раз и являются те самые биоморфы-антитела, истребляющие заразу. Так что нет никаких "зелёных человечков", злоумышляющих против нас, людей, и нет никакого вселенского заговора против землян. И интербригады, пустившие биоморфов в ход, всего-навсего "попали в струю" - "сверхгигант" и без них бы обошёлся. Что ж, гипотеза ничуть не хуже любой из многих других гипотез, пытающихся объяснить законы, по которым живёт и развивается Мироздание. Непонятно, правда, чем это мы так насолили гипотетическому "большому человеку", и почему его иммунитет отторгает именно нас, а не тех же Дбигу? Или здесь таится философская мысль о Вселенском Зле, свившем гнездо в людских душах?

На фоне такой общевселенской идеи земные страстишки (бои между повстанцами и имперскими карателями, борьба бешеной руководительницы интербригад Дарианы Дарк за власть и заговор эрцгерцога Адальберта против своего дядюшки-кайзера с целью захвата всё той же власти) кажутся мелкими и ничего не значащими, но Руслан от своего не отступает и выторговывает у имперского руководства привилегии для своей родной планеты и нации в обмен на его, Руслана, помощь в борьбе с биоморфами. И у Фатеева есть помощник - точнее, помощница, - бывшая солдатская "утешительница" и тайный агент Дарианы Дарк Гилви, давно и страстно влюблённая в Руслана. Оказывается, и она, и даже претендующая на звание "повелительницы биоморфов" Дариана - тоже метисы-полубиоморфы.

В фантастическую канву вплетаются элементы шпионского романа (намёки на этот жанр есть уже в первой книге) и даже мелодрамы: нравственная броня рыцаря уступает чарам Гилви, и герой отвечает девушке взаимностью. Хотя, может быть, у фанатика свободы для своей Родины присутствует и расчёт: Гилви невозможно заставить помогать Империи бороться против вселенской угрозы, но ради любви женщина способна на всё - остальное для неё уже не имеет никакого значения. И они вдвоём сражаются с Тучей, превращая её в беспомощную мишень для имперских огнемётов.

В финале реализуется план Руслана (биолога по образованию) - вирус оказывается умнее "большого человека". Подбросив активной биомассе биоморфа-метиса и заставив её сожрать эту наживку, можно переориентировать "иммунную систему" на самоуничтожение. Биоморфы-мутанты теперь видят врагов в своих былых "братьях по генам", а люди им уже неинтересны. Вот только для запуска "перенастройки" Гилви приходится пожертвовать собой.

Интересный ход: рыцарь, готовый на всё ради свободы своего народа, не спешит сам кинуться в волны биоморфного океана! Он ограничивается переживаниями, наблюдая, как в активной биомассе растворяется Гилви (которой потом поставят золотой памятник - за счёт кайзера). Ну что ж, кто-то же должен погибнуть, а у героя есть всё понявшая и простившая его прежняя возлюбленная! Да и биоморфные изменения в организме Гилви уже необратимы (как ни старался автор убедить читателя и самого себя, что нет, никакие щупальца из тела несчастной не полезут, но они таки полезли - "Чужой" бессмертен!). Но вообще-то идея "женщина гибнет (в бою!), чтобы мужчина остался жить" всё чаще появляется в литературе (и не только фантастической). Да здравствует феминизм?

Автор, конечно, имеет полное право заставлять своих героев поступать так или иначе, а также выстраивать цепь событий по своему усмотрению, но этим не объяснить две явные (и серьёзные!) логические нестыковки в финале второй книги и всей дилогии.

Биоморф, проглотивший Дариану Дарк и Гилви Паттерс, "почуял" нового врага - рождаемые им крылатые твари нападают на вылупившихся прежде. Но почему же на самого Руслана Фатеева эти "антибиоморфы" не обращают ни малейшего внимания? Ведь он тоже враг, причём стоящий рядышком, у самого берега биоморфного океана! Непонятно...

И второе. Новый Крым получает обещанные привилегии, Руслан - национальный герой (и одновременно увенчанный наградами полковник имперской армии, которого знают все высшие чины кайзеррейха и члены императорской фамилии) - женится на своей Дальке. В общем, "happy end". Вот только сомнительно это. Мудрый отец Руслана, Фатеев-старший, на вопрос сына "А не нарушит ли Империя в будущем своё слово? Сила-то на её стороне! Где гарантии наших свобод?" отвечает так.

- ...наша самая лучшая гарантия - это ты. Ты и твои дети, кому ты передашь своего биоморфа.

- Не понимаю, пап.

Отец тяжело вздохнул.

- Брось, Рус. Всё ты понимаешь, но хочешь, чтобы вслух это произнёс именно я. Что ж, произнесу. Как и Гилви, ты можешь стать биоморфом.

Я содрогнулся. Ледяным холодом веяло от этих слов - и такой же холод таился в глубине отцовских глаз.

- Можешь стать биоморфом и не оставить даже мокрого места от этих Внутренних Миров. Или это смогут сделать твои дети. Достаточно одному пробраться на Землю, и...

И далее.

Наверно, мы поженимся с Далькой. И у нас действительно будут дети, которые понесут дальше неведомые гены биоморфов. И в Империи это тоже знают. Так что, боюсь, скучать не придётся.

Да, именно так - и в Империи это тоже знают. Так о каком же счастливом конце может идти речь? Какая свадьба? Умные, жестокие и расчётливые правители Империи позволяют БИОМОРФУ не только остаться в живых, но ещё и дают ему возможность плодиться и размножаться? Да он обречён с того самого момента, как только выполнил свою миссию и перестал быть нужным! Тот же Валленштейн, несмотря на всю свою искреннюю симпатию к доблестному воину Руслану Фатееву, сжёг бы его на месте - без всяких колебаний. Как называется дилогия? - "Империя превыше всего"! Вот именно.... Слишком уж большую опасность таит в себе наш герой не только для Империи, но и для всего человечества. Так что в "happy end" я не верю.

Тем не менее, дилогию я прочёл с удовольствием и рекомендую прочесть её не только ценителям творчества Ника Перумова, но и любителям фантастики вообще. А два "Черепа" - тот, который "на рукаве", и тот, который "в небесах", - заняли свои места на книжной полке среди других моих книг. Среди тех, которые я периодически перечитываю.

Комментарий редактора: Оценивать тексты Перумова можно по-разному. И отмеченные автором рецензии проблемы с логикой - не самые серьезные недостатки его романов. Однако в чем Перумову не откажешь, так это в умении рисовать впечатляющие драки и полномасштабные бои. За что его и любим.

Жанр: боевая фантастика
Оценка (0-10): 7
Ссылка: "Альдебаран"
Приблизительный объем чистого текста: 860+875=1735 kb




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.bookreview
Отписаться

В избранное