Крупнейший рок –
фестиваль в России как оригинальная
коммуникативная модель взаимоотношений «кислотных»
российских тинэйджеров и их рок-идолов
Буквально позавчера из Раменского, что
в Подмосковье со ставшим уже традиционным,
третьего фестиваля рок - музыки «Нашествие»
возвратилась не такая уж и многочисленная
группа череповецких любителей этого жанра,
представленная в основном
очень
молодыми людьми. Их полученные впечатления
от этого мероприятия, прямо скажем,
достаточно противоречивы, но общее, что
отмечают почти все, - это огромная, наряду с
полученным мощным энергетическим зарядом,
усталость и некоторое смешение и смятение
чувств: получили многое, но того, что
ожидали, во общем - то не получили.
Мероприятие, по их оценкам, больше
напоминало плохо организованный шабаш, чем
по армейский строгий, традиционный смотр
строя и песен среди прославленных (Zemfira, «Ария»,
«Аквариум», «Пикник», «Ленинград», БИ-2, «Мумий
Тролль», «Король и Шут»)и начинающих рок-н-рольщиков,
призванное стать высшим моментом единения
музыкантов этого направления и их фанатов,
а также социальным механизмом
преемственности представителей самого
экстремального музыкального жанра и его
последовательного движения в некоем,
естественно условном,общем
направлении
-
Если бы я не купил билет в VIP – зону,
огороженную от остальной беснующейся толпы,
можно было бы считать, что выходные дни были
бы потрачены мною напрасно. – заявляет один
из череповецких участников поездки. –Любимых музыкантов лучше слушать на их
сольных концертах.
Самое мощное впечатление о
фестивале, которое донеслось до нас по
самым разнообразным информационным
каналам – это невероятное для относительно
молодого фестиваля количество собравшихся
на ипподроме в Раменском зрителей. По
разным оценкам зрительская аудитория
составила от 150000 до 320000 человек, т.е. весь
Череповец и вся Вологда запросто могли
разместиться там. По этому весомому для
слишком многих людей показателю едва
выпестованное «Нашествие» далеко
переплюнуло существующий уже больше
тридцати лет Грушинский фестиваль
авторской песни, который к своей, присущей
ему сейчас масштабности, трудно и тяжело
шел много и много лет. При чем по всем
оценкам участников фестиваляи СМИ, преобладающим контингентом на
празднике русского рок-н-ролла были в
основном так называемые «кислотные»
подростки – молодые люди с соответствующим
уровнем интеллектуального развития,
кругозором, не очень воспитанные и с
многочисленными вредными привычками.Например, один из авторов «Коммерсанта»одну из своих заметок,
посвященных «Нашествию», ядовито назвал«Надо суметь собрать столько уродов в
одном месте» и очень живо описал никак не
красящие нашу молодежь комсомольского
возраста некоторые бытовые моменты их
фестивальной жизни. Вот, например:
«Палатки
(на фестивале И.В.) были установлены впритык
друг к другу. В них пили, спали, обнимались и
целовались взасос, выясняли отношения.
Правда, край не переступали – ждали
наступления ночи. В воздухе стоял запах
травки и не менее устойчивая завеса мата со
связующими его редкими нетабуированными
словами. Чемпионами в этом виде словесного
спорта были девушки».
Или вот еще:
«Молоденькие
милиционеры в палаточный лагерь не
заходили. Они сидели на внутренних обочинах
бывшего когда-то знаменитым на всю страну
бегового круга ипподрома, и их глаза
медленно наливались свинцовой ненавистью к
происходящему. Тем не менее, одно место,
которое их объединяло с толпой, в зоне было
– бетонный забор, под которым ходили
облегчаться как жители палаток, так и
стражи порядка. Причем некоторые барышни,
не стесняясь, со смешками присаживались к
справляющему большую нужду мужскому полу».Как говориться, nocomments!
По всем откликам, раменский
фестиваль довольно бойко приобретает
статус весьма выгодного коммерческого
мероприятия и примирения, когда-то в 80-е
фрондирующей граждан СССР «рокерской тусы»
с ее новым положением в новых политических
и социально-экономических условиях.
Впрочем, уже не они сегодня «рулят» во главе
движения, а куда как менее интеллектуальные
группы типа «Король и Шут» и «Ленинград»,
который из общего характерного для «рок-н-рольщиков»нонконформизма оставил только выжимку
в виде летящего со сцены мата. Что же делать,
новому времени – свои герои!
Однако у бешенного успеха «Нашествия»
среди тинэйджеров России и Ближнего
Зарубежья и их чуть более старших товарищей
должно же быть свое научное объяснение. Как
это так – не было, не было, и вдруг тебе раз
– 200000 на одной поляне разом собралось?!
Предположу, что такой колоссальный успех
мероприятия кроется, однако, не в особой
популярности рок-н-ролла у современной
молодежи, а в грамотно организованной
коммуникативной модели с рок - идолами,которую предложили «отвязным» по жизни
подросткам огранизаторы «Русского
Вудстока».
Во – первых, заметим
грамотное использование организаторами
своих ключевых коммуникаторов для общения
с потенциальной аудиторией фестиваля. Я
просматривал у в Интернет массу интервью со
«звездами» до начала «Нашествия» и почти во
всех из них звучали вопросы об их участиив фестивале и благожелательные ответы
музыкантов по этому поводу: «Надо ехать!», «Мы
обязательно приедем!» и т.д. и т.п. Теперь,
задним умом, я предполагаю, что все это было
отнюдь не случайно.
Во – вторых, идеологами и
организаторами в пространство
взаимоотношений между музыкантами и
подростками мастерски был включен так
называемый психологами – лингвистами
механизм возвратной коммуникации, т.е.
перевод уже известного всем «до чертиков»
явления в новый пространственно-временной
и социально-психологический контекст.
Земфиру, Лагутенко, БГвсе
итак видели и слышали. Но погружение их
звездного образа и раскрученных до
межгалактических высот песен в атмосферу
огромной человеческой толпы, тут же спящей,
жующей и внимающей идолам, вызывает новый
прилив интереса к ним, страстное желание
услышать уже слышанное, но в новых,
необычных условиях. Поэтому, кстати, я думаю,
и не идут вверх, после участия в этом
фестивале новые группы и новые имена.
Старики со своими хитами нивелируют все
остальное до уровня фона, простого и даже
утомительного шума. Было, например, много
свидетельств, что ряд групп просто просили
побыстрее удалиться со сцены – возвратная
коммуникация не работает, за ними ничего
знакомого не стоит!
В- третих, успех мероприятия
основан на совпадении основных смысловых
кодов исполнителей и слушателей, то бишь
подростков. Если некий Дельфин выходит на
сцену в сопровождении своего гитариста в
костюме Евы, да еще и шустро бегающего по
сцене «туда – сюда», то это вполне в духе
подростковых идеалов трудных детей из
группы риска. Кому из них, например, не
хочется показать свое основное сокровище
кому-нибудь из своих учителей в школе?
Побаиваются все же. А здесь, нате вам, люди
совсем без комплексов!
Четко понял, как я уже понял,
запросы публики и «пенсионер рока» г-н
Гарик Сукачев, в конце своего выступления с
группой «Ленинград» выбросивший на
растерзание фанатам свой «бубен» на
котором выколачивал забойный ритм.Как видим, и через двадцать лет здесь
господствует все та же магия между
запросами зрителей и исполнителями их
удовлетворяющими.
В – четвертых, отмети
огромную роль символики, притягивающей
взоры потенциальных членов этого
сообщества: атрибутики рока (кожа, цепи,
пассы со сцены и из толпы, массовые камлания,
флаги, портреты кумиров, татуировка, пиво,
наконец!) было просто море и она активно
продавалась и там, и там. Нетрудно
предположить, где она оказалась после
окончания фестиваля и скольким пока еще
непосвященным она застит глаза.
В – пятых, мы отметим резкое
противопоставление неформальной атмосферы,
ауры праздника, тому, что эти молодые люди
видят в реальности. Здесь праздник, а там… А
там «скука и отстой». На этом
противопоставлении скучному серому миру
обыденной жизни выстраивается и вся
мотивационная основа поведения
участвующих в «Нашествии». Девиз фестиваля,
между прочим, звучал так: «Главное событие
лета». Не больше, не меньше для ищущей
приключений молодой души! Для дошлых
коммерсантов мелочей, как известно, нет…
Ну, и, наконец, что мы должны
отметить в конце – это то, что повсеместно «Нашествие»
во время подготовки к нему, во время
проведения и даже после, сравнивалось с уже
отработанным, апробированным в
музыкантском мире архетепическом сюжете –
Вудстокскимрок-фестивалем
рассерженных молодых людей. В эту канву, для
поддержания респектабельности,
апеллирующей к серьезному миру людей
власти, знающих, что такое Вудсток, но не
знающих, что такое «Нашествие» и группа «Король
и Шут»,скорее
всего и привлекли специально помытых и
причесанных по этому поводу
респектабельных старичков, типа БГ. Мол, наш
Вудсток, это не только «оторванная» толпа
подростков –это уже феномен культуры и
истории, - никак не меньше!. Ах, милые хитрецы!