Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 14 (78)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N14 (78)  Нефтяное обозрение
4 – 10 апреля
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0514.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячая тема

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Вокруг «Сахалин Энерджи» опять пикеты

5 апреля 2005 года, как и было обещано заранее, прошли очередные массовые акции протеста против деятельности компании «Сахалин Энерджи». На этот раз они проводились на юге острова, в районе строительства завода по производству сжиженного природного газа. По различным оценкам в них приняли участие от 150 до 300 человек.

Вдоль дороги «Корсаков — Новиково» были выставлены пикеты с лозунгами «Крабы против сбросов», «Углубляя дно, не вырой яму себе!», «Спасем море, пока оно живое!». Собравшиеся протестовали против намерений компании во время строительства причалов экспортного терминала сбросить 2 млн. кубометров грунта в центральной части Анивского залива. По данным местных рыбаков, недавно произведенный сброс гораздо меньших объемов отрицательно повлиял на обитателей Анивского залива. В этой акватории ведется активный лов рыбы и добыча морепродуктов. В результате сброса происходит заиливание воды и дна залива, возникает угроза миграции лосося.

Ситуацию дополнительно обострили обнаруженные местными аквалангистами залежи грунта на дне залива. Компания «Сахалин Энерджи» заявила, что это временно складированный грунт, вынутый при подготовке трассы для подводных трубопроводов. После укладки труб на дно в конце 2005 года он будет перемещен обратно. Однако это не разрядило обстановку. Возможно, под временно складированным грунтом оказались погребены участки дна, богатые морепродуктами. Сейчас продолжается расследование этого случая.

Намерениям компании «Сахалин Энерджи» сбрасывать грунт в центральной части Анивского залива есть альтернативы. Его можно перевозить для сброса дальше, в глубоководную часть моря, на глубины более 1000 м, не столь важные для морского промысла. Его можно размещать на берегу и использовать для засыпки старых карьеров. Но понятно, что эти варианты будут более затратными.

В акции протеста приняли участие представители местных общественных природоохранных организаций: «Экологической вахты Сахалина», общества «Знание-сила», местные рыболовецкие компании и даже администрация Корсаковского района, которая выдала официальное разрешение на пикетирование. Дорога полностью не перекрывалась. Представители компании «Сахалин Энерджи» для переговоров с протестующими не появились.

Источники: www.regions.ru 4.04.2005. 5.04.2005, 6.04.2005, 7.04.2005, www.regnum.ru 5.04.2005, www.oilcapital.ru 5.04.2005, 6.04.2005.
к оглавлению

Кения
Крупный разлив нефти в порту Момбаса

Вечером 7 апреля в порту Момбаса танкер «Ратна Шахил» (Ratna Shahil) (или «Ратна Шалини» (Ratna Shalini)), причаливая, столкнулся с пирсом. Судно, имевшее 80 тыс. т. нефти на борту, получило пробоину.

В поврежденном отсеке находилось 3000 тысяч т нефти. Началась мощная утечка нефти, которую свежим ветром разносило от судна в акваторию порта. Было установлено боновое ограждение, начали перекачку нефти из поврежденного в целые отсеки судна. В воздухе стоял сильный запах нефтепродуктов. В случае возникновения искры мог начаться пожар.

Утром стало ясно, что, несмотря на все усилия, в воду попало около 150 т нефти. Ее начали обрабатывать дисперсантами. Возможностей недавно приобретенного портом нового спасательного буксира оказалось недостаточно для оперативной ликвидации такого разлива. Старый буксир, срок службы которого кончился еще 10 лет назад, был неисправен. Тем не менее, власти призывают сохранять спокойствие и утверждают, что все под контролем и ничего катастрофического не произошло.

Интересно, что эта аварии случилась сразу же после вступления в силу новых ограничений по использованию старых танкеров и одинарной обшивкой корпуса, принятых Международного морской организацией. Танкер «Ратна Шахил» относится как раз таким судам. Он был построен еще в 1977 году и не имеет двойного корпуса, что при относительно небольшом ударе приводит к разливам нефти. В августе 2005 года его собирались направить на слом.

Источники: Nation (Nairobi) 9.04.2005, East African Standard 9.04.2005.
к оглавлению

Россия
Экспорт нефти будут увеличиваться, а с ее добычей после 2010 года может получиться «как всегда»

Минэкономразвития представило в Правительство весьма жизнерадостный прогноз развития экспорта сырой российской нефти. Если в 2004 году было вывезено 257 млн. т этого ценного сырья, то в 2005 размеры экспорта увеличатся до 287 млн. т. В 2006 году он сохранится на уровне 280–286 млн. т, в 2007 г. — 285–291 млн. т, а в 2008 г. — 288–294. А вот что будет дальше — Минэкономразвития, похоже, думать не хочет.

Зато в нерадостные раздумья погружено Федеральное агентство по недропользованию. Его руководитель Анатолий Ледовских осторожно намекнул, что в 2010 году в России может начаться снижение объемов добычи нефти, поскольку эксплуатируемые сейчас месторождения вырабатываются. Тем не менее, он выразил уверенность, что, по крайней мере, до 2015 года (т.е. еще 10 лет) добыча российской нефти будет рентабельна, хотя на это могут повлиять мировые цены.

Предполагается, что в дальнейшем будут открываться и осваиваться новые месторождения. Но сейчас ситуация с восполнением извлекаемых запасов нефти выглядит просто печально. В 2004 году было добыто 459 млн. т нефти, а вот запасы за счет открытия новых месторождений, «как всегда», удалось восполнить лишь на 246 млн. т.

Правительство надеется в дальнейшем вкладывать в геологоразведку гораздо больше средств. Оно даже приняло специальную программу, согласно которой за счет всех источников эта отрасль до 2020 года должна получить 3500 млрд. рублей, т.е. более 230 млрд. рублей ежегодно.

Но пока с реализацией этих величественных планов, как всегда, есть проблемы. В 2004 году из федерального бюджета на финансирования геологоразведки было выделено целых 6 млрд. рублей. Еще 47 млрд. рублей было инвестировано за счет частных и региональных источников. В 2005 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 11 млрд. рублей, а в 2006 г. — возможно целых 16 млрд. рублей. Тем не менее власти страны полны уверенности, что им удастся стимулировать частные компании добавить на увлекательное дело изучения российских недр еще не менее 200 млрд. рублей ежегодно. Остается только найти желающих поучаствовать в этом.

В противном случае второй пик добычи российской нефти может быть пройден в 2010–2015, и далее начнется второе, вероятно, завершающее падение.

Источники: www.oilru.com 6.04.2005, 7.04.2005, www.oilcapital.ru 6.04.2005, www.rusenergy.com 6.04.2005.
к оглавлению

Горячая тема

Трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Программа развития нефтепроводной системы в Сибири «полностью укладывается в чаяния Китая»

Похоже, руководящие чиновники из администрации президента немного запутались в том, что и в какой аудитории надо говорить, обосновывая необходимость строительства нефтепровода «Тайшет — Перевозная».

Съездил помощник президента РФ В.В. Путина Виктор Иванов в Китай и порадовал их урегулированием проблем, связанных с поставками российской нефти. Дал там пресс-конференцию. Рассказал много интересного. Но современные средства массовой информации позволили узнать о деятельности российского правительства не только китайским товарищам, но и гражданам России. И сразу стало ясно, зачем России нужен огромной мощности нефтепровод «Тайшет — Перевозная», по которому пока и перекачивать-то нечего. Оказывается, его строительство «… полностью укладывается в чаяния Китая и в их программу экономического развития». Так бы сразу и сказали, а не вешали лапшу на уши про необходимость развития российской экономики. Для китайских товарищей — ничего не жалко: ни амурского залива, ни амурских леопардов. А теперь — цитата:

«Как сообщил помощник президента России, на встречах в Пекине он подробно рассказал китайской стороне о принятых 31 декабря решениях правительства, связанных с программой развития нефтепроводной системы в Сибири. «Эта программа полностью укладывается в чаяния Китая и в их программу экономического развития», отметил Иванов, По его оценке. В 2005 году объемы поставок сырой нефти железнодорожным транспортом в КНР достигнут 10 млн. тонн. Строительство ветки нефтепровода от Сковородино в направлении Китая позволит «в ближнесрочной перспективе увеличить количество поставляемой нефти до 20–30 млн. т», добавил Иванов.

«В дальнейшем поставки в этот регион, в том числе и танкерным флотом, будут доведены до 80 млн. тонн, сказал помощник президента. В Китае очень признательны, что Россия приняла конкретные и понятные решения о сотрудничестве». Строительство нефтепровода от Тайшета в бухту Перевозная придаст импульс развитию инфраструктуры во всем регионе, считает Иванов. Он не исключил, что в регионе увеличится и востребованность китайских специалистов» (www.oilcapital.ru 5.04.2005.).

Тем временем другой выдающийся деятель администрации президента В.В. Путина — глава администрации Дмитрий Медведев, в упор не замечая высказываний коллеги, продолжал рассказывать сказки про усилия российских чиновников по развитию российского Дальнего Востока. Слезы патриотического умиления должны навертываться на глаза, когда читаешь строки из его интервью журналу «Эксперт»:

«Восточное направление развития России критически важно. Не будем развиваться на восток — не будет единой России. Это аксиома. Но развитие в этом направлении — весьма трудный и затратный проект. Причем существуют проблемы не только экономические (высокие тарифы не транспорт, неразвитость хозяйственной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока). Очевидная и очень сложная проблема — демографическая. Пустота в этой части страны должна решительно заполняться. Это вопрос продуманной демографической и иммиграционной политики. Иначе на Дальнем Востоке будут царить холод и запустение. Или развивать его будем уже не мы.

Строительство нефтепровода Тайшет — Сковородино — бухта Перевозная общей мощностью до 80 млн. т нефти в год — мегапроект, способный реально потянуть за собой развитие Сибири и Дальнего Востока. Сопоставимый по масштабам с БАМ. Решено определить до 1 мая текущего года этапы этого строительства, принять решения по вопросам акватории, сделать ряд других шагов. Строительство нефтепроводной системы не должно привести к закапыванию денег. Проект очевидно затратный, и сейчас нужно окончательно определиться с экономической эффективностью строительства. Нам не нужна новая стройка века с непредсказуемым концом (как в случае с БАМ). Нужно синтезировать две трудносоединимые вещи — гигантские объемы строительства и эффективность проекта. Задача сложная, но разрешимая. После этого можно дать старт проекту»

По крайней мере, в одном глава администрации президента Дмитрий Медведев может быть уверен. Строительство нефтепроводной системы не приведет только к закапыванию денег. Их будут еще и воровать. Как показал опыт другой аферы прошлого века — «строительства» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Санкт-Петербург — Москва» (РАО «ВСМ»), — воровать будут больше, чем закапывать.

Новая, на этот раз нефтепроводная «стройка века», по масштабам сопоставимая с БАМ, будет иметь вполне предсказуемый конец. Скорее всего ее не закончат, а деньги разворуют, оставив грядущие поколения российских граждан расплачиваться за набранные кредиты.

Если все-таки построят, то работать вся эта чудо-система не будет. В мире нет прецедентов устойчивой работы таких длинных нефтепроводов в таких сложных природных условиях. Если его не разрушат землетрясения, обвалы, лавины, оползни, мерзлотные процессы, то это с удовольствием сделает любая сколь-нибудь подготовленная к работе в условиях горной тайги террористическая группировка.

Если все-таки нефтепровод «Тайшет — Перевозная» достроят, и он даже сможет работать, а случится это не ранее 2010–2015 гг., возникнет маленькая, но весьма существенная проблема — что по нему перекачивать? Известных на настоящий момент месторождений Восточной Сибири, которые могут быть использованы для загрузки огромных мощностей трубопровода, в лучшем случае хватит на несколько лет работы.

Но, несмотря на все это, нынешнее руководство страны продолжает свою трудную, тяжелую и упорную работу по «развитию» востока России как сырьевого придатка японской и китайской экономики.

Источники: www.oilcapital.ru 5.04.2005, www.expert.ru 4.04.2005.
к оглавлению

Трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Росимущество настаивает, Транснефть» не хочет

Росимущество, управляющее государственными долями акций в компаниях, предлагает направить на выплаты дивидендов по обыкновенным акциям не менее 10% чистой прибыли. В условиях бурного роста мировых цен на энергоносители, и, соответственно, Российской экономики, Росимущество настаивает на том, чтобы сумма дивидендов за 2004 год была не меньше, чем выплаты в 2003 году. При распределении прибыли государственные компании сначала должны выплатить дивиденды, а уже потом направлять средства на инвестиционные проекты.

Это пожелание создает определенные трудности для компании «Транснефть». 75% ее обыкновенных акций принадлежат государству, и формально она должна выполнять распоряжения Росимущества. В 2003 году на выплату дивидендов «Транснефть» потратила 4,0 млрд. рублей или почти четверть своей чистой прибыли. В 2004 году «Транснефть» предлагает сократить выплату дивидендов до 828 млн. рублей, обосновывая это необходимостью мобилизации средств для строительства нефтепровода «Тайшет — Перевозная». Что, впрочем, все равно не позволит решить вопрос финансирования проекта. Потому что всех 4 млрд. рублей не хватит даже для выплаты процентов по кредитам, которые придется брать для финансирования этого проекта, стоящего более 10 млрд. долларов.

Тем не менее, «Транснефть» настаивает на особом к ней отношении. Российские пенсионеры и инвалиды, конечно, в очередной раз обойдутся без пособий, на которые теоретически должны быть потрачены платежи государственных монополий в бюджет Российской Федерации. У государства есть более важные приоритеты, вроде удовлетворения чаяний Китая и выполнения планов развития его экономики, для чего жизненно важно построить нефтепровод «Тайшет — Перевозная».

Но вот держатели 25% привилегированных акций «Транснефти», которые обращаются на фондовом рынке, этого могут не понять. Их «чаяния Китая» интересуют мало. А вот ситуация, когда одна из крупнейших государственных компаний нефтяного сектора России при росте прибылей сокращает выплату дивидендов почти в 5 раз, может показаться весьма странной.

Источник: www.rusenergy.com 7.04.2005.
к оглавлению

Калининград
Европейских банкиров спросят, почему они финансируют экологический вандализм около Куршской косы

Представители общественной природоохранной организации «Экозащита!» выехали в турне по ряду европейских банков. При содействии германских коллег из организаций «Ургевальд» (Urgewald) «Институт Зюдвинд» (Institut Sudwind) они посетят Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт, Мюнхен, Страсбург, Париж и Амстердам. Целью поездки является привлечение внимания европейских финансовых структур к возможным экологическим последствиям реализации проекта Д-6 на шельфе Балтийского моря, в нескольких десятках км от побережья национального парка Куршская коса, включенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство платформы завершено, добыча — начата, а вот вопросы готовности компании и соответствующих официальных структур к возможным разливам нефти остаются нерешенными. Компания «Лукойл-Калининградморнефть» упорно отказывается предоставить в открытом доступе планы ликвидации разливов нефти и обсудить их со всеми заинтересованными сторонами. В случае серьезной аварии уникальному трансграничному природному объекту — Куршской косе — может быть нанесен тяжелейший ущерб. Не решен вопрос мониторинга последствий реализации проекта, а также финансовой ответственности в случае связанных с ним аварий.

Все это не мешает европейским банкам продолжать выдачу кредитов компании «Лукойл». В 2003 году такие европейский гиганты, как германский Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank, Bayerushe Landesbank, Landesbank, Hessen-Thueringen, голландский ABN AMRO и другие предоставили ей кредиты на общую сумму более 750 млн. долларов. Продолжение безответственной деятельности «Лукойл» у берегов Куршской косы в сочетании с выделением ей средств германских банков создает особенно странную ситуацию. Куршская коса на протяжении многих веков была частью территории германской Восточной Пруссии. Финансирование германскими банками российской компании, которая демонстрирует полное пренебрежение к природным и культурным ценностям, находящимся на территории бывшей Восточной Пруссии, выглядит, по меньшей мере, странно. Еще более странным является то, что некоторые из этих банков позиционируются себя как «экологически ответственные».

Представители «Экозащиты!» проведут встречи с представителями европейских банковских структур для обсуждения этой ситуации.

Источник: пресс-релиз «Экозащита!» 11.04.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
«Роснефть» активно осваивает Ванкор, а вот «ТНК-ВР» чего-то отстает

Компания «Роснефть» уже вложила в освоение Ванкорской группы месторождений нефти 350 млн. долларов. Начало промышленной добычи запланировано на 2008 год. На пике Ванкор будет давать до 14–17 млн. т нефти в год. Для финансирования этого проекта в 2006 году «Роснефть» намерена провести тендер среди инвесторов, готовых оплатить расходы по освоению Ванкора, которые в период 2006–2009 гг. составят 3 млрд. долларов. Среди желающих — 5–6 компаний, включая французскую «Тоталь» и индийскую ONGC.

«Роснефть» также ведет работы по началу строительства нефтепровода «Ванкор — Диксон». Уже к 2008 году он должен быть способен перекачивать до 15 млн. т нефти. В дальнейшем мощность этого трубопровода может быть увеличена до 40 млн. т в год. «Роснефть» сейчас изучает единственный в этом регионе опыт строительства и эксплуатации газопровода «Мессояха — Норильск».

Для вывозки Ванкорской нефти с Диксона потребуется 5 танкеров «ледокольного типа». Наверно в связи с этими обширными морскими планами компании «Роснефть» руководитель этой компании С. Богданчиков распоряжением правительства от 4 апреля N344-р был включен в состав Морской коллегии при правительстве РФ. Несомненно, ему будет, что пообсуждать в составе этого правительственного морского органа. Например, вопросы безопасности работы нефтебазы в г. Архангельске, через которую компания «Роснефть» по весьма замысловатой схеме переваливает все возрастающие объемы сырой нефти (см. след. сообщение).

Вся эта бурная нефтяная деятельность очень нравится губернатору Таймыра Бударгину, и он ставит компанию «Роснефть» в пример отстающим. В их число входит российско-британский гигант «ТНК-ВР», который получил вместе с компанией «Славнефть» лицензию на ряд месторождений на территории Таймырского АО, но пока не спешит обзавестись своим ледокольно-танкерным флотом.

Источники: www.rusenergy.com 7.04.2005, 8.04.2005, www.oilcapital.ru 6.04.2005, 7.04.2005.
к оглавлению

Россия
Нефтебаза в «Талагах» плохо готова к ликвидации разливов нефти

В Архангельской области имеется 36 организаций и предприятий, которые должны иметь планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Однако, по данным комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Архангельской области, такие планы имеются только у четырех структур — «Севмашпредприятие», «Звездочка», «Красная кузница» и «Роснефть-Архангельскнефтепродукт».

Все 36 предприятий и организаций либо должны заключить договора с профессиональным подразделением по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ОАО «Северное морское пароходство», имеющее лицензию на выполнение этих работ, либо создать собственные подразделения. Договора заключили только ЗАО «Бункерная компания» и ОАО «Северное речное пароходство».

Готовность многих остальных организаций и предприятий к ликвидации разливов вызывает сомнения. На нефтебазе в пос. Талаги Приморского района Архангельской области отсутствуют необходимым образом оборудованные буксиры. Имеется только 800 м боновых заграждений, в то время как по нормам их должно быть 1600 м. До 1 июня 2005 года будут проведены проверки, и от нарушителей потребуют принять меры по устранению имеющихся недостатков.

О том, что проблема возможных разливов нефти на нефтебазе в Талагах и подходах к ней носит вполне практический характер, говорят последние сообщения из Архангельского порта.

В 2004 году через этот терминал было перевалено более 3 млн. т нефти, нефтепродуктов и газового конденсата, а в 2005 году объемы перевалки могут достичь 3,8 млн. т. К 2007 году терминал должен выйти на перевалку 6 млн. т нефти и нефтепродуктов. На фоне быстрого наращивания мощности нефтебазы в Талагах, как всегда, с отставанием шло совершенствование других компонентов этой транспортной системы.

Для Архангельского порта традиционными были проблемы с проводкой судов через льды в зимнее время. Иногда суда до 10 суток могли простаивать из-за отсутствия линейных ледоколов. Для решения этой проблемы компания «Роснефть» заключила договор на использование ледокола «Капитан Драницын». Кроме того, она намерена использовать на челночных рейсах Архангельск — танкер-накопитель «Белокаменка» (под Мурманском) самые современные суда дедвейтом 28 тысяч т. Первое из них уже заказано и строится. Однако пока, видимо, приходится использовать то, что есть.

Резкое ухудшение ледовой обстановки на подходе к порту Архангельска и нефтебазе «Талаги» в конце марта 2005 года создало весьма напряженную обстановку. Морской администрации порта Архангельск и компании «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» не удалось согласовать работу двух имеющихся здесь ледоколов: «Капитан Драницын» и «Диксон». Серьезные проблемы возникали в организации работы порта Архангельск, о чем сообщил его капитан Сергей Ястребцев:

«В марте мы не избежали проблем и на акватории порта. Один из примеров — с танкером «Георгий Кононович». Он на переход от приемного буя до причала нефтебазы потратил семнадцать часов! То есть почти на сутки все другие работы в порту, в которых должен принять участие ледокол «Капитан Чаадаев», были остановлены. Стали разбираться. Вывод напрашивается сам: или техническое состояние судна неудовлетворительное, или экипаж не умеет работать во льдах. Можем ли мы разрешить таким судам посещение Архангельского порта? Разумеется нет. Соответствующее представление сделано руководству предприятия судовладельца — Мурманского пароходства» (»Правда Севера» 6.04.2005).

Источники: Правда Севера 6.04.2005, 11.08.2004, www.dvinainform.ru 8.12.2004, www.rusenegy.com 8.04.2005, www.rsia.ru 8.04.2005.
к оглавлению

Россия
Нефтесборные галлюцинации министра Левитина

С наступлением весны проблема адекватности членов российского правительства становится все заметнее. Без особых на то поводов руководитель Минтранса Игорь Левитин вдруг разразился пламенным выступлением о блестящей готовности страны к ликвидации разливов нефти на море. Произошло это на совещании членов Морской коллегии по вопросу Службы спасения на море и водах.

Министр сообщил журналистам, что «Обсуждалась ситуация разлива нефти, и здесь в России есть все возможности, чтобы сказать другим государствам, что Россия обладает совершенными технологиями, а все порты оснащены соответствующими судами». При этом министр не стал уточнять, о каких портах идет речь: об официальных или о реально действующих. Число последних, как недавно выяснили сотрудники г-на Левитина, существенно превышает количество официально числящихся по бумагам. Сомнительно, чтобы полуподпольные, оборудованные в самых неожиданных местах портопункты утруждали себя излишними расходами на суда по сбору нефти.

Следующие фразы министра подтверждают предположение, что он говорил только о наиболее крупных портах:

«Нам необходимо подготовиться к тому, как мы будет осуществлять спасание, — сказал Левитин». — У Мортранса есть около 20 судов, оснащенных новейшим оборудованием по ликвидации разливов нефти».

По словам министра, сегодня на шельфе добывается лишь два миллиона тонн нефти. При этом опыт работы спасательных служб на шельфе в районе Сахалина будет использоваться в дальнейшем при возникновении чрезвычайных ситуаций, отметил Левитин».

Звучит просто трагически. Если российские государственные спасательные службы будут продолжать заниматься тем, что они делали после посадки на берега острова Сахалин судна-трубоукладчика «Христофор Колумб», то российское побережье ждут тяжелые испытания.

Наверно господин министр не читает газет и не смотрит телевизор. Очевидно, что он не читает «Нефтяное обозрение». Впрочем, может быть, в приступе гордости за могучие нефтесборные силы Российской державы министр Левитин полагает, что граждане РФ просто поголовно страдают склерозом и не помнят, что случилось в порту Холмск за последние восемь месяцев. Напоминаем для всех и даже для министров.

В сентябре 2004 года, когда к берегам Сахалина приближался очередной тайфун, бельгийский трубоукладчик «Христофор Колумб», выполнявший работы для проекта «Сахалин-2», не успел вовремя выйти из порта. В результате он был выброшен штормом на берег. Из разбитого судна в воду вылились десятки т нефтепродуктов, которые загрязнили несколько километров берега. Очистные работы начались с большим опозданием, так как в шторм их проведение было просто невозможно, а кроме того необходимое снаряжение и оборудование отсутствовало.

После этого как шторм утих, а разлившая нефть более-менее впиталась в береговой грунт и морские водоросли, российские спасатели занялись упражнениями по стаскиванию выброшенного на берег судна в воду. Сначала они решили разгрузить его, для чего пригнали баржу. Очередным штормом баржу также выбросило на берег. Теперь пейзажи порта Холмск украшали уже два свежепосаженных на берег судна. К счастью, баржа была не самоходная, и на этот раз утечки нефтепродуктов не произошло.

Далее было начато возведение насыпи. В нее собирались накачать воду, чтобы снять «Христофора Колумба» с камней. После чего последовала серия драматических сообщений о том, как осенние и зимние штормы регулярно размывали насыпь, а спасатели столь же регулярно ее восстанавливали. В результате этой героической борьбы с силами природы размытым грунтом дамбы занесло выпускные устройства канализации Холмска, после чего город регулярно стали подтапливать сточные воды. Вредные общественники требовали представить хоть какой-то план дальнейших действий спасателей и даже просили провести экологическую экспертизу их намерений.

Завершив эту серию экспериментов, спасатели в конце концов пришли к выводу, что стащить на глубокую воду «Христофор Колумб» все равно не удастся. Как выяснилось, судно слишком далеко выбросило на берег, а между его остатками и глубокой водой находятся выходы скал. Почему об этом не подумали раньше, предстоит выяснить грядущим историкам, если они возьмутся изучать эту спасательную эпопею.

После этого героизм спасателей как-то иссяк. Взрывать скалы, чтобы пробить канал для спуска «Христофора Колумба» на воду, они не стали. Владелец судна, то ли устрашившись очередных возможных последствий деятельности российских спасателей, то ли решив, что побитые зимними штормами останки судна спасать уже нет смысла, решил разобрать его на месте.

Судя по всему, спасательные бригады пока пребывают в покое, поскольку новых душераздирающих сообщений, иллюстрирующих «опыт работы спасательных служб на шельфе в районе Сахалина» больше не поступало.

Источник: www.logistic.ru — РЖД-Партнер 7.04.2005.
к оглавлению

Россия
Ненецкому заповеднику грозит нефтяная катастрофа

Государственному заповеднику «Ненецкий» грозит экологическая катастрофа, если на ее предотвращение срочно не будет выделено 1,8 млн. рублей. Эти средства необходимы для укрепления защитной дамбы. Если ее размоет весенним паводком, может произойти мощное загрязнение нефтью акватории Коровинской губы и дельты реки Печора.

Как сообщил замдиректора Ненецкого заповедника Андрей Глотов, в последние годы отмечается усиление выбросов с заглушенной аварийной скважины Кумжа-9 на Кумжинском газоконденсатном месторождении. Она расположена на территории заповедника в 80 км от центра Ненецкого АО г. Нарьян-Мар. В 1980 году здесь произошла авария, и скважина начала фонтанировать. Горящий факел удалось ликвидировать только в 1982 году, для чего был использован подземный ядерный взрыв. На месте скважины образовался провал общей площадью 50 тысяч кв.м. Для его изоляции от протекающей поблизости реки была построена защитная дамба.

На дне провала находятся два действующих грифона, выделяющие нефтепродукты. Зимой 2005 году в воде в районе скважины было отмечено содержание нефтепродуктов 131 г на 1 л. Специалисты заповедника отмечают, что это в 2,6 млн. раз превышает предельно допустимые концентрации (ПДК). Наверно в данном случае говорить о превышении ПДК не имеет смысла. Это нормальная водно-нефтяная смесь, которая добывается на многих месторождениях. В случае со скважиной Кумжа-9 ее никто не добывает, она изливается самостоятельно в котлован-накопитель.

Паводковые воды постепенно разрушали защитную дамбу, отделяющую этот котлован от реки. Представители Ненецкого заповедника опасаются, что скоро ее прорвет окончательно, и все нефтяные богатства Кумжинского месторождения, накопившиеся в котловане за последние годы, могут хлынуть в реку.

Ежегодно российский федеральный бюджет получает десятки миллиардов долларов за счет работы нефтяного сектора страны. Однако ее многочисленные управленческие структуры ну никак не могут найти 700 тысяч долларов, чтобы предотвратить мощный нефтяной разлив на территории природного заповедника.

Источник: www.rusenergy.com 5.04.2005.
к оглавлению

Россия
«Лукойл» хвалится, какой он большой и толстый. Ох, рискует!

Компания «Лукойл» , несмотря на наступление «мочения в сортире» по всем направлениям, не отказала себе в удовольствии похвалиться своими запасами нефти и газа. Их учет был проведен независимой компанией Miller & Lents (США) в соответствии с требованиями Американского общества инженеров-нефтяников, признанными во всем мире. Итак, по состоянию на 1 января 2005 году у компании «Лукойл» имелось 16,0 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (т.е. более 2 млрд. т). Из них разрабатываемых - 10,7 млрд. баррелей, и неразрабатываемых - 5,3 млрд. баррелей. Есть также, чего поискать, поскольку вероятных запасов у «Лукойл» имелось 7,4 млрд. баррелей, а возможных - 3,3 млрд. баррелей.

Таким образом, если компания не будет в ближайшее время подвергнута «мочению в сортире» , она с гордостью может заявлять о себе как о самой большой по имеющимся запасам нефти в России и второй среди частных компаний в мире. Кроме того, у компании есть значительные запасы природного газа.

В случае, если ей удастся добыть все это богатство, будущие поступления от его продажи могут составить 308 млрд. долларов. Правда, расходы на освоение месторождений и добычу также будут солидными - 171 млрд. долларов. Но даже после этого у «Лукойла» может остаться 137 млрд. долларов. Останутся ли - покажет время.

На фоне этих сотен миллиардов просто удивляет, как яростно руководство «Лукойл» бьется за продолжение добычи нефти на месторождении Д-6 у берегов Куршской косы в Балтийском море. Ведь его запасы составляют менее десятой доли процента того, что есть у компании. Эх, не ценят они свою репутацию, не ценят.

Источник: www.oilru.com 5.04.2005.
к оглавлению

Россия — Нидерланды
«Лукойл» построил терминал в порту Роттердам

Компания «Лукойл» ввела в строй новый бункеровочный терминал в голландском порту Роттердам. В 2004 году его дочерняя структура HK Lukoil Benelux вместе с голландской компанией FTS Hofftrans приобрела небольшой сервисный терминал с резервуарным парком в 40 тысяч кубометров. Сейчас его емкость доведена до 65 тысяч кубометров, а в 2005 году должна быть увеличена до 120 тысяч кубометров.

Кроме бункеровки приходящих в Роттердам судов, на терминале будет проводиться перевалка российских нефтепродуктов на речной и железнодорожный транспорт для доставки в другие страны Европы.

Интересно, будут ли на новом бункеровочном терминале компании «Лукойл» заправляться суда «Гринпис», которые, помнится, также базируются в порту Роттердама?

Источник: www.rusenergy.com 8.04.2005.
к оглавлению

Россия
Газ «Лукойла» наполнит трубы «Газпрома»

В Ямало-Ненецком автономном округе прошла торжественная процедура официального пуска Находкинского месторождения, запасы природного газа в котором оценены в 250 млрд. кубометров. Лицензия на его освоение принадлежит ООО «Лукойл — Западная Сибирь».

На месторождении пробурена 31 скважина, завершается строительство установки комплексной подготовки газа, полигона буровых и бытовых отходов. Проложено 118 км газопровода до газокомпрессорной станции «Ямбургская», включая 22 км переход через Тазовскую губу. Общий объем инвестиций в освоение этого месторождения составил 12 млрд. рублей.

За 2005–2006 гг. здесь планируют добыть 11 млрд. кубометров природного газа, после чего уровень добычи выйдет на 10 млрд. кубометров в год. Весь добываемый на Находкинском месторождении газ будет приобретать компания «Газпром» на узле учета «Ямбургский».

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Иосиф Левинзон отметил, что Находкинское месторождение является сейчас самым северным на территории округа. Оно является первым шагом в работе по освоению месторождений Большехетской впадины Гыданского полуострова. Освоение остальных месторождений этого региона запланировано на 2007–2011 гг. Общий объем инвестиций должен достичь 150 млрд. рублей. Пик добычи на уровне 25 млрд. кубометров природного газа и 2 млн. т конденсата будет достигнут в 2012 году.

Месторождения Большехетской впадины являются основой в стратегии компании «Лукойл» по развитию добычи природного газа. В период 2005–2014 гг. она должна увеличиться от 8 млрд. кубометров в год до 50 млрд. кубометров в год, а доля природного газа в общем объеме добываемого углеводородного сырья — возрасти с 8 до 33%.

Источники: www.oilcapital.ru 6.05.2005, www.rusenergy.com 5.04.2005.
к оглавлению

Россия
«Газпром» идет в Красноярский край

Компания «Газпром» резко увеличивает объемы геологоразведочных работ на территории Красноярского края. До 2010 года на эти цели буде выделено 437 млн. долларов. В регионе будут действовать две его дочерние компании — «Красноярскгаздобыча», которая будет заниматься газовыми проектами, и «Красноярскгазпром», который, несмотря на «газовое» название, будет заниматься поиском и добычей нефти. Сейчас у этой компании есть лицензии на освоение двух газоконденсатных эвенкийских месторождений — Собинского и Оморинского. Она также ведет бурение скважин на Берямбинском участке в Кежемском районе Красноярского края.

Компании «Красноярскгаздобыча» также будет, чем заняться. Согласно прогнозам, на территории Красноярского края, в Эвенкийском и Таймырском автономных округах может находиться до 24000 млрд. кубометров начальных запасов природного газа.

Источники: www.rusenergy.com 8.04.2005, www.oilcapital.ru 8.04.2005.
к оглавлению

Россия
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» выставлена на продажу

Еще одно подразделение «Юкос» выставлено на продажу. Несмотря на то, что, руководство «Восточно-Сибирской нефтяной компании» (ВСНК), опровергая ранее распространенные сведения, заявило, что она выполнила все свои обязательства по поставкам, никого не увольняла, и выплачивает зарплату вовремя, ее выставляют на продажу.

Губернатор Эвенкии Борис Золотарев заявил, что в середине апреля работа скважин на Юрубченском месторождении, а также строительство трубопровода до станции Карабула будут остановлены. Компания ВСНК вела разведку и пробную эксплуатацию Юрубченского блока Тахомо-Юрубченского нефтегазового месторождения, а также разведку на Агалеевском газоконденсатном месторождении. Извлекаемые запасы Юрубченского блока оцениваются в 65 млн. т нефти. В настоящее время добывающие мощности ВСНК составляют 640 тыс.т. в год. На этапе опытно-промышленной эксплуатации в 2009–2015 гг. на Юрубченском месторождении планировалась ежегодно добывать около 3,5 млн. т нефти.

Источники: www.rusenergy.com 7.04.2005, 8.04.2005, «Время новостей» 8.04.2005.
к оглавлению

Россия
Природоохранные нарушения компании «Юганснефтегаз»

Управление по охране окружающей среды администрации Ханты-Мансийского АО в апреле 2005 года собирается провести проверку ОАО «Юганскнефтегаз» и ее подрядных организаций, работающих на Приобском месторождении.

По данным управления, в 2004 году здесь в водоохранной зоне реки Обь без официального разрешения было размещено более 83 тысяч т отходов бурения — шламов и бурового раствора. За негативное воздействие на окружающую среду компания «Юганскнефтегаз» еще в январе 2005 года должна была заплатить 1,3 млрд. рублей, но до сих пор этого не сделала. Сейчас она ведет работы по вывозу отходов бурения на полигон для переработки.

Источник: www.regnum.ru 4.04.2005.
к оглавлению

Россия
Авария на месторождении компании «Сургутнефтегаз» все-таки может оказаться одной из самых серьезных за 2005 год

31 января 2005 года на Яунлорском месторождении компании «Сургутнефтегаз» произошел разлив нефти. По одним сообщениям, он может стать одной из крупнейших в 2005 году аварий на российских нефтепромыслах, по другим — не представляет собой ничего особенного. Согласно версии, принятой на настоящий момент, в результате разрыва трубопровода разлилось 9 т нефти. Из них 800 кг попало в реку Быстрый Кульеган, впадающую в Обь.

Тем не менее, работники «Сургутнефтегаза», ликвидируя такую относительно небольшую по объемам аварию, прежде чем начать собирать ее остатки, срочно провели выжигание разлившейся нефти. Этот быстрый, но варварский в плане экологии метод очистки разливов позволяет эффективно скрыть информацию о реальном объеме разлива.

Расследованием этой аварии занялись все, кому не лень — и Росприроднадзор, и рыбинспекция, и городские, и окружные службы Ростехнадзора, и природоохранная прокуратура. В итоге чиновничья гора родила очередную бюрократическую мышь. Прорыв трубопровода отнесли к разряду нормальных производственных явлений и на том дело закрыли.

По каким-то причинам не утихомирились только представители Федерального государственного учреждения «Нижнеобьрыбвод». Они продолжают считать, что нанесенный в результате этого разлива ущерб оценивается в миллионы рублей, и сейчас проводят дополнительную проверку последствий этой аварии.

Источники: www.regnum.ru 6.04.2005, www.oilcapital.ru 6.04.2005.
к оглавлению

Россия
Если ООО «Урал-Нафта» и дальше будет нарушать все, что только возможно, у него могут отнять лицензию

Управление Росприроднадзора по республике Удмуртия провело проверку соблюдения законодательства о недрах в ООО «Урал-Нафта». Эта компания ведет добычу нефти на Дубровинском месторождении в Сарапульском районе. Оказалось, сложно назвать, чего эта компания не нарушала.

Естественно, работы ведутся без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Впрочем, сложно сказать, какую документацию компания могла бы представить на это мероприятие. Лицензиями на пользование недрами предусмотрены сроки ввода месторождения в промышленную эксплуатацию в 2001 году, однако оно до сих пор числится в пробной эксплуатации. Сроки эксплуатационного бурения — 2001–2002 гг., но понятно, что оно до сих пор не начиналось. Лицензионными условиями государственная экспертиза запасов нефти и газа должна быть проведена не позднее 2003 года, но и тут ничего не сделано. Отсутствует система мониторинга состояния недр, не используется попутный газ.

Единственно, что производится с опережением сроков и превышением объемов — так это добыча нефти. В 2004 году фактическая добыча нефти более чем вдвое превысила указанные в лицензии объемы.

Компании выданы предписания об устранении выявленных нарушений в трехмесячный срок. В противном случае Ростехнадзор начнет в установленном законодательством порядке процедуру отзыва лицензии.

Источник: www.rusenergy.com 8.04.2005.
к оглавлению

Россия
Вынесен приговор в отношении части группы расхитителей нефти в Пермской области

В Пермской области вынесен приговор по делу группы расхитителей нефти, которые несколько месяцев незаконно добывали ее из трубопроводов компании «Лукойл-Пермь». Длина самодельного нелегального трубопровода от места врезки составила 150 м. На месте преступления сотрудники ФСБ по Пермской области задержали семь человек. Но на скамью подсудимых попали только трое. Позже к ним присоединился организатор группы, готовивший документы, необходимые для транспортировки и сбыта ворованной нефти в соседние Удмуртию и Башкортостан.

При вынесении приговора суд учел, что представшие перед ним 4 участника преступления ранее не были судимы, воспитывают несовершеннолетних детей, положительно характеризуются (правда, не указано кем), а потому они получили условные сроки наказания максимально до трех лет.

По мнению представителей ФСБ, проблемы хищения нефти сильно обострились после того, как низкопродуктивные скважины стали продавать предприятиям малого бизнеса. Этот малый бизнес обеспечил феноменальный рост продаж добываемой на истощенных скважинах нефти, в значительной степени за счет попутного сбыта криминального происхождения. Объемы продажи сырой нефти малыми предприятиями в 2–3 раза превышают объем их легальной добычи.

В 2005 году сотрудники правоохранительных органов пресекли работу семи незаконных врезок, часть которых имела дебит до 100 т за одну ночь.

Источник: www.oilcaputal.com 7.04.2005.
к оглавлению

Украина
Правоохранители Сумской области делают вид, что борются с хищениями нефтепродуктов

В Сумской области осуждена преступная группировка, еще с 2001 года похищавшая газовый конденсат. По версии следствия, она в основном состояла из работников Полтавского нефтегазодобывающего управления. Эти труженики в дополнение к выполнению своих должностных обязанностей, воровали конденсат из установки подготовки газа НГДУ «Полтаванефтегаз», расположенной на территории Роменского района Сумской области.

Операторы установки указывали место, где лучше всего перекачивать конденсат из установки в бензовозы, следили за безопасным уровнем давления газа и помогали наполнять цистерны. Охранники в это время в лучшем случае делали вид, что ничего не замечают, а скорее всего, следили, чтобы никто не мешал. Лидеры группировки организовывали процесс, изготовление фальшивых документов и сбыт краденого конденсата. Его довозили до границы Сумской и Полтавской областей и продавали некоему «Валерию Степановичу», который в материалах делах проходил как «неустановленное лицо».

Несмотря на то, что группировка возникла еще в 2001 году, сумской милиции удалось доказать только два эпизода кражи конденсата. В первый раз его было вывезено 17 т. Во второй раз для перевозки добычи было арендовано уже четыре бензовоза. На них загрузили 55 т конденсата, но этот рейс был задержан милицией. Похищенный продукт вернули на предприятие.

Как отметил судья Роменского межрайонного суда Григорий Шунько, который вел процесс, во всем этом деле есть много странных обстоятельств:

«В показаниях, которые давали те же водители бензовозов, операторы, которые непосредственно занимались добычей нефти, газа, говорят о том, что здесь фигурируют другие лица, но установить их, следствие не установило».

При рассмотрении дела было заметно давление членов группировки на свидетелей, которые не являлись в суд. Судья Шунько прокомментировал странные материалы следствия и поведение свидетелей следующим образом:

«По материалам дела есть данные, что якобы к этому виду преступления причастны работники правоохранительных органов, но относительно них не доказано совершение преступления, и потому они на скамье подсудимых не сидят».

И действительно, ведь не могут же они посадить сами себя.

Источник: www.oilcapital.ru 5.04.2005.
к оглавлению

Украина
Бенинские мореходы российского происхождения разлили в порту Одессы 2 т мазута

Танкер с вполне российским названием «Петр Завьялов», почему-то ходящий под флагом могучей африканской морской державы Бенин, допустил в одесском порту «Южный» разлив 2 т мазута. Причиной аварии стало нарушение технологического процесса. Портовые власти одновременно с уборкой разлива очень оперативно подсчитали ущерб, который по их мнению составил 2 млн. долларов. До получения банковских гарантий, что эта сумма будет выплачена, судно будет находиться под арестом в порту.

Капитан судна признал вину экипажа, который, несмотря на бенинский флаг судна, полностью состоит из граждан Российской Федерации.

Источник: «Деловая неделя» 6.04.2005, www.oilru.com 6.04.2005,
к оглавлению

Казахстан — Азербайджан
Нефть Тенгиза будет перекачиваться по трубопроводу «Баку — Джейхан»

Компания «Тенгизшевронойл», оператором которой является американская компания «Шеврон-Тексако» собирается увеличить добычу нефти на месторождении Тенгиз на 80%. С нынешнего уровня 14 млн. т в год к середине 2006 года она будет повышена до 24–25 млн. т в год. В настоящее время эта нефть перекачивается по нефтепроводу «Тенгиз — Новороссийск».

Однако с завершением строительства трубопровода «Баку — Джейхан» нефть Тенгиза может быть отправлена и по этому маршруту. Между «Тенгизшевронойл» и компанией «Бритиш Петролеум», которая является оператором трубопровода «Баку — Джейхан», была достигнута договоренность о возможности перекачки на Джейхан до 2 млн. т в год нефти. В дальнейшем этот объем может быть увеличен.

После приобретения «Юнокал» (подробнее — см. далее в этом выпуске), компании «Шеврон-Тексако» достанется ее доля в составе консорциума «Баку — Джейхан».

Источник: www.rusenergy.com 7.04.2005.
к оглавлению

Азербайджан
Нефть — экспортируется, газ — импортируется

В 2004 году по официальным данным из Азербайджана было экспортировано нефти и нефтепродуктов на сумму 3 млрд. 96 млн. долларов США. Это составляет 83% всего азербайджанского экспорта. Большая часть экспортных поставок пришлась на долю сырой нефти, которой было вывезено на сумму 2 млрд. 393 млн. долларов. При этом компания «АМОК» вывезла сырой нефти на сумму 1 млрд. 779 млн. долларов, из которых 1 млрд. 448 млн. долларов пришлось на долю нефти иностранных партнеров, и 320 млн. долларов — на долю Азербайджана. Другие производители, а это прежде всего государственная азербайджанской компания ГНКАР, вывезли нефти на сумму 614 млн. долларов.

Стоимость импорта природного газа от российских компаний в 2004 году составила 252 млн. долларов, что составило 7% от общего азербайджанского импорта.

Источник: www.oilru.com 5.04.2005.
к оглавлению

Литва
Проблемы компании «Юкос» привели к снижению объемов перевалки нефтепродуктов через Клайпеду

За первые три месяца 2005 года компания «Клайпедос нафта» (Klaipedos nafta) перевалила 1,8 млн. т нефтепродуктов, что на 20% меньше, чем за аналогичный период 2004 года. Половину объемов перевалки составляет мазут.

Основной причиной снижения показателей работы клайпедского порта стали перебои в работе нефтеперерабатывающего завода «Мажейкю нафта». Он обеспечивает около половины загрузки «Клайпедос нафта». В феврале 2005 года этот единственный в странах Прибалтики нефтеперерабатывающий работ был даже вынужден на несколько дней остановить свою работу. «Мажейкю нафта» пока еще принадлежит российской компании «Юкос», которая в силу известных причин не смогла обеспечить устойчивые поставки сырья. Однако уже в марте ситуация улучшилась. «Клайпедос нафта» начала переваливать нефтепродукты, поступающие не только с «Мажейкю нафта», но и из Белоруссии, и от других российских компаний.

Всего в 2004 году через «Клайпедос нафта» было перевалено 6,5 млн. т нефтепродуктов.

Источник: www.oilcapital.ru 4.04.2005.
к оглавлению

Латвия
Бюрократы задерживают работ по поиску нефти на шельфе. И слава Богу!

В июле 2004 года датская компания «Один Энерджи» (Odin Energy) получила в Минэкономики Латвии лицензию на поиск и добычу нефти на шельфе Балтийского моря на двух участках морского дна. Этой компании принадлежит 50% акций компании «Миниос нафта» (Minijos nafta), которая добывает до 250 тыс. т нефти на территории Литвы. Однако планы наращивания добычи в этом государстве натолкнулись на сопротивление местного населения, считающего, что добыча нефти у берегов Балтийского моря может нанести ущерб рыбным промыслам и развитию туризма. После этого компания «Один Энерджи» начала развивать свою деятельность у берегов Латвии.

Сейчас к ней, похоже, намерена присоединиться шведская компания «Лундин Энерджи» (Lundin Energy), которая также подала заявку для получения разрешения на поиск и добычу нефти на четырех участках латвийского шельфа Балтийского моря. Однако для выдачи таких разрешений необходимо проведение конкурса, правила проведения которого должно утвердить правительство Латвийской республики. Это потребует времени, тем более что один из перспективных участков находится на границе с территориальными водами Литвы.

Таким образом, бюрократические проволочки стали пока одним из наиболее мощных гарантов сохранения экологического равновесия на шельфе Балтийского моря

Источник: www.oilru.com 4.04.2005.
к оглавлению

Глобально
Ограничения на использование устаревших танкеров вступили в силу

5 апреля 2005 года вступили в силу поправки к Приложению 1 «Правил предотвращения загрязнения нефтью» Конвенции MARPOL 73/78. Они дополнительно ограничивают использование танкеров с большим сроком службы, а также перевозку тяжелых сортов нефти и нефтепродуктов на судах с одинарной обшивкой корпуса. В глобальном масштабе это приведет к необходимости разборки около 100 крупных танкеров общим дедвейтом около 5,5 млн. т, которые не отвечают новым требованиям. На слом пойдет 2% мирового танкерного флота. В основном они будут направлены к берегам Индии, Бангладеш, Пакистана и Китая.

В течение марта 2005 года на слом в Индию были направлены суда общим дедвейтом 300 тыс. т, в Бангладеш — 140 тыс. т, в Китай и Пакистан — по 100 тыс.т.

Источники: www.oilru.com 5.04.2005, www.oilcapital.ru 5.04.2005.
к оглавлению

Канада
Завершена оценка численности птиц, погибших вследствие разлива нефти на платформе Терра-Нова

21 ноября 2004 из-за неисправности клапана на сепарационной установке произошла утечка более 130 т нефти нефтедобывающей платформы «Терра-Нова» (Terra-Nova). Она находится в водах Атлантического океана к югу от побережья канадской провинции Ньюфаундленд. Из-за штормовой погоды очистные работы были начаты с большой задержкой и оказались малоэффективными. Несмотря на все усилия, удалось собрать только небольшую часть попавшей в воду нефти.

Эксперты Канадской службы дикой (Canadian Wildlife Service) природы оценили, сколько птиц погибло в результате этого разлива. Для этого использовались данные о площади, которую заняла разлившаяся нефть, и плотности пернатых на этой акватории. Если авария происходит далеко в открытом море, этот подход является основным для проведения таких оценок. На основании собранных сведений эксперты пришли к выводу, что погибло, в общей сложности около 10 тысяч.

В основном это кайры (murres) и малые гагарки (dovekies), которые обычно становятся жертвами разливов нефти и нефтепродуктов в этой акватории. Несмотря на то, что при разливе с платформы «Терра-Нова» погибло довольно много птиц, это не должно вызвать больших проблем для их популяции. В зимний период около Ньюфаундлендской банки на зимовку собираются около 10 млн. кайр и несколько десятков миллионов малых гагарок.

Более серьезной является гибель примерно 1200 гаг (eider ducks), которая была отмечена зимой 2005 года около экологического резервата «Витлес Бэй» (Witless Bay). Погибло гораздо меньше птиц, чем при разливе «Терра Нова», но следует учитывать, что численность обитающих в этой акватории гаг гораздо ниже. Оно не превышает 120 тысяч птиц. Причиной этой массовой гибели, скорее всего, был незаконный сброс загрязненных нефтепродуктами вод с борта проходящего мимо судна.

Источник: CBC 8.04.2005.
к оглавлению

США
Компания «Шеврон-Тексако» купила «Юнокал»

Борьба за поглощение американской компании «Юнокал» (Unocal — Union Oil Co of California) завершилась. Победителем в схватке с итальянской «Эни» (ENI) и китайской CNOOC (China National Offshore Oil Co) стал один из мировых гигантов — американская компания «Шеврон-Тексако». Она приобретет «Юнокал» за 18 млрд. долларов.

«Юнокал» ведет поиск и добычу нефти и газа в Таиланде, Индонезии, Мьянма (Бирме), Бангладеш, Азербайджане, а также в Мексиканском заливе. На иностранные месторождения приходится 60% объемов добычи этой компании. Благодаря прекрасной конъюнктуре мирового рынка, объем продаж компании «Юнокал» вырос с 6,5 млрд. долларов в 2003 году до 8,2 млрд. долларов в 2004 году. Прибыль компании увеличилась на 88%, с 643 млн. долларов в 2003 году до 1,2 млрд. долларов в 2004 году. Однако все это не помогло созданной еще в 1890 году «Юнокал», на которой сейчас работает 6,6 тысяч человек, сохранить свою независимость.

Купившая ее компания «Шеврон-Тексако» имела в 2004 году объем продаж 155 млрд. долларов. На ее предприятиях трудится 47 тысяч человек. Прибыль компании «Шеврон-Тексако» также выросла за последний год на 85% — с 7,2 млрд. долларов в 2003 году до 13,3 млрд. долларов в 2004 году.

Одной из наиболее острых проблем компании «Шеврон-Тексако» является пополнение имеющихся у нее запасов нефти. Прирост подтвержденных запасов в 2004 году составил лишь 18% от объема добычи. Впрочем, аналогичная проблема стоит и перед многими другими ведущими нефтяными компаниями мира. Приобретение «Юнокал» увеличит объем запасов компании «Шеврон-Тексако» на 15%. Запасы «Юнокал» обошлось «Шеврон-Тексако» в 9 долларов за баррель, при том, что стоимость их прироста за счет освоения новых месторождений обходятся в 6 долларов на баррель. Повышенные затраты на увеличение запасов за счет приобретения «Юнокал» с запасом компенсируется прекрасным сочетанием проектов этих двух компаний. Благодаря этой покупке «Шеврон-Тексако», которая является оператором работ по добыче нефти на казахском месторождении Тенгиз, получает также долю в нефтепроводном консорциуме «Баку — Джейхан», который может быть еще одним альтернативным маршрутом вывоза нефти.

Вместе с тем, от «Юнокал» компании «Шеврон-Тексако» достанутся и некоторые проблемные проекты. Прежде всего, это комплекс по добыче и транспортировке природного газа «Ядана» (Yadana) в прибрежных водах Мьянма. В этом проекте «Юнокал» участвует совместно с французской компанией «Тоталь». Еще в 1997 году власти США ввели санкции против военного диктаторского режима Мьянма. Тогда из проекта «Ядана» вышла компания «Тексако». «Юнокал» удалось остаться. Она избежала риска давления со стороны потребителей, продав в 1997 году свои бензоколонки в США и сконцентрировавшись на поиске и добыче нефти.

В течение многих лет против компании «Юнокал» велось судебное дело от лица 15 жителей Мьянма, которые пострадали от действий бирманских военных, охранявших трассу газопровода и поставлявших рабочую силу. «Юнокал» отвергает обвинения в сотрудничестве с бирманскими военными, которые занимались избиениями, грабежами и насильственным переселением местного населения вдоль трассы газопровода, однако недавно компания закрыла это дело, согласившись выплатить компенсацию пострадавшим.

Тем не менее, проект «Ядана» является в социальном плане одним из самых проблемных проектов «Юнокал», который теперь достанется «Шеврон-Тексако». Одним из вариантов решения этой проблемы может быть продажа этого актива, тем более что после завершения приобретения «Юнокал» «Шеврон-Тексако» намерена продать на 2 млрд. долларов излишних активов. Наиболее вероятными покупателями доли «Юнокал» в проекте «Ядана» могут быть власти Мьянма или китайские нефтяные компании.

Общественные правозащитные организации опасаются, что в этом случае «Шеврон-Тексако» избавится от необходимости участвовать в решении социальных проблем, созданных проектом «Ядана», а добиться этого от властей Мьянма или китайских нефтяников будет невозможно.

Источники: Los Angeles Times 5.04.2005, Guardian 5.04.2005, Reuters 8.04.2005, Houston Chronicle 5.04.2005.
к оглавлению

США
Акционеры «Шеврон-Тексако» хотят призвать руководство компании решить проблему загрязнения джунглей Эквадора

После того, как компания «Шеврон» поглотила другого американского нефтяного гиганта, «Тексако», ей достались не только активы, но и некоторые экологические проблемы. Компания «Тексако» в 1970–1980-е году вела активную добычу нефти в джунглях Эквадора. При этом в полной мере использовались возможности, предоставляемые слабостью эквадорского природоохранного законодательства. Во время бурения и добычи нефти осуществлялся сброс отходов бурения и добычи нефти в пруды-накопители, откуда токсические вещества попадали в грунтовые и поверхностные воды. К этому добавлялись последствия многочисленных разрывов нефтепроводов. По экологическим последствиям деятельность компании «Тексако» в Эквадоре сравнивают с разливом «Эксон Валдес».

В 1980-е годы компания «Тексако» ушла из нефтяного сектора Эквадора, передав свои мощности эквадорской государственной нефтяной компании «Петроэквадор» (Petroequador). Завершая свою деятельность в этой стране, «Тексако» провела некоторые работы по очистке оставленных ею очагов нефтяного загрязнения. Она также получила от эквадорских властей подтверждение, что государство к ней претензий не имеет.

Зато множество претензий было у местного населения, проживавшего в районе работы компании. В результате был подан коллективный судебный иск от десятков тысяч человек, пострадавших от загрязнения окружающей среды, вызванного деятельностью «Тексако» в джунглях Эквадора.

Компании удалось добиться решения о том, что они не подлежат юрисдикции судов США, а должны рассматриваться в Эквадоре. В этой ситуации «Тексако» обещало подать иски против правительства страны, а также государственной компании «Петроэквадор», которая сначала добывала нефть вместе с «Тексако», а затем — уже самостоятельно, также не обращая внимания на экологические последствия.

В США повышением социальной ответственности «Шеврон-Тексако» занялись некоторые акционеры. В 2004 году инвестиционный фонд «Триллиум Ассет Менеджмент» (Trillium Assets Management) стал инициатором резолюции акционеров «Шеврон-Тексако», в которой содержалось требование к руководству компании доложить, как решается проблема социальных и экологических последствий работы компании в Эквадоре. Эта резолюция не была принята собранием акционеров, но набрала в свою поддержку 9% голосов. Для резолюций, содержащих требования в области социальной ответственности, это весьма высокий показатель.

На приближающемся очередном годовом собрании акционеров «Шеврон-Тексако» на рассмотрение будет опять внесена аналогичная резолюция. Ее намерены поддержать пенсионный фонд из штата Нью-Йорк, правозащитная организация «Эмнисти Интернэшнл» (Amnesty International), ряд религиозных организаций. Сейчас они ведут переговоры с крупнейшими акционерами компании, такими как «Бэнк оф Америка» (Bank of America), «Ситигруп» (Citigroup), «Мерил Линч» (Merill Linch), убеждая их поддержать эту резолюцию. Так как финансовые гиганты «Бэнк оф Америка» и «Ситигруп» под давлением лесных природоохранных организаций обещали уделять большее внимание экологическим и социальным последствиям финансируемых ими проектов, эти усилия имеют шансы на успех.

Источник: Common Dreams — Amnesty International 7.04.2005.
к оглавлению

США
Капитана «Селенданг Аю» толкнули на нарушения жесткие условия контракта

Расследование показало, что выброшенное 8 декабря 2004 года на берег острова Уналяска (Алеутские острова) грузовое судно «Селенданг Аю» до этого 55 часов находилось в дрейфе. Капитан пытался скрыть этот факт. Проблемы на судне начались еще 6 декабря, когда к 10 часам утра стало ясно, что главный судовой двигатель находится в аварийном состоянии, и при продолжении работы он скоро окончательно выйдет из строя. Двигатель был остановлен, судно легло в дрейф, и начались ремонтные работы. Через шесть часов после остановки об этом была сделана запись в судовой журнал. Только через 11 часов капитан попытался связаться по радио с портом Датч Харбор. И лишь через 15 часов после остановки двигателя он позвонил туда по спутниковому телефону, который все это время находился в его распоряжении.

Анализ того, насколько эти задержки информирования властей о проблемах на борту повлияли на дальнейший трагический ход событий, еще продолжается. Когда стало ясно, что запустить двигатель «Селенданг Аю» не удается, а судно несет на скалы, были предприняты попытки взять его на буксир. Однако мощность буксира оказалась недостаточной, и 8 декабря огромный сухогруз дедвейтом 60 тысяч т, продрейфовавший более 200 км, выбросило на скалы острова Уналяска. Во время операции по спасению команды судна вертолет Береговой охраны США упал в воду. Погибло шесть членов экипажа «Селенданг Аю». В окрестностях одного из важнейших в США рыбных портов из разломившегося надвое судна в воду попали сотни т нефтепродуктов.

Причина задержек с информированием властей о возникших проблемах заключается в условиях контракта на перевозки. Как только во время рейса главный двигатель судна прекращает работать, заказчик перестает платить за использование судна. Из-за этого капитан «Селенданг Аю» попытался скрыть факт остановки судна, надеясь, что его команде все-таки удастся починить двигатель. По тем же причинам он оттягивал вызов спасательных буксиров, за услуги которых также понадобилось платить.

При очевидных проблемах с работой главного двигателя безопаснее всего было бы прервать рейс и вернуться в Датч Харбор для ремонта. Но поскольку это обернулось бы большими финансовыми потерями для судовладельца, капитан судна попытался все-таки завершить рейс из США в Китай. Не получилось. Итог — шесть членов команды, судно, груз и спасательный вертолет погибли, загрязнены прибрежные воды.

Очевидно, что власти должны проанализировать условия контрактов, по которым работают суда, выполняющие рейсы вдоль берегов США. В любом случае от капитанов и судовладельцев следует добиваться немедленного информирования властей о возникновении на борту судна каких-либо проблем, которые могут угрожать безопасности движения.

Источник: Anchorage Daily News 9.04.2005.
к оглавлению

США
Вестморленд уже полгода живет с последствиями разлива нефтепродуктов

Проблемы в городке Вестмордленд начались 28 октября 2004 года, во время перегрузки 70 т каменноугольной смолы с железнодорожной цистерны на автоцистерну компании «Маратон Ашленд» (Marathon Ashland). Смола, содержащая большое количество канцерогенных веществ, попала в ливневую канализацию, местный ручей и дренажные канавы городка. В результате около 500 человек, проживающие в семи кварталах города, были вынуждены эвакуироваться. Некоторым из них пришлось покинуть свои дома на срок до недели, пока компания проводила первоочередные очистные работы. Тогда было удалено более 1000 кубометров загрязненной воды и 120 контейнеров с загрязненными донными отложениями и почвой.

Представители властей и компании приняли решение не проводить очистку отложений на дне ручья и дренажных канав, поскольку это могло бы усилить испарения от разлившейся смолы в атмосферу и продлить сроки эвакуации местного населения. Места, где могут находиться остатки смолы, были обозначены сигнальными лентами. Местная полиция проверяет, чтобы люди не заходили за них и не подвергали свое здоровье опасности. Постоянно проводятся отборы проб. Власти утверждают, что пока остатки разлившейся смолы погребены под отложениями, ничего не угрожает здоровью населения.

Однако местных жителей нервирует то, что им уже полгода приходится жить рядом с достаточно опасными веществами. Кроме того, из-за ограничений, введенных для предотвращения ущерба здоровью, некоторые владельцы домов не могут пользоваться своими участками, гаражами, хозяйственными постройками.

Компания «Маратон» разрабатывает планы завершения очистных работ. Их предстоит провести таким образом, чтобы постараться избежать необходимости дополнительной эвакуации жителей.

Источник: Herald-Dispatch 9.04.2005.
к оглавлению

США
Нефтяная компания попала под следствие за то, что не предоставила сведения об утечке нефти после ураган Айван

Ураган «Айван» (Ivan), прошедший в сентябре 2005 года через Мексиканский залив, оставил за собой серьезные разрушения. К счастью, его центральная часть прошла мимо основного района нефтепромыслов. Тем не менее, из 150 оказавшихся на пути урагана морских платформ и 16 тысяч км подводных трубопроводов, было разрушено 7 платформ. Еще 24 платформы получили серьезные повреждения. Были отмечены многочисленные случая повреждения подводных трубопроводов из-за подводных оползней в районе дельты реки Миссисипи. Всего ураган Айван вызвал восемь достаточно крупных утечек нефти, последствия которых пришлось убирать в течение двух недель. Все работающие в этом регионе компании были обязаны информировать власти об обнаруженных случаях разливов нефти.

Однако компания «Галф Продакшн» (Gulf Production) не сделала этого. Утечка примерно 40 т нефти с принадлежащей этой компании добывающей платформы привела к загрязнению особо охраняемой природной территории Delta National Wildlife Refuge. На этом участке дельты обитают аллигаторы, пеликаны и множество мигрирующих птиц. Специалисты службы охраны природы по нефтяному следу, вышли к платформе «Галф Продакшн», на которой в это время убирали разлившуюся нефть с поверхности конструкций. Сотрудники компании явно осознавали, что произошло, и чем они занимались.

Сейчас власти оценивают, штрафовать ли компанию «Галф Продакшн» за разлив нефти, и должна ли она выплатить компенсацию за проведенные очистные работы. Случаи разлива нефти вследствие урагана «Айван» пока рассматриваются как форс-мажорные. Зато весьма вероятно что «Галф Продакшн» будет оштрафована за то, что вовремя не сообщила властям о произошедшей утечке нефти.

Представители природоохранных организаций призывают власти оценить надежность работы системы нефтепромыслов Мексиканского залива в условиях становящихся все более частыми тропических ураганов.

Источник: www.nola.com 7.04.2005.
к оглавлению

США
Компания «Эвергрин», несмотря на большие инвестиции, заплатит 25 млн. долларов штрафа за сброс нефтяных загрязнений

Тайваньская группа компаний «Эвергрин» (Evergreen) входит в число крупнейших пароходств мира. Ей принадлежит 140 судов. На рейсах в портах США работает 34 судна компании «Эвергрин». В порту Такома, расположенном в штате Вашингтон, эта компания построила новый контейнерный терминал стоимостью 210 млн. долларов. Каждую неделю сюда из различных азиатских портов приходит по три судна компании «Эвергрин». Однако вклад компании в развитие американской экономики не уберег ее от серьезных проблем с властями США, вызванных загрязнением окружающей среды.

Проблемы у «Эвергрин» начались 4 года назад, когда на реке Колумбия, протекающей через штат Вашингтон, были обнаружен разлив примерно 1,5 т нефтепродуктов. Анализ показал, что их сбросило одно из судов «Эвергрин». После этого Береговая охраны США стала целенаправленно следить за подобными действиями судов «Эвергрин». В результате регулярного контроля было установлено, что нелегальным сбросов загрязненных нефтью вод занимались, по крайней мере, 7 судов этой компании.

Согласно правилам, образующиеся в машинном отделении загрязненные нефтепродуктами воды необходимо направлять на сепарацию. После этого отделенные от воды нефтепродукты нужно сжигать или собирать и сдавать на береговые очистные сооружения. Вся эта деятельность должна отражаться в соответствующем журнале. Не желая платить за услуги береговых очистных сооружений, или когда эти сооружения не работают, некоторые суда сбрасывают загрязненные нефтепродуктами воды прямо за борт. В этом случае в журнале учета работы нефтеочистного оборудования делают фальсифицированные записи. Такого рода сбросы являются одним из основных источников нефтяного загрязнения международных вод. Всего было доказано по крайней мере 24 таких случая с судами, принадлежащими компании «Эвергрин».

В итоге пять портов США — Сиэтл, Портленд, Лос-Анджелес, Ньюарк, и Чарльстон, а также власти США подали иск против компании «Эвергрин». После долгих разбирательств было достигнуто соглашение, что компания выплатит 25 млн. долларов компенсаций. Из них пять портов получат по 3 млн. долларов. Оставшиеся 10 млн. долларов будут поделены на 5 равных частей и использованы на природоохранные проекты в окрестностях пострадавших портов.

Это будет самая большая сумма санкций, которые за последние годы выплатила судоходная компания за загрязнение морей преднамеренным сбросом нефтепродуктов. В 1999 году круизной компании «Роял Карибеан» (Royal Caribbean) пришлось заплатить 27 млн. долларов за два случая, когда были доказаны факты целенаправленного сброса с ее судов загрязненных нефтепродуктами вод. Это нарушение усугубилось предоставлением фальсифицированной информации Береговой охране.

Компания «Эвергрин» также приняла на себя обязательства не допускать повторения случаев нелегального сброса загрязненных нефтепродуктами вод. Проверку выполнения этих обязательств будет проводить независимая аудиторская фирма, которую, в свою очередь, будут контролировать судебные органы.

Источники: Seattle Times 4.04.2005, 6.04.2005.
к оглавлению

США
Очистка нефтяного разлива на озере Пирамид идет полным ходом

23 марта 2005 года в результате разрыва нефтепровода, вызванного оползнем, в штате Калифорния разлилось около 500 т нефти. Часть ее по ручью попала в залив озера Пирамид, используемого для водоснабжения.

Были начаты очистные работы, в которых участвуют 100 человек. Работу механизмов ночью обеспечивает дежурная смена из 4 человек. Разлив нефти при помощи боновых заграждений удалось локализовать в заливе озера. Этому благоприятствовало направление ветра. После 10 суток упорной работы удалось собрать около 300 т нефти. Ее собирают в 7-тонные контейнеры, после чего отправляют на переработку. Очистка загрязненного нефтью грунта и прибрежной полосы займет еще несколько недель.

Сейчас экологическая ситуация в районе разлива заметно улучшилась. В первые дни проведения очистных работ людям приходилось одевать защитные маски из-за высокой концентрации нефтепродуктов в воздухе.

Источник: The-Signal 4.04.2005.
к оглавлению

Австралия
Десятки людей отравились плавиковой кислотой на нефтеперегонном заводе компании «Калтекс»

На расположенном в г. Брисбен нефтеперерабатывающем предприятии компании «Калтекс» вследствие разрыва трубопровода произошла утечка плавиковой кислоты. Парами этого токсичного вещества отравилось 45 человек. 21 человеку медицинская помощь была оказана на месте. 24 человека были госпитализированы. С территории предприятия были эвакуированы 700 работников, однако это не привело к снижению мощности работы предприятия.

Власти сообщили, что пары плавиковой кислоты не вышли за территорию завода, и эта авария не создает угрозу здоровью местного населения. Компания высказала сожаление по поводу случившейся аварии и обещает провести расследование, чтобы предотвратить повторение таких случаев в дальнейшем.

Компания «Калтекс» контролирует до 30% рынка розничной продажи автомобильного топлива в Австралии. Половину ее акций контролирует компания «Шеврон-Тексако», другую половину — тысячи австралийских мелких держателей акций.

Источник: Mercury 7.04.2005, www.hoovers.com
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное