Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

   Добрый день, уважаемые читатели!

 

Выпуск 38

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

Произведение

Бесовщина

нечто реально-сказочное

вариант первый

Дни у окошка пролетали - как один. Поскоку похожи были друг на дружку, как Ленин и Партия - близнецы-братья. Однако ж нету ответа ни от понтифика, ни от журналиста уважаемого Пескова, ни от самой той религиозной газетки - "Козломольская правда". Совсем было бабка в тоску впадать стала - к антиоховке прикладываться, как случилось ей ЯВЛЕНИЕ!

Случилось это всё, как и полагается, прямо по библейскому тексту - Небеса свернулись, как свиток и... Пробился из той дыры луч света яркости необычайной! Сначала тонкой спицею, потом в конус обратился, затем накрыл тот конус всё вокруг бабкиной избы метров на аж на 50! Короче говоря, вся диспозиция бабкина оказалась под колпаком из света того, как Штирлиц под Мюллером! Видимость и звук исчезли, и даже аппарат по производству антиоховки внезапно заглох и перестал выдавать живительный напиток!

И воззвал глас к бабке:

- Сидишь?

- Ась?

- Сидишь, спрашиваю?

- Сидю, родимый, сидю, дорогой товарищ.

- Гусь свинье не товарищ!

- А кто?

- Конь в пальто! Мало того, что ты спаиваешь русский народ несертифицированной бурдой, так ты ещё и родину продавать, рожа жидомассонская?!!!

- Кака ж я рожа? А в Израиле у меня даже и родственников нетути. Здешняя я. Из природных русских лесов!

- Не пудри мне мозги! Кто недавно воззвание писал, призывал на русскую землю исконного врага народа великоросского?!

- Окститись, гражданин начальник! Об чём и речь ведёшь не знаю!

- А это что?

Раздался гром небесный, и пред бабкой возник неведомым образом номер "Козломольской правды", на котором страшным адовым светом выделялось бабкино объявление с желанием познакомиться с престарелым понтификом!

- Батюшки! - обрадовалась бабка - Напечатали!!!

- Напечатали, напечатали. - услышала бабка из-за спины, а потом и узрела появившегося оттуда же посланника небес - маленького зелёного человечка с большой лысой головой.

- Твоя работа? - лысый ткнул пальцем в объявление.

- Моя, - отвечает бабка.

- Так и запишем: В свете предъявленных доказательств вину свою признала. Полностью?

- Чиво?

- Полностью признала?

- Чиво?

- Вину.

- Каку?

- Таку! Это ты писала?!

- Чиво?

Человечек ещё больше позеленел и снова ткнул пальцем в газету:

- Вот это! Ты писала?!

- Рука не моя! Сверяй почерк - не моя!

По зелёному человечку пробежали желтоватые пятна, как у растения долго пробывшего на солнце:

- При чём здесь рука?!

- А как же? Тебе ж нужно кспертиз провести, графоманический!

- Зачем?

- А как докажешь, что я писала?

- А ты сама скажешь! Счас как дам по балде - сама всё признаешь!

- А на суду скажу, что показания ты из меня выбил путём применения насилия, и откажусь! Ещё и жалобу напишу в ВЫСШИЕ инстанции! Они на тебя потоп прольют,или геену огненную!

Человечек внезапно пожелтел:

- Счас кааак трахну табуретом!

- Ешё скажу - угрожал сексуальным насилием в извращённой форме! Что за выражения - трахну?!

- По башке!

- Ну, ты вааще... Маньяк! Слыш, гражданин начальник, чтой-то ты бледный такой? Может ты сердечник или припадочный? Батюшки! Чтой-то с ним?!

Человечек прямо на бабкиных глазах стал увядать, а затем и вовсе осталась от него на полу только грязная мокрая лужица.

- Гнилой, видать был он в нутре! - сообразила бабка. - Хуч бы не заразный!

И стала окроплять лужицу бальзамом "Слеза Великомученика Антиоха".

***

Бесовщина

нечто реально-сказочное

вариант второй

Чаще подружки собирались у первой бабки, оно и понятно: когда комары в рот пачками лезут, не очень-то поговоришь.

Как-то подружки вместо чаю наливочки выпили. Уж как удалось второй бабке ею разжиться, история умалчивает, но бутылочку бабки уговорили быстро и с непривычки столько же быстро и повеселели, и захотелось им пойти незнамо куда неизвестно зачем. И ничего иного им не придумалось, как сходить навестить Лешего.

Ну, решили пойти - и пошли. Путь некороток оказался, и пока до хибары Лешего добрались, веселья поубавилось. И не понравилось им у Лешего. Тесно, неуютно. Присесть толком негде, полакомиться путем нечем. И жилье у Лешего – не жилье, а так, клетка: ни тебе травки сухой на стенах да живой в баночке, ни варенья на столе; листа брусники или смородины - и того не оказалось.

С тех пор бабки собирались у нашей первой героини, иногда и Леший к ней заглядывал. Да редко они  обирались, путь ведь не близкий. Ночевать у бабки не останешься, там втроем лечь негде, а пока к себе доберешься по темному лесу, всю радость от встречи растеряешь. Да и какие гулянья по зимнему лесу, когда в нем ни одной тропинки не сыщешь, а лыж у наших героев отродясь не водилось, да и не в лесочке они жили, а в самом что ни есть настоящем лесу, где деревья растут густо. Снегу в лесу зимой много, ветер его не уносит, деревья не дают, солнышко и весной-то долго не топит, опять же деревья не позволяют, так что зимой только печку растопить наша героиня из своей хибары и выбиралась.

***

Приглашаю вас на литературную страницу:

http://tumanova.strana.de

***

Пишите продолжение , предлагайте свой поворот событий, но не торопитесь писать, чем все закончится.

 Какие Вы заметили стилистические ошибки?

***

Начало произведения можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО

Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть, — ясного, точного, красочного,  звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М. Горький 

Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной, поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам В. В. Маяковского, «...изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», и вам станет ясно, что истинного успеха в своей работе вы сможете добиться только в том случае, если будете следовать великим образцам. 

Те наблюдения, которые вы сделаете, конечно, не совершат чуда: вы не станете сразу же писать безупречно, но они должны помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над своими рукописями так, как советовал К. Паустовский: «Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ все самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь». 

И конечно же, надо заботиться и о грамотности, и об аккуратном оформлении рукописи. По словам Н. С. Лескова, «скверная рукопись затрудняет чтение, расхолаживает впечатление и, наконец, сердит читающего и настраивает его против вас».

О работе над совершенствованием рукописи 

Памятка

1. Читая рукопись в первый раз, основное внимание обращайте на содержание написанного ( раскрыта ли основная мысль; не нарушена ли композиция).

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д.

4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте.

5. Перепишите в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Писатели о работе над словом

1. ...Кропотливого труда требует работа над языком — стремление наиболее точно выразить то, что ты видишь, что выкристаллизовалось в твоем сознании. Перед писателем огромное море слов, понятий; для выражения любой мысли, образа напрашиваются десять, пятнадцать, двадцать слов... Но как отобрать именно те, которые с предельной правдивостью выразили бы именно то, что ты видишь, что ты хочешь сказать?.. (А. Фадеев.)

2. Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка. Язык всегда останется основным материалом произведения. Художественная литература — это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значением языка писателя... (К. А. Федин.)

3. ...Первое, с чего начинается путь писателя и с чем сталкивается читатель,— это слово, речь, язык. На протяжении всей своей жизни писатель не перестает работать над словом, и самая большая радость в этой жизни — верно найденное слово. (К. А. Федин.) 

4. Самое трудное для меня —работа над словом. Чем руковожусь я, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определить мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. Трудность работы состоит в одновременном учете трех основных требований. К ним надо прибавить два других, не менее сложных: в авторской части надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных, вульгарных, мнимокрасивых слов. (К. Федин.)

5. В сказке Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение «огрУзить». Говоря о превращении жадной старухи в богачку, он так ее описывает:

...Старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрУзили шею...

Характерно, что наборщики, встречаясь с непривычным выражением, пытались заменить его более привычным и набирали:

«Жемчуга окружили шею»,—

считая странное слово «огрУзить» простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восстанавливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно тот оттенок смысла, который оно несло в себе. А оттенок этот именно в том, что жемчужины были крупные, они отягощали шею, а не окружали ее; кроме того, в словечке этом косвенно характеризуется и внешность раздобревшей старухи: она также как бы и сама «огрУзла» от неожиданно исполнившихся желаний. (Н. Асеев.)

6. ...Горький требовал, чтобы текст был благозвучен, музыкален. Общеизвестна его нелюбовь к шипящим и свистящим, к длинным фразам с обилием вставных предложений. (И. Шкапа.)

7. Следите, чтобы конечный слог слова не сливался с начальным другого, образуя ненужное третье, например: «как камень», «бреду ду-мала» и т. д. Если решили писать, внимательнейше, неутомимо, упрямо изучайте язык. (М. Горький.)

8. Слово — выражение мысли... и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. (Л. Н. Толстой.)

9. Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяс нить, лишается права писать и получает 100 ударов розг. (Л. Н. Толстой.)

10. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено — тем больше придает фразе силы и убедительности. (М. Горький.)

11. Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык литературный.

Я помню, как-то мы выступали в школе, в Калинине. С нами был молодой писатель. Он читал свой рассказ о первом пароходе. Когда он прочел «пароход шел вниз по реке», какой-то маль чишка крикнул из зала: «...изрыгая клубы черного дыма». У писателя как раз так и было написано в рукописи. Читка была сорвана. (К. Паустовский.)

12. Первые же два десятка слов вызывают у меня... вполне определенное впечатление скуки, и не могут не вызвать, ибо посмотрите, сколько насыпано Вами свистящих и шипящих слогов: св, с, сл, со, ще, ща, че, чс, затем четыре раза сядет в уши один и тот же звук — ог, от, ог, од.

...Нет музыки языка...

...А за слогосочетаниями Вы совершенно не следите: «вших-ся», «вшимся» — очень часты у Вас. Все эти «вши», «ши» и прочие свистящие и шипящие слоги надобно понемножку вытравлять из языка... (Из письма А. М. Горького к К. Треневу.)

13. Избегайте таких слогов, как «щущих», «щая», «щей», «вшей», а также вообще шипящих и свистящих везде, где они не звукоподражательны. «Трепещущая тишина» не изображает тишины, потому что слоги «щу», «ща» слишком определенно звучат. (М. Горький.)

14. ...Иногда нелепые слова говорят о глухоте сочинителя, о том, что он не слышит языка: «И с уса висела калашная крошка»— причем здесь Иисус?.. (М. Горький.)

15. ...Вы не работаете над фразой; ее надо делать — в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом «стала» и «перестала». (А. П. Чехов.)

16. Если слово пришло в голову одновременно двум,— говорил Ильф,— значит, оно может прийти в голову трем и четырем,— значит, оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения легкое дело? (Е. Петров.)

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное