Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знакомство с гештальтом выпуск 56


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гештальт, выпуск 56

История создания гештальт-терапии.
При подготовке данного материала использовался сайт Московского Гештальт Института
www.gestalt.ru

У истоков гештальт-терапии: Фредерик С. Перлз
Вскоре после конца второй мировой в Нью-Йорке поселился Фредерик С.Перлз, немецкий
психиатр и психоаналитик. Ему за 50, и позади у него плодотворная профессиональная
деятельность. Получив образование у многих знаменитостей психоанализа и психиатрии
того времени, после нескольких лет "классической" практики в Германии, с наступлением
гитлеризма он, будучи евреем, был вынужден эмигрировать.
Сначала он живет в Голландии, затем его приглашают в Южную Африку, где он открывает
Институт психоанализа. Вот несколько важных встреч, которые стали вехами на пути
его интеллектуального роста в этот период:
∙ Его жена Лора, доктор гештальтпсихологии; она вложит в разработку того, что
потом превратится в гештальттерапию, свое знание этого направления психологии
начала века. Начав с изучения психологии восприятия, гештальтпсихология постепенно
расширилась до изучения всех "гештальтов" (форм, конфигураций) до такой степени,
что оказала широкое влияние на всю современную психологию и эпистемологию. Лора
также открывает пути разным направлениям экзистенциализма 20 – 30 х годов, в
частности, философии Мартина Бубера
("Я и Ты") и Пауля Тиллиха ("Мужество существования").
- Курт Гольдштейн, врач, весьма известный своей настойчивостью в утверждении
целостного подхода к человеку ("Строение организма"), отказывающийся вслед за
гештальт-теоретиками от разделения на органы, части или функции. Перлз некоторое
время работал у него ассистентом.
- Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучался Перлз, и Баухауз,
эстетическое движение. Оба этих течения оказывают большое влияние на культурную
жизнь Берлина 20-х гг.
- Психоаналитики, такие как Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер
и некоторые другие, которые были его аналитиками или супервизорами.
- Вильгельм Райх, "отколовшийся" психоаналитик. В частности, своими работами
о "мышечном панцире" и характерологических структурах, он самым активным образом
ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу.
- Ж.С.Смутс, философ и политический деятель из Южной Африки; ввел в 20-е годы
понятие "холизм" и содействовал развитию целостного подхода к человеку и материи.
Эти разнообразные влияния соединились в работе Ф.Перлза "Эго, голод и агрессия",
опубликованной в 1942 году. Ее подзаголовок "Пересмотр теории и метода Зигмунда
Фрейда" – уже указывает на дистанцию по отношению к традиционному психоанализу.
Со временем эта дистанция будет только увеличиваться, закладывая основы будущей
психотерапии.
Создание гештальт-терапии
По приглашению Карен Хорни и Эриха Фромма, известного своим определением "экзистенциального
психоанализа", пользующийся некоторым авторитетом среди "группы посвященных"
благодаря своей книге, Перлз приезжает в Нью-Йорк. Некоторое время спустя он
начинает сотрудничество с Полом Гудменом, который быстро становится важнейшей
фигурой в развитии гештальттерапии. Пол Гудмен, непризнанный писатель, эссеист
и поэт поставил на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические
знания. Он сделал
гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась,
и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам,
которые без него так, возможно, и остались бы в черновых набросках.
Вокруг Перлза, его жены Лоры и Пола Гудмена объединяются Изидор Фром и еще несколько
человек, образуя так называемую "Семерку". Вскоре они создают в Нью-Йорке первый
Институт гештальттерапии. Нью-Йоркская группа разработала основные принципы гештальттерапии,
которую вначале назвали экзистенциальной терапией, а затем – гештальт-анализом.
Когда книга, над которой работали Гудмен и Перлз вместе с другими членами группы,
была готова, причем ее последняя глава была отредактирована в последний момент,
издатель потребовал добавить к ней практическую часть. И, к большому сожалению
всей группы, раздел, написанный Хефферлином и состоящий из опытов, проведенных
со студентами университета, превратился в первую часть книги, которую иногда
называют Библией Нью-Йоркского направления гештальттерапии.
Очень скоро сформировалось еще несколько групп, придерживающихся этого подхода
– в частности, в Кливленде (на ее базе возник Кливлендский институт гештальт
терапии – вокруг Ирвина Полстера) и в Калифорнии (вокруг Джима Симкина).
Перлз был уже немолодым человеком, когда ему захотелось обрести большее признание.
В группе создателей гештальттерапии произошел раскол: Фриц Перлз и Джим Симкин
покинули Нью-Йорк. Перлз стал в основном работать с группами, заявляя, что индивидуальная
психотерапия устарела. Нью-Йоркская группа была с этим совершенно не согласна
и считала, что старый Перлз просто заблуждается. Лора Перлз и Изидор Фром продолжали
свою работу в качестве психотерапевтов и тренеров в Нью-Йорке, развивая метод.
Пол Гудмен (после
десяти лет практической работы и преподавания) оставил терапевтическую практику,
чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству. Другие члены-основатели
шли своими путями, а Перлз делил свое время между туристическими путешествиями
полупенсионера и поездками для преподавательской деятельности в разные концы
Соединенных Штатов.
Калифорнийские годы: расцвет.
В середине 60-х годов Перлз был на время приглашен в Эсален – только что открывшийся
центр на берегу Тихого океана, в Калифорнии, ставший Меккой для Движения Развития
Человеческого Потенциала. Он стал развивать так называемый психотерапевтический
стиль Западного побережья. Во многом это была не психотерапия, а зрелище, психологический
аттракцион Калифорнийского Гуру. Но без этих аттракционов не было бы известности
и автономии гештальттерапии. Именно в этот период множество людей было инфицировано
вирусом интереса
к собственной психической жизни, и психотерапия смогла стать тем, что она есть
сейчас – не просто "клизмой" в руках медицины, а феноменом человеческой культуры.
Гештальттерапия тогда испытывала значительный подъем, и Институты и Центры, заявляющие
о своей приверженности этим взглядам, развивались – иногда в лучшую сторону,
но зачастую в худшую. Сам Перлз продолжал работать с неизбывной творческой энергией,
и в основе этого творчества лежал огромный опыт 45-летней клинической, психиатрической
и психотерапевтической работы. Тем не менее, он отдавал дань моде того времени,
рассматривавшей любую теоретизацию как "траханье мозгов", и заменявшей ее хлесткими
рекламными формулировками.
Мода также постоянно требовала от него нового – любой ценой, иногда даже ценой
запутывания самых основ гештальт-подхода.
Этот период "68-го года" в истории гештальттерапии еще и сегодня отзывается тяжкими
последствиями. Даже если рассматривать эту фазу в качестве свежего ветра в психотерапевтической
практике, недостаток четкости позиций и всякого рода крайности сильно пошатнули
доверие к новому подходу.
"Ученики чародея" разного толка, подхватывая без разбору то, что они видели в
практике учителя, но не имея ни его опыта, ни его таланта клинициста, терпели
крах, или, лучше сказать, эффективность их терапевтических вмешательств была
равна нулю. Кроме того, многие профессионалы, которые встретились с конъюнктурной
формой гештальттерапии, были уверены и, конечно, до сих пор убеждены, что последняя
не обладает никакой серьезной теоретической базой. Это распространенное мнение
стало препятствием для тех, кто хотел
бы вести долгосрочную психотерапевтическую работу с пациентами.
Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылай на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходи на http://rubstein.dancesport.ru" - мой сайт, там можно
узнать, как записаться на индивидуальную консультацию.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.geshtalt
Отписаться

В избранное