Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



Надо ли Сухову целоваться с Гюльчатай?
В издательстве «Вагриус» готовится к печати книга, которая сильно изменит представление о героях «Белого солнца пустыни». Но мы уже так привыкли к хрестоматийным кинообразам Сухова, Петрухи, Верещагина! Поспорить есть о чем...


Если вы стоите - сядьте, если лежите - хлебните валерьянки. Ахтунг! Вся страна пусть крепче возьмется за поручни, потому что то, что я вам сейчас поведаю, это такое кино, какого вы еще не видели...

«Белое солнце пустыни» - фильм не только хороший и смешной, но и само собой напичканный идеологией. Хорошие красноармейцы, плохие баи, группа освобожденных женщин Востока... Да что там объяснять, фильм-то все знают наизусть... О том, что замысел фильма на самом деле выглядел совсем-совсем иначе, до недавней поры знали только сами авторы - Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков, а также приближенные к ним лица. В конце сентября полный вариант сценария будет наконец издан. Этот текст вызывает шок.

Как Федор Сухов терял невинность
Собственно говоря, знакомые нам события начинаются где-то на середине рукописи, потому что в ее начале разворачиваются интереснейшие биографии Сухова, Абдуллы и Саида. Между прочим, в варианте авторов Саид не просто там какой-то закопанный в песок второстепенный персонаж, а один из главных героев...

Итак, мальчик Федя жил в Нижнем Новгороде и собирался поступить приказчиком в лавку, когда утоп в Волге его единственный родственник дядя Савелий. Пришлось мальцу наниматься младшим матросом на баржу. И терять невинность с беспутной Нюркой.

«Когда Федору исполнилось шестнадцать, Нюрка затащила парня за брезентовую перегородку, сбросила с себя платье, стянула с него, обалдевшего, штаны и увлекла за собой на жесткий топчан...»

На барже разразилась эпидемия тифа, и Федор, полумертвый от болезни, оказался в волжской деревушке, где его нашла и выходила семнадцатилетняя красавица Катя, будущая Катерина Матвеевна. Не успели они пожениться и провести захватывающий медовый месяц, как Федю забрали на первую мировую, а там и гражданская подоспела. Пока товарищ Сухов воевал, бойкий советский уполномоченный попытался навести в деревне свои порядки: убил местного священника и попытался обольстить Катерину Матвеевну. Гордая женщина плюнула ему в лицо, за что была арестована и послана с конвоем вниз по Волге в бакинскую тюрьму. На следующий день мужики утопили уполномоченного в великой русской реке, но судьба Сухова уже покатилась под откос. Не найдя следов любимой жены, он с горя (а вовсе не по идеологическим причинам) записался в Красную Армию и пошел себе шастать по пустыне с привычной винтовкой.

Абдулла - самый шикарный мачо Бухары
В то время как мальчик Федя подглядывал, прикрываясь арбузами, за купающимися девками, красавец Абдулла постигал военную науку в школе телохранителей наместника русского царя Алимхана. Алимхан был богат, образован, умен и часто наезжал с телохранителем развеяться в Санкт-Петербург. Там и завел русскую любовницу Сашеньку, которую увез к себе в Среднюю Азию, а потом в нее влюбился Абдулла. После революции, когда Алимхан сбежал за кордон, Сашенька приняла ислам и стала любимой женой Абдуллы. Все эти Зухры, Лейлы, Джамили и даже малышка Гюльчатай были в гареме лишь для исламского порядка, но Сашеньку Абдулла просто обожал. Он бросил весь гарем на съедение большевикам, но ее решил забрать с собой, однако случайная пуля настигла женщину. С тех пор Абдулла опечалился на всю жизнь и решил мстить проклятым русским до последней капли крови.

«Восток - дело тонкое» вошло в поговорку, но никто не знает, что, собственно говоря, имеется под этим в виду. В книжке нашлось объяснение, сделанное устами одного старца:

- Мы, люди Востока, знаем, что все в жизни совершили наши предки, а мы, живущие сейчас, только немного добавляем к тому, что они сделали. Эти русские не думают о своем прошлом, о тех, кто был до них. Они считают главным, что совершили в жизни сами. А теперь и вовсе сошли с ума: объявили, что вся их жизнь начинается с тысяча девятьсот семнадцатого года... Скажи, как с такими людьми можно иметь дело?

Саид - лучший друг Абдуллы
Нет, не Абдулла закопал хлопца в песок по самые уши. Он никак не мог этого сделать, ибо их отцы, Исфандияр и Искендер, сильно дружили и часто вместе играли в шахматы. Доигрались они до полной мистики, ибо, когда Исфандияр умер, через некоторое время его привидение пришло к Искендеру и сыграло с ним партию...

Саида зарыл коварный разбойник Джевдет, поначалу сватавшийся к его сестре. За отказ Джевдет разорил дом Саида и убил его отца, а сестра сама умерла от горя.

Вот такая петрушка получается. Кстати, у Петрухи тоже была предыстория, но должны же хоть какие-то тайны остаться на долю тех, кому еще предстоит читать эту захватывающую книжку. Например, тайна того, найдет ли красноармеец Сухов свою Катерину Матвеевну, ни за что пострадавшую от советской власти...

...Когда мне было шестнадцать лет, я была увлечена учителем истории. Чуть-чуть поинтересней, чем остальные преподы, он казался мне воплощением образованности. Учитель, как я сейчас понимаю, был искренним поклонником коммунизма, а любимым героем числил красноармейца Сухова. Бедный, бедный, как же он теперь переживет крушение последнего идеала? Ведь не любил, оказывается, Сухов ни революцию, ни Красную Армию, и даже (в романе обнаружилось немало эротических сцен) чуть было не согрешил с красоткой Гюльчатай... По крайней мере они страстно целовались...



ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Не залезайте за титры, маэстро!
Старая фраза про невозможность зайти в реку дважды редко пугает тех, кто годами вспоминал приятную, оставленную позади водную гладь. А жаль: то чувство неудовлетворенности, которое возникает при неудачной попытке повторного захода, иногда способно напрочь перечеркнуть воспоминания о том, что «было, было». Оглядываться опасно - превратишься в столп соляной, нелепый в беспомощности своей.

Авторам удавшихся произведений - особенно в кино - почему-то не страшна такая судьба. Но одно дело - конвейерное голливудское производство, позволяющее срубить кассу даже на «Кошмаре на улице Вязов-5» или сериале про молодого Индиану Джонса. Совсем другая история может возникнуть в России, где в принципе приквелы да римейки не слишком распространены. У нас все же продолжение обычно НЕ следует. И появляется красноармеец Сухов из ниоткуда, и уходит себе в никуда, за горизонт. Так создается легенда - цельная и не требующая каких-то слов вдогонку. Однако годы идут, и вдруг некие слова возникают. И устоявшийся образ рушится. Есть ли что-то реально ценное, во имя чего это стоило бы делать?

Потенциальный коммерческий успех книги про Сухова, теряющего невинность на топчане, и попавшую в тюрьму Катерину Матвеевну? Эта цель как-то не кажется достойной Рустама Ибрагимбекова, сценариста «Урги» и «Храни меня, мой талисман».

Приведение идеологии «Белого солнца» в соответствие с требованиями времени?.. Дело бесполезное (ввиду как раз цельности первоисточника) и конъюнктуркой попахивающее.

Потакание вечному желанию зрителя узнать как можно больше о любимом персонаже и заглянуть за титры? Да, это народ любит. Только он не прощает, ежели история за титрами оказывается слабее легенды.

Попытка прыгнуть в прошлое, в молодость, к тому талисману, который принес безумный успех авторам в самом начале карьеры? Но талисман редко сохраняет свои чудесные свойства, если к нему лишние детальки приделывать...

Возможно, Рустаму Ибрагимбекову удалось найти некую не просчитываемую с помощью логики цель, оправдывающую средства. По крайней мере любимое миллионами «Белое солнце пустыни» этого заслуживает...
Валентина ЛЬВОВА.



Рустам ИБРАГИМБЕКОВ:
Телесериал «Белое солнце пустыни» - вполне возможное дело
- Правда ли, что роман о Сухове был написан еще в шестидесятые годы?

- Нет, в шестидесятые только замысел подобный возник. Сценарий «Белого солнца пустыни» – верхушка айсберга, к которому мы с Валентином Ежовым уже тогда придумали то, что под водой. Все, что происходило с героями до момента их встречи. Реализовать это было нереально, сам сценарий-то проходил с огромным количеством поправок. Помню, как Валентин Иванович, приходя на всяческие обсуждения, начинал с того, что предупреждал: «Гарем – это не бардак, а прямо наоборот!» Нас обвиняли в непочтительном отношении к революционной теме.

...Лет пять или шесть тому назад мы вернулись к теме и писали года три. Оставшиеся три года мы думали, как лучше роман издать. Сначала решили делать это сами, а потом все-таки отдали рукопись в «Вагриус», никого там, кстати, не зная.

- Была ли в первоначальном варианте сценария любимая русская жена Абдуллы?

- Нет, что вы! Это исключено. Среднеазиатский разбойник не мог иметь в гареме белую женщину. Даже то, что Мотыль пробил на роль Абдуллы красавца Кахи Кавсадзе, уже был подвиг. Традиционно такие роли отдавались актерам с неприятной внешностью. Из фильма изъяли также благостную картинку, когда Сухов в собственных мечтах сидит, окруженный гаремом, и читает женам книжку. В кадре было видно название - «Сочинения Карла Маркса». Нас обвинили в непочтительном отношении к классикам марксизма-ленинизма и заслонили обложку одной из жен. Вот вы смеетесь, а много лет тому назад ко мне в Баку пришло семейство Берберовых...

- Это которых лев съел?

- Да, которых убил лев... Так вот, они мне объяснили, что их лев все время снимается в кино, а им очень трудно его содержать. Нельзя ли его поставить на государственное довольствие? Я написал большое письмо в Госкино, и оттуда пришел ответ: «К сожалению, не можем удовлетворить вашу просьбу, потому что лев не российский зверь». То есть зайца или волка они бы согласились содержать, а лев – иностранец. У чиновников было тогда своеобразное мышление, и нам запретили первоначальное название «Спасите гарем». Новое придумал зампред Госкино Баскаков. Он сказал, что нужно что-нибудь нейтральное, вроде «Белого солнца пустыни». И мы согласились: «Ладно, берем!»

Сперва картину хотел снимать Андрей Кончаловский, даже написал сценарий, но он ему самому не понравился. Тогда нас с Ежовым позвали в качестве спасательной бригады. А потом Кончаловский нас бросил, потому что ему предложили «Дворянское гнездо». Он сказал: «Ребята, вы хорошие писатели, но Тургенев лучше». Нам повезло тогда, что мы нашли Мотыля, который сделал очень точное воплощение истории.

- Ваш роман все-таки очень сильно напоминает литературный сценарий. Вам не хочется снять еще один фильм на эту тему?

- Идея сделать «Белое солнце пустыни-2», имея в виду продолжение, носится в воздухе уже давно. Но это очень рискованно, потому что редко удается соответствовать первой удаче. Другое дело – телесериал про молодого Сухова и Абдуллу. Такое может быть.

- Кого вы, например, видите в роли молодого Сухова?

- Например, Сергея Безрукова.

- А Катерина Матвеевна?

- Трудно сказать. Трудно. Сейчас в моде дамы худые, а у Катерины Матвеевны другие габариты.
Ольга БАКУШИНСКАЯ.


Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное