Семинар "Искусство Public Relations: Психология&Философия"
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru. CRAZY NOTES. Текст данной рассылки
представляет собой часть более обширного литературно-художественного текста "Корневой
каталог (приготовления к роману)", который я публикую в режиме реального времени
в живом журнале по адресу: http://www.livejournal.com/users/leonid2004
PSY. ЕВАНГЕЛИЕ. «ИГОЛЬНОЕ УШКО»: ДРУГОЙ КАК Я
Если я способен отождествиться с другим человеком, как с самим собой, почувствовать
свое «я» в нем, стать им, то, зачем мне блага этого мира? – Ведь все, что есть
у других людей, есть у меня. И если мне потребуется что-то, чего у меня нет,
но есть у другого, то, что помешает мне в любой момент получить это, ибо в любой
момент он мне это даст. – Почему? – Потому что даст, по сути, не мне, а себе.
Просто через меня, в данном случае, он сумеет полнее ощутить полноту владения
своей собственностью.
– 10.10.04. Эта идея и, соответствующее ощущение тождественности с любым человеком
в мире, пришла ко мне в голову, когда я читал у Невиса, как работать с сопротивлением.
Что такое отказ в чем-либо как не сопротивление? Правда, может быть, вполне оправданное,
законное, врожденное, природное. В самом деле, давайте представим себе ситуацию,
когда вы приходите к незнакомому (или знакомому) человеку и говорите что-нибудь
вроде: «Дай мне денег, я куплю себе новую машину или квартиру, или поеду отдохну
и развлекусь».
Реакция очевидна: «С какой стати?» Действительно, зачем другому, особенно незнакомому
мне человеку, заботиться обо мне? Очевидно, моя просьба лишь в том случае сработает,
если смысл ее, создаваемый контекстом, будет прямо противоположным – «Возьми!»
Так же точно можно взглянуть на прямо противоположную ситуацию, когда я другому
что-то предлагаю: «Возьми», а он мне отвечает: «Мне не нужно». Итак, вопрос не
в словах, а в позиции, в реальности – какая она? – Я-ориентированная или ориентированная
на другого (Другой-ориентированная).
– Это и есть рай – иметь все, не имея ничего. Срединный путь – не усредняющий,
но всеобъемлющий проблему.
– (19) 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому
войти в Царство Небесное;
– (19) 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели
богатому войти в Царство Божие.
PSY. ТЕРАПИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
Три этапа развития: персональный, культурный, исторический (три статуса действия
человека в зависимости от уровня его развития). В индивидуальной терапии часто
возникают моменты, когда ни клиенту, ни терапевту (или, с точки зрения терапевта,
только терапевту) не понятно, что делать дальше? Когда уместным кажется вопрос
терапевта клиенту, чем бы вы хотели заняться дальше? Что бы вы хотели, чтобы
я сделал? Это вполне законные вопросы, и, надо думать, что именно так и следует
реагировать во многих, если не в большинстве,
случаев. Это плоскость профессиональной позиции терапевта, один из инструментов
его работы, базирующаяся на абсолютной уверенности в пользе своего присутствия.
Однако есть еще одна плоскость этого момента взаимоотношений клиента и терапевта,
прямо противоположная – плоскость полной неуверенности терапевта перед неизвестным
пространством своего развития. Предлагаемая теория развития (см.выше – три этапа)
прелагает некоторые ориентиры, которые могут быть использованы для эксперимента
в этой области в описанные
моменты терапевтической сессии. По сути, отмеченная уже профессиональная реакция,
ориентирована лишь на индивидуальный (персональный) уровень развития человека
(клиента). На культурном уровне, мне кажется, у обоих участников процесса терапии
или только у терапевта могло бы возникнуть искушение поиграть с какими-то состояниями
или идеями. Ибо игра характеризует наличие культурного феномена (пласта, горизонта),
являясь важным и неотъемлемым его аспектом. В любом случае, даже если клиент
кажется далеким от подобных
желаний (поиграть), терапевт мог бы осторожно прощупать эти интенции клиента
(что могло бы дать ему представление о перспективе развития клиента и дальнейшем
направлении терапии). Наконец, в случае подключения к историческому этапу, терапевт
мог бы почувствовать твердую уверенность в необходимости тех или иных своих терапевтических
действий, на уровне судьбоносного, для себя, решения. И, соответственно, реализовать
эти действия – вот то, что называют гениальной терапией. Кстати, это действие
внешне может никак
не отличаться от действия («бездействия») на персональном уровне. Вопрос во внутреннем
статусе (поле, по Левину). В конце концов, если речь идет о развитии, я полагаю,
что терапевт не только может, но и должен воспользоваться открывающимися для
него в терапевтической сессии возможностями – в том числе, для блага клиента.
Предлагаемая идея эксперимента (образа действий терапевта в моменты как бы «остановки»
терапевтического действия) ориентирована на активную позицию терапевта (стиль,
терапевтическую теорию). Причем активность эта строится на осознании терапевтом
своего несовершенства и желания развития, которое он реализует, не откладывая
ни на минуту, прямо в терапевтической сессии с клиентом. Предполагаемая польза
такого подхода (инструмента) основывается на идее, что развитие всегда полезно,
и что если одному человеку (терапевту)
удается войти в пространство развития, то это облегчает аналогичное действие
другому человеку – клиенту.
В конце концов, разве цель терапии не в развитии? И разве развитие это не интеграция?
– Во-первых, с самим собой, во-вторых, с абстрактной идеей человечности (культурой,
альтруизмом) и, в третьих, с реальными людьми (историей как межличностной реальностью).
PSY. ЕВАНГЕЛИЕ. ДЕНЬГИ
Мне кажется, у большинства людей абсолютно извращенное представление о деньгах
– как о ресурсе, освобождающем от жизненных тягот и служащем для удовольствия
и отдыха. Увы, отдыхать и наслаждать лучше без денег – во всяком случае, не за
свой, а за чужой счет. Ибо свои деньги – это большая ответственность и работа.
Чем больше денег, тем больше ответственность. Вплоть до того, что удовольствие
и деньги суть вещи несовместные. Не правда ли?
– Не даром сказано, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели
богатому войти в Царство Божие».
– Правда из этого вовсе не следует, что заработать большие деньги можно лишь
тяжким трудом и без удовольствия. Как раз наоборот, следуя логике, правильней
считать, что большие деньги зарабатываются без напряжения и с удовольствием –
«легко»! Это и понятно, ведь всю тяжкую черновую работу можно переложить на нанятый
персонал, оставив себе лишь решение творческих, стратегических задач. С обыденной
точки зрения это более легкая задача, чем «рыть землю» – гуляй себе, наслаждайся
природой, пока не придет в голову
светлая мысль! Но, понятно, что эта «легкость» обманчива – а что если «светлая
мысль» не придет в голову вовремя?
PSY-PHI. ЕВАНГЕЛИЕ. МИСТЕРИЯ КАК КУЛЬТУРА СУДЬБЫ
Культурный феномен отличается от мистерии тем, что мистерия символизирует историческое
событие, а не только бытие мира как таковое. Мистерия, несомненно, является культурным
феноменом, хотя явленная в первый раз, она представляет собой историческое, судьбоносное,
событие. Подобно жизни Христа, которая была таким событием в период его жизни,
и стала мистерией и частью культуры после смерти.
– Специфика мистерии как культурного явления – в символизации истории.