Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели октября. Примеры Ф и К.

Чтобы научиться интерпретировать проективные тесты, нужна практика. Мы практикуемся на картинке, условно названной «Садовник», отрабатывая одну и ту же схему – психоаналитическую. В выпуcке от 4 сентября даны картинка и подборка рассказов по ней.
Пример Ф звучит следующим образом:
«Он пытается погубить растения. Как будто дали ему задание такое, вытравить всё живое. Чтобы жить, надо уметь забывать некоторые вещи, боль или вред, который нам причинили».
Пример К выглядит так:
«Кто-то стрижёт дерево, пытается уничтожить что-то, вот и всё. Что-то плохое тут нарисовано. Нужно защитить дерево, нужно остановить его. Палка в руках у него путает меня. Я не понимаю, зачем эта палка. Отчаяние какое-то».
Рассказы с откровенной, неприкрытой агрессией, истории о плохом человеке или о плохих поступках людей довольно часто встречаются в практике тестирования. Существуют шкалы, по которым измеряется характер агрессии, её выраженность, и на основании этого делается прогноз в отношении человека, - подробнее об этом можно прочесть в учебнике Rorschach Scoring Methods, в русском варианте он называется Учебник по кодированию. Заказать учебник можно через сайт www.rorschach.ru
Рассказы с неприкрытой агрессией на вступительных экзаменах в университет, а именно такую подборку историй по картинке мы рассматриваем, встречаются очень редко. Это понятно любому, кто адекватно оценивает ситуацию: написанное будут читать члены приёмной комиссии, существует конкурс, нужно показать себя в выгодном свете. Уровень доверия психодиагносту здесь невысок изначально. Мотивация к раскрытию в ситуации тестирования, по принципу «сказать психологу правду о себе, чтобы лучше узнать себя» на вступительных экзаменах в университет нулевая, - ведь известно заранее, что обратной связи от психодиагноста не будет.
В общих чертах, оба рассказа свидетельствуют о слабости Эго и неспособности цензуры запретить откровения на тему разрушительных импульсов. Они также говорят о состоянии дезорганизации и неспособности сформулировать «популярный» сюжет про садовника.
При любом столкновении с агрессией в тесте, важно определить, с кем отождествляет себя автор – с садистом, с жертвой, или с наблюдателем за истязанием. В рассказе К звучат слова «Нужно защитить дерево, нужно остановить его». Этот автор идентифицирован с жертвой.
Если бы рассказ Ф звучал чуточку иначе, например «Как будто ему задание дали такое, вытравить всё живое. Чтобы жить, нужно уметь забывать некоторые вещи, боль и вред, которые МЫ ПРИЧИНИЛИ», уместно было бы заключить, что автор солидаризируется с садистом.
В рассказе Ф звучит позиция наблюдателя, который рационально объясняет действия садиста (ему дали такое задание, вытравить всё живое) и утешает жертву (надо уметь забывать некоторые вещи, боль, которую нам причинили).
БОЛЬШИНСТВО РЕСПОНДЕНТОВ В ВОЗРАСТЕ 35-50 ЛЕТ видит садовника за работой, который приносит пользу, убирает засохшие ветки дерева, делает мир вокруг нас красивым и т.д. Их рассказы по-хорошему стереотипны: рассказывают о продуктивной деятельности. Мы рассматриваем группу 20-летних, которым предложили написать кототкий рассказ по «провокативной» для подросткового возраста картинке о том, как человек преобразует мир вокруг него по своему вкусу.
Двадцатилетние это подростки с психодинамической точки зрения. Экономически и социально они зависимы от родителей и только начинают второй круг «битвы за автономию». Маргарет Малер описала первый круг этой битвы, в возрасте от полутора и до трёх лет, и назвала эту динамику «сепарацией-индивидуацией», Петер Блос приложил теорию сепарации-индивидуации к подростковому возрасту, и назвал примирение с авторитетами, деидеализацию родителей и принятие их такими, какие они есть «вторичной индивидуацией». Подробнее об этом на сайте www.rorschach.ru в разделе Теория.
Примеры Ф и К нетипичны для рассказов на вступительных экзаменах. Причин для неадекватности может быть много, в том числе и психическое заболевание. В процессе собеседования удалось уточнить, что Ф, не состоящая в браке, незадолго до экзаменов перенесла аборт, а К на вопрос психолога о том, не случалось ли в её жизни чего-то плохого, что повлияло на её отношение к людям, рассказала, что была жертвой изнасилования. Трагические события создали определённый контекст для восприятия картинки.
Оба примера учат нас профессионализму. Работа психодиагноста это знакомство, несколько тестов, клиническая беседа. Без интервью, в котором психолог уточняет и проверяет возникшие гипотезы, точность психодиагностики и её прогностическая ценность меньше, чем могли бы быть.
С уважением,
д-р Ольга


Наверх

В избранное