Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Записная книжка писателя Олега Северюхина (Иван Блюм) Пять искушений Андрея Северцева, глава 35


Проснулся я рано от звуков, которые доносились из хозяйственного закутка в горнице. Дарья вовсю хлопотала у печи, освещаемая всполохами огня в печи. Пахло свежим хлебом.
- А вставайте, сударь, - певуче произнесла хозяйка, - утренничать будем.
Горница была очень похожа на горницу в доме бабушки. С обратной стороны печи должен быть голбец, где привешивался рукомойник и полотенце для утирания.
Так оно и было. Я умылся, сбегал во двор по нужде и был готов к приему пищи.
На завтрак был кусок хлеба и кружка парного козьего молока. Никогда не пил козье молоко, потом разобрался, что это такое, когда мой желудок не справился жирным молочным продуктом.
У Дарьи было двое детей погодок - Сашка и Машка, которые насупившись, смотрели на незнакомого дядьку, сидящего за столом.
Надо было чем-то заниматься, не должен же мужик сиднем сидеть на лавке, да вот только по легенде я человек не умеющий разговаривать по-русски, следовательно, ничего не понимаю, но ведь как-то нужно выживать в России. А Россия это не Рим древних времен, где можно лежать под финиковой пальмой и ждать, когда дуновение ветерка сбросит тебе в рот несколько фиников. Россия это Россия. Да и светиться мне раньше времени не с руки.
К вечеру приехал Симеон. Привез кое-какую одежду, продукты на прокорм. Спросил, чем я думаю заниматься, пока ходят письма в посольства заморские с запросом,

не терялся ли у них путешественник по имени Андре и по фамилии Норман.
Симеон мне казался человеком достаточно современным и верящим в здравый смысл, а не во всякие установления лиц духовного звания.
- Симеон, - начал я свою речь на латыни, - постарайся не удивляться и поверить в то, что я тебе говорю. Ты можешь поверить в то, что какой-либо человек может исчезнуть с места жительства и появиться где-нибудь в другом месте лет через двести?
- Трудно в это поверить, - сказал степенно толмач, поглаживая свою бородку, - но вот об исчезновении людей я слышал немало. Был человек, а на следующий день исчез. Кого-то люди лихие прибили и прикопали в укромном месте, но таких всегда находят потом. А о некоторых ни слуха, ни духа. На моей памяти откуда-то двое появились в странных костюмах и что-то все говорили, что они из двадцатого века и что братки за них отомстят. Так они прямо во время пыток исчезли, как будто и не бывало их. Вещи, что у них были, по приказу батюшки сожжены были, а что из металла, так молотом расплющены и огне сожжены. А ты к чему этот разговор завел? - спросил он, подозрительно прищурившись на меня.
- Ты перстень мой рассматривал? - спросил я Симеона. - Видел, что на нем написано и что там за изображение на печатке? И еще скажи, сильно мой латинский язык отличается от языка италийского? А одежда моя тебе когда-нибудь встречалась?
- Ну, видел, - сказал Симеон, - язык у тебя намного понятнее, чем у италийцев. Перстней я таких не видел, но тяжелый он и стоит дорого. Если его продать, то целый год жить можно. Одежда не встречалась, но когда я был молодым учеником, то учили мы латынь и видел я старинные рисунки от древнего Рима и люди там такую же одежду носили. И ты..., - он быстро перекрестился и закрыл рот рукой.
- Да, и я оттуда же, - быстро сказал я, понимая, что раз уж взялся удивлять человека, то дивить его нужно мощно, чтобы он никуда не делся. - Ты знаешь, как убили апостола Петра?
Симеон кивнул и шепотом сказал:
- Распяли его, головой вниз.
- Я это сам видел, - подтвердил я, - и сюда я прибыл, чтобы разобраться, за что убили двух наших человек, подвергнув их жестоким пыткам. Ты мне не веришь, так я тебе докажу свою правоту и сейчас буду говорить с тобой на твоем же языке.
Я видел широко открытые глаза Симеона, который, похоже, уже был не рад тому, что связался с помощью неизвестному человеку, но как говорится - назвался груздем, полезай в кузов.
- Не удивляйся, - сказал я ему по-русски, - никакой здесь чертовщины или нечистой силы нет. Я тебе как-нибудь расскажу то, что нам известно о верованиях наших предков и о Христе, которому мы все вместе поклоняемся.
Я встал и перекрестился на иконку Спаса в углу горницы.
Симеон тоже встал рядом и перекрестился со мной.
Посмотрел на меня и сказал:
- Вижу, что православный, щепотью крестишься. А у нас раскольники речи смутные ведут, мол, щепоть есть кукиш, раздвинь пальцы, большой сунь меж ними. А еще говорят, что Иуда соль брал щепотью и, мол, только иуды щепотью крестятся.
- Было бы у них ума поболее, так не говорили бы так, - сказал я, - главное не в том, как ты крестишься, а как ты в Бога веруешь. Вон, католики двуперстием крестятся, а вот разделились же на католиков и протестантов и еще воюют между собой. Давай думать, как мне на улице показываться. Зови меня Андрей, прозвищем Северцев. Пусть буду я твоим свойственником, который в годы молодые запропал, ушел в земли чужие мир посмотреть и вот сейчас объявился. Буду тебе бумаги переписывать, грамоте обучен, язык латинский знаю, другим языкам учиться буду, потом еще что-нибудь придумаем для прославления Руси во всем мире. Как?
- А давай, - и Симеон с размаху хлопнул по моей руке.
Дарья с детьми испуганно смотрела на нас из хозяйственного закутка.
- Поняла, Дашка? - сказал ей Симеон, - свойственник это мой, Андрюха, вчерась по темени-то и не признал его. Завтра обрядим его и к делу определим. Ну, бывайте, - и он ушел.
Я все равно опасался, что завтра он придет со стражниками, и поведут меня в пыточную, чтобы прознать все про меня и кто меня сюда послал. И деваться мне некуда. Куда бежать на зиму глядя, в дикие леса, что ли? А в лесах волков полно да люду разбойного.

Купить в бумажном варианте в России

Читать в электронном виде

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное