Живая психология. Марксизм vs фрейдизм. Коммунистическое просветление.
Недавно нашёл на помойке
(добрые люди избавились от ненужной
макулатуры) книгу А Деборина "Философия
и марксизм" 1930 г., 2р.50коп. Пер.35 коп.
Пожелтевшая, со сладким запахом старой
бумаги и с квитком контролёра 1й Образцовой
типографии ГИЗа №2343 внутри. Книга меня
сильно удивила и порадовала. Есть что-то
общее у этого автора с Паустовским,
книгу которого я приобрёл подобным же
образом. Люди, стоявшие у истоков
коммунистического движения, искренне
одержимые идеей коммунизма, сильно
отличаются от авторов застойного
периода, чьи произведения скучны до
безумия, вылизаны и гладки, как задница
директора склада (того же периода). Книги
и Деборина и Паустовского заряжены
эмоциями, личным отношением, и вольнодумными
для 70-х и 80-х мнениями. Например,
комсомольцы, о которых Паустовский
писал с натуры, могут выглядеть весьма
неприглядно. Зато они живые, и живыми
кажутся авторы книг, что лично мне
показалось необычным. Не привык я к
философам-марксистам, искренне горящим
своими идеями. В молодости, будучи
комсомольцем, я честно пытался понять,
что же из себя представляет марксистская
философия, кое-что читал, но так и не
проникся. Теперь понимаю, что читал не
ту литературу.
Тем более не ожидал я
в такой раритетной книге обнаружить
главу, касающуюся психологии! А таковая
нашлась – "Фрейдизм и социология".
Работа написана для того, чтобы переубедить
марксистов, увлечённых фрейдизмом.
Марксистам той эпохи приходилось вести
яростную полемику за идейную чистоту
с последователями разных философских
и других учений.
"Но каковы бы ни были
субъективные намерения марксистов-фрейдистов,
их стремления "омолодить" марксизм
посредством вливания в него "свежей"
крови фрейдизма неминуемо ведут к
полному извращению марксизма".
Деборин полон сарказма,
он бросается в глубины анализа, не смотря
на всю предвзятость собственной веры.
Известного ортодоксального фрейдиста,
пастора Пфистера, Деборин ехидно называет
«добрым пастором». Вот цитата
о психологии капитализма устами
Пфистера:
"Но есть и третья возможность,
когда подавленная любовь находит своё
выражение в определённом символе. "Дух
капитализма" состоит именно в том,
что деньги являются символом любви,
они замещают любовь, так как прямой
путь к любви закрыт. Можно сказать таким
образом, что капитализм есть навязчивый
невроз, подобно религии, которая Фрейдом
так и определяется, как универсальный
навязчивый невроз, ибо основным
характерным признаком навязчивого
невроза является то, что страдающий им
отворачивается от действительности и
обращается к символу, который должен
замещать действительность и действительную
любовь".
Деборин ведёт себя не
слишком последовательно, местами
пытается провести, и довольно успешно,
глубокий анализ тех или иных тезисов,
а местами его доводы это просто оскорбления
и высмеивания, аналогичные обычному
упрямству, типа: «мы не можем согласиться
с этим утверждением потому, что мы не
можем с ним согласиться никогда» –
«Мы не можем согласиться с Фрейдовской
психологией масс. Достаточно указать
на то, что Фрейд считает в этой области
крупнейшим авторитетом Лебона, который
проникнут тупой ненавистью к социализму
и народным массам».
"Быть может,
аналитический метод является превосходным
средством лечения запоров, хотя мы
продолжаем придерживаться того мнения,
что против запоров слабительное является,
пожалуй, лучшим средством, чем
душеспасительные "аналитические"
беседы о "денежном духе", но что
для объяснения духа капитализма запоры,
кроме разве поноса слов, ничего дать не
могут, – в этом мы твёрдо убеждены".
Теперь цитаты уже о
психологии марксизма (с т.з. фрейдизма).
Деборин использует работу А. Кольнай,
которого называет «заядлым венгерским
реакционером»:
"Пролетариат,
– продолжает Кольнай, сам проникнут
классовым эгоизмом и маммонизмом, что
выражается в его приверженности
историческому материализму и в его
равнодушии сельскому хозяйству.. В
борьбе с марксизмом и коммунизмом наш
архи-реакционер и крайне невежественный
в вопросах философии и социологии
литератор не пощадил даже Гегеля...
Система Маркса нашему автору очень не
нравится, и он не скупится по её адресу
на крепкие слова, но надо правду сказать,
что он в ней абсолютно ничего не понял.
Мистический материализм Маркса, –
говорит он, – видит во всём исключительное
стремление к власти класса.... Марксизм
представляет собою параноидную
конструкцию. Он отличается всеми
характерными признаками паранои:
исключительным подчеркиванием "я",
которое, однако, проицируется на
безличного Молоха – на хозяйство. С
этим же связано техническое значение
машины и преждевременное разрушение
"я" пролетария. К параноидным
"симптомам" относятся так же...
мания величия и мания преследования.
Мания преследования, которой страдает
пролетариат, идёт так далеко, что все
государственные учреждения, религия,
мораль и пр. рассматриваются марксизмом,
как орудие эксплоатации пролетариата.
... Кольнай в своей безграничной тупости
и бездонном невежестве объявляет, что
марксизму присущ бред ревности, ибо
известно, что все попытки социального
оздоровления истолковыватся марксизмом,
как стремления эксплоататоров соблазнить
и одурачить рабочих. ... Этот тупоумный
писака не знает меры: марксизм, под
конец, трактуется как социальный
психоз."
Я не готов ставить диагноз
общественным явлениям и социальным
процессам (я – это автор рассылки
Вячеслав Ильин, цитаты уже закончились),
но, похоже, присоединяюсь к реакционеру
Кольнаю "в своей безграничной тупости"
– я тоже вижу у марксизма, как его знаю,
сходные параноидальным симптомы. Я не
готов называть ни марксизм ни капитализм
«болезнью». У каждой социальной
системы, однако, как и у человека, могут
быть свои «акцентуации характера».
Отдельно
меня заинтересовала фраза: "преждевременное
разрушение "я" пролетария".
Эзотерические, мистические и прочие
учения, все как один твердят о разрушении
эго и о растворении личного "я"
духовных искателей в Боге, мокше, нирване,
самадхи, сознании Кришны или Будды.
Только сейчас я обратил внимание, что
коммунистическая идея по сути отражает
тот же самый принцип. Высочайшая этика
коммунистического самосознания,
отсутствие эгоизма, творчество и труд
на основе лишь внутренней мотивации
(не за деньги а лишь в меру способности
и потребности) – фактически на такое
поведение способен (наверное) лишь
просветлённый, соединившийся с Богом
или с коллективным бессознательным
человек. Может ли быть так, что коммунизм
– это социальная метафора просветления?
Всеобщее просветление – мечта всех
бодхисаттв – может быть достигнуто
путём установления "правильного"
социального строя!!! Какая грандиозная
идея! Если бы предпосылка «бытие
определяет сознание» была абсолютно
верной – то люди действительно могли
бы усвоить этические идеалы, просто
став членами коммунистического общества.
Не удивительно, что она была поддержана
подсознанием больших групп людей –
рабочих и крестьян, у которых и в наши-то
дни сознание весьма суеверное и
мистическое. Жаль, в схему просветления,
кроме деперсонализации, не вошло её
диалектическое дополнение. Как писал
один просветлённый: "Я ждал, что капля
моего разума растворится в океане
божественного сознания, но вместо этого
огромный океан влился в мою маленькую
каплю". Это уже не разрушение "я",
а совершенно иной процесс, неописуемый
теми словами, что есть у нас в человеческой
земной культуре.
Замечательные, однако,
книги можно найти на помойке :)
Будьте счастливы прямо сейчас! Вячеслав Ильин –
психолог, гештальт-терапевт