Сегодня
я продолжу тему стратегий разрешения конфликтов. В этом выпуске я расскажу о
компромиссе как о стратегии решения конфликта.
Итак,
компромисс
или стратегия взаимных уступок.
Разногласия решаются через взаимные уступки, при этом обе стороны что-то выигрывают,
а что-то проигрывают. Оппонент одновременно стремится поддерживать дружеские отношения, но вместе с тем,
ищет справедливого решения, избегает единоличного принятия решения, но в то же
время, напоминает о своем приоритете, стремится получить что-то для себя, не
без лобового столкновения.
Поэтому
компромиссное решение уместно, если Вы предпочитаете сохранить хоть что-нибудь,
чем все потерять, или же такое решение носит временный характер, и это Вас устраивает.
Также компромиссное решение для Вас может оказаться оптимальным, если нужно
принимать срочное решение в дефиците времени, а аргументы сторон одинаково
убедительны, или другие стратегии не приводят ни к чему.
Впрочем, если
Ваша позиция для Вас не слишком значима, и Вы можете трансформировать
поставленную вначале цель, то это тот случай, когда компромисс – решение для
Вас.
В качестве примера
компромиссного решения можно предложить ситуацию, описанную в книге А.
Воеводина «Стратагемы – стратегии войны, манипуляции, обмана».
«Один хороший человек, мастер
спорта, неоднократно в составе команды становившийся чемпионом страны по
альпинизму, зовут которогоАлександр
Кузнецов, однажды увидел в своем городе множество больших рекламных щитов, на
которых был использован фрагмент одной из его фоторабот. Дело в том, что в
свободное от хождения по горам время Кузнецов работает фотокорреспондентом в
известной газете, а иногда выпускает авторские фотоальбомы и устраивает
персональные выставки в России и за ее пределами. Поэтому незаконное
использование фотографии не могло радовать фотографа. Щиты рекламировали
продукцию известной фирмы, которая, вероятно, не знала о том, что незаконно
использует снимки, отсканированные рекламным агентством из фотоальбома Кузнецова.
Стандартный путь – исковое заявление, судебный процесс, взыскание средств,
уничтожение рекламных объектов.
Фирма была готова к разборкам и
приготовилась к агрессивной защите. Но Кузнецов, который по своей натуре чужд
всяческим скандалам, проявил добрую волю. И директор фирмы оказался человеком в
высшей степени разумным. В результате иски не подавались, обвинения не
выдвигались, стороны оказались полезными друг другу. Более того, в дальнейшем
фирма по своей инициативе выступила спонсором восхождения на Эверест».
Поскольку в
описанном примере нет указания на то, что одна из сторон оказалась в проигрыше,
может сложиться впечатление, что это иллюстрация для стратегии сотрудничества.
Но хочется обратить Ваше внимание, уважаемые подписчики, на одну деталь этой ситуации.
Да, не было судебного разбирательства, но цель одного из оппонентов была
трансформирована – рекламные щиты остались без изменения. А именно это
обстоятельство стало причиной конфликта. Т.о. г-н А. Кузнецов все же пошел на
некоторые уступки фирме, получив что-то взамен.
Другой вариант
использования стратегии компромисса. Вы четко знаете, что Ваш оппонент имеет
более мощный силовой и административный ресурсы. Если он реализует свои
ресурсы, Вы рискуете проиграть. Поэтому Вы можете вынудить оппонента пойти на
уступки. Неожиданно спровоцированный инцидент, когда оппонент не готов реализовывать
силовую стратегию, может привести к тому, что он пойдет на уступки.
Пример из той же книги А.
Воеводина. «Заместителю директора государственной организации поручено с наименьшими потерями выйти из конфликтной
ситуации с банком. Три года назад в банке неизвестно почему был взят кредит
размером в один миллиард рублей. На этот же кредит в этом же банке приобретен
вексель энергетической компании номинальной стоимостью тоже один миллиард
рублей. Реальная цена векселя в момент приобретения и в момент возврата кредита
составляет около 20% от его номинальной стоимости. Кредит первоначально
оформлен как беспроцентный, но по условиям договора, банк мог в любое время
установить процент за его пользование в пределах ставки Центробанка. Этим
правом банк воспользовался через несколько месяцев после передачи векселя. В момент описываемых событий
к оплате был предъявлен долг в один миллиард и проценты за кредит в размере
полутора миллиардов рублей (то есть только за проценты
следовало уплатить около 250 тысяч долларов).
Возникло предположение, что
банк мог ненадлежащим образом сообщить о своем решении по установлению
процентной ставки. По закону банк должен был отправить заказное письмо или
получить на копию своего письма роспись секретаря и входящий номер журнала
регистрации. Официальный запрос в банк ничего не решал. Сделать задним числом
почтовую квитанцию - не сложно. Встала задача - как получить доступ к
кредитному отделу в банке. По правилам, действующим в банках, этого сделать
нельзя. Было решено скрыть истинную причину заинтересованности, придумав
правдоподобный повод.
Были установлены личные дружественные контакты с работниками кредитного
отдела, в него несколько раз приходили, дожидаясь отсутствия его начальника.
Наконец, в подходящий момент, к рядовому работнику кредитного отдела была
обращена личная просьба - уточнить дату подписи на акте передачи векселей.
Работнику было лень искать акт в пухлой папке, и он передал в руки заместителя
директора организации-должника всю папку с кредитными документами.
Действительно, в папке отсутствовала и почтовая квитанция, и копия письма с
отметкой о вручении решения о начале выплаты процентов за кредит. То есть
получалось, что банк не может доказать того, что он в надлежащем порядке
установил для организации проценты за пользование кредитом. В кредитный отдел
срочно были вызваны начальник юридической службы и заместитель директора банка.
Им предъявили имеющиеся документы и предупредили о том, что в случае возможной
фальсификации ответственность будут нести конкретные люди в уголовном порядке.
Банк потерял возможность требовать проценты за кредит. Потом были успешно
решены и остальные кредитные проблемы».
На этом я хочу
завершить этот выпуск. Если кто-то из подписчиков захочет поделиться своим
опытом применения этой стратегии решения конфликтов, я остаюсь открытой для
обратной связи, и готова опубликовать Ваши предложения, идеи, Ваш опыт. Удачи
Вам.
С уважением, Симакова
Анастасия, психолог-консультант, бизнес-тренер.