Гештальт
Выпуск 27.
Проекция – продолжение…
Проекция – это отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью
нас самих, появляется во внешнем мире, представая перед нашим взором. Возвращение
себе каких-то из этих частей может быть неприятным, потому что нам не нравится
находить в себе какие-то роли, к которым мы относимся отрицательно, и здесь появляется
необходимость учиться страданию, вы будете страдать от мысли, что вы обладаете
теми чертами, к которым относитесь очень плохо. Но затем внезапно окажется, что
в этих ваших частях много ценной энергии. Вы можете ассимилировать эти части,
интегрироваться сними вновь, и снова сделать своими. Человек, стремящийся развиваться,
должен быть готов к встрече с неприятным. Страдание неотъемлемо сопровождает
развитие, и встречать его необходимо честно. Как только появляется что-то неприятное,
мы пугаемся, убегаем, лишаем себя чувствительности, играем в саморазрушительные
игры, препятствуя собственному развитию, уходим в прошлое, чтобы найти там опыт,
подтверждающий все наши самые худшие опасения, или убегаем в будущее, представляя
себе все те ужасные вещи, которые могут случиться, если мы останемся с тем, что
происходит.
Настоящие изменения никогда не являются легкими –
человек изменяется только в тех обстоятельствах,
когда ему приходится изменяться.
Теун Марез
В проекции человек осознает свой импульс и осознает объект в окружающем мире,
к которому направлен этот импульс. Но он не отождествляет себя с этим импульсом,
не считает его своим, и не реализует его, и в результате он теряет ощущение того,
что ему что-то подвластно в этом мире, и он что-то может с ним сделать для себя.
Вместо этого он стоит неподвижно и, сам того не понимая, ждет решения своих
проблем извне.
В мире проекций человек, вместо того, чтобы гневаться, «подвергается» приступу
ярости. Он не думает, а мысль «приходит» к нему в голову. Проблема «преследует»
его, а на самом деле оно постоянно повторяет одну и ту же цепь действий в отношении
внешне схожих ситуаций или людей. Его заботы «беспокоят» его, в то время как
в действительности он сам беспокоит себя и всех, кого только может достать.
Поскольку проецирующий не переживает свои отчужденные импульсы и действия как
себя-в-действии, он отрекается от ответственности за это, пытается забыть или
скрыть это (в первую очередь, от себя), страдает от этого, как от приходящего
извне. Для таких людей свойственны привычки засыпать, когда речь идет о чем-то,
неприятном для него. Или забывать что-то (вытеснять из памяти).
Именно об этом притча Ницше:
«Гордость и Память поспорили. Память говорила, что это было, а Гордость говорила,
что этого просто не могло быть. И Память сдалась».
Когда человек проецирует неугодные ему черты своей личности, то проекция попадает
на другого человека, на объект или ситуацию, которые уже сами до некоторой степени
обладают тем, что на них проецируется. Поэтому не всегда легко отличить то, что
действительно имеет место в действительности от воображаемого, когда речь идет
о проекции. Но ошибка сразу проясняется, как только возникает ясное противоречие.
Его легко проверить, лишь попытавшись понять, по каким признакам вы составляете
то или иное мнение о человеке или об объекте. Например, если вы думаете, что
вон тот человек высокомерен по отношению к вам, то по каким признакам вы это
определяете? Голос? Осанка? Определенные жесты или слова, которые для вас что-то
значат? Как вы получаете это впечатление? Какими своими понятиями вы создаете
именно тот смысл, который вы видите перед собой?
Чаще всего проецирующий может найти «доказательства» того, что воображаемое наблюдается.
Такие рационализации и оправдания всегда будут в распоряжении того, кто их ищет.
Распространенный случай проекции – ревнивый супруг (а) или раздражительная свекровь.
Им не помогут доказательства того, что они неправы. Проецирующий привязывается
к своей пассивно-страдательной роли и избегает какого бы то ни было продвижения.
И фантазия его чрезвычайно богата для того, чтобы находить все новые и новые
доказательства своей правоты. Предположите, что вы совсем не правы в какой-то
ситуации, что все совсем наоборот. И что это правда. Это немного разовьет вас.
Наиболее важный абстрактный экран для проекции – это «совесть» или «моральные
установки», «моральные ценности». «Совесть», другими словами – то, что «общество
требует» или «мораль предполагает», в то время как на самом деле сам человек
реально что-то предполагает или требует во имя общества или морали.
Собственный гнев человека, который он не может выразить и даже осознать из-за
своего отождествления с социальной нормой (интроекций), - есть то, что проецируется
в «совесть». А затем он сам страдает от ее ударов. Сила совести – это сила собственного
реактивного гнева человека.
Не опасайтесь того, что, растворив «совесть», вы превратитесь в преступника или
импульсивного психопата. Когда вы дадите органической саморегуляции и своим естественным
влечениям возможность соприкоснуться с другими людьми, вы будете поражены тем,
как принципы, по которым вы должны жить, проявятся из самой вашей сущности и
будут очевидны и пригодны для жизни, в какой бы социальной ситуации вы не находились.
Патологическая преступность часто связана со сверхсуровой «совестью». Преувеличенный
«самоконтроль» ведет к нервным срывам. Преувеличенная «совесть» - к моральным
срывам.
Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылайте на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходите на http://rubstein.dancesport.ru" - мой сайт, там можно
узнать, как записаться на индивидуальную консультацию.
Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн