Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск первой недели апреля 2009.

Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре: Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438с.

Описания шкал, на которые мы опираемся, когда даём клиенту обратную связь по итогам тестирования:

Конструктивная тревога

Конструктивная тревога понимается как способность личности выдерживать переживания, связанные с тревогой; без потери интеграции, целостности, идентичности использовать тревогу для решения адаптационных задач, т.е. действовать в реальном мире, ощущая его действительные опасности, случайности и непредсказуемость и возможность неблагоприятных стечений обстоятельств.
Конструктивная тревога предполагает в этой связи способность дифференцировать реальные угрозы и "объективно" необоснованные опасения и страхи, выступает в роли мобилизирующего механизма, гибко согласующего уровень внутренней активности с реальной сложностью актуально переживаемой ситуацией или в качестве тормозящего фактора, предупреждающего о вероятной невозможности совладания с наличными трудностями.
Конструктивная тревога контролирует уровень допустимой любознательности, здорового любопытства, пределы возможного "экспериментирования" (деятельного изменения ситуации).
Формируясь в продуктивном симбиозе, такая тревога навсегда сохраняет свой интерперсональный характер и, таким образом, обеспечивает возможность в угрожающих ситуациях обращаться за помощью и принимать ее от других, а также по мере необходимости оказывать посильную помощь реально нуждающимся.
Для лиц с высокими показателями по шкале конструктивной тревоги характерно наличие способности трезво оценивать опасности реальной жизненной ситуации, пересиливать свой страх для реализации жизненно-важных задач, целей и планов, расширения жизненного опыта.
Они, как правило, умеют в экстремальных положениях принимать обоснованные, взвешенные решения, обладают достаточной толерантностью к тревожным переживаниям, позволяющей им сохранять целостность даже в сложных ситуациях, требующих ответственного выбора, т.е. подтверждения идентичности.
Тревога у этих людей способствует повышению продуктивности и общей эффективности деятельности. Они способны к контактам и могут активно привлекать других для разрешения собственных сомнений, опасений и страхов и, в свою очередь, могут чувствовать тревожные переживания других и способствовать разрешению этих переживаний.
При низких показателях по данной шкале может отмечаться неспособность дифференцированно относиться к различным опасностям и собственному опыту переживания угрожающих ситуаций.
Для таких людей свойственно ослабление или даже нарушение гибкой эмоциональной регуляции поведения. Уровень их активности часто не совпадает с наличной трудностью реального жизненного положения вещей. В зависимости от показателей двух других шкал страха может отмечаться либо "захлестывающая", дезинтегрирующая поведение индивида переоценка степени опасности, либо ее полное субъективное отрицание.

Деструктивная тревога/страх
Деструктивный страх понимается как деформация конструктивной тревоги, проявляющаяся в утрате последней функции гибкой регуляции уровня активности, необходимой для интеграции психической жизни личности. Корни деструктивного страха как функции Я лежат в преэдипальной фазе онтогенеза и связаны с нарушением характера отношений между матерью и ребенком.
При неблагоприятных условиях, обусловленных, например, атмосферой "враждебного симбиоза", угроза может восприниматься генерализованно, "затоплять" еще слабое Я ребенка, препятствуя нормальной интеграции его жизненного опыта.
Тем самым могут создаваться условия, затрудняющие развитие способности переносить определенный уровень тревоги, необходимый для дифференцированной оценки степени реальной опасности.
Наиболее существенным здесь является деформация механизма межличностного взаимодействия как важнейшего способа преодоления переживаемой угрозы.
Тревога в этом случае не может быть в достаточной мере "разделена" и совместно пережита в симбиотическом контакте с матерью или первичной группой, вследствие этого возникает чрезмерная фрустрация чувства безопасности. бессознательно сопровождающая личность во всех ее отношениях с реальностью, отражая отсутствие базисного доверия.

В поведении деструктивный страх проявляется прежде всего:
- неадекватной переоценкой реальных угроз, трудностей, проблем;
- чрезмерной выраженностью телесных вегетативных компонентов эмоциональных реакций;
- плохо организованной активностью в ситуации опасности, вплоть до панических проявлений;
- боязнью установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; страхом перед авторитетами;
- боязнью любых неожиданностей; затруднениями в концентрации внимания; выраженными опасениями перед собственным личным будущим;
- неспособностью обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях.

В случаях чрезмерной интенсивности деструктивный страх обнаруживает себя в навязчивостях или фобиях, выраженной "свободно плавающей" тревоге или "паническом ступоре".
Для лиц с высокими показателями по шкале деструктивного страха характерны повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям даже по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, частое ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, робость, стеснительность, аспонтанность, выраженность вегетативных стигм тревоги (потливость, головокружение, учащенное серцебиение и т.д.).
Они, как правило, испытывают серьезные трудности в самореализации, расширении часто ограниченного жизненного опыта, ощущают беспомощность в ситуациях, требующих мобилизации и подтверждения идентичности, переполнены всевозможными опасениями относительно своего будущего, не способны по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям.

Дефицитарная тревога/страх
Дефицитарный страх понимается как значительное недоразвитие Я-функции тревоги.
В отличие от ранее описанного деструктивного страха, в основном связанного с утратой регуляторной составляющей тревоги, при дефицитарном состоянии Я-функции страха страдает не только регуляторный, но и экзистенциально наиболее важный сигнальный компонент тревоги.
Обычно это проявляется в полной невозможности сосуществования с тревогой, т.е. в полной непереносимости переживаний, сопряженных с психическим отражением опасности.
При формировании такой дисфукции, по-видимому, особое значение имеет время возникновения травматического опыта.
Здесь речь идет о нарушении групподинамических отношений, связанных с очень ранним периодом развития личности.
Если при оформлении деструктивной деформации тревоги все же происходит видоизмененное развитие конструктивной предпосылки, первично предназначенной для оповещения об опасности, то при развитии описываемой дисфункции эта предпосылка не только не развивается, но и, зачастую, полностью исключается из арсенала формирующихся механизмов приспособления.
Важнейшим моментом тут, как и в ранее описанном случае образования деструктивного страха, является интерперсональная основа процесса нарушения развития функции.
Специфичность заключается в том, что в "равнодушном", "холодном" первичном симбиозе не происходит трансляции ребенку относящихся к нему страхов и опасений, испытываемых матерью.
Механизм опосредованного "овладевания опасностью", как восприятия меняющихся эмоциональных состояний матери, в атмосфере ро-дительской безучастности оказывается блокированным, заставляя рано или поздно, столкнуться со страхом лицом к лицу.
Травматические последствия такого столкновения в последующем определяют патогенную динамику развития описываемой функции.
В поведении дефицитарный страх проявляется неспособностью "почувствовать" страх вообще. Часто это выражается в том, что объективная опасность недооценивается или полностью игнорируется - не воспринимается сознанием как действительность.
Отсутствующий страх интрапсихически проявляется в ощущениях усталости, скуки и душевной пустоты. Неосознаваемый дефицит переживаний страха, как правило, обнаруживает себя в выраженном стремлении к поиску экстремальных ситуаций, позволяющих во что бы то ни стало ощутить реальную жизнь с ее эмоциональной наполненностью, т.е. избавиться от "эмоционального несуществования".
Так же мало как собственный страх воспринимается и страх других людей, что приводит к сглаживанию отношений и эмоциональному неучастию, неадекватности в оценках действий и поступков окружающих.
Приобретаемый новый жизненный опыт не приводит к развитию, новые контакты не носят взаимообогащающий характер.
Для лиц с высокими показателями по шкале дефицитарного страха характерно отсутствие реакции тревоги как в необычных, так и в потенциально опасных ситуациях, склонность к рискованным поступкам, игнорирующая оценку их вероятных последствий, тенденция к эмоциональному обесцениванию важных событий, предметов и отношений, например, ситуаций расставания со значимыми другими, потерь близких и т.п.
В отличие от людей с высокими показателями по шкале деструктивного страха, лица с повышениями по данной шкале обычно не испытывают трудностей в интерперсональных контактах, однако, устанавливающиеся отношения не имеют достаточной эмоциональной глубины.
Фактически им недоступно истинное соучастие и сопереживание.
При значительной выраженности по шкале дефицитарного страха вероятно наличие заместительной склонности к употреблению алкоголя, психотропных веществ или наркотиков и/или сопряженное с этим пребывание в криминальной среде.

Продолжение в следующих выпусках рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное