Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

«Интерпретация проективных тестов - 2008- весенний семестр»


Дайджест-рассказ о темах, которые обсуждались в рассылке «Интерпретация проективных тестов» . Напоминаю, вы читаете опубликованные в прошлом материалы, потому что оформили бесплатную рассылку. Новые еженедельные выпуски читают подписчики, оплатившие годовой абонемент, сто долларов за пятьдесят выпусков. Как оформить абонемент, можно узнать здесь http://rorschach-club.livejournal.com/81946.html

В летнем семестре 2009 мы разбирали тему «Проблемы начинающих путь в профессиии» о частной практике, в осеннем семестре 2009 работаем с темой «Практикум консультирования он-лайн».

Весна 2008

В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»).

Сегодня мы прочтём и обсудим классический текст Ю.Б. Гиппенрейтер о различиях между житейскими знаниями и психологией.


Цитируем по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200801/23125811.html/

Я, как вы уже поняли, отвожу психонауке далеко не главную роль в деле познания явлений окружающей действительности. В самом деле, эксперименты Морено привели его к доказательству того, что знали его еврейские родители и бабушки с дедушками, ветхозаветной мудрости «ибо тот, кто имеет, тому дано будет и приумножится». Ну, а русская народная мудрость говорит о том же самом языком поговорок, таких например «У кого счастье поведётся, у того и петух несётся» или «У богатого и пожар к деньгам».

В ближайших выпусках рассылки я процитирую работы психологов, которые создали теоретическую основу подхода к интерпретации проективных тестов, который мы с Вами потихоньку осваиваем.


Цитируем по книге:

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель-Пресс, изд-во Эксмо, 2002. – 272 с.


С.28-29

«Рисует ли ребёнок человека по собственному образу?

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200801/26202809.html/

Продолжим знакомство с классическими психологическими работами, в которых обосновывается принятый в методике «Дети рисуют семью» принцип интерпретации детских рисунков.

Цитируем по книге:

Бассин Ф.В. У пределов распозненного: к проблеме пред-речевой формы мышления. Сс. 735-750 В кн. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси: Издательство «Медицина», 1978.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200801/31004926.html/

В предыдущем выпуске мы читали работы тридцатилетней давности, классические для советской психологии. Современный взгляд на психологию семьи, где удачно соединены психонаука и психотерапия, я хочу представить вашему вниманию сейчас:

Цитируем по изданию:

Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук по специальности 19.00.04 Медицинская психология. Москва, 2006.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200802/01143511.html/

Цитируем по статье:

Вшивкова И.В. К вопросу об интерпретации рисунков // Журнал «Психологическая диагностика», №4, 2004.


...В работе с любым рисунком можно использовать следующую схему беседы: сначала мы просим нарисовавшего просто рассказать о том, что он нарисовал, потом мы, задавая вопросы на уточнение, можем еще раз пройтись по всему рисунку или только по тем элементам, которые мы отметили как опорные (значимые в данной ситуации и рисунке).

Данная выше схема разговора и есть ответ на второй вопрос: что делать с нарисованным рисунком. Любая интерпретация, предложенная рисовав¬шему, это есть постановка психодиагноза. Но диагноз не дает способа или направления решения проблемы. Диагноз описывает лишь состояние. Поэтапный разговор по рисунку позволяет человеку взглянуть на себя с новой стороны, увидеть путь к разрешению собственных проблем, и это гораздо ценнее, чем узнать свой собственный психодиагноз.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200802/12130537.html/

Цитируем по статье:

Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции // Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» №1, 2005.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200802/19000635.html/

Отрывок статьи «К вопросу об интерпретации рисунков», где на примере из практике раскрыты принцип совместной интерпретации рисунка психологом и родителями на примере из практики, мы читали в предыдущем выпуске рассылки. Сегодня мы продолжаем читать статью, где предметом анализа стали психологические особенности женщин, обратившихся к психологу по поводу агрессивных чувств к своим детям.

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200802/26000707.html/

В результате анализа особенностей проявления каждого симптомокомплекса в рисунках на данном этапе исследования можно зафиксировать следующие сквозные признаки каждого из исследуемых симптомокомплексов во всех включенных в исследование рисунках.
Симптомокомплекс «БЛАГОПРИЯТНАЯ СИТУАЦИЯ»

Симптомокомплекс «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ХОЛОДНОСТЬ»

Симптомокомплекс «ТРЕВОЖНОСТЬ»

Симптомокомплекс «ЧУВСТВО НЕЗАЩИЩЕННОСТИ»

Симптомокомплекс «ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ»

Симптомокомплекс «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ МАТЕРИ»

Симптомокоплекс «НЕДОВЕРИЕ К СЕБЕ»

Симптомокомплекс «ДЕПРЕССИВНОСТЬ»

Симптомокомплекс «ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ»

Симптомокомплекс «ВРАЖДЕБНОСТЬ»

Симптомокоплекс «ИМПУЛЬСИВНОСТЬ»

Симптомокоплекс «КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЬЕ»

Цитируем по книге:

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 192 с.


с. 83

"Одно из наиболее интересных направлений в современной семейной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патологизирующих ролей в семье. Речь идёт о межличностных ролях..., которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи.

Читать начало

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/06130618.html/

Читать продолжение

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/08080831.html/

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/10080718.html/

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/13080553.html/

Нынешнее состояние рассматриваемой концепции «патологизирующих ролей» оставляет определённое чувство неудовлетворённости. Пока перед нами чисто констатирующее, феноменологическое описание. На многие вопросы нет ответа. Это, в первую очередь, вопрос о причинах и предпосылках развития данного явления в той или иной семье.

Действительно, потребности, которые не могут быть удовлетворены, поскольку это противоречит нравственным представлениям индивида, существуют, по-видимому, в любой семье. Непонятно, однако, почему «патологизирующие роли» возникают только в отдельных семьях.

Читать окончание

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/15081029.html/

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/17080648.html/

В подростковой клинике нами описан ряд «патологизирующих ролей».

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200804/20080704.html/

Как и обещала на семинаре (речь о семинарах в РФ, которые прошли весной 2008 года), в ближайших выпусках рассылки я познакомлю вас с основными правилами, по которым растили в царской семье мальчиков-цесаревичей, и с предметами, которые были включены в их образовательную программу. Хочу обратить ваше внимание на то, что взрослое окружение ребёнка составляли родители, кормилица, воспитатели и свет, в друзья были допущены только дети заслуживших доверие семьи особ. Круг чтения контролировался старшими. Приоритетами в воспитании были физическое и нравственное здоровье, учтивость и светское обращение, и лишь потом – учение.

Цитируем по книге:

Российские самодержцы (1801-1917) . Отв. Редактор А.П. Корелин. – 2-е изд. – М: Междунар. отношения, 1994. 400 с.

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200805/12080552.html/

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200805/15081535.html/

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное