Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Череповец OnLine

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ЧЕРЕПОВЕЦ OnLine. ВЫПУСК НУЛЕВОЙ

Авторы и ведущие: Дед Титыч (Николай Ненастьев) и  Дядя Леня (Игорь Васюков0

для писем и переписки: NAL007@mail.ru, VIL@tchercom.ru

 

Ник. Ненастьев

Феномен Бабкина

Общепризнано, что Аммофос всегда был лидером в своей отрасли, сегодня его лидерство известно даже за пределами России. В Череповце с самого начала строилось самое крупное предприятие в СССР по производству фосфорных удобрений. Здесь внедрялись самые соверменные технические решения, в частности, процесс гидроудаления, самые большие мощности по производству серной кислоты. Государство затратило тогда дикие деньги на возведение двух мощностей по производству фосфорной кислоты, которых больше нет нигде в мире. Уникален и выбор площадки с точки зрения транспортных развязок и близости к источникам сырья.

Огромный вклад внес Аммофос в развитие Череповца. Химики довели строительство жилья до 50 тысяч квадратных метров в год, это составляло около трети всего вводимого жилья в городе. Такое вообще трудно себе представить, если учесть, что максимальное количество работающих на Аммофосе составляло семь тысяч человек.

Аммофос подарил городу сказочный Дворец культуры химиков, лицей Амтэк , пансионат, построены база отдыха на реке Петух , детский оздоровительный центр Парус , где отдыхают и поправляют свое здоровье тысячи маленьких череповчан

 

Игра на опережение

 

В России, впрочем, немало примеров, когда созданное предшественниками затем благополучно разваливалось, практически уходило в песок, как будто ничего и не было, и оставалось только вслед за классиком воскликнуть : а был ли мальчик-то? Но Аммофос как очекнь немногие предприятия в стране достаточно ровно прошел по бурному морю реформ в постперестроечной России. Капитан более чем известен в Череповце, Вологодской области и России в целом. Это председатель совета директоров ОАО Аммофос В. Бабкин. Именно Валерий Вениаминович совсем недавно во время приезда отца приватизации в РФ А. Чубайса в Вологду напомнил Анатолию Борисовичу про инвестиционный конкурс номер два . Вот этот фактор опережения, который имел место на Аммофосе , привел к тому, что объединение оказалось более чем другие предприятия готово к реформированию.

Еще в 1989 году, к примеру, Аммофос уже был мощным экспортером. Потому, когда рухнул внутренний рынок РФ, череповецкий Аммофос не упал, как другие заводы, у него уже была экспортная составляющая. Когда ввели валютный коридор, сделавший экспортное производство фактически нерентабельным, здесь начали первые заниматься реструктуризацией. Череповецкие химики стали инициаторами создания совета по реструктуризации предприятий при Минэкономике РФ.

- Реструктуризация, - говорит Валерий Вениаминович, - привела к тому, что у нас теперь осуществляется непрерывный мониторинг производства. Мы знаем, как все двигается на производстве, где находится каждая тонна сырья, вплоть до шариковой ручки. На предприятии появился внутренний аудит. Жизнь показала, что другие предприятия отстали от нас на три-четыре года, некоторые, к сожалению, навсегда.

 

Международный аудит

 

А. Починок, главный налоговый инспектор России, выступая в Вологде, сказал, что будущее российской налоговой системы будет базироваться на международном аудите. Бухгалтерские балансы, изготавливаемые предприятиями и принимающиеся налоговыми органами после проверки, созданы только для одной цели для налогообложения. Но налогообложение не является главной составляющей работы предприятия. Это тоже важно, но это цель деятельности предприятия прибыль. Создание таких технологий, которые востребованы рынком, а для этого нужны инвестиции.

Ни одно крупное предприятие в мире не существует за счет собственных средств, все берут кредиты. А для этого надо иметь раскрытый, прозрачный баланс. Международный аудит интересен тем, что сущность экономических показателей, таких, например, как стоимость основных фондов, инфляционные процессы, показываются в динамике. А в России это делается в статике, балансы, по сути, закрыты. Стоит, к примеру, цифра, стоимость основных фондов-полтора миллиарда рублей, а много это или мало? Действительно ли это стоит полтора миллиарда ?

Череповецкие химики уже четыре года работают с известной международнй аудиторской фирмой Прайс Уотерхаус .

-Смело вам заявляю, - утверждает В. Бабкин, - что не знаю другого предприятия в РФ, которое имеет международный аудит в течение такого длительного срока.

Сейчас Аммофос ведет двухсторонние переговоры без участия министерства финансов, правительства РФ, при поддержке администрации Вологодской области с Европейским банком реконструкции и развития. Уже есть предложение на 16 миллионов евро, а это фактически 16 миллионов. долларов, ведутся переговоры и с другим банком еще на 20 миллионов долларов.

У Аммофоса сейчас весьма непривычная для российских предпрятий ситуация. Денежные предложения даже превышают подготовленность завода для освоения этих средств. Здесь нет в полном объеме технической документации , отстает база, связанная с разработкой технических решений, не подготовлены еще соответствующие площадки.

-Но это все в наших руках, говорит В. Бабкин. Нагоним...

Аммофос имеет сейчас такой мощный инвестиционный поток, которым не может похвастаться ни одно предприятие в России

 

Стиль управления

 

Кто бы и что бы не говорил, а практически все структурные преобразования на Аммофосе сегодня связаны с именем В.Бабкина. К структурной организации предприятия он относится как к очень живому делу. Чувствует адекватно требования момента. Никогда не замыкается в рамках предприятия. Сфера его интересов всегда значительно шире. Конечно, не гуляет по кремлевским коридорам, как думают некоторые, но в отличии от многих руководителей, серьезно занимается макроэкономикой

Валерий Вениаминович научился предчувствовать тенденции, которые ожидают промышленность России. Всегда смотрит строки баланса страны, исполнение бюджета России.. Заглядывает, скромно так сказано, в региональную экономику, считает, что она сейчас на подъеме.

На Аммофосе есть блоки информации, которыми пользуется только В. Бабкин. Он постоянно получает данные внутреннего аудита, но есть вещи, которые, как считает сам Валерий Вениаминович, ему не нужные. Валерий Вениаминович не считает, к примеру, сколько вагонов находится на предприятии, признается, что не совсем внимательно наблюдает за финансовыми операциями. В принципе, это входит в тот внутренний аудит, который имеет председатель совета директоров объединения.

-Я смотрю на доходную и расходную часть, - говорит Бабкин, - как она формируется, и начинаю глубоко заниматься тогда, когда вижу, что здесь возникает кризис.

Все это делается с использованием всех видов современной связи. В представительстве Аммофоса в Москве стоит очень мощный компьютер, свой сервер. Найти Бабкина, где бы он в данный момент не был, а сфера интересов Аммофоса - весь земной шар, не представляет никаких проблем. В течение дня он получает до 24 электронных сообщений. На столе у него нет бумаги, он не работает с бумажными носителями информации. С ними на Аммофосе всообще запрещена работа с 1 января 2000 года. Даже бухгалтерский баланс поступает к председателю совета директоров в электронном виде.

Совсем недавно Бабкин работал на совещании в администрации области, в течение трех часов его телефон был выключен. Когда Валерий Вениаминович вышел с совещания, оказалось, что ему в режиме автоответчика оставлено 23 телефонных сообщения.Это все нужно осмыслить, принять нужные для предприятия решения

Но В. Бабкин, конечно, не все делает сам, он умеет делегировать свои права другим.

- Лично я, - признает Бабкин, - веду переписку только с ведущими финансовыми институтами мира. Не участвую в работе кредитных комиссий банков, когда рассматриваются кредитные вопросы для Аммофоса , не подписываю конкретных кредитных соглашений, договоров на покупку и поставку продукции. Это должны делать и делают те, кто и должен этим заниматься.

Но раз в месяц проходит совет директоров, на котором председательствует, конечно, Валерий Вениаминович, в объединении есть аналитический аппарат, состоящий из очень квалифицированных специалистов. Аппарат совета директоров, кстати, состоит всего из трех человек. Одна из них - Елена Николаевсна Громова, выдающийся специалист в отрасли, кандидат наук, еще тех времен, когда защита кандидатской считалась эпохальным событием. Все работают в непрерывном режиме, идет постоянное отслеживание тех процессов, которые происходят на предприятии, товарных и финансовых потоков. Из всего этого складывается общая картина происходящих событий, и Бабкину поступают сообщения, из которых как раз и следует, на что ему персонально надо обратить внимание .

Бабкин ежедневно разговаривает с менеджерами предприятия. При этом для него не существует ранжировки. Недавно попросил секретаря соединить с человеком, который закупает продукцию для столовых Аммофоса . Ведь в свое время на предприятии было создано индивидуальное хозяйство Н.Спиридонова, есть предложение расширить это хозяйство с включением в него других секторов, включая книготорговлю, а Бабкин хотел узнать, а зачем вообще нужно это хозяйство, если кругом всего полно. Оказывается, заложенный принцип выдерживается, оно нужно, потому что дешевле поставляет продукцию и повышенного качества. Качество продукции Спиридонова ( колбаса, сосиски) контролирует не Спиридонов, а Аммофос , его органолептическая лаборатория.

-Когда нужно, - говорит Бабкин, - я очень люблю работать непосредственно с исполнителем. Ведь пока информация дойдет до директора Аммофоса , она все равно трансформируется. Это не значит, что я работаю на столкновении интересов, но самую четкую и самую свежую информацию дает исполнитель. Моя цель не контроль и не проверка, цель отловить ситуацию, хорошо она развивается или плохо, в том она идет направлении или в этом.

 

Жесткая рука

 

Одна из многочисленных легенд, которые ходят вокруг имени Бабкина, гласит о том, что лучше под руку ему вообще не попадаться. С предприятия порой вылетали с треском люди, казалось бы, накрепко вросшиеся в свои служебные кресла. Кое кто потом восстанавливался через суд и все равно тут же уходил, уже по собственному желанию

-Я еще мальчишкой был уже крупным партийным работником, - вспоминает Бабкин. - Попал в хорошие руки Петра Мироновича Машерова, первого секретаря ЦК компартии Белоруссии. Там было несколько святых принципов взято мною на вооружение. Ну, например, такой: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения. Требовательность с моей стороны очень жесткая, это все знают, но одновременно с этим каждый человек знает, что он может прийти в любой момент и не только порешать свой личный вопрос, но и сделать какие-то предложения.

Бабкин обнажает сущность проблемы, она должна быть решена. Ведь Аммофос - не благотворительное учреждение, не кредитная организация, не богадельня, предприятие должно кормить пять тысяч работников, умножим на четыре с учетом членов их семей и получим 20 тысяч человек. У Аммофоса тысяча контрактов, на них завязаны еще где-нибудь тысяч сто работников. Поэтому в кадровой политике все соизмеряется с целями, которые должны быть достигнуты. Если цель достигается все в порядке.

- Ко мне можно относиться как угодно, - утверждает В.Бабкин,- можно, как угодно меня критиковать и не опасаться ни за что. Кстати, на Аммофосе всегда было полно людей, которые спорили со мной со страшной силой. И делали это в резкой форме. Но если в течении ряда лет на участке возглавляемом конкретным человеком, нелады, тут уже ничего не сделаешь

 

Омоложение

 

Бабкину уже под 60. В этом возрасте обычно начинают чувствовать особую симпатию к молодым ребятам, еще только вступающим на тропу, по которой ты уже уверенно идешь несколько десятков лет. Но на омоложение кадров на Аммофосе , пожалуй, больше повлияли другие факторы.

Когда начались экономические реформы, менеджеров, готовых к управлению в новых условиях, попросту не было. Вообще. Их требовалось срочно готовить.На Аммофосе решили пойти двумя путями: первый - набирать быстро команду и обучать на заводе, , а второй длительная подготовка в лицее Амтэк , с 7-ого класса и еще пять лет в вузе. В этом же русле и акция С нами в ХХ! век!, которая успешно реализуется, и здесь уверены, что в конечном итоге уже нынешним летом получат для учебы в элитных вузах химического профиля 50 самых лучших череповецких ребят.

-Я полностью согласен с Е. Гайдаром, который мне позвонил несколько дней назад, - делится своими размышлениями Бабкин. Егор Тимурович сказал: я чувствую, что мы буксуем на начальной фазе, у нас нет экономического образования.

-Его действительно нет. Есть жалкая адаптация неких учебников, изданных в Оксфорде. А потом профессор, который еще пять лет назад преподавал плановую экономику социализма, хорошо поставленным голосом их зачитывает Это не его вина, ведь задача то была поставлена ужасающая. Г.Явлинский говорил о ней, что надо из рыбного супа сделать аквариум. Недавно был в Лондоне и проехался по нескольким университетам в Англии. Что я узнал? Вот базовые курсы: Вступление в бизнес и реконструкция , Основы менеджмента , Основы счетоводства ( бухгалтерского учета), Информационный анализ , Экономический бизнес . Это все как бы надстройка, а дальше пошло то, что нам и не снилось. Бизнес и управление людскими ресурсами , Бизнес и информационный менеджмент , Бизнес и международный менеджмент . Наши вузы даже близко к этому не подошли. Такое впечатление, что мы оказались у большой глыбы и обходим ее со стороны. А тут все предельно конкретизировано. Я разговаривал с профессорами в Оксфорде, у них там всего около 200 экономических блоков. У нас же лишь жалкая адаптация, отрывочные сведения, причем, не из российского опыта. Гайдар сказал, что он хотел бы открыть принципиально новую школу экономики.

- Я боюсь одного, чтобы Аммофос не постарел, - говорит Бавбкин,- не отстал от жизни. Все делается, чтобы этого не произошло. Постоянно отбираем элиту среди молодежи, очень дружны с ректорами ведущих российских университетов. Амтэк - это был такой прорыв, когда они потом приехали учиться в вузы Санкт-Петербурга, там база оказалась хуже, чем в Амтэке .

 

У Бабкина есть боль на душе, его любимое детище лицей Амтэк пришлось передать городу и области, когда у Аммофоса не стало прибыли, пришлось пережить и такие времена

 

Политика

 

В период розовой демократии В. Бабкин был депутатом Верховного Совета РСФСР, требовалось для предприятия так сегодня объясняет свое активное участие в политике в то время. Сегодня это уже не надо, многие проблемы ( самостоятельность, приватизация ) решены, тем более, что он востребован на самое высоком уровне. Валерий Вениаминович член всевозможных координационных советов по реформированию предприятий в РФ, советник по экономике председателя Государственной Думы Г. Селезнева.

- Я подготовил сейчас для руководства страны мои предложения по укреплению российского рубля, - говорит В. Бабкин, - судьба которого меня очень волнует. Мы сами губим рубль. Есть закон о валютном контроле, в котором четко написано, что все рассчеты внутри РФ должны делаться в рублях. Но они не делаются, а если и делаются,то все равно в уме держится курс доллара по курсу ЦБ. Это комитет по защите американского доллара вот во что превратился валютный контроль в нашей стране. Продолжается долларизация России

То, что сейчас делается в Вологодской области, по мнению опытного политика и хозяйственника, это очень хорошо и грамотно. Очень толковый парень Л. Иогман, начальник департамента по экономике областной администрации.

- Меня губернатор попросил как эксперта оценить бизнес-план по Шекснинскому району,- рассказывает Бабкин. - Программа по льну очень качественно сделано. Я сказал Вячеславу Евгеньевичу, идите в Европейский банк реконструкции и развития, вам дадут денег. Вологодчине есть что заложить, что дать, у нее бюджет сегодня в прекрасном виде, и она может сделать сейчас невиданный подъем.

Сейчас уникальная ситуация. Денег на мировом рынке полно. Банкиры Европейского банка реконструкции и развития говорили Бабкину: в Польше делать нечего, как и в Венгрии, Болгарии, что-то там профинансировали, и все Квота России чуть ли не миллиард долларов, 900 миллионов. евро. Ну, попались на русских обманщиках, да, с нами надо держать ухо востро, но можно и нужно работать

 

Любовь к жизни

 

Бабкин настолько любит свою работу, что зачастую кажется, что именно она и составляет для него жизнь. Но у Валерия Вениаминовича есть и другая жизнь, например, на теннисном корте. В Череповце, кстати, не так уж и много любителей большого тенниса, тем более среди руководителей такого уровня.

-В субботу и воскресенье играю в теннис по два с половиной часа,- признается В.Бабкин.

Стройности его фигуры и свежести лица могут позавидовать и тридцатилетние мужчины. В теннис Бабкин играет каждую неделю. На территории Аммофоса есть прекрасный корт, как и на базе отдыха на реке Петух. Корты, кстати, доступны для всех трудящихся Аммофоса . Кроме того, он катается на горных лыжах, начал играть в гольф. Для гольфа надо иметь ровное поле, с трудом арендовали три поля в районе Петуха, Бабкин купил клюшки, вместе с ним в гольф играют воспитанники Амтэка ..

Недавно он впервые в жизни встал на роликовые коньки. И в рассказе об этом тут же сослался на Куприна, который писал: я люблю все, кроме роликовых коньков. Во времена Куприна на роликовых коньках катались в закрытых помещения, где все грохотало от коньков. Бабкину же роликовые коньки понравились. Ему, вообще, нравится все нетрадиционное, как, впрочем, нетрадиционна и вся его жизнь и работа

 

Николай Ненастьев.

wpe3.jpg (18919 bytes)

прямо иллюстрация к Т.Драйзеру...

 

 

 

 

wpe2.jpg (32508 bytes)
ББабки

нБабкин и его лицеисты. Идиллия...

 

 

 

 

wpe1.jpg (19225 bytes)

Всем бы в детстве такого предка...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное