Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

Ростов-на-Дону. Ностальгия


 
ежедневная рассылка Somus!
2006-11-21 

Ростов-на-Дону. Ностальгия

Мне было пять. Часто зимними утрами я просыпалась от перекар-р-ркивания ворон за окном. Бабушка собиралась на работу, серым сумраком сквозь шторы начинался новый день, я улавливала движение теней и представляла, как мягко падает с ветвей снег. Мне было уютно жить в этом мире. Он ассоциировался с моим городом — городом, южным даже зимой. С Ростовом. Не Великим Ростовом, но от того не менее родным и великим лично для меня — Ростовом-на-Дону.

Пору юношества я провела с родителями в овеянном исторической славой городе ростовской области — Азове. Я пыталась гордиться турецким Азаком, городом-крепостью. Я читала о нем в учебнике истории — и пыталась вызвать чувство волнения в детской душе. Мне казалось, что получается. Я почти гордилась. И думала: «Когда вернусь в Ростов — всем расскажу историю Азова…» Увы, этот город я восприняла только как интересную экскурсию длиной в 11 лет. Нет, Азов был красивым, тихим и зеленым. Липово-ароматным. Хвойно-масляным. Он даже подходил мне по размеру в мои десять лет. В двенадцать город стал узок в плечах. В пятнадцать я выросла из него бесповоротно. В семнадцать я поступила в ВУЗ и вернулась на родину. Прости, турецкий город. Ты навсегда останешься вплетенным в мою судьбу золотыми нитями, которые растеряли, вглядываясь в закат, жены турецких защитников Азака. Я еще напишу о тебе.

В детстве поездка в Ростов каждый раз сопровождалась радостным трепетом. Потому что в Ростове — красивая блестяще-белая огромная надпись на высоком-высоком здании, прямо за Ворошиловским мостом, при въезде. «РОСТОВ-НА-ДОНУ». Мне хотелось непременно вскарабкаться на букву «Р» и встречать оттуда поток машин. И чтобы из динамиков торжественно: «Ростовчане приветствуют вас!»

В Ростове ждала бабушка. И дедушка. И прабабушка. Единственную внучку. Стоит ли рассказывать, что это были за встречи. И как сердце только в груди держалось. Радость, чистая радость вокруг. Счастье. Гудят ли машины тяжелые по дороге, пыль взбивают — счастье. Солнце сквозь тополя пробивается, пух застилает асфальтовый двор и щекочет ресницы, падая с высоких крон как летний снег, — еще больше счастья. Отблески на стеклышках калейдоскопа. Город родной.

Долгое время ощущение счастья у меня было связано именно с Ростовом. Я росла, восторг стал не таким ярким, как в детстве, но не исчез. Свидания с городом становились не столько пылкими, сколько осмысленными. Словно встречи давно знакомых и любящих друг друга друзей, проходящие за неспешными разговорами, когда собеседники будто бы все друг о друге знают, но до сих пор интересно — а вдруг случайная радость открытия чего-то пока не узнанного вспыхнет внутри маленькой искрой. Им хорошо вдвоем. Разве нужно что-то еще?..

В Ростове я провела безмятежное, счастливое детство. Ростов подарил мне дружбу и любовь. Помог повзрослеть, набраться сил и смелости, приобрести опыт. Там мои родители, мои корни. Я оставила часть своей души — там. На степных просторах донского города.

Хорошие люди живут в Ростове. Южные, темпераментные, яркие. Попробуйте приехать в город в разгар июньского дня. А потом расскажете мне, слышали ли вы где-то еще такое сплетение говоров, такое неповторимое, но негромкое и ненавязчивое многоголосие города. Я — нигде не слышала. Мне кажется, Ростов можно узнать по звуку. Нужно закрыть глаза, чтобы поймать его волну. Ростов FM.

А теперь откройте глаза, и пошире! Красивые люди вокруг. Каждый — прекрасен. Напомните москвичу о прелести ростовских девушек — и он улыбнется и зацокает, и пальцами щелкнет не хуже, чем хозяин лотка с персиками на Центральном рынке Ростова. То ли солнце здесь яркое, то ли воздух особый, но девушки в Ростове, и вправду, будто с обложек журнала сошли. Прямо на пыльные улицы города. А улицы пыльные. Ветер степной хозяйничает, летом глаз, бывает, не открыть — в лицо бьет. Зимой не бьет. Избивает. Степи вокруг. Влажность. Климат тяжелый. Хотя — смотря с чем сравнивать…

Совет мой вам — въезжайте в город со стороны Батайска. Мало того, что памятник Тачанке-Ростовчанке на трассе увидите, молодоженов, на ее фоне фотографирующихся, — так еще и город как на ладони раскинется. Весь перед вами откроется. Честно. Проверяет сразу: сможете ли и вы так же — перед ним. Справа до горизонта, слева — все он. Храм куполами блестит, почти нестерпимо, глаза прикрывать приходится, часы солнечные прямо над вами, огромные, знаменитые, театр музыкальный, в форме рояля построенный, Стела на Театральной площади — «Никто не забыт…», набережная, река, корабли белоснежные. Да что перечислять — сами все увидите. Так лучше будет.

Через Ворошиловский мост въедете в город. Мост длинный, высоко над рекой. Река под ним — темная, так и манит. Заманила многих — Ворошиловский мост еще «мостом самоубийц» называют, упасть с него — неминуемая гибель. А вот находятся отчаявшиеся души, прыгают…

Не грустите. Поверните немного голову, посмотрите — прогулочная набережная не так давно отреставрирована, по ней фланировать — сущее удовольствие. Но это правый берег Дона, уже сам город. На Левом Берегу — «Лебердоне», облюбованном горожанами, — одна на одной базы отдыха. Любят ростовчане отдохнуть, что там говорить. И умеют. И могут себе позволить. Можно на катерке прокатиться по Дону — красота и помниться будет долго.

Дальше — на Большую Садовую поднимитесь. Главная улица города. Не очень широкая, как и все улицы Ростова. Не достает им воли, улицам. Расширять пытаются — а они будто бы назад сходятся. Ростов вообще на купца похож — приземистый, кровь с молоком играет, с хитрецой в глазах, жизнь бурлит, видно, — но аккуратно все, нерасточительно, вокруг одной точки крутится, чтобы силу не распылять. Не вширь — все спиралью закручивает. И хватает ему этого пространства. И не становится в городе жизни меньше — только больше.

Архитектура зданий на Садовой — питерская архитектура. Так я для себя характеризую фасады, от которых взгляд оторвать не можешь — совершенство: ни отнять, ни прибавить. Только ростовские фасады не бросаются в глаза. Нужно постараться, чтобы голову поднять высоко и рассмотреть. Снова ширина улиц не позволяет окинуть все разом — да и замереть так, восхищенно.

Пушкинская улица — параллельно Садовой. Памятник Пушкину знаменитый на пересечении с Ворошиловским проспектом — свидание у подножия назначайте, не потеряетесь. Кстати, первый литературный памятник, установленный в Ростове за всю историю. Говорят, даже почтовую марку с его изображением в 1976 году выпустили. Вот как. Я марки не видела — не родилась тогда еще. Пушкинская — любимая улица. Дух старого Ростова, видимо, на ней живет. Мечта многих — «квартира на Пушкинской». Так говорят давно, фраза стала именем нарицательным вроде московских особняков на Рублевке. Почему-то у всех обладателей «квартиры на Пушкинской» есть собаки. Улица собачников. Так что не пугайтесь, если что. Нет, ничего дурного, улица очень чистая. Просто собак много и сразу.

На Пушкинской же — здание Публичной библиотеки. Ох, и много же времени провела я внутри цитадели знаний, будучи студенткой… Вы только снова не испугайтесь, прогуливаясь, когда увидите вдруг массивный, собранный из гранита, серый и мрачный склеп — это библиотека и есть. Нерадостная она снаружи, да. Но внутри все по-другому. В мраморе и зелени, с крохотными фонтанчиками. Книгохранилище огромное. Обязательно загляните внутрь, чтобы исправить впечатление от фасада.

Что еще посоветовать вам? Не могу всего перечислить. Утомить боюсь. Список длинный. Парки, площади, скверы, дворики и дворы, улицы, переулки. А вообще — покатайтесь по районам города, хотя бы в общественном транспорте. Северный, Западный, Александровка, Нахичевань, Военвед, Стройгородок. Названия колоритные? То-то же. И районы такие же — каждый с неповторимым характером и своей судьбой.

Слышала неоднократно высказывание: «Три города невозможно забыть, раз побывав в них: Санкт-Петербург, Одессу и Ростов». Чтобы проверить постулат до конца, мне нужно навестить еще Одессу. По поводу Питера — истина. По поводу Ростова — несомненно, так.

Ростов отпустил меня не сразу. Он давно знал, что я уеду. Рано или поздно. Я готовила его к этому. Я говорила с городом. Он молчал. Потом понял. И принял. Я знаю, когда он простился со мной. Я чувствовала. Я слышала его вздох. Я узнала его прощальный поцелуй — горячим степным ветром, куда-то в висок. Взмах — …

Этой небольшой зарисовкой я хочу отдать дань моему родному городу Ростову-на-Дону. Сейчас я живу в не менее прекрасном городе по имени Москва. Но родина у нас одна, на всю жизнь. Как и Родина. Я всегда буду любить тебя, Ростов. Мы еще обязательно увидимся.

Текст: Ирина Иванова

Оставить свой комментарий

 

Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное