Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология.ИМХО.

  Все выпуски  

Живая психология. Марксизм vs фрейдизм. Коммунистическое просветление.


    Недавно нашёл на помойке (добрые люди избавились от ненужной макулатуры) книгу А Деборина "Философия и марксизм" 1930 г., 2р.50коп. Пер.35 коп. Пожелтевшая, со сладким запахом старой бумаги и с квитком контролёра 1й Образцовой типографии ГИЗа №2343 внутри. Книга меня сильно удивила и порадовала. Есть что-то общее у этого автора с Паустовским, книгу которого я приобрёл подобным же образом. Люди, стоявшие у истоков коммунистического движения, искренне одержимые идеей коммунизма, сильно отличаются от авторов застойного периода, чьи произведения скучны до безумия, вылизаны и гладки, как задница директора склада (того же периода). Книги и Деборина и Паустовского заряжены эмоциями, личным отношением, и вольнодумными для 70-х и 80-х мнениями. Например, комсомольцы, о которых Паустовский писал с натуры, могут выглядеть весьма неприглядно. Зато они живые, и живыми кажутся авторы книг, что лично мне показалось необычным. Не привык я к философам-марксистам, искренне горящим своими идеями. В молодости, будучи комсомольцем, я честно пытался понять, что же из себя представляет марксистская философия, кое-что читал, но так и не проникся. Теперь понимаю, что читал не ту литературу.

    Тем более не ожидал я в такой раритетной книге обнаружить главу, касающуюся психологии! А таковая нашлась – "Фрейдизм и социология". Работа написана для того, чтобы переубедить марксистов, увлечённых фрейдизмом. Марксистам той эпохи приходилось вести яростную полемику за идейную чистоту с последователями разных философских и других учений.

    "Но каковы бы ни были субъективные намерения марксистов-фрейдистов, их стремления "омолодить" марксизм посредством вливания в него "свежей" крови фрейдизма неминуемо ведут к полному извращению марксизма".

    Деборин полон сарказма, он бросается в глубины анализа, не смотря на всю предвзятость собственной веры. Известного ортодоксального фрейдиста, пастора Пфистера, Деборин ехидно называет «добрым пастором». Вот цитата о психологии капитализма устами Пфистера:

    "Но есть и третья возможность, когда подавленная любовь находит своё выражение в определённом символе. "Дух капитализма" состоит именно в том, что деньги являются символом любви, они замещают любовь, так как прямой путь к любви закрыт. Можно сказать таким образом, что капитализм есть навязчивый невроз, подобно религии, которая Фрейдом так и определяется, как универсальный навязчивый невроз, ибо основным характерным признаком навязчивого невроза является то, что страдающий им отворачивается от действительности и обращается к символу, который должен замещать действительность и действительную любовь".

    Деборин ведёт себя не слишком последовательно, местами пытается провести, и довольно успешно, глубокий анализ тех или иных тезисов, а местами его доводы это просто оскорбления и высмеивания, аналогичные обычному упрямству, типа: «мы не можем согласиться с этим утверждением потому, что мы не можем с ним согласиться никогда» – «Мы не можем согласиться с Фрейдовской психологией масс. Достаточно указать на то, что Фрейд считает в этой области крупнейшим авторитетом Лебона, который проникнут тупой ненавистью к социализму и народным массам».

    "Быть может, аналитический метод является превосходным средством лечения запоров, хотя мы продолжаем придерживаться того мнения, что против запоров слабительное является, пожалуй, лучшим средством, чем душеспасительные "аналитические" беседы о "денежном духе", но что для объяснения духа капитализма запоры, кроме разве поноса слов, ничего дать не могут, – в этом мы твёрдо убеждены".

  Теперь цитаты уже о психологии марксизма (с т.з. фрейдизма). Деборин использует работу А. Кольнай, которого называет «заядлым венгерским реакционером»:

    "Пролетариат, – продолжает Кольнай, сам проникнут классовым эгоизмом и маммонизмом, что выражается в его приверженности историческому материализму и в его равнодушии сельскому хозяйству.. В борьбе с марксизмом и коммунизмом наш архи-реакционер и крайне невежественный в вопросах философии и социологии литератор не пощадил даже Гегеля... Система Маркса нашему автору очень не нравится, и он не скупится по её адресу на крепкие слова, но надо правду сказать, что он в ней абсолютно ничего не понял. Мистический материализм Маркса, – говорит он, – видит во всём исключительное стремление к власти класса.... Марксизм представляет собою параноидную конструкцию. Он отличается всеми характерными признаками паранои: исключительным подчеркиванием "я", которое, однако, проицируется на безличного Молоха – на хозяйство. С этим же связано техническое значение машины и преждевременное разрушение "я" пролетария. К параноидным "симптомам" относятся так же... мания величия и мания преследования. Мания преследования, которой страдает пролетариат, идёт так далеко, что все государственные учреждения, религия, мораль и пр. рассматриваются марксизмом, как орудие эксплоатации пролетариата. ... Кольнай в своей безграничной тупости и бездонном невежестве объявляет, что марксизму присущ бред ревности, ибо известно, что все попытки социального оздоровления истолковыватся марксизмом, как стремления эксплоататоров соблазнить и одурачить рабочих. ... Этот тупоумный писака не знает меры: марксизм, под конец, трактуется как социальный психоз."

    Я не готов ставить диагноз общественным явлениям и социальным процессам (я – это автор рассылки Вячеслав Ильин, цитаты уже закончились), но, похоже, присоединяюсь к реакционеру Кольнаю "в своей безграничной тупости" – я тоже вижу у марксизма, как его знаю, сходные параноидальным симптомы. Я не готов называть ни марксизм ни капитализм «болезнью». У каждой социальной системы, однако, как и у человека, могут быть свои «акцентуации характера».

    Отдельно меня заинтересовала фраза: "преждевременное разрушение "я" пролетария". Эзотерические, мистические и прочие учения, все как один твердят о разрушении эго и о растворении личного "я" духовных искателей в Боге, мокше, нирване, самадхи, сознании Кришны или Будды. Только сейчас я обратил внимание, что коммунистическая идея по сути отражает тот же самый принцип. Высочайшая этика коммунистического самосознания, отсутствие эгоизма, творчество и труд на основе лишь внутренней мотивации (не за деньги а лишь в меру способности и потребности) – фактически на такое поведение способен (наверное) лишь просветлённый, соединившийся с Богом или с коллективным бессознательным человек. Может ли быть так, что коммунизм – это социальная метафора просветления? Всеобщее просветление – мечта всех бодхисаттв – может быть достигнуто путём установления "правильного" социального строя!!! Какая грандиозная идея! Если бы предпосылка «бытие определяет сознание» была абсолютно верной – то люди действительно могли бы усвоить этические идеалы, просто став членами коммунистического общества. Не удивительно, что она была поддержана подсознанием больших групп людей – рабочих и крестьян, у которых и в наши-то дни сознание весьма суеверное и мистическое. Жаль, в схему просветления, кроме деперсонализации, не вошло её диалектическое дополнение. Как писал один просветлённый: "Я ждал, что капля моего разума растворится в океане божественного сознания, но вместо этого огромный океан влился в мою маленькую каплю". Это уже не разрушение "я", а совершенно иной процесс, неописуемый теми словами, что есть у нас в человеческой земной культуре.

Замечательные, однако, книги можно найти на помойке :)

Будьте счастливы прямо сейчас!
Вячеслав Ильин – психолог, гештальт-терапевт

http://www.psy-nature.ucoz.ru/


В избранное