Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2008-09-16


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 31

Скоро выйдет новая книга Якова Фельдмана «Философ на пляже». Книга адресована старшим школьникам, но будет интересна всем думающим людям независимо от возраста.

Никогда еще в столь небольшой книге философ не обращался к столь широкому кругу читателей по столь длинному списку тем и проблем. И хотя философский диалог известен со времен Античности, а философская книжка с картинками — со Средних Веков, перед нами — новый стиль в философии и новая философская позиция, имя которой — постпрагматизм.

Книгу можно будет приобрести здесь, а также – по издательской цене оптом – в издательстве «Черная белка» (тел. 8-910-427-01-66, e-mail: izdat@socion.org).

Публикуем отрывок из этой книги.

Уровни

Философ: Мы рассмотрели уже семь факторов, влияющих на выбор профессии. Это:

1. Темперамент, или разогрев
2. Кодировка входная (ухо — глаз — рука)
3. Кодировка главная (тексты — картинки — схемы)
4. Кодировка выходная (образы — смыслы — сценарии)
5. Самооценка — высота
6. Самооценка — устойчивость
7. Самооценка — гибкость

Но этого мало. Есть еще один важный фактор, который называется уровни. В долгосрочной перспективе — когда время измеряется не минутами и не днями, а месяцами и годами, уровни оттесняют первые семь факторов и выходят на первый план. Но об этом надо говорить не спеша.

Человек и персонаж

Психолог: Прежде всего надо понимать, что есть живые люди и есть персонажи. Персонажи могут быть людьми (например, Евгений Онегин или Дон Кихот), могут быть как бы людьми (например, Незнайка), а могут быть не-людьми (например, Винни-Пух или Буратино). Но в любом случае все эти персонажи имеют некоторые важные свойства людей. И чем важнее свойство, тем известнее персонаж.

Программист: Я люблю книжки Рекса Стаута, где действуют Ниро Вулф и Арчи Гудвин. Иногда я ловлю себя на мысли, что сам я не только Ниро Вулф и Арчи Гудвин в одном флаконе, но также их садовник Теодор и повар Фриц.

Психолог: То есть автор разобрал одного человека (видимо, самого себя) на свойства — и отдал эти свойства четырем разным персонажам. Персонаж не может быть слишком сложным, он должен быть проще, чем человек. Так что это со стороны писателя — очень разумный ход.

Философ: А теперь спрошу: кто из вас водит машину?

Студент: Я вожу.

Программист: Я водил раньше, теперь не вожу.

Философ: Тогда вы знаете, что машины бывают с автоматической коробкой передач или ручной. Машина всегда идет на определенной передаче. Таких передач в конкретном автомобиле может быть три или больше. Так вот, человек в некотором смысле похож на автомобиль. У него тоже есть свои передачи, или скорости. И он в каждый момент времени действует только на одной передаче. Или, как говорят — на одном уровне. Таких уровней десять, номера их — от 0 до 9.

Студент: Персонажи проще людей.

Философ: Они действуют на одном уровне, реже на двух, еще реже на трех. Человек может действовать на всех уровнях, но надо помнить, что у каждого есть уровни любимые, на которых он действует с удовольствием, долго. И нелюбимые. Точнее — на каждом уровне своя выносливость. Особо выносливых уровней — два или три, остальные менее выносливы, есть группа совсем не выносливых.

Профиль человека по уровням

Программист: Достаточно ли нам считать, что сила уровня может быть 0 или 1 или 2?

Философ: Вполне.

Программист: Тогда профиль человека может быть, например, таким:

Уровень:0123456789
Сила:0112221000

Философ: Может.

Содержание уровней

Программист: А какое содержание кроется за каждым уровнем?

Философ: Никакой теории, объясняю на уровне здравого смысла. Причем не с начала, а сразу с середины. Поскольку мы договорились обойтись без теории, то это допустимо. А поскольку я буду говорить о каждом уровне отдельно, то давайте на этом этапе — для простоты — считать, что у каждого персонажа только один уровень.

Психолог: Пушкин говорил, что у Мольера скупой скуп и только. А у Шекспира самый незначительный персонаж обладает длинным рядом разнообразных свойств.

Философ: Сейчас мы пойдем по пути Мольера.

Итак, один человек очень любит принимать самостоятельные решения. И чем труднее решение, чем оно рискованнее, чем меньше времени на обдумывание, чем меньше информации дано при принятии решения — тем ему лучше. Он берет на себя ответственность, рискует. Если жизнь не дает ему таких ситуаций, он сам их ищет. Про такого человека можно сказать: у него пятый уровень.

Другой пример. Человек любит все анализировать, обосновывать, доказывать. Если доказывать некому — доказывает самому себе. Шагу не ступит, не обдумав последствия. Каждый прошлый поступок анализирует. Если успех — как достиг? Если неудача — как получилось?

Студент: Пятый уровень сначала делает, а потом думает или не думает вовсе. Шестой уровень сначала думает, а потом делает. И после дела еще раз все продумает — нельзя ли было поступить лучше.

Старшеклассник: Непрерывный разбор полетов. Мне это знакомо.

Философ: Четвертый уровень. Представьте себе камерный оркестр. Альты, скрипки, виолончель. Всего человек десять, как во времена Моцарта. Первая скрипка, он же дирижер и руководитель. Он тихонько отбивает такт, и все начинают играть по нотам. Каждый слышит себя и всех остальных, каждый старается попасть в такт, в общий поток. Все это вместе — и по отдельности — четвертый уровень.

Студент: И никакой импровизации — все строго по нотам!

Студентка: Это же не джаз — это классический камерный оркестр. Джаз, импровизация — это совсем другое, это был бы уже пятый уровень.

Студент: Камерный оркестр — сложная конструкция. Многоголосье! Я знаю людей, которые одноголосье поют хорошо, а многоголосье или даже двухголосье (например, в камерном хоре) петь не могут категорически! Срываются на чужой голос. Многоголосье — четвертый уровень, одноголосье — третий.

Философ: Люди третьего уровня хорошо держат процесс, начатое дело всегда доводят до конца, несмотря на препятствия. Выполняют все строго по плану, точно в срок и по инструкции. Никогда не опаздывают. В стремлении к цели опрокинут любые преграды. Если нужно — пойдут по головам.

Старшеклассник: Супермены.

Философ: На третьем уровне — есть движение, время, цель. На втором уровне движения нет, времени нет, цели нет. Есть черное и белое, можно и нельзя, добро и зло, темное и светлое.

Студент: Мир разнообразный, но неподвижный.

Студентка: Мир жесткий, резкий, без переходов и полутонов.

Философ: На первом уровне исчезает разнообразие. Мир съеживается, сворачивается в одну точку.

Психолог: Алкоголик думает о бутылке, влюбленный — о своей любви, часовой — о той минуте, когда его сменят.

Философ: Есть еще нулевой уровень. Когда и эта точка исчезает, расплывается.

Психолог: Человек теряет сознание.

Философ: Это мы шли по уровням от средины вниз. Теперь пойдем от середины вверх. Шестой уровень, как вы помните, рассуждал, доказывал, строил логические конструкции. Седьмой уровень понимает, что логические конструкции не являются абсолютными, что всякое рассуждение предполагает определенную систему аксиом, допущений, и что сама эта система аксиом может быть поставлена под сомнение.

Студент: Постмодернизм. Конец классической науки.

Философ: Там, где классический ученый — шестого уровня — скажет: «это невозможно», человек седьмого уровня — найдет решение и сделает так, что это станет возможно. Правда, при этом будут нарушены некоторые аксиомы, но он понимает, что решается не учебная задача и не научная, а жизненная. И значит, аксиомы еще предстоит выбрать.

Старшеклассник: А восьмой уровень?

Философ: А на восьмом уровне человек понимает, что аксиомы уже кто-то выбрал. Каждая культура — своя система аксиом. Каждая наука, каждое искусство, даже каждая школа в науке и искусстве — своя система аксиом. Каждая профессия. Каждая корпорация, организация, каждое сообщество — своя система аксиом.

Программист: Остался девятый уровень

Философ: Про девятый уровень скажу кратко. Он, во-первых, так успешен, как только возможно. А во-вторых, он так кооперативен, как только возможно. А поскольку эти два критерия друг другу противоречат, то девятый уровень определить невозможно. Почувствовать, намекнуть — да. Но не определить.

Профиль профессии

Философ: Профиль профессии включает уровни, обязательные для успеха, уровни, блокирующие успех и все остальные. Вы сможете определить эти уровни сами, я же ограничусь тем, что буду предлагать вам профессии для анализа. Например, профессия «автогонщик». Начнем с факторов, необходимых для успеха.

Старшеклассник: Целеустремленность, чувство времени, третий уровень.

Программист: Принятие быстрых решений, готовность к риску, пятый уровень.

Психолог: Сконцентрированность на победе. Первый уровень.

Философ: Хорошо. Теперь факторы, блокирующие успех.

Старшеклассник: Я думаю, что это уровни с шестого по восьмой. Например, он начнет рассуждать, как на шестом уровне. Или изобретать, как на седьмом. Или видеть мир чужими глазами, как на восьмом. И сразу сойдет с дистанции.

Психолог: Верно, любой из этих уровней мгновенно блокирует успех.

Философ: Остались уровни: второй (можно — нельзя), и четвертый (видеть тех, кто движется параллельно). Эти уровни должны присутствовать, но их не должно быть много. Нулевой уровень, я думаю, можно не рассматривать, как и девятый.

Программист: Подвожу итоги. Профиль профессии может выглядеть так:

Уровень:12345678
Балл:21212000

Здесь 0 означает, что это уровень блокирующий, 2 — что этот уровень необходим для успеха, 1 — остальное.

Алгоритм выбора профессии

Программист: Вы так хорошо все разложили по полочкам, что я вижу, как можно для конкретного человека построить рейтинги его успехов в разных профессиях.

Во-первых, сформируем список интересующих нас профессий. Список может быть очень длинным, чем больше, тем лучше. Во-вторых, проанализируем эти профессии по уровням, как мы это сделали с автогонщиком. В-третьих, проанализируем профессии по семи факторам, о которых мы говорили в начале. Это — первый этап, формирование базы.

На втором этапе к нам приходят живые люди. И мы определяем их профиль по уровням и по семи факторам. Так получается профиль личности.

На третьем этапе из общего списка профессий мы выбираем те, которые интересуют данного человека.

На четвертом этапе мы сопоставляем профиль личности и профиль профессии. И для каждой профессии получаем рейтинг успешности — данного человека в данной профессии.

Философ: Да, компьютерная программа была бы здесь очень полезна. Но все-таки профиль личности должен определять человек опытный.

Психолог: Согласен с вами. Я уже об этом подумал. С завтрашнего дня я начинаю консультировать всех желающих.

Старшеклассник: За деньги, разумеется?

Психолог: Разумеется.

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное