Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 11(75)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N11 (75)  Нефтяное обозрение
14 - 20 марта 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0511.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячие темы

Другие сообщения


Темы недели

Россия — Калининград
Подписи проверены — власти обязаны назначить проведение экологического референдума

Избирательный комитет Светловского городского округа Калининградской области провел проверку подписей, собранных инициативной группой в поддержку референдума. На нем жители города сами должны решить, хотят ли они еще два нефтяных терминала или нет. 98% собранных подписей были признаны достоверными и теперь через 14 дней окружной Совет депутатов Светловского городского округа должен принять решение о назначении референдума. После этого у инициативной группы останется 60 дней для его подготовки.

Решение референдума будет тем самым «гласом народа», который является высшей формой власти. Остается надеяться, что многочисленные по-разному избранные «слуги народа» не пойдут на срыв или игнорирование результатов референдума.

Источник: пресс-релиз «Экозащита!» 14.03.2005.
к оглавлению

США
Американский сенат одобрил поиск и добычу нефти на территории Арктического природного заповедника

Пришел конец одной из самых длительных политических схваток в Конгрессе США, продолжавшейся 24 года. Сенат принял решение 51 голосом против 49 включить разрешение начать поиск и добычу нефти на территории Арктического природного заповедника (ANWR — Arctic National Wildlife Refuge) в проект государственного бюджета на следующий год. Проект государственного бюджета принимается простым большинством голосов. Поэтому при сложившейся политической ситуации, когда республиканская партия контролирует и администрацию, и палату представителей, и сенат Конгресса США, соответствующее решение будет принято уже в 2005 году.

Сторонники добычи нефти на территории Арктического природного заповедника, а в основном это республиканцы, утверждают, что в его недрах может находиться 150–200 млн. т нефти. Ее добыча поможет снизить зависимость США от импорта нефти и усилит национальную безопасность. Они обращают внимание на очень высокий уровень мировых цен на нефть, который превысил 55 долларов за баррель. Благодаря использованию самых современных технологий ущерба природе не будет, тем более что нефтяники получат право работать только на 600 тысяч га при общей площади заповедника 7,7 млн. га.

Противники, а в основном это демократы, утверждают, что освоение месторождений, которые еще предстоит открыть на территории Арктического природного заповедника, никак не повлияет на уровень мировых цен. Продажа лицензий может начаться не ранее 2007 года. Освоение месторождений потребует еще 7–10 лет. Даже при максимально резком увеличении добычи, поставки нефти из месторождений Арктического природного заповедника смогут обеспечить менее 7% от потребностей США. Их общих запасов хватит на удовлетворение спроса США в течение 2–3 месяцев. В несравнимо большей степени зависимость США от импорта нефти может быть снижена за счет повышения экономичности используемых в стране автомашин. Большой эффект может быть достигнут даже просто за счет изменения манеры езды и более тщательного технического обслуживания. Нефть, которая будет получена за весь период добычи в Арктическом природном заповеднике, может быть сэкономлена, если американцы будут поддерживать в норме давление в шинах своих автомашин.

Несмотря на относительно небольшие размеры территории, самые современные технологии, нефтепромыслы и системы трубопроводов окажут существенное воздействие на девственную природу северного склона Аляски. На территории Арктического природного заповедника обитают сотни тысяч северных оленей, гнездятся миллионы птиц. Представители Канады уже заявили, что обеспокоены решением законодателей США. Согласно действующим международным соглашениям, Канада и США приняли на себя обязательства охранять самое крупное стадо северных оленей, обитающее, в том числе и на территории Арктического природного заповедника. Эти олени также являются основой для существования местного коренного населения.

Арктический природный заповедник был создан в 1960 году во время правления президента Эйзенхауэра. В 1980 году Конгресс принял решение о принципиальной возможности поиска и добычи нефти на территории 600 тысяч га в пределах границ заповедника. Однако для начала работ Конгресс должен был принять специальный дополнительный закон. С тех пор в течение 24 лет при всех сменяющихся администрациях сторонникам начала нефтяного освоения территории Арктического природного заповедника не удавалось добиться такого решения.

Президент Буш, придя к власти, заявил, что получение согласия Конгресса на начало добычи нефти на территории Арктического природного заповедника будет являться одной из основных целей его энергетической политики. И вот, после ряда безуспешных попыток, ему, похоже, удалось добиться желаемого.

Источники: ENN 16.03.2005, Reuters 11.03.2005, Los Angeles Times 15.03.2005.
к оглавлению

Горячие темы

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
Дело бурятского эколога Шапхаева — тенденция, однако…

Среди российских правоохранительных органов сложилась определенная специализация. Органы прокуратуры с упорством, достойным лучшего применения, «мочат в сортире» отдельных классово чуждых олигархов. Про то, что нанесенный прокурорской деятельностью экономический ущерб многократно превышает все экономические выгоды от ее упражнений, никто говорить не отваживается.

Любопытно, что другие, точно такие же, но «классово близкие» олигархи спокойно получают многомиллиардные дивиденды от неправедно приобретенной собственности, покупают огромные поместья, яхты, самолеты и даже футбольные команды. Правда они предусмотрительно занимаются этим вне зоны досягаемости тружеников победившей «диктатуры закона», где-нибудь в Великобритании, Испании или еще подальше.

Органы ФСБ больше специализируются на «мочении в сортире» представителей науки и общественных природоохранных организаций. Эти объекты, явно более приятные и легкодоступные для фабрикации громких дел, позволяющие работникам «невидимого фронта» время от времени выгодно напоминать о своем существовании и получать повышения по службе. Дела Никитина, Пасько, Сойфера, Данилова, «Байкальской экологической волны» должны были создать у российских граждан впечатление, что российская наука и общественные организации просто кишмя кишат вражескими шпионами. И наша держава еще жива только благодаря тому, что этих шпионов и разглашателей государственной тайны пачками выявляют и разоблачают мужественные российские чекисты. В последнее время на фоне громких дел прокуратуры ФСБ как-то давно не интриговало нас историями про очередных разоблаченных ученых или экологов.

И вот назначен очередной кандидат в герои громкого дела. Им оказался известный бурятский эколог Сергей Шапхаев. Российские СМИ загремели заголовками: «Сотрудники УФСБ по Бурятии пресекли утечку секретной информации», «ФСБ завела уголовное дело против экологов Восточносибирского технологического университета (Бурятия)», «Бурятские ученые обвинены в разглашении гостайны», «Улан-Удэ. Бурятский научный центр обвинен в разглашении гостайны» и т.д. Эта незамысловатая мысль вбивалась на разные лады в десятках названий. Даже диссидентская «Независимая газета» ошарашила своих читателей: «Секретные карты Всемирного наследия. Бурятские контрразведчики пресекают утечки государственной тайны». Не удержалось от этого же штампа и многоопытное «Радио свобода»: «Управление ФСБ Бурятии возбудило против экологов уголовное дело».

Однако знакомство с текстами показывало, что громкие заголовки и действительность, мягко говоря, мало соответствовали друг другу. Вот что сообщили корреспондентам «Независимой газеты» в первоисточнике этого фонтана публикаций:

«Как сообщили «НГ» в пресс-службе УФСБ Бурятии, неделю назад сотрудники ФСБ изъяли жесткие диски компьютеров в Центре геоэкологических исследований, который является лабораторией кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ВСГТУ. «На одном из дисков были найдены картографические материалы, а точнее, копии топографических карт, имеющих гриф «секретно», рассказала сотрудница пресс-службы Ольга Яковлева, отметив, что «человек, работающий на этом компьютере, не имел соответствующего допуска». В УФСБ также уточнили, что конкретных подозреваемых пока нет, а уголовное дело возбуждено по факту выявленных нарушений. Основанием для проверки, по словам сотрудницы пресс-службы, стало «получение оперативной информации об утечке секретной информации» (www.ng.ru 16.03.2005.).

Таким образом, утечка этой пресловутой «секретной информации» уже произошла, а УФСБ в лучшем случае занималось пресечением последствий этой утечки. Дело возбуждено не «против экологов» или «против ученых», а по факту утечки. И экологи, они же ученые, пока рассматриваются как свидетели, а не подозреваемые. Но кто будет задумываться над всем этим?

Зато громкие заголовки и содержащаяся в них незамысловатая мысль останется — бравые бурятские ФСБшники пресекли утечку государственной тайны, которую допустили нехорошие бурятские экологи и ученые. Не важно, что из обстоятельств дела становится понятно — возбудить реальное уголовное против экологов и ученых будет сложновато. Зато потрепать им нервы можно будет всласть.

Итак, в одном из компьютеров Центра геоэкологических исследований была обнаружена топографическая карта масштаба 1:25000 на территорию Кабанского района. Как она туда попала — неизвестно. Выяснением этого как раз и будут заниматься в рамках уголовного дела. Одна из версий — в 2003 году Центр геоэкологических исследований по договору с ОАО «Бурятгражданпроект» разрабатывал информационную систему плана развития и организации территории Кабанского района Бурятии. Карта была нужна для нанесения на несекретные градостроительные планы мест расположения кладбищ, свалок, скотомогильников. Возможно, она была получена вместе с остальной информацией во время проведения этой работы.

Возможны и другие варианты. Кстати, подбрасывать с целью фабрикации уголовных дел можно не только оружие и наркотики, чем любят заниматься доблестные российские милиционеры. В этом плане тихая, не замеченная пользователем загрузка файла с «секретной» картой — операция гораздо более легкая. После чего в нужный момент «поступает сигнал» — и дело завертелось.

В любом случае, Центр геоэкологических исследований не имел официального допуска к секретной информации и с ней не работал. Он не может нести ответственности за утечку того, к чему не имел доступа. Раздувание дела об утечке «секретной карты» выглядит несколько странно. Ведь сам этот факт говорит о недостатках в работе, прежде всего, бурятского УФСБ, которое должно отвечать за то, чтобы таких утечек не было. Но, тем не менее, 15 марта 2005 года пресс-служба УФСБ по Бурятии громко заявляет о возбуждении уголовного дела по факту разглашения государственной тайны по статье 283 УК РФ, по которой можно получить до четырех лет лишения свободы.

Секретность подавляющей части данных, содержащихся на топографических картах, в эпоху детальной космической съемки, географических систем позиционирования, а также сотен тысяч граждан Китая, безо всяких проблем путешествующих по просторам нашей Родины, в том числе и республики Бурятия, является анахронизмом времен холодной войны. Однако этот пережиток прошлого в последние годы уже не раз становился поводом для раздувания шума вокруг якобы противоправной деятельности природоохранных организаций.

В 2002 году УФСБ по Иркутской области возбудила аналогичное дело против общественной организации «Байкальская экологическая волна», также по факту «разглашения гостайны» все по тем же «секретным картам». Тогда также было изъятие компьютеров, «приглашения на беседу», широкая волна сообщений в средствах массовой информации. В декабре иркутское УФСБ тихо сообщило, что уголовное дело закрыто за отсутствием состава преступления.

Примечательно и совпадение фона, на котором и иркутское и бурятское ФСБ вдруг начали проводить эти «активные мероприятия». На момент изъятия компьютеров «Байкальская экологическая волна» вела активную борьбу против проекта нефтепровода «Ангарск — Дацин», который лоббировала нефтяная компания «Юкос». В то время она была еще в силе и, наверно, не могла даже представить, что власти сделают с ней всего лишь через два года.

Сергей Шапхаев является одним из наиболее заметных региональных природоохранных активистов, боровшихся против проектов «Ангарск — Дацин» и «Ангарск — Находка» (который в итоге трансформировался в «Тайшет — Перевозная»).

31 января 2005 года за подписью Сергея Шапхаева, который также является руководителем общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу», в «Транснефть», а также президенту Бурятии Леониду Потапову было отправлено письмо. В письме отмечалось, что после принятия 31 декабря 2004 года решения правительства РФ №1737-р подготовка проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» перешла в стадию технико-экономического обоснования, несмотря на ряд проблем предыдущей стадии проектирования, оставшихся нерешенными. В связи с этим республика Бурятия должна принимать более активное участие в подготовке управленческих решений, касающихся ее территории.

Проведенный в конце 2004 года социологический опрос населения вдоль трассы планируемого трубопровода показал: 74% опрошенных уверены, что этот проект нанесет ущерб природе. При этом процент негативного отношения к проекту среди коренного малочисленного населения (эвенков) гораздо выше, чем у остального населения. Особое беспокойство вызывает проблема экологической безопасности 140-километровой трассы нефтепровода, которая проходит по Байкальской природной территории в бассейне Верхней Ангары. Необходим более глубокий анализ последствий аварийных разливов нефти на экосистему озера Байкал, компенсации налоговых потерь республики в случае предоставления налоговых льгот компании ОАО «АК «Транснефть», создания страхового фонда для ликвидации разливов, в результате которых могут пострадать источники питьевой воды для тысяч человек.

Письмо завершалось предложением к конструктивному сотрудничеству:

«Для оперативного решения возникших проблем предлагается использовать механизм согласования готовящихся среднесрочных программ развития республики с Минэкономразвития РФ и другими профильными министерствами, ответственными за подготовку инвестиционного проекта по распоряжению №1737-р, а также предусмотренную законодательством этнологическую экспертизу намечаемой проектной деятельности. Со своей стороны, мы готовы предоставить накопленную информационную базу по данному проекту любому заинтересованному ведомству республики и привлечь независимых экспертов разных отраслей знаний для консультаций».

Похоже, самым «заинтересованным ведомством республики» оказалось УФСБ, сотрудники которого под руководством подполковника Ю. Ламаева явились в Центр геоэкологических исследований для изъятия и изучения всей накопленной там информационной базы.

Источники: www.regnum.ru 31.01.2005, 9.03.2005, 15.03.2005, www.svoboda.ru 16.03.2005, www.ng.ru 16.03.2005, www.greenpeace.ru 16.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
Экологическая общественность пишет письмо японскому султану. Российскому писать бесполезно

Более 40 общественных природоохранных организаций из России, Японии, США, Австралии и других стран обратились с письмом к премьер-министру Японии Коидзуми. В нем говорится о возможных негативных последствий строительства нефтепровода «Тайшет — Перевозная», которое начинает российская государственная компания «Транснефть». Аналогичные письма были отправлены министру иностранных дел Японии, президенту Японского Банка Международного Сотрудничества, японским и европейским средствам массовой информации. Это был вынужденный шаг после того, как аналогичные по содержанию письма на адрес президента и правительства Российской Федерации остались без конструктивного ответа.

Поскольку ранее заявлялось о готовности Японии стать основным инвестором проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан», экологические активисты были вынуждены обратиться к Правительству Японии с просьбой принять меры по защите озера Байкал и уникальной природы Хасанского района.

«Ваше Превосходительство! Мы, нижеподписавшиеся организации, уважительно просим Вас, Премьер-министра Японии, и Ваш Кабинет Министров убедить Российскую Федерацию и российскую нефтяную компанию «Транснефть» пересмотреть план строительства нефтепровода через сейсмоопасную зону Северо-Муйского хребта возле озера Байкал в чистую бухту Перевозная в Амурском заливе на юго-западе Приморского края. Мы не все возражаем против самого строительства нефтепровода к побережью Японского моря, но мы все против его прохождения через уязвимые экосистемы в районе озера Байкал и на юго-западе Приморья, а также строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозная.

Предлагаемое место для терминала в бухте Перевозная в Амурском заливе — наихудший вариант на Российском Дальнем Востоке для размещения терминала и нефтеперерабатывающего завода в силу многих причин.

Бухта Перевозная — открытая бухта, и в случае утечки нефти, водные течения разнесут нефть на большое расстояние. В Перевозной интенсивное судоходное движение танкеров между островами в штормовую погоду увеличивает вероятность огромной утечки нефти. Бухта Перевозная достаточно мелководна, и чтобы добраться до этой бухты и из нее, танкерам придется проходить через цепь небольших островов в Амурском заливе. Хасанский район, где находится бухта Перевозная, является важной экономической зоной в сфере туризма, марикультуры и рыбного промысла. Местное население зависит от этой деятельности и поэтому выступает категорически против строительства нефтяного терминала, о чем свидетельствуют недавно проведенные общественные слушания. Утечки нефти в Амурский залив будут представлять угрозу загрязнения:

  • Наиболее популярных в Приморском крае пляжей и курортов, которые ежегодно посещают десятки тысяч туристов;
  • Прибрежной зоны г. Владивостока, которая расположена напротив бухты Перевозная в Амурском заливе;
  • Основных в Приморском крае коммерческих хозяйств по разведению марикультуры и нерестовых рек, от которых зависят местные российские моряки;
  • Дальневосточного морского биосферного заповедника: единственного в России морского заповедника и ареала обитания крупных популяций морских млекопитающих и птиц. Дальневосточный морской заповедник известен богатым биоразнообразием и является местом нереста морских видов, мигрирующих по всему Японскому морю. Разлив нефти по пути к бухте Перевозной мог бы достигнуть Морского заповедника за несколько часов.

Если нефтепровод «Транснефти» направится в Перевозную, то он пройдет через две охраняемые природные территории на юго-западе Приморского края: заказник «Барсовый» и заповедник «Кедровая Падь». «Кедровая Падь», старейший заповедник в России, недавно получил статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Юго-запад Приморья — это один из самых богатых биологическим разнообразием регионов России: на его территории обитает 30% исчезающих краснокнижных видов, включая амурского тигра и дальневосточного леопарда, признанные Всемирным Союзом Охраны Природы (МСОП) как виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Дальневосточный леопард, популяция которого насчитывает в настоящее время около тридцати особей, является одним из самых редких представителей семейства кошачьих в мире. Негативные воздействия нефтепровода с терминалом на юго-западе Приморского края, единственном месте обитания леопарда, могут привести к его полному вымиранию.

Есть разумные альтернативы данному планируемому маршруту, которые уменьшили бы угрозы от эксплуатации нефтепровода. Альтернативные варианты лучше бухты Перевозная с экономической и экологической точек зрения. Одним из альтернативных мест для терминала нефтепровода является залив Находка, промышленный порт с действующими нефтяными терминалами…

…Мы также обеспокоены планами провести нефтепровод через чрезвычайно сейсмоопасную зону к северу от озера Байкал. В предлагаемом маршруте через Северо-Муйский хребет нефтепровод может быть поврежден землетрясениями, обвалами, селевыми потоками, и другими геологическими событиями, которые принесли бы немалые экономические потери и повлекли бы непоправимое загрязнение бассейна озера Байкал. Крайне важно, чтобы Премьер-министр Японии поддержал только такой маршрут нефтепровода, который не будет представлять угрозу сложившемуся образу жизни людей и не нарушит уязвимых природных территорий.

Японское правительство несет ответственность и имеет возможность повлиять на то, чтобы нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» строился по лучшим международным экологическим стандартам, не причиняя вреда окружающей среде и повышая безопасность перевозки нефти в Японском море. Так как Япония будет основным инвестором данного проекта, мы считаем, что Вы должны немедленно принять меры, чтобы данный проект соответствовал лучшим примерам из мировой практики.

Мы просим Вас официально известить Россию, что Япония будет участвовать в проекте только в том случае, если будет проведен полный анализ всех возможных экологических и социологических угроз, в том числе двух самых серьезных: расположение терминала в бухте Перевозной на юго-западе Приморского края и прохождение нефтепровода через сейсмоопасную зону к северу от озера Байкал. Совершенствование маршрута нефтепровода и повышение стандартов безопасности позволит уменьшить финансовые риски для инвесторов нефтепровода, включая японское правительство и банки Японии.

Предлагаемый в настоящее время маршрут нефтепровода через Северо-Муйский хребет в бухту Перевозная нарушит уязвимые экосистемы и будет представлять угрозу редким и исчезающим видам, включая почти исчезнувшего дальневосточного леопарда. Мы, нижеподписавшиеся организации, призываем Вас и Ваш кабинет к немедленному действию, чтобы нефтепровод «Транснефти» стал безопаснее для окружающей среды и в целом для всей Северо-восточной Азии».

М-да, писать японскому премьеру с просьбой сохранить от вандалов из российской государственной компании уникальную природу Дальнего Востока — это что-то новое. Но, что еще остается делать?

Источники: www.ptr-vlad.ru 18.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
Приморские депутаты хотят поговорить о нефтеэкспортном терминале в бухте Перевозной

Комитет по экономической политике и собственности на заседании 14 марта принял решение о необходимости обсуждения ситуации со строительством нефтеналивного терминала в бухте Перевозной на общем заседании Законодательного собрания Приморского края, которое состоится 30 марта 2005 года. Связанные с этим проектом проблемы давно известны — близость терминала к заповеднику «Кедровая падь», Дальневосточному морскому заповеднику, федеральному заказнику «Барсовый», потери рыбного промысла в Амурском заливе, повышенные риски аварий с разливами нефти. В качестве альтернативного варианта места расположения терминала называют порт Находка.

Депутаты до того воодушевились, что на заседании 30 марта намерены пригласить губернатора С. Дарькина, чтобы он выступил перед народными избранниками. Интересно, что они им скажет?

Источник: www.oilru.com 15.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
Батюшки! Глава РАН и администрация президента России тоже за Находку!

Руководитель администрации президента РФ В.В. Путина Дмитрий Медведев обратился с просьбой к премьер-министру Михаилу Фрадкову рассмотреть возможность размещения конечной точки трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» не в бухте Перевозной, а в порту Находка.

Причиной этого послания стало обращение президента Российской Академии наук академика Юрия Осипова. В нем подчеркивается, что бухта Перевозная находится в районе с богатейшим рекреационным потенциалом и развитой сетью заповедников и заказников. Добавление к богатствам дальневосточной природы нефтеэкспортного терминала крайне нежелательно. Более подходящим вариантом будет использование порта Находка, где уже имеется соответствующая промышленная инфраструктура и нефтяные терминалы.

На первый взгляд звучит многообещающе. Но посмотрим, чем это рассмотрение кончится. Вот «убедительно рассмотреть», либо «считаем необходимым принять решение» — это на чиновничьей фене совсем другое дело. А так — контора пописывает, читатель почитывает.

Источник: www.oilru.com 15.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
А Васька слушает, да ест. В Перевозной берут пробы грунта для подготовки проекта строительства терминала

В бухте Перевозная морская научная экспедиция Дальневосточного НИИ морского флота начала отбор проб донного грунта. Эти работы являются частью исследования места строительства экспортного терминала для проекта «Тайшет — Перевозная». Техническую поддержку экспедиции оказывает корпорация «РИМСКО», которая выделила специализированное судно и два буксира.

Источник: www.ngv.ru 18.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
А еще «Транснефть» хочет тоооолстый слой льгот

Руководитель ОАО «АК «Транснефть» С. Вайншток заявил, что финансирование строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» просто требует налоговых льгот. Сейчас компания настойчиво работает с правительством в этом направлении, но не всегда находит понимание. По словам г-на Вайнштока некоторые чиновники высказываются против налоговых льгот для его компании, обосновывая это тем, что для этого придется менять законы, например, Налоговый кодекс. Но «Транснефть» готова предложить финансовые схемы, которые не потребуют изменений законодательства. Остается только убедить правительство в необходимости такого решения. А еще г-н Вайншток сообщил, что «Транснефть» сейчас ведет активные переговоры с российскими и зарубежными финансовыми структурами, чтобы убедить их вложить финансовые средства в этот замечательный проект.

Прокурор Устинов! Ау! Тут еще один крупный специалист по налоговым льготам в нефтяном секторе без изменения законодательства обнаружился. «Мочение в сортире» Ходорковского с его «Юкосом» скоро кончится. Кто следующий? Или Вы подождете годика три, чтобы следующий получше дозрел, и пеней со штрафами можно было насчитать побольше?

Источник: www.oilru.com 16.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
«Дранг нах Остен» бригады г-на Вайнштока

В Иркутске состоялись переговоры между гендиректором ОАО «Транссибнефть» Михаилом Чемакиным и иркутским губернатором Борисом Говориным. Из 4264 км трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» по территории Иркутской области будет проложено 886 км. На этом отрезке в течение двух месяцев предстоит завершить изыскательские работы, чтобы уже в мае представить отчет Правительству. До начала июля 2005 года «Транснефть» планирует завершить разработку технико-экономического обоснования проекта. Строительные работы на территории Иркутской области должны начаться уже осенью 2005 года.

Проведение изыскательских работ на трассе длиной почти 900 км в течение 2 месяцев зимне-весеннего времени, когда рельеф покрыт снегом, будет, пожалуй, мировым рекордом проектной халтуры. Еще один аналогичный рекорд будет установлен во время проведения государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования проекта нефтепровода «Тайшет — Перевозная». Если даже проектировщики выдадут свою продукцию в срок, времени на содержательный открытый анализ ТЭО, а также учет многочисленных замечаний по его недостаткам просто не останется.

Очевидно, что при таких намерениях заказчика процедура проведения общественных слушаний и государственной экологической экспертизы ТЭО проекта превратится в очередной набор нарушений закона и игнорирования каких-либо серьезных замечаний общественности.

Источники: www.rusenergy.com 17.03.2005, www.ngv.ru 18.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
«Гринпис» подал документы на регистрацию общественной экологической экспертизы ТЭО

С учетом полученного на фазе обоснования инвестиций опыта «Гринпис России» заранее подал документы на регистрацию общественной экологической экспертизы технико-экономического обоснования нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Однако в муниципалитете московского района «Беговой», куда по месту регистрации «Гринпис» было подано заявление, сразу заявили, что в регистрации, скорее всего, будет отказано.

Понятно, что есть российский суд, самый честный и объективный в мире. Но пока он соберется да подумает, стоит ли рассматривать дело, а если стоит, то пока примет решение, глядишь — и государственная экологическая экспертиза закончится. А, как известно, после нее уже общественные экологические экспертизы не проводятся.

Остается только тщательно фиксировать все многочисленные нарушения закона, чтобы затем порадовать ими инвесторов, которые собираются вложить деньги в этот многомиллиардный проект, а также историков, которые будут исследовать этот период жизни российского государства.

Источник: www.rusenergy.com 17.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
Озера Байкал: железнодорожники не отстают от трубопроводчиков

На фоне повышенного внимания к планам ОАО «АК «Транснефть» действия российских железнодорожников оказались как бы в тени. Не привлекая особого внимания, они активно реконструируют Восточно-Сибирскую железную дорогу (ВСЖД), что позволит увеличить объемы перевозок нефти по Транссибу и далее на Монголию и Китай.

В Иркутском отделении ВСЖД планируется реконструкция станций Суховская, Зуй, Иркутск-Сортировочная, Слюдянка, Большой Луг, Байкальск, Челутай, Мысовая. Таким образом, в течение ближайших двух лет возможности перевозки нефти по этому участку увеличатся с 23 млн. т в год до 36 млн. т в год. Строительство нового здания таможни и путей на ст. Наушки позволит к 2007 году увеличить экспорт нефти в два раза и довести его до 6 млн. т в год.

Компании «Лукойл» и «Роснефть» договорились с ОАО «Российские железные дороги» о том, что они поставят в Китай через переход Забайкальск в 2005 году 7 млн. т нефти, а в 2006 году — 12 млн. т нефти. Чтобы обеспечить этот рост, РАО «РЖД» а 2005–2007 гг. намерено провести реконструкцию участка «Карымская — Забайкальск» длиной 360 км. Его электрифицируют, проложат второй путь, удлинят станционные пути. Общая стоимость этих работ — 39 млрд. рублей. Под гарантии роста грузопотока на 10–15 млн. т в год ОАО «РЖД» готово просить Федеральную службу по тарифам снизить стоимость перевозки на 1500-километровом маршруте Ангарск — Забайкальск в два раза — с 72 долларов до 30 долларов за тонну.

Чтобы обеспечить эти перевозки, «Лукойл» и «Роснефть» обратились в «Транснефть» с предложением увеличить поставки западносибирской нефти по трубопроводу «Анжеро-Судженск — Ангарск» с 24 до 30 млн. т в год. Однако «Транснефть» готова осуществлять дополнительную прокачку нефти по этому маршруту длиной 1600 км только по договорному тарифу, почти в два раза выше действующего (около 17 долларов за тонну вместо 9 долларов за тонну).

От Анжеро-Судженска до Ангарска идет две нитки трубопровода, одна диаметром 1020 мм и вторая — 720 мм. Их общая проектная мощность — 44 млн. т в год. Она была рассчитана на полную загрузку Ангарской нефтехимической компании (около 27 млн. т в год), а также поставку сырья на Комсомольский НПЗ (6 млн. т в год) и Хабаровский НПЗ (около 5 млн. т в год). Поскольку в последние годы эти три завода перерабатывали не более 25 млн. т нефти в год, работала нитка 1020 мм, мощностью 27 млн. т в год. Чтобы довести объемы перекачки до 30 млн. т в год «Транснефти» придется расконсервировать вторую нитку — 720 мм. Но если российские нефтяные компании в сотрудничестве с железнодорожниками будут так активно наращивать комбинированные поставки нефти в Китай, может возникнуть проблема с обеспечением нефти для загрузки трубопровода «Тайшет — Перевозная».

Во всей этой увлекательной конкурентной борьбе различных маршрутов экспорта оказался мало замеченным тот факт, что вдоль южного берега озера Байкал уже к 2006–2007 году по Транссибу пойдет поток экспортируемой в Китай нефти в объеме до 20 млн. т в год. Интересно было бы ознакомиться с материалами государственной экологической экспертизы этого проекта, особенно учитывая, что на протяжении более 100 км эта железная дорога местами идет всего лишь в нескольких десятках метров от озера.

Источники: www.oilcapital.ru 18.03.2005, www.oilru.com 16.03.2005, www.ngv.ru 16.03.2005.
к оглавлению

Сахалин
На Сахалине британо-японский нефтегазовый кот Васька тоже «слушает, да ест»

Несмотря на проблемы с экологической экспертизой проекта, компания «Сахалин Энерджи» продолжает активные дноуглубительные работы в заливе Анива. Они необходимы для строительства причала, на который будет приниматься оборудование для завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), строящегося в пос. Пригородном. Здесь, в нескольких сотнях метров от устья важной нерестовой реки Мереи, будет вынуто 2,4 млн. куб.м. грунта. Он будет сброшен в центральной части залива в 22 км от берега. Согласно данным проекта, площадь нарушенного дна составит 53 га. Подсчитан ущерб морским биоресурсам, который составит около 700 тысяч долларов США. Компенсации на эту сумму будут перечислены управлению «Сахалинрыбвод» и направлены на модернизацию существующих и строительство новых рыборазводных заводов.

Однако сброс гораздо меньшего количества — 150 тысяч кубометров грунта во время дноуглубительных работ в 2004 году, по мнению рыбаков привел к значительному повышению мутности воды в заливе. 21 марта 2005 г. в г. Корсаков, в зале кинотеатра «Союз» будут проведены общественные слушания на тему «Проведение дноуглубительных работ при сооружении причала СПГ». Их организует мэрия Корсаковского района.

Отношения мэрии Корсакова и компании «Сахалин Энерджи» сейчас перешли в стадию судебных исков. Администрация АО «Корсаковский район» обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с требованием, чтобы компания «Сахалин Энерджи» заключила новые договора аренды земельных участков для строительства завода СПГ. В 2003 году администрация предоставила компании земельные участки площадью 269 тыс. кв. м для строительства системы водоснабжения и 4,5 млн. кв. м. (45 га) — для строительства завода по производству сжиженного природного газа и терминала по отгрузке нефти (ТОН).

2 декабря 2004 года, воспользовавшись положениями гражданского кодекса РФ, мэрия направила компании «Сахалин Энерджи» уведомление о прекращении с 1 января 2005 г. договоров аренды земельных участков и направила проект новых договоров. С тех пор никакого ответа со стороны компании не поступило.

Во время предварительного слушания в суде представители администрации Корсаковского района заявили, что арендная плата за пользования землей увеличена не только для компании «Сахалин Энерджи», но и для всех арендаторов в районе. Очередное рассмотрение дела состоится 8 апреля 2005 года. Тем временем отсутствие договора аренды земельных участков отнюдь не мешает компании «Сахалин Энерджи» ударными темпами продолжать работы.

Источники: www.rusenergy.com 16.03.2005, «Нефть и море» 15.03.2005.
к оглавлению

Камчатка
Камчатские депутаты просят прокуратуру проверить законность деятельности «Роснефть»

Камчатские депутаты обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность планов компании «Роснефть» по разведке и добыче нефти и газа на Западно-Камчатском шельфе Охотского моря. В частности, их интересует, не нарушает ли государственная компания «Роснефть» законы Российской Федерации «О континентальном шельфе РФ», «О недрах», «Об экологической экспертизе»?

Их также интересует, насколько были выполнены требования закона при согласовании планов геологоразведочных работ компании в 2005 году с федеральными органами власти, общественными организациями, органами местного самоуправления. Они даже хотят узнать о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проекты этих работ и о соблюдении экономических интересов коренных малочисленных народов, проживающих на территориях, прилегающих к Западно-Камчатскому шельфу.

Источник: www.oilru.com 16.03.2005.
к оглавлению

Камчатка
Хорошему росту ВВП и заплат медленное освоение шельфа мешает

Похоже заклинания о необходимости скорейшего освоения нефтяных и газовых месторождений российского шельфа становятся навязчивым состоянием руководителя Минприроды Юрия Трутнева: «Надо увеличить работу на шельфах — это 23–25 миллиардов тонн условного топлива», сказал министр. Он также высказался за более активную геологоразведывательную деятельность и необходимость разработки новых месторождений. «Сдерживая ввод новых месторождений, мы сдерживаем рост ВВП, а также поступления в бюджет и зарплаты населения» — добавил глава Минприроды».

Про то, что при этом замедляется процесс превращения в сырьевой и технологический придаток экономически развитых, а теперь еще и некоторых быстро развивающихся стран (Китай и др.), формирования убогой колониальной структуры российской экономики, разрушения российской природы, господин министр не сказал.

Идя навстречу призывам министра Трутнева, российское правительство уже в мае 2005 года рассмотрит вопрос об освоении арктических шельфов для добычи там нефти и газа. В качестве основной меры стимуляции этих работ в новом законе «О недрах» предусматривается выделение сквозной лицензии как на поиск, так и на добычу полезных ископаемых на открытых месторождениях.

В ближайшее время правительство также намерено опубликовать список месторождений, на которых можно будет вести геологоразведку. После этого жители многих приморских регионов наверно узнают много интересного о том, какое светлое нефтегазовое будущее их ожидает.

Источник: www.oilcapital.com 17.03.2005.
к оглавлению

Калининград
Получи Калининградский край свежий конденсат — на этот раз с Пуровского завода

В апреле 2005 года начнет работу построенный в Тюменской области Пуровский завод по переработке газового конденсата. В этом году может быть отгружено 1,2 млн. т. В 2006 году будет произведено 2 млн. т конденсата, а к 2008 году завод должен выйти на проектную мощность — 4,9 млн. т конденсата в год.

В связи с этим приятные хлопоты ожидают Свердловскую железную дорогу. Она должна обеспечить перевозку этой продукции в направлении Калининграда и порта Витино Октябрьской железной дороги.

Источник: www.oilcapital.ru 15.03.2005.
к оглавлению

Сахалин
Сахалинский губернатор жалуется: нефть и газ — «по усам текли, а в рот не попали»

Губернатор Сахалинской области Иван Малахов во время встречи с Михаилом Фрадковым намерен поднять вопрос об участии региональных органов власти в процессе освоения и использования природных богатств. Наиболее остро, как и следовало ожидать, стоит вопрос о распределении доходов.

С 2002 года федеральное законодательство настойчиво снижает норматив отчислений от добычи нефти и газа в региональный бюджет. Если в 2002 году Сахалинская область получала 60% платежей за добычу нефти и газа, то в 2005 году отчисления по газу составили 0%, а по нефти — 5%. За последние два года администрация Сахалинской области 15 раз обращалась в правительство РФ, Госдуму, Минфин и тому подобные органы с вопросами о межбюджетных отношениях, но без особого успеха. Несмотря на все усилия, ситуация все больше соответствует принципу «по усам текло, а в рот не попало».

Беспокоит главу Сахалинской области и перераспределение полномочий федеральных структур и регионов в области реализации нефтегазовых проектов. Внесенные в действующее законодательство изменения резко ограничили участие субъектов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции. Органы исполнительной власти субъектов РФ теперь не рассматриваются как стороны этих соглашений. Они отстранены от участия в технической процедуре выдачи лицензий. В связи с принятием нового федерального закона «О недрах», полномочия субъектов Российской Федерации в этой сфере вообще будут сведены к минимуму.

Получается, что принимать решения и получать доходы будет федеральный центр, а получать экологические и социальные последствия всего этого — регионы.

Источник: www.oilcapital.ru 14.03.2005, 17.03.2005.
к оглавлению

Сахалин
Местные бандиты выбивают свою долю доходов от освоения богатств сахалинского шельфа

В отличие от сахалинского губернатора, который жалуется, надеется и просит, сахалинские неформальные предприниматели добиваются своей доли от использования природных богатств острова грубой физической силой.

13 марта 2005 года на Сахалине были сильно избиты и ограблены два японских служащих компании CTSD, выполняющей работы в рамках проекта «Сахалин-2». Японцы засиделись допоздна в одном из ночных баров Южно-Сахалинска, после чего остановили частную машину, чтобы она отвезла их в пос. Пригородный, где ведется строительство завода по производству сжиженного природного газа. В машине находились водитель и еще один человек. По дороге они остановились, жестоко избили и ограбили японцев, после чего выбросили их на дорогу. К счастью, японцы не замерзли и были доставлены в больницу г. Корсакова.

Помимо многочисленных ушибов японские специалисты получили переломы костей, сотрясения мозга и т.д. Они серьезно напуганы и мечтают как можно быстрее покинуть пределы России. Ведется следствие.

Источник: www.ngv.ru 16.03.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
У компании «Лукойл» большие проблемы с безопасностью перевозки ее работников

17 марта 2005 года при заходе на посадку в аэропорту Варандей разбился самолет АН-24, перевозивший работников компании «Нарьянмарнефтегаз» (»Лукойл»). Из 52 находившихся на борту самолета членов экипажа и пассажиров погибли 28 человек, остальные получили травмы и ожоги. Глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов выразил соболезнования пострадавшим и их семьям и пообещал оказать предусмотренную социальными соглашениями материальную помощь. Он также заявил, что компания будет оказывать помощь в расследовании причин этой катастрофы.

Свидетельства очевидцев говорят, что возможной причиной катастрофы могли быть ошибки пилотирования. Не исключено, что в результате осуществляемых резких маневров старый самолет начал разрушаться. По некоторым источникам машине 34 года, и она прошла через 10 ремонтов. Вызывает удивление и замысловатая цепочка посредников, которые были привлечены к организации перевозок работников нефтяной компании. По данным газеты «Известия», компания «Нарьянмарнефтегаз» обратилась в нижегородскую фирму КАС, чтобы она зафрахтовала самолет. Компания КАС привлекла для выполнения этого заказа компанию «Региональные авиалинии» из г. Кемерово, у которой в распоряжении имеется три весьма подержанных самолета АН-24 и два вертолета МИ-2. Компания «Региональные авиалинии» арендовала разбившийся в Варандее самолет у компании «Кузбассавиафрахт».

Источники: www.ngv.ru (»Известия») 18.03.2005, www.oilru.com 17.03.2005, www.oilcapital.ru 16.03.2005, www.logistic.ru 18.03.2005.
к оглавлению

Россия
«Лукойл» намерен сотрудничать с «Арктикшельфнефтегазом» на Варандее

Первый вице-президент ОАО «Лукойл» Равиль Маганов и гендиректор ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» Борис Кутычкин подписали протокол о возможности сотрудничества при создании инфраструктуры для вывоза нефти с месторождений на севере Ненецкого АО.

Компани «Лукойл» в ближайшее время будет создавать Варандейский морской стационарный ледостойкий нефтеотгрузочный терминал (ВОТ). Он будет находиться в границах Медынско-Варандейского лицензионного участка «Арктикшельфнетегаз». Для работы с этим терминалом будет создана морская транспортно-технологическая система (МТТС), аналогичная системе «Арктикшельфнефтегаза». Этой компании принадлежат лицензии на поиск, разведку и добычу углеводородного сырья на Медынско-Варандейском, Поморском и Колоколморском лицензионных участках, расположенных на шельфе Баренцева моря.

Кроме согласования расположения объектов добычи нефти и газа и транспортной инфраструктуры компании намерены совместно разрабатывать системы обеспечения экологической, технологической, промышленной и других видов безопасности, организации навигации и судоходства. Возможно совместное приобретение или привлечение вспомогательного флота (ледоколы, буксиры, суда обеспечения), а также сил и средств ликвидации аварийных разливов нефти.

В ближайшее время в этом регионе могут появиться новые заинтересованные стороны, поскольку Минприроды собирается выставлять на аукционы расположенные поблизости месторождения им. Титова (запасы 58 млн. т), им. Требса (83 млн. т), а также четыре блока Центрально-Хорейверского поднятия (96 млн. т).

Источники: www.oilcapital.ru 14.03.2005, www.oilru.com 16.03.2005.
к оглавлению

Россия
Не слишком светлое будущее нефтяников Татарстана

В Татарстане до 2015 года добыча нефти сохранится на современном уровне — около 30 млн. т в год, а к 2020 году снизится до 24,5 млн. т. Ежегодный прирост запасов нефти составит до 2007 года 29 млн. т в год, с последующим падением до 15 млн. т в год. Из них за счет геолого-разведочных работ будет обеспечен прирост запасов на уровне 7,5 млн. т в год.

Достигнутый ранее в республике достаточно быстрый рост запасов нефти был связан с переоценкой запасов основных горизонтов крупнейшего Ромашкинского месторождения. Он позволил повысить величину остаточных промышленных запасов с 868 млн. т в 2001 г. до 900 млн. т в 2004 г. Однако возможности продолжения добычи за счет переоценки ранее известных месторождений ограничены. Кроме того, следует учитывать качество месторождений. На них в основном добывается высокосернистая (65%), высоковязкая (67%), средняя и тяжелая нефть (68%).

В настоящее время добыча нефти ведется на территории 21 административного района Татарстана. Кроме того, татарские нефтяники добывают нефть на территории трех прилегающих к республике регионов. Добыча нефти ведется на 120 нефтяных месторождениях. Более трети татарской нефти добывается за счет повышения нефтеотдачи пластов.

ОАО «Татнефть» на территории Татарстана имеет право на эксплуатацию 75 месторождений. 16% татарской нефти добывают 30 независимых нефтяных компаний. Им принадлежит право на пользование недрами на 69 месторождениях.

Источники: www.oilcapital.ru 15.03.2005, ИА «Татар-Информ» 15.03.2005.
к оглавлению

Россия
Экологическая общественность обеспокоена ситуацией на Талакане

В Якутии прошел круглый стол по экологическим проблемам освоения Талаканского нефтяного месторождения. Он был организован Центром экологического просвещения «Эйге» в рамках проекта «Развитие нефтегазовых проектов Якутии — под общественный контроль». Перед этим был проведен трехдневный выезд представителей общественных организаций на место, в том числе на Талаканское месторождение. В работе круглого стола также приняли участие представители ОАО «Сургутнефтегаз», глава администрации Ленского улуса Сергей Авдеев, общественность Ленского района, журналисты.

Компания «Сургутнефтегаз» владеет лицензией на освоение Талаканского месторождения с декабря 2003 года. Ранее работы на нем вела компания «Юкос». Общие запасы нефти на Талакане оцениваются в 350 млн. т, извлекаемые — 114 млн. т. Запасы природного газа — 22,7 млрд. кубометров. На настоящий момент на Талаканском месторождении пробурено 29 скважин и добыто 1,5 млн. т нефти. Из-за отсутствия постоянного трубопровода за один сезон удается отгружать только 250 тысяч т нефти.

Общественные организации обратили внимание на серьезные нарушения природоохранного законодательства. В резолюции они заявили о необходимости отзыва заключения государственной экологической экспертизы по проектам сейсморазведочных работ на территории Ленского района. На круглом столе были предъявлены снимки, запечатлевшие варварское истребление леса субподрядными организациями, ведущими работы для ОАО «Сургутнефтегаз».

Источник: www.regnum.ru 21.03.2005.
к оглавлению

Россия
Скандал с портом Тамань в Краснодарском крае

В октябре 2004 года было вынесено предписание об остановке строительства комплекса по перевалке аммиака в порту «Тамань» на территории Краснодарского края. На площадке, где работы вела корпорация «Тольяттиазот», были обнаружены многочисленные нарушения. Строились объекты, не предусмотренные генеральной схемой развития порта и не утвержденные проектом. Склад метанола возводился в опасной близости от комплекса по перевалке зерна. Отсутствовали сейсмическая и ряд других экспертиз. Из используемых «Тольяттиазот» 230 га земли у компании имеются правоустанавливающие документы только на 54 га. Проложенная «Тольяттиазот» железнодорожная ветка к терминалу перекрыла доступ к объектам других инвесторов.

15 марта 2005 года состоялось выездное заседание, в котором приняли участие губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, глава федерального агентства РФ по морскому и речному транспорту Вячеслав Рукша и ряд других высокопоставленных лиц. Его участники могли убедиться, что, несмотря на вынесенный запрет на продолжение работ, они продолжаются. Некоторые из предписаний на устранение недостатков выполнить будет практически невозможно. В частности, согласно заключению экспертов, построенная «Тольяттиазот» морская эстакада отклоняется на 30 градусов от указанного в проекте направления.

Представители «Тольяттиазот» заявляют, что компания уже вложила в развитие проекта 300 млн. долларов. Предъявленные компании претензии в основном возникли из-за того, что строительные работы ведутся быстрее, чем разрабатывается и согласуется проектная документация. При этом говорится, что в случае задержек с реализацией проекта российские грузы будут уходить в порты соседней Украины.

Тем не менее, несмотря на патриотичную риторику и стремление «Тольяттиазота» несмотря ни на что внести свой вклад в удвоение ВВП, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил «Я не верю этому человеку, я не верю его компании. И я думаю, что это, пожалуй, первый в России случай, когда власть сегодня останавливает многомиллиардный проект».

И ведь действительно, этот случай, похоже, пока единственный. Интересно, что они там не поделили? Несколько лет на Тамани строили кривую эстакаду, прокладывали железнодорожные ветки, как вздумается, плевали на нарушения экологического законодательства и элементарной дисциплины реализации инвестиционных проектов — и все шло прекрасно. А осенью 2004 года вдруг все стало не так.

Источники: www.logistic.ru 16.03.2005.
к оглавлению

Россия
Минтранс утверждает, что система надзора в сфере морского и речного транспорта существует

Заместитель начальника Управления надзора в сфере морского и речного транспорта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (ну и сокращение получится — УНСМРТ ФСНСТ Минтранса!) Петр Ермолаев утверждает, что Минтранс не только развивает эту самую ФСНСТ, но даже проводит проверки портов. В России будет (правда непонятно когда) целых 800 инспекторов в сфере речного транспорта и 1500 инспекторов в сфере морского транспорта.

Петр Ермолаев с гордостью завил: «Никто не знает, сколько в России портов. Мы насчитали 86 портов». На фоне столь могучего соотношения сил ожидаемых инспекторов и обнаруженных портов (почти по 30 инспекторов на один порт), их начальник признал, что во время проверок на морских и речных коммуникациях были выявлены случаи погрузки нефтепродуктов на суда с необорудованных причалов, с грубыми нарушениями правил безопасности.

Источник: www.oilcapital.ru 17.03.2005.
к оглавлению

Россия
То ли была авария на промыслах «Юганскнефтегаза», то ли нет

По данным МЧС, из-за повреждения нефтепровода на Усть-Балыкском нефтяном месторождении произошла аварийная остановка работы 92 скважин компании «Юганскнефтегаз». Причиной разлива стала коррозия металла.

В это же время произошел разлив 4 куб.м. нефтяной смеси на одной из дожимных станций компании. В результате этого произошла остановка работы уже 249 скважин Усть-Балыкского и 20 скважин Омбинского месторождений. На ликвидации последствий работало 3 экскаватора, 3 бульдозера и 15 самосвалов (Прим. сост. — что же вся эта армада делала с жалкими 4 кубометрами? На каждый самосвал по 250 литров получается!).

Однако еще более интересные результаты получила Межрайонная природоохранная прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа. Она вообще пока не обнаружила следов аварии на Усть-Балыкском месторождении ОАО «Юганскнефтегаз».

Интересно, что бы все это значило?

Источники: www.oiru.com 14.03.2005, 16.03.2005.
к оглавлению

Россия
Гигантские газовые планы «НОВАТЭК»

Входящее в ОАО «НОВАТЭК» ОАО «Тамбейнефтегаз» направило в Минэкономразвития проект строительства завода по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале. В настоящее время идет согласование проекта с другими компаниями, в том числе с ОАО «Газпром», экологическими службами, проводятся изыскания на местности, выбираются технологии и оборудование.

Компания намерена построить завод по производству сжиженного природного газа мощностью 10 млн. т до 2008–2009 года. Его предполагается экспортировать в США. Запасы Южно-Тамбейского месторождения составляют более 1000 млрд. кубометров природного газа и 60 млн. т конденсата.

Источники: www.ngv.ru 18.03.2005. .
к оглавлению

Россия — Финляндия
«Лукойл» входит на рынок сбыта нефтепродуктов в Финляндии

Еврокомиссия дала разрешение на приобретение компанией «Лукойл» 100% акций финских компаний Oy Teboil Ab и Suomen Petroil Oy. Эти компании занимаются производством и продажей моторных масел, оптовой и розничной продажей нефтепродуктов. Им принадлежит 289 автозаправочных станций, а также 132 точки по заправке дизельным топливом, 7 нефтебаз, в том числе 5 расположенных на побережье. Компания Teboil отвечает за маркетинг и продажу нефтепродуктов, а Suomen Petroil — за импорт, перевозки и хранение. В 2003 году они контролировали 23% рынка розничной продажи нефтепродуктов в Финляндии.

Компания «Лукойл» также располагает сетью из почти 800 собственных и 1300 арендованных автозаправочных станций на Восточном побережье США. Здесь она контролирует до 8% рынка розничной продажи нефтепродуктов.

Источник: www.oilru.com 18.03.2005.
к оглавлению

Россия — Турция
Компании «Транснефть» решительно не нужен берег турецкий

В 2004 году российская компания «Транснефть», бодро собиравшаяся проложить по турецкой территории нефтепровод Кыйикей — Ибрихаба в обход проливов Босфор и Дарданеллы. 28 мая 2004 года совет директоров «Транснефти» даже одобрил участие компании в этом проекте, получившем название Трансфракийского.

Трубопровод диаметром 1220 мм должен был протянуться на 193 км. Предполагаемая мощность — 60 млн. т в год. Перекачку должны были осуществлять одна головная и одна промежуточная станции. В Кыйикее на берегу Черного и Ибрихабе на берегу Эгейского моря должны были разместиться терминалы и резервуарные парки. Все это удовольствие должно было обойтись в 900 млн. долларов. Одним из основных анализируемых маршрутов назывался Новороссийск — Северная Америка.

Однако осенью 2004 года появились сообщения, что по каким-то причинам компания «Транснефть» отказывается от этих планов. В интервью журналу «Трубопроводный транспорт нефти» глава «Транснефти» Семен Вайншток подтвердил, что его компания не будет заниматься реализацией этого проекта. Причина столь резкой смены настроений продолжает оставаться загадкой: «Транснефть» не видит путей решения этого вопроса и прекращает разработку названного проекта по не зависящим от нее причинам», — сказал он, добавив, что в свете поставленных перед компанией масштабных задач на востоке России, «столь острой необходимости в реализации трансфракийского проекта нет»

Источник: www.oilcapital.ru 15.03.2005.
к оглавлению

Россия — Болгария — Греция
«ТНК-ВР» и «Лукойл», похоже, собираются строить трубу в обход турецких проливов и «Транснефти»

На фоне загадочного испарения интереса российской транспортной монополии «Транснефть» к строительству трубопровода по территории Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы, оживился другой вариант решения этой проблемы (турецких проливов, а не бурных планов ОАО «АК «Транснефть»).

Разговоры о возможности строительства нефтепровода по маршруту Бургас — Александруполис начались лет 10 назад. Одним из основных инициаторов и сторонников этого проекта была компания «Лукойл». В 2000 году был создан трехсторонний рабочий комитет (Россия, Болгария, Греция). Однако затем интерес компании «Лукойл» к этому проекту резко снизился. Некоторые эксперты полагают, что причиной этого стал срыв планов по приобретению 23% греческой компании Hellenic Petroleum, которой принадлежит более половины греческих нефтеперерабатывающих мощностей.

Осенью 2004 года обсуждение проекта нефтепровода Бургас — Александруполис в очередной раз оживилось, причем в основном по инициативе греческих властей. В январе 2005 года в Москве на встрече представителей России, Греции и Болгарии была создана группа компаний, которая должна заняться разработкой технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Ее координатором стала британско-российская «ТНК-ВР». В нее также вошли российские «Стройтрансгаз», «Промышленно-инвестиционная компания «ТИСЭ», с греческой стороны Hellenic Petroleum, Latsis Group, Prometeus Gas. Участником с болгарской стороны был назван универсальный терминал «Бургас». Вскоре интерес к работе группы стал проявлять и «Лукойл». Этой компании принадлежит единственный болгарский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Бургасе.

В ходе заседания, прошедшего 9-10 марта 2005 года, трехсторонний комитет одобрил представленное инициативной группой компаний ТЭО проекта. Стоимость трубопровода должна составить около 700 млн. долларов. Протяженность трассы — 280 км, пропускная способность — 35 млн. т в год с возможностью увеличения до 50 млн. т в год. Ожидается, что 15 апреля 2005 года будет подписан межправительственный меморандум, что станет сигналом для начала реализации проекта.

Источник: www.oilcapital.ru 11.03.2005.
к оглавлению

Россия — Казахстан
«Лукойл» собирается работать на Каспии с высоким качеством и экологической безопасностью

Российская «Лукойл» и казахская «Казмунайгаз» создали совместное предприятие «Каспийская нефтегазовая компания», которая будет вести освоение месторождения «Хвалынское». Компания создана в соответствии с соглашением о разграничении дна северной части Каспийского моря между Российской Федерацией и Казахстаном. Месторождение «Хвалынское» было открыто в 2002 году. Оно находится на дне Каспийского моря в 260 км от Астрахани. Его запасы составляют 322 млрд. кубометров природного газа, 36 млн. т нефти и 17 млн. т конденсата.

Общие инвестиции в реализацию этого проекта могут превысить 1 млрд. долларов. Ввод месторождения в эксплуатацию намечен на 2010 год. Глава «Лукойл» Вагит Алекперов заявил: «Мы надеемся реализовать этот проект с высоким качеством и с высокой экологической безопасностью. В том числе мы приложим все усилия, чтобы обезопасить Каспий от всех негативных последствий, связанных с разработкой месторождения».

Источник: www.ngv.ru 14.03.2005.
к оглавлению

Украина
Родной нефти немного, но воруют ее с размахом

В Сумской области добывается около половины всей украинской нефти. О том, как это делается, 15 марта 2005 года рассказал начальник областного УВД Владимир Горпинченко. Главный сумской милиционер сообщил, что половина добывающих нефть скважин действует незаконно. По данным проверки, проведенной на территории двух сельсоветов, из 17 находящихся там скважин законно работает только семь. У остальных нет лицензий, не оформлен землеотвод или нет еще каких-нибудь документов.

Милиционеры утверждают, что сельсоветы саботируют их работу, отказываются предоставлять документы. По словам Горпинченко, объем нелегальной добычи значителен. По десяти выявленным скважинам он составляет суммарно 160 т нефти в сутки.

Сумские милиционеры, несмотря на трудности, намерены проверить все сельсоветы Ахтырского, Роменского и Лебединского районов, в которых находятся основные нефтепромыслы. Похоже, их очень воодушевляет, что, по оценкам Владимира Горпиченко, на территории Сумской области за день нелегально добывается нефти на сумму, которой УВД хватило бы для материально-технического обеспечения на весь год.

Источник: www.ngv.ru 16.03.2005.
к оглавлению

Казахстан
И тут воруют нефть в промышленных объемах

В Кызылординской области задержана организованная преступная группа, которая только в ноябре 2004 года, возможно, похитила 33 железнодорожных цистерны, груженых нефтью. Преступников обнаружили после того, как при въезде на нефтяной терминал «Достык» был задержан автомобиль КАМАЗ, перевозивший 10 т сырой нефти без необходимых документов. Нефть была похищена с месторождения, на котором вела добычу компания PetroKazakhstan Kumkol Resources.

Следствие установило, что организованная преступная группа длительное время занималась хищением в особо крупных размерах углеводородов с месторождений, эксплуатируемых крупными компаниями. Похищенная нефть через подставные юридические лица поставлялась потребителям, в том числе и на нефтеперерабатывающие заводы. Для этого она доставлялась на терминал «Достык».

Источник: www.oilru.com 16.03.2005.
к оглавлению

Судан
Суданская армия поставляет нелегальную слоновую кость, китайские нефтяники ее вывозят

20-летняя гражданская война на юге Судана привела к снижению численности слонов в этом регионе с 130 тысяч в 1976 года до 40 тысяч в 1992 году. В последующие ходы широкомасштабное браконьерство на этих животных также шло полным ходом. В его организации активное участие принимали суданские военные. Они поставляли оружие и транспорт для отстрела слонов не только на территории Судана, но и соседних Демократической республики Конго и Центрально-Африканской республики.

Слоновая кость, заготовленная благодаря тесному сотрудничеству суданских военных с различными браконьерами, партизанами и просто бандитами, вывозится в города Хартум и Омдурман. Здесь ее перерабатывают. В основном из кости делают палочки для еды, которые в дальнейшем идут в Китай. Главными покупателями и перевозчиками являются работающие в Судане китайские нефтяники, закупающие изделия из слоновой кости для перепродажи. Высокий спрос привел к тому, что в Судане цена на такую продукцию выросла с 16–44 долларов до 44–148 долларов за кг в настоящее время.

Китай является основным потребителем изделий из незаконно добываемой слоновой кости. Каждый год для удовлетворения этого спроса браконьеры убивают 6–12 тысяч слонов.

Источники: BBC 14.03.2005, Reuters 15.03.2005.
к оглавлению

Азербайджан — Грузия
А вот кому террористы с бомбами около трубопроводов?

Только в Азербайджане прошел международный семинар, на котором была озвучена идея о возможности диверсии со стороны армянских террористов против строящегося нефтепровода «Баку — Джейхан», как тут же в ближайших кустах, но на территории Грузии, были обнаружены мины.

По заявлению пресс-службы МВД Грузии, сотрудники полиции в Самцхе-Джавахетском регионе, населенном в основном этническими армянами, в непосредственной близости от трубопровода обнаружили 19 то ли мин, то ли артиллерийских снарядов. Ведется следствие, чтобы установить, кто и с какой целью их там оставил.

Источник: www.oilcapital.ru 16.03.2005.
к оглавлению

Индонезия — Малайзия
Пираты захватили газовый танкер, а потом и буксир с баржей

12 марта 2005 года в Малаккском проливе бригада из 35 пиратов, вооруженных автоматами и гранатометами, захватила танкер-газовоз «Три Самуда» (Tri Samuda), перевозивший около 1300 т сжиженного природного газа. Завершив грабеж, пираты покинули судно, прихватив с собой капитана и старшего помощника. За их освобождение они требовали выкуп более 200 тысяч долларов.

14 марта 2005 бригада из 14 пиратов в том же Малаккском проливе захватила японский буксир «Идатен» (Idaten). После завершения грабежа они также захватили троих человек, включая капитана и старшего помощника — граждан Японии.

За последние две недели в Малаккском проливе было зарегистрировано три случая пиратства. Всего за 2004 год здесь отмечено 37 случаев пиратских нападений. Из 325 случаев пиратства, официально зафиксированных во всем мире, около четверти (93 случая) приходятся на территориальные воды Индонезии.

Одной из основных группировок, которую обвиняют в этом занятии, является сепаратистское «Движение за освобождение Ачех», действующее на территории одноименной индонезийской провинции. Владельцы захваченного танкера также полагают, что именно они захватили «Три Самуда» и сейчас требуют выкуп за его капитана. После цунами в конце 2004 года активность пиратов временно снизилась, но сейчас они, похоже, восстановили свою деятельность. В то же время специалисты напоминают, что в ряде случаев пиратствуют местные жители, совсем не занимающиеся борьбой за независимость, а просто промышляющие морским грабежом. Они используют «Движение за освобождение Ачех» как прикрытие. Представитель этой организации заявил, что она не причастна к последним захватам.

Индонезийские власти отмечают, что, судя по бортовым номерам, для захвата индонезийского танкера использовалось малайское судно. В конце недели малайские власти арестовали пять человек, судно которых использовалось для захвата японского буксира. Четверо их них вообще оказались тайцами, а один малайцем.

Тем не менее, независимо от причин, рост пиратства в Малаккском проливе вызывает беспокойство как в Японии, так и в США. Ежегодно через этот пролив длиной более 900 км проходит до 50–60 тысяч судов. Через Малакку ведется до половины мировой морской торговли, перевозят до 80 % нефти, импортируемой в Японию, Южную Корею, Китай. 20% проходящих через пролив судов принадлежат японским компаниям.

Власти прибрежных государств, прежде всего Малайзии и Индонезии решительно отвергают предложения США и Японии направить для поддержки борьбы с пиратами иностранные патрульные суда и самолеты. Малайское руководство утверждает, что это нарушит суверенитет стран региона. Его представитель заявил, что в регионе налажено замечательное сотрудничество, обмен информацией и даже совместное патрулирование. Существует договоренность, что индонезийских пиратов должны ловить индонезийские власти, малайских — малайские. Чем местные пираты часто и пользуются, уходя от преследования малайских патрульных судов в индонезийские территориальные воды, и наоборот. Что касается предложения американцев начать патрулирование Малаккского пролива, то, по мнению малайских властей, это только приведет к росту мусульманского экстремизма, и, как следствие — к активизации пиратских атак.

Тем не менее, после нападения на японский буксир, который вел баржу, где находилось более 150 рабочих, малайские власти оторвались от риторики на тему суверенитета и направили для патрулирования в северную часть пролива четыре судна и один вертолет. Захватчики индонезийского танкера в конце недели отпустили капитана и старшего механика танкера «Три Самуда», но судьба трех заложников с японского буксира продолжает оставаться неизвестной.

Специалистов по терроризму беспокоит сценарий, когда захваченный танкер может быть использован для организации крупных катастроф. Его могут попытаться затопить в самой узкой части пролива, ширина которой всего 2,4 км. Если удастся организовать мощный разлив нефти, то это на долгое время парализует судоходство по проливу, что приведет к тяжелым последствиям для мировой торговли. Захваченное судно может быть использовано в качестве взрывного устройства большой мощности, которое будет использовано для нанесения удара по порту Сингапур.

Оптимисты утверждают, что пираты заинтересованы, прежде всего, в получении денег, а не в нанесении особо тяжелых разрушений с громким общественным резонансом. У различных террористов, скорее всего, недостаточно опыта для проведения таких сложных операций. Если какой-нибудь крупный теракт на время сделает невозможным судоходство в Малаккском проливе, будут задействованы альтернативные обходные маршруты.

Случай с захватом танкера газовоза «Три Самуда» настораживает тем, что он произошел на большом расстоянии от индонезийских берегов, в нем участвовало большое количество хорошо вооруженных пиратов. Размеры и груз судна были оптимальными для использования захваченного судна в качестве плавучей бомбы.

Источники: Voice of America 14.03.2005, CBC 15.03.2005, Borneo Bulletin 15.03.2005, 18.03.2005, ChannelNewsAsia (AFP) 15.03.2005, 18.03.2005, Japan Times 17.03.2005, BBC 19.03.2005.
к оглавлению

Турция
Движение в Босфоре было остановлено из-за плавающих цистерн со сжиженным газом

Причиной появления этих взрывоопасных предметов, не только остановивших движение на одном из самых оживленных морских путей, но и вызвавших легкую панику в 12-миллионом Стамбуле, стали не террористы, а разгильдяи.

В ночь с 13 на 14 марта 2005 года здесь затонул небольшой паром, который перевозил через Босфор 7 автомобильных цистерн со сжиженным природным газом общим весом около 140 т. Паром пересекал пролив в темное время суток, да еще в шторм, когда его работа была запрещена. Если 8 членов команды утонувшего судна удалось выловить достаточно быстро, то извлечение из воды автомобильных цистерн, которые могли взорваться, затянулось. На отлов и буксировку 4 цистерн в безопасное место понадобилось 10 часов.

Три цистерны были выброшены на береговые камни. В результате ударов волн две цистерны разгерметизировались, и из них началась утечка газа. К счастью, взрывов удалось избежать. Для обеспечения безопасности власти были вынуждены перекрыть движение автомашин по приморской автодороге, а также в течение почти всего светлого времени суток 14 марта — прохождение транзитных судов через Босфор. Все это привело к задержке рейсов около 90 судов, включая несколько очень крупных.

Источники: www.turkishpress.com 13.03.2005, Reuters 14.03.2005
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное