Мастерская пресс-релизов Выпуск 48. Субботник. ОПА! Кому надо?
Выпуск
48. Субботник. ОПА!
Только ценная информация!
Субботник.
ОПА! Кому надо?
Своеобразным «эпиграфом» к сегодняшнему выпуску Мастерской запросто
может послужить ситуация, которая имела место быть также сегодня.
Ситуация
Стою на центральной
улице у витрины магазина, курю, веду важный для меня разговор по мобильнику.
Подходит потертый мужичок и начинает просить сигарету.
Напоминаю исходные
данные: у меня в одной руке – дымящаяся сигарета, в другой – телефон,
поднесенный к уху. Сигареты было не жалко, но для выполнения просьбы мужичка
мне потребовалось бы либо сунуть свою сигарету в зубы, прервав разговор, либо
выбросить ее, достать пачку и угостить мужика.
Разговор для меня
имел большое значение, поэтому я прикрыл трубку и оранул мужику: «А ничего, что
я сейчас занят?!» Он извинительно поднес палец к губам и побрел искать другую
«жертву», а я извинился перед собеседником и продолжил разговор.
Результаты: мужика
интересовала дармовая сигарета и удовольствие лично для него от ее выкуривания.
Вместо этого он получил моральный «пинок» и ушел ни с чем! Из-за единственного
фактора: за своей собственной проблемой он не дал себе труда разглядеть, что я
занят решением своей проблемы, а не его. Отказ был предрешен заранее…
Преломление
Журналистам-новостийщикам,
редакторам, аналитикам совершенно не обязательно объяснять, как связана
описанная выше ситуация с миром пресс-релизов, пресс-служб и СМИ. Они в
подобной ситуации живут постоянно.
По той простой
причине, что множество пресс-секретарей и пресс-служб забрасывают лично их или
корпоративные почтовые ящики редакций многочисленными пресс-релизами, по сути
своей являющимися такой же просьбой дать сигарету…
Дураку понятно, что
пресс-службе надо, чтобы написанный пресс-релиз был опубликован хоть где-то. А
лучше – в достаточно знаковом, рейтинговом СМИ.
Тогда
пресс-секретарь с гордостью пойдет к своему боссу, покажет ему публикации или
ссылки на них, «отработает» свою зарплату (в кавычках, т.к. далеко не только из
пресс-релизов складывается работа пресс-секретаря, но об этом – за пределами
данной рассылки), а то и премию отхватит. Ему это НАДО. Без дураков!
Теперь ответьте на
вопрос: журналисту, редактору, средству массовой информации НАДО (?), чтобы
пресс-секретарь получил свои зарплату и премию? Нет!
И, обращаясь в любую
редакцию с плохим пресс-релизом, любая пресс-служба уподобляется тому мужику,
который просил у меня сигарету, но был (относительно вежливо) послан «куда
подальше».
На примерах
В почте Мастерской
можно обнаружить достаточное количество пресс-релизов, смело претендующих на
«посыл в корзину» по множеству оснований. Сегодня упомяну о двух.
Первый – рожден в
хорошо известном холдинге, который не так давно резко задружил с Русской
Православной Церковью. 15 ноября на сайте холдинга появился релиз, повествующий
о том, как этот холдинг «в рамках партнерского соглашения … конструктивно
взаимодействует с Русской Православной Церковью».
Первый абзац (он же
– лид, который должен быть не более 250 знаков с пробелами, а в реальности –
вдвое больше) рассказывает о направлениях сотрудничества, половина из которых –
красивые слова.
Второй абзац –
такой же по объему – повествует о событиях годичной давности, когда Патриарх
благословил сотрудников холдинга считать своим небесным покровителем
определенного святого.
Третий абзац – 841
знак – скачок из огромного холдинга в один из его филиалов. И перечень реальных
дел сотрудников филиала, направленных на реализацию соглашения.
И, наконец,
четвертый, завершающий и самый маленький абзац, содержит новость – анонс
официального старта пилотного проекта «Энергоэффективный храм».
Что же здесь не
так?
1. – релиз без
новости никому не нужен, и, если ее нет в лидер-абзаце, дальше обычно не ищут.
Она запрятана в конец релиза.
2. – рассказ на два
абзаца о делах давно минувших дней имеет право на жизнь в справке или в
приложении, но не годится в качестве «ударного инструмента» пресс-релиза. Это –
второстепенная для журналиста-новостийщика информация, как для меня – просьба
мужичка о сигарете.
3. – заявлять о
том, как ударно сотрудничают две организации, но приводить пример одного
маленького филиала – обесценивать и «часть», и «целое». Получается, что «целое»
ничего не делает, а похвалиться хочет, поэтому «часть» выступает определяющим
понятием «целого» - Гоголь замечательно использовал этот прием в бессмертном
произведении «Нос».
4. – и даже
деятельность «части» показана шиворот-навыворот: все, что сделано, сделано
руками коллектива, ветеранов, молодежи – физическими лицами, а юрлицо – филиал
– только планирует рассказать о начале проекта…
Такие релизы либо
вывешиваются на сайт, либо выбрасываются в корзину, но – в обоих случаях – их
никто не читает…
К другому
пресс-релизу у меня особых претензий нет, но заголовок несколько настораживает:
«Тагильские школьники дружат с газом»…
Переходим к цитатам
Процитирую
по поводу предыдущих примеров одно из высказываний журналистки, работающей в
Москве, убрав из него имена собственные:
-Я почему-то думала,
что в провинции пишут странные пресс-релизы, но тут поняла, что ничего более
странного, чем релизы некоторых госкорпораций - нет. Еще хуже дела с их «дочками»:
там все вообще – из другой действительности...
На
мой вопрос к выпуску Мастерской №46, «что человек предпочтет: повысить свою
квалификацию или потерять работу?», на почту рассылки alepalg@yandex.ruодин
из подписчиков ответил:
-…С ходу хотелось ответить – ни то, ни другое… Но если альтернатива
выглядит именно так, то, счастье узнать новое предпочтительнее. А вообще, самое
лучшее, если новое по пресс-релизовской части вдруг под угрозой потерять работу
начал изучать шеф…Тогда и сотрудники
потянутся.
К выпуску
№37:
-На
какую тему сложнее всего написать пресс-релиз?
-…На ту, которую лучше всего знаешь, а надо как-то написать иначе.
Говорят, что если прожил в незнакомом городе неделю – напишешь книгу, проживешь
три месяца – запала хватит на статью в журнале. А если проживешь несколько лет
и узнаешь все стороны жизни там со всех сторон – не напишешь ничего (ну может
быть пресс-релиз)…
К выпуску
№40 (как будто к сегодняшней нашей теме!):
-Должен
ли быть опубликован каждый написанный пресс-релиз?
-…Не уверен, что все стремятся к эффективности и оперативности, но
кто-то все равно опаздывает, кто-то выстреливает преждевременно и т.д. И в
итоге масса релизов остается неопубликованной, а из опубликованной массы в
памяти остаются крохи… Зато самые яркие. Затем и работаем.
К выпуску
№41:
-Какова,
на Ваш взгляд, допустимая степень безразличия к своей профессии и ее статусу в
обществе, к делу, которым занимаешься ежедневно?
-Это, пожалуй, главный вопрос нашего времени, и не только пресс-релизов
он касается. Вопрос мотивации созидательного труда (ощущения такового, как
созидательного). Тут ведь одного материального стимула мало. Еще должно быть
что-то от формулы – «если не я, то кто же?»
Об
эссе в выпуске №45:
-…К сожалению, во все ускоряющимся ритме жизни, мы становимся более
суетными и, вместе с тем, более... ленивыми. Ленивыми душой, которая вынуждена
в стремлении к любви - любить "урывками", а в старании к приобретению
чего-либо большого и значимого - размениваться на медяки.... То же самое
наблюдается и в работе, и во взаимоотношениях между людьми. Порой, кажется,
любить бы рад, но не чувствуешь душевных сил к жертвенности. Это по силам лишь
тем, кто сам себе сделал прививку от разрушающего и саморазрушающего ритма
жизни.
-…Алексей, спасибо Вам за пищу для размышлений... Каждое предложение
читала два, а порой и три раза... Даже во время отдыха нечасто заглядываешь
внутрь себя. Именно ассоциация себя с тем, для кого пишешь, позволяет
максимально глубоко проникнуть вглубь темы. Пару месяцев назад у меня был
своеобразный "инсайт": я поняла, что для бОльшего успеха необходимо
"слиться" с бизнес-целями клиента, стать частью его команды. Я именно
изменила свое отношение к работе и стала более продуктивной и эффективной…
И,
вместо анекдота, процитирую сегодня один из замечательнейших Указов великого
российского мыслителя и преобразователя Петра Алексеевича Романова:
-Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а
своими словами, чтобы дурь видна была каждого…
______________
P.S.: Вопрос
к подписчикам:
-Вы
способны заставить меня поверить, что дочитали до этого места, чем-нибудь,
кроме комментария?