Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знакомство с гештальтом выпуск 18


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гештальт 
Выпуск 18

В гештальт-терапии окружающий мир называется окружающим миром или средой, а процесс
взаимодействия организма с этим окружающим миром с целью добыть себе пищу для
развития и удовлетворения своих потребностей, называется контактом.
Когда мы находимся в контакте с миром, происходит следующее.
В контакт с миром нас приводит  возникающая потребность. Если мы не можем ее
удовлетворить, мы ищем поддержку – что-то или кого-то, кто поможет нам справиться
с этой ситуацией. Эта поддержка может быть обеспечена посредством манипуляции
окружающими – жалобами, просьбами о помощи, разыгрыванием беспомощного, попытками
контролировать других и контролировать так же все, что происходит.
Однако, мы можем получать поддержку и из глубины себя. Мы можем найти поддержку
в своих навыках, умениях, в пробовании своих новых идей, освоении новых навыков
или возможностей. Или, что не является здоровым, – поддержку в фантазиях, которые
могут оказаться катастрофическими или анастрофическими ожиданиями. Катастрофические
ожидания – это когда вы постоянно боитесь неудач, чего-то страшного, неприятного
или даже непоправимого. Анастрофические ожидания – это когда  вы надеетесь на
чудеса: внезапное богатство, всеобщую любовь и признание и т.п.
В идеале любая потребность человека, не важно – эмоциональная, интеллектуальная,
физиологическая, социальная или какая-либо еще, - проходит цикл развития и удовлетворения
по определенной схеме, одинаковой для каждого живого существа.  Это происходит
таким образом:
1.      Сначала ничто не беспокоит человека, он нигде не ощущает никакого дисбаланса
или дефицита, в гештальте этот эпизод называется «Недифференцированное поле».
2.      Затем, в связи с физиологической необходимостью, или интересом, или социальным
желанием возникает некое ощущение недостачи чего-нибудь: «чего-то я хочу…». Этот
эпизод называется «Образование фигуры». Для нашего внимания образуется какая-то,
пока еще неясная, «Фигура», которая нам нужна  для удовлетворения чего-то, что
нам нужно удовлетворить.
3.      Затем здоровый организм прислушивается к себе и определяет, что это за такая
потребность и как бы ее можно было удовлетворить чем-нибудь из того, что есть
вокруг меня. Этот эпизод называется «Фокусировка фигуры» (конкретизация ощущения).
4.      После этого мы начинаем осматривать и изучать окружающий мир в поисках чего-то
подходящего для удовлетворения своей потребности. Происходит так называемое «Сканирование
окружающего мира».
5.      Найдя то, что для нас является удовлетворяющим объектом, мы применяем его
таким образом, чтобы удовлетворить свою потребность, и это называется «Полный
контакт» (разрешение).
6.      Получив то, в чем мы нуждаемся, мы переходим на стадию «Ассимиляции» - усвоения
полученного в результате взаимодействия с объектом, будь то переваривание пищи,
либо впечатлений, либо полученных в результате обучения, например, новых мыслей.
7.      И после этого снова наступает период «Недифференцированного поля» и образование
новых фигур.
Такова естественная продуктивная функциональная программа человека, заложенная
в него самой природой.
 Эта схема полностью отражает содержание моих предыдущих книг: что я хочу? Сколько?
Где это взять? Как? И что с этим делать? что меня не удовлетворяет? что я для
этого делаю, чтобы это изменить?

Упражнения на осознавание.
При выполнении упражнений важно не исправлять то, что вы осознаете, не вмешиваться
в процесс, а наблюдать все свои спонтанные реакции. Не пытайтесь осознавать что-то
скрытое или необычное, и не ищите интерпретаций подсознательного, трактовок,
почему и что с вами происходит, объяснений и причин. Это не изменяет состояний,
а только лишь успокаивает ваш беспокойный ум в какой-то мере.

Выполняя эти упражнения, шаг за шагом, вы начинаете все больше принимать ответственность
за весь ваш опыт, в том числе, блоки и симптомы, и постепенно обретаете свободное
управление собой. Представление о том, что мысли по своей собственной инициативе
и без вашей помощи входят в ваш ум уступят место видению, что это ВЫ думаете
свои мысли.
При вы полнении упражнений на осознавание тела почти все испытывают трудности,
сопротивление и тревожность. Но они чрезвычайно важны и заслуживают затраты многих
часов – в умеренных дозах. Это не только основа для разрушения «мышечного панциря»,
но так же и средство для лечения всех заболеваний.
Работает следующая взаимозависимость:
1.      когда вы работаете над своим осознаванием, ваше тело становится более свободным,
раскрепощенным, энергичным, подвижным и гибким.
2.      Когда вы работаете над своим телом, над его координацией, пластикой и гибкостью,
вы становитесь более открытыми для принятия новых точек зрения, изменения взглядов,
расширения способности видеть сходства и различия, совершать выбор и видеть новые
возможности.
В мире спорта и искусства вы можете найти многие подтверждения этому. В здоровом
теле – здоровый дух.

Упражнение на выявление фона и фигуры

1.      Посмотрите на какой-нибудь объект. Глядя на него, заметьте, как он проясняется,
вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь
к соседнему объекту и наблюдайте то же самое. Так же вслушайтесь в какой-нибудь
звук и увидьте, как остальные звуки уходят в фон. Прислушайтесь к какому-нибудь
телесному ощущению и пронаблюдайте за ним и его фоном.
2.      Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру (зрительную, звуковую или телесную),
стремясь смотреть только на нее и ни на что другое. Вы заметите, что скоро она
станет неясной и ваше внимание начнет рассеиваться. Если же вы дадите своему
взгляду блуждать,  все время возвращая его от фрагментов фона к фигуре, она станет
яснее и лучше видимой.
3.      Выберите неспокойную ситуацию, например ожидание человека или автобуса на
остановке. Позвольте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем,
свободно переходя от одного к другому. Вы заметите, что чем больше вы беспокоитесь
об ожидаемом (автобусе или человеке), тем меньше интереса вы можете обратить
на окружающее вас.
4.      Дайте своему вниманию переходить от объекта к объекту свободно, отмечая фигуры
и фоны в объекте и свои эмоции. Каждый раз выражайте вои эмоции словами «мне
это нравится» или «мне это не нравится». Разделяйте объекты на части «это мне
в объекте нравится, это – нет». Попробуйте различать свои эмоции: «это вызывает
у меня отвращение» и т.п.

Запись на индивидуальные консультации 908-62-96. 

Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылай на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходи на http://rubstein.dancesport.ru"; - мой сайт 
Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное