Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

     Добрый день, уважаемые читатели!

 

Выпуск 36

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

Произведение

Бесовщина

нечто реально-сказочное

вариант первый

Собрались раз как-то бабки на чаепитие. Стол накрыли. Чайку заварили бруснишного, варенье открыли клюквенное. Бабка торговая с сыром поднеслася, что из города притаранила, да с антиоховкой своей - всё честь по чести. А тут и Тихий прителёпал - и его в компанию взяли.

Выпили по рюмке антиоховки. Тихий, правда, от рюмки отказался:

- Я, говорит, не пью. Из рюмки.

Ему в стакан налили. И пошло опять веселье!

После третьей рюмки надумали песни петь. Откашлялась бабка Компанейская, да как затянет:

- Как прежде нежностью полны часы свидаааааанииий!

И видимся с тобой мы кажный дееееень...

А бабка торговая подтягивает:

- Любви погасшей мееееееееедленная тееееееееееееень!

А потом эдак в унисон, да душевно:

- Мы оби лжёёёёёём. И оби ето знаааииииииим!..

Короче, пение такое, что и не выразишь - выражений не хватает. Не зря в этот лес никто к вечеру уж и заходить не рисковал. Однако, Тихому не понравилось. Ерзал он ёрзал по табурету - не вынес! Вскочил, руками машет!

- Ну что, - говорит, - вы, бабки, такое поёте?! Об чём? Что за репертуар? Кто утверждал?

- А никто, - отвечают бабки, - сами поём.

- Нет, - говорит Тихий, - так нельзя, чтоб сами. Сами вы хоть с усами, а репертуар должон быть утверждённый! Чтоб песня звала и вела? Где у вас такие песни?

- А вот, - отвечают бабки.

- Кого-то в ррррощуууууу ззаманиииииила! Ой.

Кого-то в рощуууууу ззаманнииииила!

Кого-то в поле уууууувела!..

- Ну как? - интересуются.

- Никак! - отвечает Тихий. - В рощу, в поле... Разврат один! Я, - говорит, - этого допустить не могу. Счас составлю вам репертуарчик. Значиться так! Первым номером идёт величественная песня "Партия - наш рулевой". Это чтоб позвать. Вторым номером - "Ленин всегда живой". Это чтоб повести. И третьим номером для повышения патриотического воспитания молодёжи и уважения ветеранов - "Вы жертвою пали". Вот, примерный планчик. Давайте бумажку, я подпишу.

- Иш! - говорят бабки. - Ты, прям, профессор!

- Не профессор я, - отвечает Тихий, - но дело знаю! Сколь лет отработал инструктором по идеологическим вопросам.

- Да, что ты?! - удивилися бабки. - Так ты может и партейный?

- На данном этапе развития жизни, - отвечает Тихий, - оказался за бортом.

- Выгнали что ль?

- Не. Сам из рядов вышел.

- По причине несогласия с линией?

- По причине природной дурости, за что себя и казню! В перестроечный момент развития эпохи  решил я, что партии скоро конец, переходим на линию развития капитализма в России, как сказал великий вождь - Ленин В.И.. Вышел я из партии, выкупил заводик по производству товаров
народного потребления (за 3350 руб. 72 коп. по остаточной описи) и зажил как природный капиталист! На работу не хожу, лежу дома, литературу почитываю полезную для развития интеллекта. По ходу расширения кругозора и продвижения тенденции - с женой развёлся. Не соответствует она моим высоким духовным запросам! Я ей "Камасутру", она мне "Поваренную книгу". Супротив материи я, конечно, ничего не имею, но... Идеалы превыше всего! Короче осознал я в полной мере неспособность её к перестроечному моменту по причине преклонного возраста и развёлся.

Тут, конечно, жизнь забила ключом! Аж цельный отчётно-квартальный период била! Однако... Наступил момент истины, как говорит наш великий народный любимец товарищ Караулов. Оказалось, товары народного потребления фабрика моя давно не производит по причине отсутствия
материальных ресурсов! А где брать эти ресурсы, при отсутствии сырьевого базиса? Пришлось продать заводик нашему бывшему первому секретарю. Расплатился с долгами, кои накопились от частого потребления коньяка "Наполеон" и общения с женщинами высоких духовных запросов, подался назад в партию - не берут. Бывший первый секретарь упёрся - ни в какую! Нам, говорит, такие ренегаты не нужны. Теперя вот здесь обретаюсь. Без прописки. Давайте, бабки, душевную! "Вы жееееертвою паааааали в борьбеее рроковоооой!"..

***

Бесовщина

нечто реально-сказочное

вариант второй

Чаще подружки собирались у первой бабки; оно и понятно, когда комары в рот пачками лезут, не очень-то поговоришь.

Как-то подружки вместо чаю наливочки выпили, уж как удалось второй бабке ею разжиться, история умалчивает, но бутылочку бабки уговорили быстро и с непривычки столько же быстро и повеселели, и захотелось им пойти не знамо куда не знамо зачем. И ничего иного им не придумалось, как сходить навестить Лешего. Ну, решили пойти - и пошли. Путь некороток оказался, и пока до хибары Лешего добрались, веселья поубавилось. И не понравилось им у Лешего. Тесно, неуютно. Присесть толком негде, полакомиться толком нечем. И жилье у Лешего – не жилье, а клетка: ни тебе травки сухой на стенах да живой в баночке, ни варенья,  ни листа брусники или смородины - и того не оказалось.

С тех пор бабки собирались у нашей первой героини, иногда и Леший к ней заглядывал. Да редко они  обирались, путь ведь не близкий. Ночевать у бабки не останешься, там втроем лечь негде, а пока к себе доберешься по темному лесу, всю радость от встречи растеряешь. Да и какие гулянья по зимнему лесу, когда в нем ни одной тропинки не сыщешь, а лыж у наших героев отродясь не водилось, да и не в лесочке они жили, а в самом что ни есть настоящем лесу, где деревья растут густо. Снега в лесу зимой много, ветер его не уносит, деревья не дают, солнышко и весной-то долго его не топит, опять же деревья не позволяют, так что зимой только печку растопить наша героиня из своей хибары и выбиралась.

***

Пишите продолжение , предлагайте свой поворот событий, но не торопитесь писать, чем все закончится.

 Какие Вы заметили стилистические ошибки?

***

Начало произведения можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА

РЕПОРТАЖ

Я убежден, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это — школа, заменить которую в литературе нечем.

К. Федин

 

Интересная газета — это газета, в которой важные по содержанию материалы преподносятся читателям в разнообразной форме, в различных газетных жанрах. Один из них— репортаж.

Репортаж  — это рассказ с места события, очевидцем или участником которого был автор, рассказ о чем-то совершенно новом или о какой-либо неизвестной стороне уже знакомого факта, явления.

Если заметка только называет событие, отвечает на вопрос, что произошло, то репортаж воссоздает картину происшествия, рассказывает о том, как оно произошло. Репортер описывает обстановку, в которой происходило событие, с живыми деталями, разговорами, увиденными и услышанными им самим в момент свершения события. Репортер широко использует изобразительные средства языка, делится с читателем своими личными впечатлениями. Цель репортажа — воссоздать полную картину события, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как происходило событие, стать как бы его очевидцем. Так, В. Песков, прилетевший в Ташкент после первого толчка, оказывается свидетелем землетрясения и рассказывает об этом в своей книге «Шаги по росе»:

«...Перед сном я, как всегда, прикинул в блокноте, что надо сделать завтра, подчеркнул слова: «У возможно большего числа людей узнать, как это было». Далее он пишет: «Природа облегчила задачу. Я сам теперь могу рассказать, как это было... Я проснулся с ощущением: кто-то разбудил неосторожным толчком. Включил свет, стал рассеянно листать книгу. На часах было начало четвертого... Все дальнейшее вряд ли когда-нибудь позабудется. Дом вздрогнул и закачался. Сумка с фотоаппаратом, стоявшая на шкафу, поехала к краю. Я прыгнул на подоконник и поднял глаза к потолку. Потолок почему-то не падал, хотя дом ходил ходуном. Отдаленный гул, и над головой — странный, непривычный звук мнущейся штукатурки. Ощущение: сидишь в коробке, по которой сбоку и снизу кто-то жесткий и сильный дает пинка. Секунд пять или шесть встряски. Звон разбитого стекла в входной двери. Потом тишина».

Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах все чаще появляются фоторепортажи. Иногда в фоторепортажах основную нагрузку несет текст, а иллюстрации играют вспомогательную, подсобную роль. Иногда же, чаще это бывает в журнальных репортажах, основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.

***

Сравните заметку и репортаж на одну и ту же тему.

Ледовый поход завершен

Мурманск, 22 ноября.

Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.

Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершен.

В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:

— В тяжелых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошел более восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч — в тяжелых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.

Все задания выполнены.

Льды за кормой (репортаж)

Атомный ледокол завершил экспедицию.

На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни,— качка — стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая многим полюбилась на судне:

"Корабль несется на крыльях короткого слова «Вперед!», 

Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперед" штурман поет «домой».

Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю.. По левому берегу в двенадцати милях скрылись Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересек ледовую кромку.

Кончено! Льды за кормой!

Впереди — до самого Мурманска — море Баренца катит волны в космах бурлящей пены... Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители... Но шторм — нелегкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студеной рекой по палубам. В каютах идет «война» с настольными лампами, креслами, книгами — со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах...

Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает мора Постоянно включен локатор. Идем, подавая гудком сигналы. На баке — впередсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замерзших брызг и соленой пены...

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное