Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Казахстан: Бездомный беженец обвиняет функционера партии <<Нур Отан>> в избиении



Казахстан: Бездомный беженец обвиняет функционера партии «Нур Отан» в избиении
2014-11-24 21:38 Нурали Рустамов

Беженец из Чечни Ахдан Дозгаев, проживающий в Алма-Ате, обвиняет функционера правящей партии «Нур Отан» в нанесении побоев вместо выдачи обещанной зарплаты. Правоохранительные органы принимать у пострадавшего заявление отказываются. Жалобы на действия партаппаратчика, поданные в районный и городской офисы «Нур Отана», привели к еще более печальному результату - 20 ноября неизвестный человек ударил Ахдана Дозгаева кирпичом по голове.

Ахдан Дозгаев живет в Казахстане с 1995 года. Нормально обустроиться ему так и не удалось, так что приходится ночевать, где придется, и перебиваться случайными заработками на строительстве.

Поиск работы свел его с Канатбеком Адильбеком – членом политического совета и общественного совета по противодействию коррупции Ауэзовского районного филиала (Алма-Ата) партии «Нур Отан». По словам Дозгаева, у Адильбека достаточно коммерческой недвижимости – гостиница, кафе, общежитие, так что рабочие руки ему нужны всегда. За месяц работы на возведении нового общежития Ахдан должен был получить около 150 долларов. Однако партиец начал кормить его «завтраками», а потом прислал смс с указанием места встречи. Дозгаев пришел и, с его слов, был избит Адильбеком и его помощником.

Пострадавшему беженцу помогли прийти в себя соседи Адильбека. Ахдан пробовал было обратиться в районное отделение полиции, но там не стали принимать заявление. Дозгаев полагает, что ранее Адильбек мог работать в органах внутренних дел и до сих пор сохранил определенные связи и возможности.

Ахдан надеялся найти справедливость в районном филиале президентской партии, где обратился к начальнику «борца с коррупцией», затем побывал в городском филиале, здесь ему пообещали разобраться.

Партия «Нур Отан» («Свет Отечества») является своеобразным казахстанским аналогом партии «Единая Россия». Эта крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана была основана в 1999 году по инициативе действующего президента Нурсултана Назарбаева, он же является её лидером.

Так и не получив внятного ответа, Дозгаев выложил на видеоканале Youtube свое открытое видео-обращение и обратился в Казахстанское международное бюро по правам человека.

- Я на него месяц отпахал, построил общежитие, пришел к нему за деньгами, а он мне зубы выбил. Я эти зубы отдал начальнику Аузовской районной партии «Нур Отан»… Я не хочу, чтоб такие люди дальше над бедными людьми издевались, унижали их и избивали, - говорит А.Дозгаев в своем обращении.

- Действительно, он приходил к нам, рассказывал про свою непростую ситуацию. Я направил два запроса – сначала в районный филиал, затем – в городской, где Дозгаев, по его словам, оставил свои жалобы. Просто хотелось узнать официальную реакцию: поступали ли такие жалобы, и если да, то каков итог. Прошло больше недели, и 20 ноября мне позвонила женщина. Не представилась, но сообщила, что звонит из Ауэзовского филиала «Нур Отана». Первыми ее словами были: «А вы знаете, что Дозгаев не гражданин РК? А вы знаете, что он в розыске?» У меня появился встречный вопрос: «И что, на этом основании его можно бить?» Тогда позвонившая сказала: «Ждите официального ответа» и предупредила об ответственности за клевету. Все еще жду, - рассказал Андрей Гришин, сотрудник Казахстанского международного бюро по правам человека.

В тот же день, 20 ноября, на Ахдана совершили нападение. По рассказу Дозгаева, ему позвонил его бывший «работодатель» и предложил встретиться вечером возле бани «Арасан». Однако сам не пришел, а к Дозгаеву сзади подбежал мужчина и ударил кирпичом по голове. Второй удар удалось предотвратить только потому, что рядом оказался охранник из службы «Кузет». Нападавший скрылся в автомобиле, а на место преступления приехали полицейские.

У Ахдана зафиксировали сотрясения мозга. Но полицейские Медеуского отделения полиции Алма-Аты вновь отказались принимать его заявление. Претензий к нему тоже не предъявили, а это значит, что ни в каком розыске он не находится.

Стоит заметить, что члены президентской партии с завидным постоянством оказываются замешанными во всяких некрасивых историях. Логика есть: большинство из них являются чиновниками.

По словам первого заместителя председателя «Нур Отана» Бауыржана Байбека, ежегодно из партии президента исключается до 12 тысяч человек, в основном за нарушение партийной дисциплины и коррупцию. Но Дозгаеву и другим пострадавшим от их действий от этого не легче.

Отчаявшийся беженец хочет устроить акцию самосожжения.

Нурали Рустамов

Международное информационное агентство «Фергана»



Странность современного Узбекистана: Бедные и богатые, несчастные и довольные
2014-11-25 02:27 Каманчерро

Странность современного мира заключается даже не в том, что всё изменяется молниеносно, а скорее в том, что изменяется это всё исключительно для тех, кому и так было не очень комфортно и уютно.

Каждый раз, читая статьи «Ферганы», я задумываюсь о том, что все пишущие туда журналисты умышленно омрачают положение дел, хотя всё действительно не «есть гуд» в этой республике, некогда входившей в состав СССР.

С одной стороны, прочитав любую статью про Узбекистан, создаётся ощущение полного коллапса и разрухи, картинки из новостей какой-нибудь Уганды или Зимбабве, с другой стороны, если взглянуть на реальность, то видится всё это под совсем иным углом.

Если вы спросите любого узбека, как у него дела, то он обязательно вам пожалуется на то, что денег нет, цены растут и по существу он уже должен распухнуть от голода и умереть, а если учесть, что у него есть жена и дети, то остаётся ему только посочувствовать… Но! Если вы проследите за его жизнью, то окажется, что он за один год успел заказать последний выпуск новинки узбекского автопрома, продал одну машину, которую купил в прошлом году, по цене, фактически такой же, за которую покупал. Дом у него обставлен техникой, сам он одевается далеко не в лохмотья, питается он отнюдь не раз в неделю, а три раза в день, а то и больше и очень хорошо! Просто жаловаться на жизнь в Узбекистане стало модным, с учётом рыночных отношений и постоянной угрозы своим доходам, все узбеки, как один жалуются и клянут свою судьбу.

Узбекистан - это центрально-азиатская страна с мусульманскими традициями, где семейственность имеет немалое значение, понятие кровных уз тут больше, чем просто понятие. Страна, в которой благодаря родственникам можно стать чиновником и иметь неплохой доход, даже не имея элементарного образования. Страна с уникальной системой ценностей «я помогу тебе за то, что ты поможешь мне», никто и никогда тут просто так вам не улыбнётся и вы должны это понимать, потому что рано или поздно, за улыбку с вас будут просить улыбку, а, зная ментальность узбекистанцев, думаю на улыбке дело не закончится.

Когда вы смотрите вокруг, вы видите людей, которые даже в разговоре с вами прощупывают вас, ради того, чтобы понять, где и когда вы можете им пригодиться.

Перед власть имущими тут могут выстлать ковёр из собственной кожи, потому что если власть имущим это понравится, то в дальнейшем это может пригодиться.

Тут не принято открыто осуждать. Это основа основ: если вы начальник, в лицо вам будут улыбаться и снимать каждое слово с губ, вас будут превозносить до небес и сносить любое ваше поведение, за спиной вас будут проклинать и желать вам адских мук ещё при жизни. Никогда и нигде не один узбек не будет открыто осуждать человека, стоящего выше него по статусу, во-первых: из-за страха, во-вторых: потому что, осудив, вы попадёте в опалу и от вас могут избавиться и закрыть вам ходы, а также вашим родственникам, дальним и ближним.

Кто-то может сказать, а где иначе? Но это не тот вопрос, который нужно задавать в данном случае! Вопрос должен звучать, как он обычно и звучит: «Почему в Узбекистане так плохо жить?»

Всё очень просто: трусость перед начальством за место под солнцем, за то, что не пригласят на плов, за то, что не займут денег на новый автомобиль, за то, что будут косо смотреть.

Трусость иметь своё мнение и уметь это мнение озвучивать!

Но трусость не появляется ниоткуда! Ведь большинство из тех, кто боится что-то сказать, боятся по ряду причин. Во первых, многие рабочие места покупаются, так как большинство доморощенных специалистов никогда бы не получили то или иное место, на той или иной должности имея только сертификат об образовании, так как сертификаты современных узбекских вузов очень дорогие, но совершенно бесполезные, начиная от учителей и врачей и заканчивая дипломатами и юристами. Поэтому приходится раскошеливаться, чтобы попасть на службу в то или иное заведение или же задействовать родню, тут опять включается вопрос о страхе говорить своё мнение, потому что под удар попадает многочисленная родня, которая фактически помогла «специалисту» устроиться на тёплом месте.

Поэтому и говорят родители свои ненаглядным: «сиди и помалкивай»! Вот и помалкивают, все молчат, а иначе одному Аллаху известно, чем дело может кончиться! Все жалуются на президента, на правительство, на то, что государство наше прогнило в коррупции и взяточничестве, но что-то я ни разу не слышал ни от одного узбека, что он тоже не шёлковый, что нет сейчас в Узбекистане сладких пряников, все уже по самые уши прогнили и стали частью системы, поэтому и молчит страна, всех всё устраивает, все между собой повязаны, троньте одного и голов полетит, больше чем при «чистках Сталина»!

Зато все стали набожными, все ходят в мечети и молятся... Дело религии - это дело личное, но как может человек идти и молиться Аллаху или Богу, да кому бы там ни было, если он, работая на ярмарке Малика, нагло врёт людям в лицо всю неделю, обманывает их, а потом молится и уверен, что Аллах его слышит? Всё ведь от того, что народ уже привык верить в то, что все вокруг дураки и никто ничего не понимает, это президент плохой, это правительство плохое, а мы хорошие, мы даже молимся!

Так и живёт Узбекистан с верой в светлое завтра. Люди плохо живут, но по статистике у каждого второго жителя республики есть автомобиль, сотовая связь не роскошь, а обычное дело.

В ближайшем и обозримом будущем в этой стране ничего не изменится, просто потому, что 90% населения находят лазейки, ищут, воруют, обманывают, молятся и всё начинается по новой. Тут очень многие совершенно не готовы к переменам, они их не хотят, потому что честно жить - это значит отказаться от всего плохого и начать жить хорошо. А хорошо жить у нас пока никто не готов, ведь кто знает, что будет в этой «хорошей» жизни?

Если будет хороший президент и хорошее правительство, то придётся признать, что сам народ-то не очень хороший, не готов этот народ ни к реформам, ни к изменениям, ни к чему, кроме своего плохого, но тёплого болота!

С любовью и заботой, Каманчерро.

В рубрику Блоги «Ферганы.Ру» может писать всякий человек, имеющий что сказать и грамотно излагающий свои мысли. Присылайте свои статьи и очерки, записки и крики души по адресу главного редактора Даниила Кислова dan@kislov.ru.

Международное информационное агентство «Фергана»



Сенаторы США снова призвали Ислама Каримова немедленно освободить пятерых узников совести
2014-11-25 11:18 ИА Фергана.Ру

Восемь американских сенаторов обратились 24 ноября к президенту Узбекистана Исламу Каримову с просьбой освободить из заключения пятерых политических заключенных – Агзама Тургунова, Дильмурада Саидова (Сайид), Салиджона Абдурахманова, Мухаммада Бекжанова и Бобомурода Раззокова, сообщает базирующаяся в Вашингтоне неправительственная правозащитная организация Freedom Now.

В своем письме сенаторы Ричард Дж. Дурбин, Роберт Менендес, Патрик Лихи, Ричард Блюменталь, Бенджамин Кардин, Барбара Боксер, Роберт П. Кейси младший и Марк Кирк подчеркивают, что все пятеро осуждены по политическим мотивам и узниками совести их признают такие авторитетные международные организации, как Human Rights Watch, Reporters Without Borders, Freedom Now, Committee to Protect Journalists, Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям.

Сенаторы отмечают, что «последние несколько лет Узбекистан работал над сближением с США, и эту тенденцию мы хотели бы видеть устойчивой, особенно в свете ежегодных двусторонних консультативных встреч, очередная из которых пройдет в следующем месяце. К сожалению, отсутствие прогресса в решении этих вопросов [политзаключенных] является препятствием для дальнейшего сотрудничества между нашими двумя странами».

Кратко представив каждого из названных в письме узников совести, сенаторы заявили, что их освобождение помогло бы укрепить отношения между Узбекистаном и США. Freedom Now приветствует инициативу американских политиков и присоединяется к их призыву.

Это не первое письмо американских сенаторов с призывом к Исламу Каримову освободить узбекских политзаключенных, предыдущие были направлены в июне 2013 года и мае 2014-го.

Полный текст письма сенаторов доступен по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекская авиакомпания начала выполнять прямые рейсы «Краснодар-Бухара»
2014-11-25 12:58 ИА Фергана.Ру

Авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» («Узбекские авиалинии») начала выполнять прямые рейсы из Бухары в Краснодар, сообщает Yugopolis.

Авиаресы совершаются по субботам на самолете Airbus A320, продолжительность полета составляет 3 часа 10 минут. Тариф в одну сторону составляет порядка 14.455 рублей с учетом сборов. Путешествие туда и обратно в салоне экономического класса обойдется в 30.090 рублей. Маршрут «Краснодар-Бухара» закроется в конце марта.

Ранее по этому маршруту можно было летать только с одной или двумя пересадками.

Международное информационное агентство «Фергана»



Иран: Санкции частично сняты, переговоры по ядерной программе будут продолжены
2014-11-25 14:35 ИА Фергана.Ру

Иран и шестерка
Переговоры по иранской ядерной программе между Ираном и международной «шестеркой» (Россия, США, Британия, Франция, Германия, Китай), которые проходили в Вене, продлеваются до конца июня; за предстоящие шесть месяцев предполагается закончить работу по выработке рамочного соглашения, сообщает Коммерсантъ. В совместном заявлении, зачитанном координатором «шестерки» Кэтрин Эштон и министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, говорится: «Мы решили продлить действие Совместного плана действий, чтобы дать возможность идти дальнейшим переговорам до 30 июня. Мы намерены сохранить существующий темп движения, чтобы закончить эти переговоры в кратчайшее время - до четырех месяцев, - и оставшейся период посвятить завершению технических сложностей».

Как отметил заместитель министра иностранных дел Ирана Маджид Тахт-Раванчи, «мы оптимистично настроены и верим в то, что окончательное соглашение будет достигнуто очень скоро. Если бы у нас было еще немного времени, мы бы смогли завершить работу на данном раунде переговоров», - цитирует РИАН.

Однако президент Ирана Хасан Роухани вчера сказал в интервью государственному телеканалу, что Иран продолжит использовать свои ядерные технологии. «Мы не достигли компромисса по поводу иранских ядерных прав и никогда не достигнем, и нет никаких сомнений, что иранская ядерная технология продолжит функционировать»,

Однако, поскольку переговоры было решено продлить, то стороны договорились о частичном снятии международных санкций. Так, Газета.Ру сообщает, что Иран теперь получит доступ к некоторым своим активам и будет получать по 700 миллионов долларов в месяц с замороженных счетов. Это продлится до конца июня следующего года.

Международное информационное агентство «Фергана»



Президенты Казахстана и Узбекистана «сверили часы». Назарбаев был прагматичен, Каримов – комплиментарен
2014-11-25 15:01 ИА Фергана.Ру

Нурсултан Назарбаев (слева) и Ислам Каримов. Фото Reuters
В Астане 25 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел встречу со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым, прибывшим накануне с официальным визитом.

Как сообщает Akorda.Kz, президенты обсудили приоритетные направления двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, водно-энергетической, транспортной и культурно-гуманитарной сфере, затронули ключевые аспекты региональной безопасности и наиболее актуальные международные вопросы.

«Отрадно отметить, что наши подходы по многим аспектам совпадают. Это касается и водной проблематики в регионе. Сотрудничество в этой жизненно важной сфере возможно только на основе взаимного доверия. Также необходимо обеспечить транспарентность и учёт интересов всех без исключения стран региона», - сказал Назарбаев на брифинге по итогам переговоров.

В свою очередь, президент Узбекистана заявил, что «сегодня мы подтвердили единую позицию в отношении строительства новых гидротехнических сооружений в верховьях рек Сырдарьи и Амударьи, которое должно осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права и конвенций ООН и при обязательном согласовании со всеми странами, которые находятся в низовьях этих рек». Как передают Новости-Казахстан, Назарбаев и Каримов отметили, что водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и от их разумного и справедливого использования зависят судьбы десятков миллионов людей, стабильность и благополучие всего региона.

Говоря о международной повестке дня, Назарбаев сообщил, что на встрече обсуждались ситуация на Украине, в Афганистане, Сирии и Ираке. «Казахстан и Узбекистан намерены и далее поддерживать друг друга на международной арене. Будем активно участвовать в реализации совместных инициатив, в том числе, в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, СВМДА, ОИС и других структур. Актуальным остается наше совместное противодействие международному терроризму и религиозному экстремизму», - перечислил президент Казахстана.

Он также отметил устойчивый рост взаимной торговли. «Ярким подтверждением является постоянное увеличение товарооборота. С 2005 по 2013 годы он вырос в четыре раза, превысив два миллиарда долларов. За девять месяцев он уже составил более полутора миллиарда долларов. Такая динамика вызвана устойчивым подъемом экономик двух государств, а также укреплением сотрудничества во всем регионе», - пояснил Назарбаев.

Президент Узбекистана тоже остался доволен результатами переговоров, в частности, тем, что, как пишет Akorda.Kz, «встреча показала близость позиций практически по всем обсужденным вопросам двусторонних отношений и ключевым направлениям регионального сотрудничества и международной политики».

Каримов отметил, что современные вызовы напрямую затрагивают стратегические интересы Казахстана и Узбекистана. «Скорейшая стабилизация обстановки в Афганистане и достижение мира в этой стране имеют решающее значение для безопасности и стабильности в центральноазиатском регионе и за его пределами», - сказал Каримов.

По его словам, в условиях стремительно меняющейся ситуации в современном мире каждая страна ищет свою опору, уточняет свои планы и опирается на своих близких соседей. «Для нас Казахстан - самая близкая страна, близкий народ, который в тяжелые испытания и радостные дни всегда был вместе с нами. Мы всегда прибегали к помощи друг друга. Хотел высказать слова самого большого уважения к казахскому народу, уверенно двигающемуся по пути процветания. Нам необходимо чаще встречаться для того, чтобы «сверять часы» и совместно определять дальнейшие перспективы», - считает президент Узбекистана.

На переговорах в расширенном составе Ислам Каримов отметил политическую прозорливость Казахстана и его умение заглянуть в будущее.

«Я говорю, есть в мире люди, которые с годами становятся мудрее, а я так думаю, что, - Нурсултан Абишевич, хочу сделать Вам комплимент, - есть люди, которым просто еще с юных лет и с детства им Аллах дает мудрость, - цитирует каримова Tengrinews.kz. - Поэтому в одном лице сочетать это очень трудно, но, тем не менее, когда это является естественным элементом того, что человек из себя представляет, приходится еще раз признать, я бы сказал, его далеко идущие взгляды и его уверенность, что именно в прошлом году надо было подписать этот документ, который с 1 января следующего года приобретает свою реальную силу», - сказал Каримов, говоря о Договоре о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном, которому узбекский президент, по его признанию, не придал поначалу особого значения, но теперь считает, что «он приобретает большую актуальность сегодня, чем было вчера».

По итогам переговоров подписаны протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 2 июня 1997 года и программа сотрудничества между министерствами иностранных дел Казахстана и Узбекистана на 2015-2016 годы.

Международное информационное агентство «Фергана»



Президенты Казахстана и Узбекистана «сверили часы». Назарбаев был прагматичен, Каримов – комплиментарен
2014-11-25 15:01 ИА Фергана.Ру

Нурсултан Назарбаев (слева) и Ислам Каримов. Фото Reuters
В Астане 25 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел встречу со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым, прибывшим накануне с официальным визитом.

Как сообщает Akorda.Kz, президенты обсудили приоритетные направления двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, водно-энергетической, транспортной и культурно-гуманитарной сфере, затронули ключевые аспекты региональной безопасности и наиболее актуальные международные вопросы.

«Отрадно отметить, что наши подходы по многим аспектам совпадают. Это касается и водной проблематики в регионе. Сотрудничество в этой жизненно важной сфере возможно только на основе взаимного доверия. Также необходимо обеспечить транспарентность и учёт интересов всех без исключения стран региона», - сказал Назарбаев на брифинге по итогам переговоров.

В свою очередь, президент Узбекистана заявил, что «сегодня мы подтвердили единую позицию в отношении строительства новых гидротехнических сооружений в верховьях рек Сырдарьи и Амударьи, которое должно осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права и конвенций ООН и при обязательном согласовании со всеми странами, которые находятся в низовьях этих рек». Как передают Новости-Казахстан, Назарбаев и Каримов подчеркнули, что водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и от их разумного и справедливого использования зависят судьбы десятков миллионов людей, стабильность и благополучие всего региона.

Говоря о международной повестке дня, Назарбаев сообщил, что на встрече обсуждались ситуация на Украине, в Афганистане, Сирии и Ираке. «Казахстан и Узбекистан намерены и далее поддерживать друг друга на международной арене. Будем активно участвовать в реализации совместных инициатив, в том числе, в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, СВМДА, ОИС и других структур. Актуальным остается наше совместное противодействие международному терроризму и религиозному экстремизму», - перечислил президент Казахстана.

Он также отметил устойчивый рост взаимной торговли. «Ярким подтверждением является постоянное увеличение товарооборота. С 2005 по 2013 годы он вырос в четыре раза, превысив два миллиарда долларов. За девять месяцев он уже составил более полутора миллиарда долларов. Такая динамика вызвана устойчивым подъемом экономик двух государств, а также укреплением сотрудничества во всем регионе», - пояснил Назарбаев. По его мнению, экономический потенциал используется двумя странами еще не полностью, поэтому «с учетом того, что номенклатура товаров узкая, Межправительственной комиссии и нашим правительствам необходимо провести работу над увеличением объема торговли».

Президент Узбекистана тоже остался доволен результатами переговоров, в частности, тем, что, как пишет Akorda.Kz, «встреча показала близость позиций практически по всем обсужденным вопросам двусторонних отношений и ключевым направлениям регионального сотрудничества и международной политики».

Каримов отметил, что современные вызовы напрямую затрагивают стратегические интересы Казахстана и Узбекистана. «Скорейшая стабилизация обстановки в Афганистане и достижение мира в этой стране имеют решающее значение для безопасности и стабильности в центральноазиатском регионе и за его пределами», - сказал Каримов.

По его словам, в условиях стремительно меняющейся ситуации в современном мире каждая страна ищет свою опору, уточняет свои планы и опирается на своих близких соседей. «Для нас Казахстан - самая близкая страна, близкий народ, который в тяжелые испытания и радостные дни всегда был вместе с нами. Мы всегда прибегали к помощи друг друга. Хотел высказать слова самого большого уважения к казахскому народу, уверенно двигающемуся по пути процветания. Нам необходимо чаще встречаться для того, чтобы «сверять часы» и совместно определять дальнейшие перспективы», - считает президент Узбекистана.

На переговорах в расширенном составе Ислам Каримов отметил политическую прозорливость президента Казахстана и его умение заглянуть в будущее.

«Я говорю, есть в мире люди, которые с годами становятся мудрее, а я так думаю, что, - Нурсултан Абишевич, хочу сделать Вам комплимент, - есть люди, которым просто еще с юных лет и с детства им Аллах дает мудрость, - цитирует Каримова Tengrinews.kz. - Поэтому в одном лице сочетать это очень трудно, но, тем не менее, когда это является естественным элементом того, что человек из себя представляет, приходится еще раз признать, я бы сказал, его далеко идущие взгляды и его уверенность, что именно в прошлом году надо было подписать этот документ, который с 1 января следующего года приобретает свою реальную силу», - сказал Каримов, говоря о Договоре о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном, которому узбекский президент, по его признанию, не придал поначалу особого значения, но теперь считает, что «он приобретает большую актуальность сегодня, чем было вчера».

По итогам переговоров подписаны протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 2 июня 1997 года и программа сотрудничества между министерствами иностранных дел Казахстана и Узбекистана на 2015-2016 годы.

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: Неправительственные организации призывают власть не ограничивать доступ к финансированию
2014-11-25 15:52 ИА Фергана.Ру

Около ста общественных организаций Таджикистана, ряда стран СНГ и Европы обратились к таджикскому правительству с призывом отказаться от принятия законопроекта, ограничивающего доступ НПО к финансированию.

Приводим полный текст обращения.

«Мы, нижеподписавшиеся общественные организации, обеспокоены последними инициативами в Республике Таджикистан по урегулированию и ограничению доступа неправительственных организаций к финансовой помощи. Данный Законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении Правительства Таджикистана, противоречит международным стандартам и представляет угрозу деятельности НПО в Республике. Мы призываем Правительство Республики Таджикистан отказаться от принятия данного Законопроекта, способствующего ограничению права на свободу объединения, и уважать право НПО иметь беспрепятственный доступ к финансированию их работы, в том числе из иностранных источников.

Согласно проекту закона о внесении изменений и дополнений в Закон РТ «Об общественных объединениях» (далее Законопроект), разработанному Министерством юстиции Таджикистана, все гранты и пожертвования, полученные от иностранных и международных источников, подлежат регистрации в государственном реестре гуманитарной помощи. Реализация программ, финансируемых иностранными правительствами, международными организациями и другими зарубежными источниками, будет разрешена только после завершения процесса регистрации. Требование регистрации распространяется на все средства из данных источников, независимо от их размера. Законопроект также требует регистрацию средств, полученных общественными объединениями «посредством иных физических и юридических лиц». Данная формулировка не уточняет, подлежат ли денежные средства, полученные из местных источников, также регистрации в государственном реестре.

После непрозрачного процесса разработки Законопроекта, в котором не принимало участие гражданское общество, проект поправок в настоящее время направлен в другие государственные органы для получения комментариев. Ожидается, что проект закона будет направлен в Парламент в ближайшее время.

Предложенный Законопроект является частью более широкой тенденции, распространенной во многих странах бывшего Советского Союза, по усилению контроля, в частности, над иностранными источниками финансирования НПО. Основным аргументом властей по принятию таких изменений в законодательство, как правило, является необходимость повышения подотчетности и прозрачности деятельности НПО, которые получают иностранную помощь. Такие организации зачастую становятся объектами необоснованных обвинений в том, что они служат «политическим интересам» иностранных доноров. В то время как НПО подотчетны общественности и должны предоставлять информацию о своей деятельности и источниках финансирования, любая деятельность, направленная на обеспечение прозрачности финансирования НПО, должна быть необходимой и целесообразной и не должна препятствовать возможности НПО получать и использовать средства, полученные для реализации их уставной деятельности из местных и иностранных источников.

Мы обеспокоены тем, что предлагаемое требование регистрации финансирования НПО в Таджикистане станет дополнительной бюрократической нагрузкой для НПО, которые и без этого представляют подробные отчеты о своей деятельности, источниках и объемах финансирования (в том числе касательно финансирования из зарубежных источников) в Министерство юстиции и налоговые органы. Более того, предложенное требование регистрации финансирования будет приниматься только в отношении НПО, а не других лиц, получающих финансовую помощь.

Мы также выражаем обеспокоенность тем, что предлагаемые положения будут чрезмерно ограничивать доступ к финансированию для НПО. Законопроект не разъясняет процедуру регистрации средств в единый реестр, и какие санкции будут применяться в случае нарушения данных требований. Тем не менее, существуют опасения, что на практике это создаст систему предварительной авторизации использования денежных средств, что предполагает прямое государственное вмешательство в деятельность НПО и может привести к необоснованным задержкам и отказам в регистрации грантов. В результате это может поставить под угрозу не только реализацию проектов НПО, направленных, например, на противодействие пыткам, борьбу с коррупцией, защиту природы или оказание помощи членам уязвимых групп в обществе, но и само существование НПО, которые зависят от беспрепятственного доступа к финансовой помощи.

Практика последних лет показывает, что на всем пространстве бывшего Советского Союза меры по повышению государственного контроля над финансированием НПО принимаются в контексте ухудшающегося климата для НПО. Предложенный Законопроект был выдвинут на фоне достаточно сложного периода для организаций гражданского общества в Таджикистане. Министерство юстиции РТ, налоговые органы и другие государственные учреждения пользуются широкими полномочиями по контролю и надзору за деятельностью НПО. В последнее время выросло число внеплановых проверок НПО, после которых зачастую следуют предупреждения и иски о приостановлении или закрытии организации за предполагаемые нарушения закона, в том числе и касательно несоответствия с требованиями технического характера. А потому в случае принятия Законопроект будет способствовать дальнейшему ухудшению климата для НПО и, вероятно, также будет способствовать углублению недоверия и подозрительности к НПО, выделив их для предложенной регистрации.

На наш взгляд, предложенный Законопроект противоречит международным обязательствам Республики Таджикистан в области прав человека. В соответствии с международными органами по правам человека, право НПО получить финансирование и средства для осуществления своей деятельности, является неотъемлемой и ключевой частью права на свободу ассоциаций, защищенного, в частности, ст.22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участницей которого является Республика Таджикистан. Республика Таджикистан имеет обязательство содействовать доступу НПО к финансированию, независимо, поступает ли оно из отечественных, иностранных или международных источников.

Специальный Представитель ООН по свободе мирных собраний и ассоциаций подчеркнул, что в то время, как государства часто ссылаются на защиту национальной безопасности или повышение прозрачности и подотчетности для оправдания ограничения финансирования НПО, подобного рода ограничения не должны допускаться, за исключением, когда это является строго необходимым и соответствует законным основаниям, как того требует ст.22 МПГПП. Специальный представитель также подчеркнул, что в соответствии с данной статьей, ограничения финансирования, которые могут создать препятствия НПО для осуществления их уставных видов деятельности, является недопустимым вмешательством. По его словам, среди прочего, требование получать одобрение со стороны правительства на получение финансирования излишне ограничивает право на свободу ассоциаций. Комитет ООН по правам человека, который следит за выполнением МППГП, также выразил беспокойство по поводу требования предварительной государственной авторизации финансирования НПО.

Мы призываем власти Республики Таджикистан придерживаться международных обязательств по правам человека, а также:

- воздержаться от принятия предложенных изменений в законодательство РТ по финансированию ПНО, а также от введения каких-либо других ограничений в отношении прав НПО иметь доступ к финансированию, выходящих за пределы, установленные международным правом в области прав человека;

- консультироваться и привлекать институты гражданского общества к разработке или изменению законодательства, затрагивающего НПО, обращаться за помощью к международным экспертам в этой области и применять передовую международную практику;

- воздержаться от участия в попытках очернить или стигматизировать НПО из-за их источников финансирования или по любой другой причине и публично признать важность и значение деятельности, проводимой НПО, как ключевых партнеров в расширении участия граждан в принятии решений, и также в продвижении прав человека, защите природных ресурсов, помощи уязвимых групп людей и других областях.

Подписано:

АВП «Об-умед» (Таджикистан)

Amnesty International

Аналитический центр межэтнического сотрудничества и консультаций (ACICC, Грузия)

Ассоциация подростков «АВРОРА» (Таджикистан)

Ассоциация Promo-LEX (Молдова)

Ассоциация УМДПЛ (Украина)

Белорусский Дом прав человека имени Бориса Звозскова

Болгарский Хельсинкский комитет (Болгария)

Всемирное движение за демократию

Всемирная организация против пыток (OMCT), в рамках Обсерватории по защите прав правозащитников

Бюро по правам человека и соблюдению законности (Таджикистан)

Группа инициативных волонтеров «Акцент» (Таджикистан)

Институт мониторинга прав человека (Литва)

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (Казахстан)

Коллегия адвокатов Согдийской области (Таджикистан)

Международная федерация за права человека (FIDH), в рамках Обсерватории по защите прав правозащитников

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (Россия)

Международная общественная организация «Право и процветание» (Таджикистан)

Международное партнерство по правам человека (Бельгия)

Московская Хельсинкская группа (Россия)

НАНСМИТ (Таджикистан)

Независимый центр защиты прав человека (Таджикистан)

Нидерландский Хельсинский комитет

Норвежский Хельсинкский комитет

ОБФ «Парвози парасту» (Таджикистан)

ОБФ «Шухрат ва шафкат» (Таджикистан)

Общественная организация «Ахтари бахт» (Таджикистан)

Общественная организация «Амина» (Таджикистан)

Общественная организация «Апейрон» (Таджикистан)

Общественная организация «Баракат» (Таджикистан)

Общественная организация «Бек» (Таджикистан)

Общественная организация «Бонувони Панч» (Таджикистан)

Общественная организация «Гулнора» (Таджикистан)

Общественная организация «Даштак» (Таджикистан)

Общественная организация «Журналистика и Демократия» (Таджикистан)

Общественная организация «Занон барои адолат» (Таджикистан)

Общественная организация «Захро» (Таджикистан)

Общественная организация «Инклюзивный ресурсный центр ЛСИ» (Таджикистан)

Общественная организация «КОЦ Томирис» (Таджикистан)

Общественная организация «Мадина» (Таджикистан)

Общественная организация «Маркази Нур» (Таджикистан)

Общественная организация «Маърифат» (Таджикистан)

Общественная организация «Мизон» (Таджикистан)

Общественная организация «Начиба» (Таджикистан)

Общественная организация «Нилуфар» (Таджикистан)

Общественная организация «Озар» (Таджикистан)

Общественная организация «Орзуи кудак» (Таджикистан)

Общественная организация «Ормон» (Таджикистан)

Общественная организация «Равные возможности» (Таджикистан)

Общественная организация «Рушд» (Таджикистан)

Общественная организация «Рушди Ишкошим» (Таджикистан)

Общественная организация «Сапеда» (Таджикистан)

Общественная организация «Сино» (Таджикистан)

Общественная организация «Судманд» (Таджикистан)

Общественная организация «Точи Солим» (Таджикистан)

Общественная организация «Фонд Развития Общества» (Таджикистан)

Общественная организация «Фуруз» (Таджикистан)

Общественная организация «Хайрандеш» (Таджикистан)

Общественная организация «Хариф» (Таджикистан)

Общественная организация «Хурсанд» (Таджикистан)

Общественная организация «Центр свободного рынка Таджикистана» (Таджикистан)

Общественная организация «Чавонони Мургоб» (Таджикистан)

Общественная организация «Чавонони Помир» (Таджикистан)

Общественная организация «Чашмаи Носир» (Таджикистан)

Общественная организация «Чолпон» (Таджикистан)

Общественная организация «Школа волонтёров» (Таджикистан)

Общественная организация «Шохбурон» (Таджикистан)

Общественная организация «Шохи Тирандоз» (Таджикистан)

Общественная организация «Шохносир» (Таджикистан)

Общественная организация «Эхё» (Таджикистан)

Общественная организация Женщин с инвалидностью «Сафои Конибодом» (Таджикистан)

Общественный фонд «Ваш выбор» (Таджикистан)

Общественный фонд «Голос свободы» (Кыргызстан)

Общественный фонд «Мой ребенок» (Таджикистан)

Общественный фонд «Нотабене» (Таджикистан)

Общественный фонд «Общественное здоровье и права человека» (Таджикистан)

Общественный фонд «Правовая инициатива» (Таджикистан)

Офис гражданских свобод (Таджикистан)

Организация «Human Rights Matter» (Германия)

Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан»

Правозащитная группа «Гражданин. Армия. Право» (Россия)

Правозащитный Центр Азербайджана

Туркменская инициатива по правам человека

Фонд «Общественный вердикт» (Россия)

Харьковский региональный фонд «Общественная альтернатива» (Украина)

Хельсинкская ассоциация Армении

Хельсинкская гражданская ассамблея – Ванадзор (Армения)

Хельсинкский фонд по правам человека (Польша)

Центр гражданский свобод (Украина)

Центр национальных и международных исследований (Азербайджан)

Центр по правам человека (Таджикистан)

Центр развития демократии и прав человека (Россия)

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное