Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Как сообщать выводы заказчику

Добрый день, уважаемые читатели!
Продолжаем тему о том, как сообщать выводы психологического исследования заказчику. Я буду говорить о моей практике тестирования. В некоторых моментах она очень далека от российских реалий.
Если вы помните, в предыдущем выпуске я спрашивала Вас, НАСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНО ЗАКАЗЧИКУ то, что психолог собирается ему рассказать? Давайте сразу разделим всех заказчиков на ЛЮБОПЫТНЫХ и НЕЛЮБОПЫТНЫХ. Любопытным нравится говорить с Вами о процессе. Им удобно сидеть на «профессиональной кухне» психодиагноста. Нелюбопытные хотят получить понятный и конкретный результат, посиделки в духе «тест-кафе» их раздражают.
Кто может быть заказчиком? Врач, социальный работник, адвокат, учитель, родители, психотерапевт, работодатель.
Когда пройти тестирование клиенту рекомендует семейный врач – имеет смысл переговорить с врачом лично и спросить, какую гипотезу он надеется проверить с помощью тестов. Возможно, он предполагает психосоматическую природу хронического заболевания или хочет иметь письменное подтверждение своей догадке о том, что перед ним истеричка, склонная к формированию консерсионных симптомов. Тогда в отчёте нет смысла особо распространяться о когнитивной сфере, восприятии, памяти и мышлении обследуемого. Нужно отвечать на вопрос врача.
Бывает, врач направляет пациента к вам в тайной надежде избавиться от его навязчивых визитов. Что ж, заработайте свои деньги на психодиагностике и порекомендуйте такому пациенту хорошего специалиста по иглоукалыванию или своего приятеля, подрабатывающего су-джок терапией. А тот расскажет ему про центр альтернативной медицины, где успешно практикуется рейки...
Когда на тестирование направляет врач-психиатр – возможно, он ищет вашей помощи, потому что не понимает своего больного. В других случаях врач хочет заполучить психодиагностическое подтверждение интуитивно ощущаемой диссимуляции (сокрытия) больным психоза, и назначить ему нейролептические препараты. Возможно, больной никогда не обследовался по поводу умственной отсталости, и тесты нужны, чтобы оформить его статус соотстветствующим образом. Иногда психиатр просит провести тесты, если подозревает больного в симуляции. Так, диагноз посттравматического расстройства даёт право на государственную пенсию по инвалидности, минимум 500 долларов. Если травма имела время во время прохождения воинской службы, сумма льгот утраивается. Решение о назначении пенсии принимает комиссия. Проективные тесты легко выявляют посттравму как основное переживание внутреннего мира. Симулировать проективный материал невозможно, а изобразить внешние признаки расстройства достаточно легко (рассказать о симптомах).
Социальный работник направляет на тестирование родителей в нескольких случаях. В Израиле родители, которые усыновляют детей, обязаны пройти тестирование в государственной службе и получить заключение об отсутствии личностного расстройства. Социальные работники также обладают полномочиями по насильственному помещению детей в интернат при живых родителях, когда доказано, что проживание в доме с родителями вредно для ребёнка. Решение принимается специальной комиссией, и одна из проверок касается психодиагностики, насколько опасен родитель и каковы особенности его личности.
Адвокаты обращаются к психодиагносту, когда хотят облегчить участь подследственного. Психологическое заключение может помочь, если диагностируется умственная отсталость, делается вывод о низком уровне опасности для общества и для себя, выявляется зрелость личности (и преступное деяние преподносится как совершённое в состоянии аффекта, единичное правонарушение).
Учителя просят диагностировать учащихся, которые плохо усваивают материал или систематически нарушают дисциплину в классе. Школы работают с независимой структурой – психологические центры подчиняются муниципалитету, результаты обследования и психотерапии конфиденциальны и учителям недоступны. В 3-м классе проводится субсидированное государством обязательное тестирование всех учеников. Одарённые учащиеся, выявленные по результатам тестирования, переводятся в другие школы, где обучаются по более сложной программе. Государственное школьное образование в Израиле бесплатно.
Родители заказывают исследование, когда ребёнок страдает эмоциональными нарушениями или испытывает трудности в овладении счётом, письмом и другими элементарными навыками. Так, согласно установившейся практике, дислекция (неспособность грамотно писать) должна быть официально задокументирована. Тогда дети получают право на дополнительное время на экзаменах и выполяют контрольные работы, отвечая устно, а не письменно.
Психотерапевты направляют на тестирование в сложных случаях. Например, желание сменить пол может быть расценено как делюзия (психотическое расстройство) или проявление транссексуальной самоидентификации. Иногда запрос звучит как оценка суицидального потенциала пациента, подтверждение гипотезы о сексуальном ненадлежащем обращении в прошлом, диагнозе диссоциативного расстройства и т.д.
В отличие от вышеназванных категорий, работодатель сам не знает, зачем кого-то надо тестировать. В моей практике мотивов психодиагностики встречалось три:
1) сортировка, когда, например, на 30 мест на престижном курсе собеседование приходят 400 претендентов и 120 из них отвечают всем академическим и прочим критериям,
2) поиск предлога, под которым можно отказать нежелательным кандидатам и
3) удовлетворение любопытства заказчика.
Для работы с первой группой заказчиков, которых интересует сортировка, разработана схема интерпретации рассказа по картинке (мы выучим её чуть позже), которая позволяет сравнивать претендентов по силе Эго.
Заказчики из второй группы требуют терпения. Истинная причина обращения к Вам проявляется не сразу. Когда доверительные отношения установлены, поиск в тестах предлога (для отказа в продвижении или оправдании других административных решений) становится очевидным. Здесь возникают сложности двух видов: этические и юридические.
Справиться с ними можно, оговорив с заказчиком чёткие и недвусмысленные критерии. По опыту практики в Израиле (российской я не знаю и не берусь о ней говорить), на помощь психологу приходят юридические понятия.
Полезно напомнить такому заказчику, что закон запрещает тестировать претендентов в принудительном порядке. Для проведения тестов необходимо письменное согласие кандидата.
Нужно прямо сказать, что даже если такое согласие имеется, и в данных психодиагностического исследования есть основания для вывода о «неадекватной оценке реальности», то есть нарушении восприятия, «недостаточной сформированности структур Супер-Эго» и «преобладании в репертуаре обследуемого примитивных психологических защит по типу отрицания» (другими словами, перед нами психопат), работодателю нужно ещё обосновать, что данные личностные особенности ну никак не сочетаются с той работой, которую претендент нанимается выполнять. Иначе его решение будет обжаловано.
Следует проинформировать заказчика о том, что отказ в приёме на работу по мотивам «личностной незрелости» был успешно обжалован в Верховном суде. В Израиле действует британская (прецедентная) система права, а значит, прецедент был создан.
Консультируя заказчика на эту тему, следует предложить ему критерий из юридической практики, а именно оценку вменяемости. ВМЕНЯЕМОСТЬ это способность отдавать отчёт в своих действиях и управлять ими. Способность отдавать отчёт в своих действиях предполагает способность ориентироваться в фактической стороне окружающей обстановки и собственных действий, правильно оценивать общественную опасность своего поведения (мышление). Способность руководить своими действиями означает способность действовать по своей воле, в соответствии со своими представлениями и желаниями (контроль, осознание, ответственность).
Психологу нужно чётко представлять, что вменяемость – правовое понятие, а психическое здоровье – медицинское. Вменяемость как необходимая юридическая предпосылка вины и уголовной ответственности, не может быть большей или меньшей. Либо она есть, либо её нет.
Тем не менее, если кандидат в процессе интервью рассказывает комиссии из трёх человек, как ездил два года без водительских прав (сообщает Вам, что нарушал закон), Вы задумываетесь, отдаёт ли отчёт в том, что делает. Проверяя это предположение, вы даёте ему возможность исправить оплошность и спрашиваете, как он относится к своему поступку. Ответ «Мне всегда везло, говорят, нахальство – второе счастье», укрепляет Вас в мысли о том, что кандидат вообще не представляет, что делает.
Когда судебная экспертиза делает заключение о вменяемости, она решает вопрос: мог ли человек в известном, данном случае, ВОЗДЕРЖАТЬСЯ от совершения противозаконного дела, если бы только захотел, или не мог? Ответ экспертизы чаще всего ДА, мог сдержаться. Человек признаётся вменяемым и несёт ответственность за свой поступок.
По аналогии с этим принципом, в приведённом примере, мог ли кандидат ПРОМОЛЧАТЬ про нарушение закона? Понимал ли, что откровенничает не в том месте и не в то время? Когда ему задали «наводящий» вопрос, сумел ли он спохватиться и высказать порицание своему легкомыслию, сослаться на молодость, выразить сожаление, что допустил проступок, о котором так некстати заговорил?
Заказчикам из этой группы полезно знать, что «неспособность судить соответствующим образом о реальности» (deficient judgment) может быть основанием для отказа в приёме на работу. Для вывода о неадекватности суждений достаточно БЕСЕДЫ с ответственным лицом, владеющим основами клинического интервью, тесты для этого не нужны. Повторюсь: ТЕСТЫ ДЛЯ ЭТОГО НЕ НУЖНЫ.
Третья группа заказчиков просит Вас провести тестирование, чтобы удовлетворить своё любопытство. Подробнее об этом завтра, во второй части выпуска.
С уважением,
Ольга Бермант-Полякова
Dr Olga


Наверх

В избранное