Сегодня будем разговаривать о брендинге и решать архисложную задачу. :)))
Что такое бренд?
Бренд – это торговая марка, подкрепленная устойчивой легендой.
Торговая марка – понятно, это название, логотип и пр., а что такое «легенда»? Легенда, в нашем случае, - это сведения и обещания, которые являются неотъемлемой частью брендированнго товара.
Если предельно упростить, то бренд – это набор ассоциаций, которые возникают при его упоминании.
Яркий пример брендированного товара – «Мерседес».
Он ещё долго будет ассоциироваться с шальными деньгами, дороговизной и крутизной. В мерседесе легко представить дядечку-руковидителя в возрасте около сорока и больше, но сложно – девчушку-нимфетку восемнадцати лет.
Так же, «Мерседес» - это конструкторское совершенство и абсолютная надёжность, высокий престиж, высокая стоимость и т.д.
В противовес элитарности «Мерседеса», «Тойота» позиционирует себя как «народный автомобиль» - лучшее соотношение цены и качества, аналогично вёдёт себя «Фольксваген».
Но бренд это не просто ассоциации, он должен обладать конкретными измеряемыми признаками, такими как:
· известность – насколько много человек знает о нём,
· отношение, лояльность – как к нему относятся,
· соответствие – насколько бренд соответствует ожиданиям потребителя,
· сила бренда – насколько он способен доминировать в определённой категории продуктов.
Приглядитесь повнимательней: «Запорожец» - тоже бренд.
Известность огромная, вряд ли найдёшь человека, который не слышал анекдотов про вездесущий «запор». Отношение к нему неоднозначное: с одной стороны – это корыто и машиной не назовёшь, с другой стороны – это олицетворение того родного «совка», который мы потеряли, типа «плохонький, да мой». Абсолютно соответствует ожиданиям потребителя – если ОНО еще и едет, то это чудо. Абсолютный лидер в категориях «пародия на машину» и «настоящий охотник за мерседесами». :)))
Бренды вокруг нас, надо только приглядеться.
Они встречаются в анекдотах: «Вовочка» - типичный бренд, как и «Василий Иванович с Петькой и Анкой», туда же относится и «Штирлиц» вместе со «Ржевским». Чувствуете, как при каждом упоминании рождаются определённые волны эмоций по отношению к каждому персонажу.
При этом Вы всегда точно представляете, что Вовочка – поставит всех в неловкое положение своим непосредственным отношением, Штирлиц будет «тупить», а Ржевский пошлить.
Согласитесь, что никто не ожидает от Чебурашки, что он расскажет каламбур в стиле: «По реке плывет клиппер …» - тоже бренд и тоже с конкретными ожиданиями.
Бренды живут среди нас. В каждой компании за человеком закрепляется определённый набор свойств-ожиданий: «рубаха-парень», «весельчак», «жертва» и пр. И отношение к каждому соответствующее. Самое главное то, что люди начинают ждать от сформировавшихся «брендов»-людей соответствующего поведения. В любом коллективе есть весельчак, все знают, что когда он появится, всё станет весело и непринуждённо. Вот он появился … … … подходит … … …
«Е-моё» - думает Весельчак – «голова болит, вечер заканчивал, как гордый лев, на четвереньках, с утра в позе горниста, а ещё и работать надо. Ну слава богу, вроде почти дошел. О, наши в курилке стоят! Б-р-р-р, какая гадость, как можно курить, да ещё с утра. Ну чего Вы на меня уставились, видите хреново мне! Не надо так ожидающе смотреть, не буду я шутить - отвалите» - всё это ворочается в голове медленно, как валуны на перекате, но вот осталась пара шагов, и на лице Весяльчика медленно появляется улыбка:
- Физкульт-привет. Я представитель канадской фирмы и шел ИМЕННО К ВАМ, у нас сегодня презентация товара, который мы хотели просто выкинуть!
Все облегченно смеются идиотскому приветствию «прямых продавцов».
Знакома такая ситуация?
В принципе бренд – это штамп сознания, типа поэт – Пушкин, фрукт – яблоко, бензин – Башкирский. :)))Только очень устойчивый штамп, жизнь которого постоянно поддерживают и развивают.
И здесь мы плавно переходим к нашей задаче.
Согласитесь, что все нации брендированны.
Немцы – пунктуальны, технологичны обожают порядок, особенно, строить его в других государствах :))).
Американцы – жизнерадостны, поверхносты, балдеют от кока-колы, считают, что Нил Армстронг – первый человек в космосе, беззаветно преданы практично ориентированной науке и психоаналитикам. Благодаря Задорнову известно, что они «тупые и толстые». Так, что Задорнова можно назвать бренд-менеджером США. :)))
Скандинавы – социализм в капитализме, «Швеция – сделано с умом», сексуальные свободы и наркотики на улицах, самая низкая рождаемость и высокий уровень самоубийств.
Японцы – гейши, саке, харакири. Традиции, ритуалы, изумительное качество. Тонкая поэзия в исполнении самураев в честь сегуна. Соревнования по «чему-то-там-до».
Теперь давайте поговорим о русских.
Чего нам поведает наш сегодняшний бренд?
Ленивые, любители выпить, криворукие, путающиеся в соплях, неспособные ни на что, кроме как жертвовать жизнью (понятно с такой-то жизнью). Не ценящие материальное благополучие, если ради него надо пошевелить хоть пальцем, тупые и агрессивные, постоянно пишущие везде и всюду мантру из трёх букв. Не уважающие свои корни и своих предков, лизоблюдствующие перед иностранцами, не умеющие брать ответственность на себя.
На фоне таких характеристик положительные качества, типа «радушие, хлебосольность, сердечность» - кажутся уже полным кретинизмом и свидетельствуют об агонии пациента.
Кто-нибудь слышал о существовании «русских общин» за границей? Не районах, а именно общинах, где соблюдаются традиции и пр. Маловероятно. Зато все знают, что куда приходят русские – уходят даже негры. :))) И все с удовольствием иронизируют «Россия – сделано через ж…!»
А теперь собственно задача, обращаюсь ко всем читателям рассылки: как перепозиционировать бренд «русские»? Что необходимо сделать, чтобы с брендом «русские» связывались положительные ассоциации, кстати какие?
Условия: все решения должны соответствовать теме рассылки, то есть задача должна быть решена с помощью информационного воздействия.
Понимаю, что задача не из лёгких, но рассылка-то инфисткая, а нам размениваться на мелочи, типа прокладок, гордость не позволяет. :))) Так что приглашаю всех поучаствовать в решении.
Сформулирую ещё раз:
1. Какие мероприятия информационного характера нужно предпринять, чтобы «русские» ассоциировались с положительными качествами?
2. Какие качества должны быть для русских положительными?
Кстати, Эстония подтвердила правильность нашего пути. Она заключила контракт с мировым агентством Interbrand на PR-сопровождение страны на мировой арене. А мы, что хуже Эстонии, по меткому выражению Ирины Игоревны «"тормознутых младших братьев финов" :-))»? :)))
В следующем выпуске будем рассматривать принципы оценки информационных снарядов, а в 10-м разбирать Ваши ответы. Пишите! Перепозиционируем русских!!! :)))
Архив рассылки находится по адресу http://subscribe.ru/catalog/marketing.infwars
Если Вы хотите высказать мысли, связанные с темой выпуска или рассылки, опубликовать свои наработки по теме и т.п. – пишите мне на адрес informationwars@mail.ru Буду рад получить от Вас письмо.
Если Вы не желаете, чтобы Ваше письмо было опубликовано, то явно об этом указывайте.