Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


В мировых столицах почтили память жертв Андижанской трагедии

14.05.2007 11:20 msk    Соб. инф.

С 11 по 13 мая во вторую годовщину трагических Андижанских событий по мировым столицам прокатилась волна выступлений демократической общественности Узбекистана. Участники протестных акций попытались привлечь внимание международной общественности к нарушению прав человека в Узбекистане, требовали проведения независимого расследования убийств в Андижане и призывали к ужесточению санкций против режима Каримова.

Первое выступление состоялось 11 мая в Стокгольме (Швеция). Проживающие в этой стране узбекистанцы собрались с плакатами возле здания парламента и обратились к шведским парламентариям с просьбой сделать все возможное, чтобы привлечь к ответственности виновников массового убийства гражданского населения в Андижане.


Стокгольм, 11 мая 2007 года. Фото ИА «Фергана.Ру».
В Нью-Йорке аналогичная акция протеста прошла перед зданием ООН. Представители узбекской диаспоры в США потребовали объективного расследования событий в Андижане с привлечением независимых международных экспертов, освобождения всех политзаключенных, а также немедленного ухода Каримова с поста президента Узбекистана и проведения справедливых демократических выборов. Участники акции обратились к мировому сообществу с призывом ввести действенный режим санкций против узбекистанского правительства.


Нью-Йорк, 11мая 2007 года. Фото ИА «Фергана.Ру».
В Брюсселе 12 мая пикету подверглось посольство Узбекистана в Бельгии. «Каримов, уходи!», «Не стреляйте в своих матерей» - было написано на плакатах собравшихся. Узбекские дипломаты испуганно наблюдали за происходящим из окон посольства, и выйти, чтобы пообщаться со своими земляками, не захотели.


Брюссель, 12 мая 2007 года. Фото ИА «Фергана.Ру».
В Лондоне пикет в память жертв андижанской трагедии также был проведен перед зданием посольства Узбекистана. Он был организован Шахидой Якуб, руководителем организации «Узбекистанская инициатива – Лондон».


Лондон, 12 мая 2007 года. Фото Uznews.net.
Подобные акции прошли и во многих других странах. Их участники заявляли, что Андижан не забыт и рано или поздно, но все виновники массового расстрела гражданского населения будут выявлены и понесут наказание.


Брюссель, 12 мая 2007 года. Фото ИА «Фергана.Ру».
13 мая памятная акция протеста состоялась в Ташкенте. В ней приняли участие четверо представителей Правозащитного альянса Узбекистана. В 11 часов они собрались возле монумента Мужества, где возложили цветы к подножию памятника, а затем развернули плакат на английском языке: «Требуем независимого расследования убийств в Андижане».

- Поскольку убийства были, а проведенное правительством расследование необъективно, то мы выступаем за независимое расследование, - заявил Ахтам Шаймарданов, один из участников акции.

По его словам, в преддверии 13 мая дня за всеми узбекскими правозащитниками было установлено сильное наружное наблюдение. Однако вопреки ожиданиям, их не стали задерживать, и они свободно добрались до центра города. Наблюдающие за ними сотрудники ташкентского УВД, переодетые в штатское, которые обычно мгновенно набрасываются и рвут плакаты, в этот раз тоже хотели его порвать, но возле памятника ходила группа каких-то немцев с фотоаппаратами в руках, и милиционеры отошли. Четверо участников акции простояли с плакатом примерно полтора часа, после чего тоже разошлись. Так в Узбекистане отметили годовщину андижанской трагедии.

  * * *

«Орестея»: Марк Вайль в поисках Космоса

14.05.2007 10:03 msk  Орзу Сулейменова (Ташкент)

На днях ташкентский театр «Ильхом» устроил preview (предварительный закрытый просмотр. – Ред.) трагедии Эсхила «Орестея». Премьера состоится только в начале сентября 2007 года, а необходимость показать незаконченный вариант спектакля была вызвана условиями фонда Фридриха Эберта, который спонсировал данный проект.

Стоит отметить, что к греческим трагедиям театры Узбекистана не обращались давно. Последний раз постановку греческого эпоса осуществил в восьмидесятых годах Узбекский театр драмы имени Хамзы. Возможно, одна из причин - в сегодняшнем зрителе, который погряз в современной «легкости бытия». Впрочем, уже и на легкие комедийные пьесы с изрядной долей фривольности, большинство которых - современного зарубежного происхождения, к примеру, в Русский академический театр идут в основном выпускники школ, да и то в рамках общеобразовательного Дня Культуры. Молодежный театр Узбекистана под руководством Наби Абдурахманова после ухода ведущего артиста Анвара Картаева сумел поставить только нового «Скрипача на крыше», который ох как сильно уступает прежней постановке. А театр «Алладин» показывает лишь легкомысленные пьески в опошленной доработке. Так что причина нежелания современного зрителя приходить в театры для приобщения к высокому и вечному кроется, скорее всего, в отсутствии хорошего репертуара.

Отчего же так слабы спектакли? Истоки проблемы, думается, в ташкентском Театральном институте, единственном в Средней Азии. Здесь налицо отсутствие сильной педагогической платформы, что, впрочем, не является из ряда вон выходящим событием для высших учебных заведений Узбекистана.

Профессионализмом не могут похвастать и имеющиеся актерские школы-студии. Исключение составляет театр-студия «Ильхом». Попасть сюда невероятно почетно. Учиться под руководством Марка Вайля, ташкентского мэтра, элегантного, харизматичного, умного и неформатного, подобравшего профессиональных педагогов и часто вывозящего театр на гастроли по дальнему зарубежью, – чем не мечта для артиста? Однако плата за учебу достаточно высока, а играть в театре-студии оставляют лишь единицы. Да и платят им потом примерно столько же, сколько и актерам других драматических театров. Но, несмотря на это, творческая атмосфера, высокие требования, постоянная работа ума и воли приводят к тому, что актеры выкладываются на все сто. В каком еще театре актеры репетируют даже ночами?

Театр-студия «Ильхом» стал моден в один миг. Если вспомнить 1976-й - год образования экспериментальной студии театральной молодежи, и дальнейшие годы в «андеграунде» - это был действительно подпольный, подтверждающий свое расположении в подвале бывшего ресторана «Шодлик» театр, многими не принимаемый, театр «не для всех». Неверно было бы сказать, что статус андеграундного театра является положительным показателем – в конце концов, усилия актеров сводятся к тому, чтобы представлять свое творчество на рассмотрение широкой публике, в идеале – готовой к этому.

Новый метод – смешение традиций народной узбекской комедии масхарабоз и итальянской комедии дель арте в спектакле «Счастливые нищие» - положил начало формуле синтеза. Даже если ставилась европейская классика, на маленькой сцене все равно звучала узбекская речь, и поднимались проблемы не Англии конца 18 века, например, а проблемы человеческие, не имеющие национальных и временных границ.

Это осталось. Ушло ощущение андеграунда. Хотя в спектаклях все так же часто раздевались и выражались матом. Стало стильно ходить в «Ильхом» – расширилась аудитория. Поднялись рейтинги и цены на билеты - это самый дорогой из всех ташкентских театров. С экономической точки зрения это можно понять: театр находился и находится на полном самофинансировании. А вот настоящего зрителя стало меньше. Кризис зрителя – вот одно из самых больших несчастий театра. Значительно снизилось число людей, которые способны видеть многослойность «ильхомовских» постановок, их скрытый смысл, тонкие намеки и метафоричные приемы. Но «Ильхом» не изменяет своим принципам, и его новая постановка - трагедия «Орестея» - вновь полна символизма.

Как сказал Марк Вайль на пресс-конференции для журналистов за несколько дней до preview «Орестеи», «Эсхил – это космос». Космос на сцене камерного театра показать достаточно сложно, если не сказать больше. Однако современные технологии творят чудеса. А с ними Вайль экспериментирует давно – уже в «Подражаниях Корану» по Пушкину присутствуют элементы видеоарта и живой камеры, изображение актеров проецируется крупным планом, чем создается эффект не просто спектакля, а какого-то одномоментного кинематографического процесса.

В «Орестее» все гораздо сложнее и глубже. Во-первых, видеофрагменты, снятые молодым режиссером Талгатом Хасанзяновым, имеют усугубленно-бытовой характер. Когда Клитемнестра убивает своего мужа, на экране в какой-то грязной маленькой ванной умирает мужчина от многочисленных ударов, очевидно, топором. По отзывам зрителей – картина тошнотворна. Однако, по словам режиссера, именно такая задача и ставилась. То же почти со всеми сценами – рот, пережевывающий мясо своих детей, убийство Орестом матери, обнажившей грудь, которой был вскормлен герой...

Заметно, что Марк Вайль в творческом плане стал старше. Во-первых, само произведение требует огромной готовности – это почти Гамлет, если не больше, к которому приходят все большие режиссеры. Во-вторых, Вайль отказался от обычного кричащего эпатажа, от уже упомянутых выше раздеваний и мата. И это дает актерам возможность дышать, они сильнее раскрываются, ярче играют. Нельзя не отметить исполнительницу роли Клитемнестры Ольгу Володину, такую органичную, яркую, смелую в своей игре.

Огромное количество символики рассчитано на знающего и подготовленного зрителя. Так, Эгист ходит с яблоком, став вегетарианцем после истории с поеданием человеческих детей. В спектакле очень много ярких находок, юмора, даже зритель задействуется при решении судьбы Ореста – «казнить нельзя помиловать», что заставляет вспомнить новаторство в стиле Павича. Но все очень к месту: ведь действительно же в «Орестее» был описан первый суд путем всенародного голосования, такая первая ласточка демократической мысли.

Песни в исполнении американского актера театра под Тома Уэйтса и приятные джаз-роковые композиции ташкентского композитора Артема Кима, вносящие диссонанс в происходящее на сцене, создают фарс, доказывая, что жизнь – повсюду. И как ни парадоксально – даже в смерти. «Kill your mother, baby…» - звучит с интонацией Уэйтса, и в твоей душе идет Поиск.

Трактовка спектакля Вайлем неоднозначна. Взять хотя бы то, что это - реалити-шоу. Три журналиста на трех языках говорят нам пятистопным ямбом, - не изменяя, однако, интонационным тенденциям современного телевидения, - о том, что творится на земле греческой. Операторы выхватывают лица героев, создается иллюзия прямого включения. Но необходимо ли это? Нужно ли издеваться над нынешней больной реальностью, забывшей свои корни и не подозревающей о своем происхождении? Не застелет ли глумление глаза зрителю, закрыв истинно большие сегодняшние и вечные проблемы?

«Космоса» в постановке пока нет. По словам одного из участников проекта, причина в том, что на сцене все равны – и люди, и боги, и нет свыше никакой силы, никакого глаза, следящего за происходящим с болью, жалостью и всезнанием. На мой зрительский взгляд, дело в другом. Есть трагедия в целом - и нет ни одной трагедии в частности. Всем плохо, это понятно. Все три действия происходят с надрывом, с криком и срывом в голосе. Но нет никого, даже того же Ореста, который тихо бы плакал в то время, пока остальные кричат только для того, чтобы показать, почему он плачет так - шепотом, и чем это страшнее.

Пока есть стеб. И есть трагедия в целом. Но не более. Однако есть и надежда на премьеру, которая будет, по словам Вайля, значительно отличаться от preview, поскольку данная версия была отрепетирована буквально за неделю-полторы. Может, тогда появятся филигранность и легкость, которые заставят не дышать от осознания бесконечной повторяемости, от вечной трагедии, прерываемой короткими вспышками иллюзорного спокойствия. Но чем бы ни стала премьера трагедии Эсхила в сентябре, космос «Ильхома» уже существует.

* * *

В Москве открывается выставка авторских фотографий главного редактора ИА «Фергана.Ру»

14.05.2007 00:02 msk   Фергана.Ру

16 мая 2007 года апреля в Москве, в Культурно-выставочном центре «Галилей» откроется выставка авторских фотографий главного редактора информагентства «Фергана.Ру» Даниила Кислова «Окно, дверь».

На двадцати пяти фотографиях большого формата (70 на 100 сантиметров) - двери и окна жилых домов в узбекских городах Ташкент, Фергана и в киргизском поселке Гульча.

Куратор проекта - Анна Краснопольская.

Выставка продлится с 16 по 25 мая. Галерея открыта с 11 утра до восьми вечера без выходных.

Тел.: 783-9038 (доб. 10-93)

Факс: 783-9037

E-mail: info@galileiart.ru

www.galileiart.ru

* * *

Россия-Узбекистан: Военно-транспортные самолеты для армии Китая будут производиться в Воронеже

14.05.2007 08:28 msk    Газета

Как сообщает московское издание «Газета», исполнение договора на поставку Китаю 34 военно-транспортных самолетов Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78 на общую сумму $1,5 млрд, подписанного в сентябре 2005 года, практически остановлено. Об этом заявил в пятницу гендиректор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов.

Поставка самолетов по той цене, которая определена в контракте, приведет к огромным убыткам, поскольку с 2005 года стоимость материалов и работы значительно выросла. Сейчас, отмечает Ливанов, ведутся переговоры о том, как в сложившихся условиях все же обеспечить выполнение контракта.

В понедельник начинается визит в Узбекистан председателя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина. Официальная тема визита - участие в заседании российско-узбекской межправительственной комиссии. Но очевидно, что за рамками официальных переговоров будет обсуждаться один из главных вопросов российско-китайского ВТС - будущее Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова ("ТАПОиЧ") и его роль в выполнении китайского контракта.

Дело в том, что все тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76 производились в советское время исключительно на ташкентском предприятии. На российских предприятиях мощностей для сборки Ил-76 нет.

Именно этот "узбекский мотив" и не был учтен в 2005 году при подписании контракта с Китаем. Контракт был просчитан, исходя из стоимости готовых заделов, а их вместо 38 на "ТАПОиЧ" нашлось всего 14-16. Кроме того, сохранялась неясность в отношении "ТАПОиЧ", в частности на какой основе будет строиться его взаимодействие с российскими партнерами.

Сегодня никто не берется установить виновного: был ли это прокол со стороны "Рособоронэкспорта", или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), или самого "Ильюшина". "С самого начала было ясно, что контракт - сложный", - дипломатично говорит директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. В сложной ситуации его исполнители предпочли подписать все в сыром виде, по принципу "кривая вывезет", чем докучать власти, которая на тот момент и сама не знала, что ей делать с авиапроизводителями.

Теперь, наконец, дошла очередь до "ТАПОиЧ" и китайских "Илов". Как сообщил "Газете" компетентный источник из ВПК, вопрос с китайцами решен положительно, контракт будет исполняться. "Надо налаживать сборочную линию в России, например на воронежском предприятии, - считает Руслан Пухов. - Тем более что нам и дальше будут нужны тяжелые военно-транспортные самолеты".

По всей видимости, высказывания Виктора Ливанова, который находится в Ташкенте вместе с Борисом Алешиным, прежде всего призваны подготовить китайцев к тому, что российская сторона будет настаивать на изменении стоимости контракта - как минимум на стоимость установки новой сборочной линии (приблизительно $80-100 млн).

Источник: Газета, 14.05.2007, с. 18

* * *

В Узбекистане выступит франко-узбекская группа «Yengi Yol»

14.05.2007 09:58 msk   Соб. инф. (Ташкент)

Фергана.Ру Французский культурный центр имени Виктора Гюго в сотрудничестве с Узбекским театром юного зрителя организует серию концертов франко-узбекской группы «Yengi Yol» (Янги Йул).

Состав «Yengi Yol» - интернационален: Эмманюэль Хосейн Дюринг - ударные (Франция), Адрие Эспинуз – най (Франция), Спиридон Шаларис – канун (Греция), Антуан Морино – ударные (Франция), Дильфуза Ибрагимова – вокал (Фергана), Рустам Тагайкулов - дойра (Бухара), Жамал Авезов – скрипка, гиджак (Хорезм), Отабек Юсупов – дутар (Хорезм).

Первая встреча гитариста фламенко и сына этнографа-музыковеда Эмманюэля Хосейна Дюринга с узбекскими музыкантами состоялась в 2003 году, когда он впервые приехал в Ташкент. Дюринг был поражен той легкостью, с которой он общался с местными музыкантами. Когда они исполняли свою традиционную музыку, он присоединялся к ним с цыгано-испанскими ритмами. В то же время узбекские музыканты мгновенно находили симметричный ответ, когда он начинал buleria или fandango.

- Музыкальные традиции можно рассматривать как языки: латинские, тюркские, арабские и так далее, - говорит Эмманюэль Хосейн Дюринг. - Француз понимает испанский или итальянский языки практически без перевода. Так же и с музыкой. Нам не обязательно играть на тех же инструментах, чтобы воспроизвести музыку родственной семьи, потому что обе музыкальные семьи происходят от общего тюркского ствола. Что интересно, так это мостики: язык, мелодическая система макомов, суфийские мотивы. Что придает силу, так это различия в деталях, стиле, тембре, и их смешение не разрушает, а напротив - усиливает их уникальность. Глиссандо скрипки напоминают интонации cantaor, игра дутара созвучна игре гитары-фламенко, а мелодии узбекской певицы могли быть созданы в Хересе или в Севилье.

«Yengi Yol» – живое доказательство этого родства, которое сближает музыкальные культуры, на первый взгляд далекие друг от друга. Эмманюэль Дюринг от мелодий своего родного Ирана до фламенко восходит по течению истории, следуя цыганской тропой, которая начинается на мусульманском Востоке. Этот маршрут музыкальных аналогий высвечивает узбекские и таджикские традиции, мощь голоса и игру дутара, которые, как ни странно, напоминают своих далеких андалузских кузенов. «Среднеазиатское фламенко» группы «Yengi Yol» звучит неожиданно и так знакомо. В своем новом проекте группа пытается навести мосты между музыкальными традициями узбеков и оттоманских турков.

В исполнении группы прозвучит оттоманская и узбекская музыка. Концерты состоятся в Ташкенте - 25 мая в 18.30 в Республиканском театре юного зрителя, Самарканде - 27 мая в 17.30 в театре имени А.Джураева, в Бухаре - 29 мая в 17.30 в медресе «Айоз». Вход на все концерты – по пригласительным.

В будущем году группа планирует выпуск альбом «От Севильи до Бухары» и длительное турне по Европе.

 

* * *

Евросоюз принял решение продлить санкции в отношении Узбекистана

14.05.2007 15:33 msk  Daily Comet

Как сообщает Daily Comet со ссылкой на Associated Press, в понедельник, 14 мая, министры иностранных дел Европейского союза обсудили вопрос о продлении санкций, наложенных на Узбекистан после кровавого подавления митинга в Андижане в мае 2005 года.

Напомним, 27 стран, составляющих Евросоюз, ввели эмбарго на торговлю оружием и выдачу въездных виз на территорию этих стран ряду высших узбекских чиновников. В ходе сегодняшнего обсуждения все 27 государств ЕС поддержали продление санкций в отношении Узбекистана - еще на полгода. Однако, как сообщил один из дипломатов на условиях анонимности, Германия, которая является председателем ЕС, и Испания хотят снять запрет на выдачу виз некоторым из находящихся в «черном списке» ЕС лицам. Напротив, Великобритания подвергла резкой критике Узбекистан за продолжающиеся нарушения прав человека. Окончательное решение по данному вопросу ожидается позднее в понедельник.

Ранее правозащитники выразили обеспокоенность тем, что страны ЕС при обсуждении будущего санкций могут поставить экономические интересы выше прав человека. Human Rights Watch и Amnesty International призвали министров ЕС сохранить жесткую линию в отношении Узбекистана. Как предполагает Human Rights Watch, признаки смягчения позиции Европы, возможно, и придали смелости узбекским властям, которые недавно жестоко осудили двух правозащитниц.

В марте 2006 года ЕС заявил, что готов к возобновлению переговоров с Узбекистаном в знак признания выраженного президентом Исламом Каримовым желания пойти на диалог для обсуждения произошедших в узбекском городе Андижане событий 13 мая 2005 года. В декабре 2006 года Узбекистан согласился на переговоры с экспертами Евросоза по Андижанским событиям, однако отказывается выполнять требования ЕС о проведении независимого расследования трагедии, когда правительственные войска открыли в Андижане огонь по толпе в основном мирных демонстрантов, в результате чего погибло, по данным различных источников, не менее 700 человек. Правительство Узбекистана настаивает на 187 погибших, и обвиняет в произошедшем исламских боевиков.

Каримов жестко управляет Узбекистаном, он не приемлет инакомыслия и устранил оппозицию. Из страны высланы журналисты десятков иностранных средств массовой информации и общественных организаций. Местные средства массовой информации жестко контролируются. Жизнь правозащитников подвергается угрозам, многие арестованы и приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

Перевод ИА «Фергана.Ру»

* * *

ЕС намерен исключить из «черного списка» четырех высших узбекских чиновников

14.05.2007 17:35 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру Как сообщает EARTHtimes, Европейский союз согласился с настойчивым желанием Германии изъять из «черного списка» лиц, которым запрещен въезд на территорию стран ЕС, фамилии четырех высших узбекских чиновников. Об этом журналистам заявила комиссар ЕС по внешним отношениям Бенита Ферреро-Вальднер в кулуарах совещания министров в Брюсселе.

Однако конкретных имен Ферреро-Вальднер не назвала. Она заявила также, что ЕС по истечении шести месяцев вновь пересмотрит санкции против Узбекистана, а на протяжении всего этого времени будет внимательно следить за ситуацией с правами человека в этой стране.

«ЕС необходимо признать, что узбеки не добились прогресса по этому вопросу, - добавила Ферреро-Вальднер. – Такие страны-члены, как Великобритания и Швеция, заявили, что кардинального улучшения ситуации с правами человека в Узбекистане не наблюдается. Некоторые правительства ЕС, включая нынешнего председателя ЕС - Германию, видят позитивные признаки в поведении узбекского правительства, свидетелсьтвующие о готовности начать диалог по правам человека».

Как сообщает Uznews.net, в заявлении, сделанном сегодня Европейским союзом по Узбекистану, говорится, что Совет по внешним связям ЕС «призывает узбекские власти освободить Гульбахор Тураеву и других правозащитников и снять ограничения на передвижения Умиды Ниязовой. Совет призывает Узбекистан уважать свои обязательства перед международными стандартами прав человека». В то же время министры иностранных дел ЕС отметили, что приветствуют подтверждение узбекской стороной намерения сотрудничать с Международным комитетом Красного Креста, а также начало первого раунда диалога по правам человека между ЕС и Узбекистаном, состоявшийся 8-9 мая в Ташкенте.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное