Грех как объект божественного наслаждения | По поводу фильма «Остров» Павла Лунгина
"Русская психика - писал Зигмунд Фрейд, - вознеслась до заключения, что грех явно необходим, чтобы испытать все блаженство милосердия божьего, и что в основе своей грех – дело богоугодное". Душевная история человека на пути от преступления к покаянию является основной темой русской классики. Любая ее современная вариация – ход беспроигрышный и одновременно рискованный. Фильм Павла Лунгина «Остров» принимает ту ответственность перед традицией, которая в лице Достоевского и Толстого задавалась вопросами о мотивах, приводящих человека к богу, о покаянии как основе всякой религии, об истиной вере, которая имеет мало общего с соблюдение церковных ритуалов, и сполна оправдывает эти ожидания. Юродивый старец, который «книг учёных не читал» и посылает на дощатом кораблике «прошение царю небесному», напрямую связан с классической литературой. ...
СИДНИ ШЕЛДОН ...Не помню больше никого, чьи книги я бы читала в душной шерстяной темноте, пользуясь слабым карманным фонариком. Исключительно неудобно. Совершенно неважно.
...Имей я возможность изменять прошлое, я не желала бы для себя лучших книг, приходящихся на отрочество, столь чуткое к моделированию базовых принципов. Книги о деньгах, о сексе, о насилии, о жажде власти. Они захватывали, будили воображение, выстраивали и укрепляли некий вертикальный стержень личности. Жизнеспособный. Честный. Потому что самого жестокого и самого действенного закона организации мира, Закона Джунглей "Побеждает сильнейший", Сидни Шелдон никогда не нарушал. ...