Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стратегия вашего успеха. Осознание истины


Информационный Канал Subscribe.Ru

Стратегия вашего успеха
 

Стратегия вашего успеха. Осознание истины

 

Юрий Логачев © www.logachev.info


Рассылка N23/03, 24 июня  2003 года


www.moroz.onego.ru

www.shsd.ru

www.virtus.ru

www.allbis.net

www.rostov-job.narod.ru
www.allianceesm.com
www.anastasia.ru
www.almaty-delo.narod.ru

 

 

Картина мира. Часть III

 

 

Существует три разновидности людей: те, кто видит;

 те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.

- Леонардо да Винчи

 

 

К сожалению, формат рассылки не позволяет детально рассмотреть все вопросы, связанные с тем, что такое «картина мира», чья картина мира более правильная, как можно улучшить адекватность вашей картины мира, какие возможны операции с картиной мира, что необходимо делать в случае отрицательной реакции окружающих или необходимости убедить людей в чем-то. Я дал вам направление движения и тем, кому интересен этот вопрос сможет сам додумать, задать мне конкретные вопросы или почитать соответствующую литературу (см. ссылки на сайте www.logachev.info ). Поэтому 3-я часть является последней в рамках данной темы. Как и раньше, в своих рассуждениях по этой теме я буду опираться на книгу В.К.Тарасова «Искусство управленческой борьбы» и статью Г.А. Архангельского "Основные инструменты управленческой борьбы", которую я цитировал в выпуске "Картина мира. Часть II".

 

 

 

Операции с картиной мира

 

Прежде чем мы рассмотрим какие возможны операции с картиной мира, я хотел бы сказать несколько теплых слов о Валерии Константиновиче Белильцеве, мастере ТРИЗ, одного из немногих учеников Г.С. Альтшуллера, который развил теорию и инструменты ТРИЗ для решения практических задач и проблем бизнеса.

 

Вы спросите, а что такое вообще ТРИЗ и кто такой Альтшуллер? Г.С. Альтшуллер - выдающийся русский ученый, который создал ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач). Если Альтшуллер ориентировал ТРИЗ прежде всего для решения задач в области технических систем, то В.К. Белильцев в качестве предметной области применения ТРИЗ взял то, что относится к бизнес-задачам, т.е. не техническим системам.

 

Я прошел у В.К. Белильцева два цикла обучения: курс «Технология системного мышления на базе ТРИЗ» и курс «Нестандартные решения в менеджменте и маркетинге на базе ТРИЗ», имел с ним много дискуссий и, несмотря на то, что в дальнейшем наши пути разошлись, считаю себя его учеником. Валерий Константинович - удивительный человек, умный и немного наивный одновременно, добрый и решительный, уверенный в правоте своего Дела и будущего ТРИЗ... Если вы хотите понять что такое и какова роль системного мышления в решении бизнес-проблем, то вам прямая дорога к нему!

 

Итак, попробуем использовать инструменты ТРИЗ для анализа возможных операций с картиной мира.

 

В ТРИЗ системные противоречия можно разрешать во времени, в пространстве и в системе. Используем данный подход для классификации операций с картиной мира.

 

Операции «во времени»:

  • продление картины мира в будущее может указать человеку на пустые места в картине настоящего;

  • продление картины мира в прошлое побуждает человека изменить свою картину мира, лишая его незнания, а то и права на незнание.

Операции «в пространстве»:

  • сужение картины мира и побуждение человека разглядывать детали собственной картины мира;

  • расширение картины мира, которое может побудить человека делегировать полностью или частично свою картину мира вам;

  • раскрашивание картины мира - розовые, пурпурные, голубые, сиреневые или серые цвета - не меняет ее по существу, но может побудить человека изменить маршрут в рамках той же картины мира;

  • поворачивание картины мира;

  • увеличение количества измерений в картине мира.

Операции в системе:

  • изменение фазового состояния картины мира.

 

Более сложные операции с картиной мира строятся с помощью сочетания простых приемов :). Например, "Путешествие по другой картине мира в тупик". Первый этап - побуждение человека следовать в том направлении, на котором он настаивал. Второй этап - сопровождение его до обнаружения им тупика. Третий этап -  сопровождение его в нужном направлении. :)

 

Для иллюстрации данной операции приведу "жизненную" историю из книги В.К. Тарасова.

 

У одного молодого человека - мужа и сына - жена не ладила с его матерью. Скандалы разгорались все чаще и чаще, так что ему и домой приходить не хотелось. Каждая из женщин требовала, чтобы он не был "тряпкой", а решительно перешел бы на ее сторону.

 

После особо крупного скандала мать слегла. И когда жена вне себя от ярости потребовала сделать выбор между ней и матерью, муж предложил вместе убить мать, поскольку другого выхода не видел: "Она уже старая, пожила свое, а нам еще жить и жить!".

 

Жена сперва оторопела, но шаг за шагом стала соглашаться, что это единственный выход.

- А вдруг это дело откроется?

- Не бойся, я все продумал!

- А соседи? Они могут догадаться!

 

Муж задумался: "Да, соседи могут догадаться. Они же видят наши отношения!". Он предложил жене следующий план: "Сейчас мать как бы больная. Ты себя переломи, пойди извинись, как будто раскаиваешься, предложи бульончику, словом, ухаживай, как любящая, осознавшая свое недостойное поведение невестка. Притворись хорошей невесткой на несколько недель. Соседи это увидят и скоро забудут о скандалах. Еще тебя и в пример ставить будут! Вот тогда-то мы и сделаем то, что хотели. Никто на нас и не подумает." Убежденная его логикой, жена согласилась.

 

Когда мать увидела, что к ее постели приближается невестка с чашкой в руках, она вся задрожала: вот и смерть моя. Не очень поверила притворству, но бульон выпила: лучше уж умереть, чем такая жизнь. Стала ждать смерти, но почему-то почувствовала себя лучше. Потом невестка со словами "мама" принесла ей рисового отвара. Постепенно страх у матери сменился удивлением, а затем и теплой благодарностью.

 

Когда она стала на ноги, и она стала стремиться ответить добром на добро. Через пару недель женщины уже жили душа в душу. Муж уехал по делам. Через два месяца он вернулся домой. Поскольку он уловил ситуацию, не стал тратить лишних слов.

 

После ужина он вынул из кармана бутылочку, высыпал содержимое в стакан, налил туда воды и отнес матери в комнату. Жена, которая в это время вязала, едва заметила это действие. Когда он вернулся, она спросила его: "Что это ты отнес матери в комнату?". Он спокойно ответил: "Яд". Жена громко вскрикнула и задрожала всем телом. Вязание упало на пол. Но он зажал ей рот: "Прекрати шуметь! С ума сошла! Мы же договорились! Ты хорошо сыграла свою роль, все по плану!".

 

Жена упала на колени и стала умолять позвать к матери врача:

- Пожалуйста, твоя мать - хороший человек, я была не права! Не теряй времени, зови скорее врача.

- Почему раньше было не так?

- Я была глупая и упрямая...

 

Муж успокоил ее, объяснив, что отнес матери лекарство, а не яд. Что он просто придумал такую стратагему, чтобы решить конфликт...

 

Вывод: иногда следует пройти с человеком по его картине мира, пока ему самому не станет очевидно, что он зашел в тупик.

 

 

Продление картины мира в прошлое

 

Народ в день Нового года приносил своему государю горлиц. В большой радости государь всех щедро одаривал.

- Зачем? - спросил гость.

- Я проявляю милосердие,- ответил повелитель,- отпускаю птиц на волю в день Нового года.

- Всем известно ваше желание отпускать птиц на волю в день Нового года. Оттого и ловят горлиц, соревнуясь и убивая при этом огромное количество птиц. Если вы действительно хотите оставить горлиц в живых, лучше запретите их ловить. Если же отпускать на волю пойманных, спасенные из милосердия не смогут восполнить числа убитых.

И государь с ним согласился.

 

Продление картины мира в прошлое - столь распространенный прием, что он даже превратился в успешный бизнес. На Западе оказались очень востребованы услуги так называемых психоаналитиков. Да и в России уже появляются "специалисты" в этой области. :)

 

Каждый из нас, объясняя причины своих неудач, очень часто говорит о прошлом, отвечая на незаданный вопрос: "Почему? Что я сделал такого?".

 

В истории с горлицами интересен тоже вопрос "Почему?". А действительно, почему вся страна знала о том, откуда берутся выпускаемые на волю горлицы, а государь - нет? Ваши варианты ответов присылайте мне и я сравню со своими :).

 

Вывод: Продление картины мира в прошлое - один из самых сильных методов воздействия, но и рискованных в части непредсказуемости последствий.

 

 

Поворачивание картины мира

 

Я помню из детства головоломки, когда надо было в рисунке разглядеть пионера Петю. Смотришь и ничего не видишь! А тут подходит к тебе мама и говорит: "А ты возьми и поверни картинку. Теперь видишь?!". "Ага, вижу! - говорю я и сам не могу понять, как я до этого не мог его разглядеть!".

 

Хуже ситуация, когда разглядывающий держит рисунок неправильно, но что-то там все же видит, не без помощи фантазии, разумеется :). И вполне доволен тем, что видит. А когда ему повернут лист бумаги правильной стороной, то...

 

В маленькой деревушке был такой обычай: когда деревенский священник женил кого-то, он должен был поцеловать невесту. Это была старая традиция.

 

Одна женщина, которая выходила замуж, была очень этим озабочена и встревожена. Вновь и вновь она говорила своему жениху: "Пойди и скажи священнику, чтобы он не целовал меня после совершения обряда". Перед свадьбой она снова спросила жениха: "Ты ходил к священнику и говорил ему?" Жених ответил печально: "Да!". Невеста спросила: "А что ты так печально говоришь об этом?" Жених ответил: "Когда я сказал это священнику, он очень обрадовался и сообщил, что тогда он возьмет только половину обычной платы за свадьбу".

 

Вот так и в жизни, очень часто каждый из нас оказывается в положении невесты, если не интересуется картинами мира других людей. Адекватную картину мира нельзя получить, не имея представления о картинах мира тех людей, с которыми ты взаимодействуешь. Вот вам житейский пример :).

 

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: "Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне..." Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую дала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: "Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь!"

 

Нередко человек пытается вычислить чужую картину мира даже в тех случаях, когда это можно сделать простым способом: задать вопрос(ы). И задать этот простой вопрос мешает зачастую желание проявить догадливость или "чувство ложной скромности" :). А это - оборотная сторона страха оказаться недогадливым, бестолковым... Помните об этом постоянно :)

 

Вывод: Задавайте вопросы, чтобы понять чужую картину мира. А чтобы не показаться бестолковым, будьте внимательны и наблюдательны.

 

 

Изменение фазового состояния картины мира

 

Несмотря на "научность" термина изменение фазового состояния, за ним стоит известное вам из повседневной жизни явление. Например, когда лед в результате нагревания превращается сначала в воду, а затем вода - в пар. :)

 

Очень часто вы можете добиться требуемого результата, изменив фазовое состояние картины мира другого человека, а лучше своей, как в этой истории из Ошо :).

 

При родах умерла тигрица, и тигренок был воспитан козами. Конечно, тигр верил, что сам он тоже был козой. Это было просто, естественно; воспитанный козами, живущий с козами, он верил, что был козой. Он оставался вегетарианцем, поедая и жуя траву. Он не подозревал, даже во снах ему не могло привидится то, что он тигр, а он был тигром.

Случилось так, что в один прекрасный день к стаду коз подошел старый тигр, и он не смог поверить своим глазам. Молодой тигр ходил среди коз! Козы не боялись и не осознавали того, что тигр ходил среди них; тигр тоже ходил как коза. Старый тигр как-то умудрился взять его под опеку, потому что сделать это было очень трудно. Он убегал — он старался укрыться, кричал и плакал. Он боялся, он дрожал от страха. Все козы убежали, и он тоже старался убежать вместе с ними, но старый тигр взял его под опеку и потащил к реке. Он не хотел идти. Он сопротивлялся просто тому, чтобы быть рядом с ним. Он изо всех сил старался не идти. Он был до смерти испуган, кричал, плакал, но старый тигр не отпускал его. Старый тигр все-таки тащил его к его озеру.

Озеро было гладким как зеркало. Он заставил молодого тигра посмотреть в воду. Он видел, глазами полными слез — видение не было ясным, но оно было — что он выглядел точно так же как старый тигр. Слезы исчезли, и возникло новое ощущение; коза стала исчезать из головы. Он больше не был козой, но он не мог поверить своему собственному озарению. Тело все еще слегка дрожало, он боялся. Он думал: «может быть, это мои фантазии. Как может коза вдруг превратиться в тигра? Это невозможно, этого никогда не было. Такого еще никогда не было». Он не мог поверить своим собственным глазам, но теперь первая искра, первый луч света вошел в его существо. В действительности, он не был тем же самым. Он никогда бы не смог быть тем же.

Старый тигр привел его в свою пещеру. Теперь он не так упорно сопротивлялся, его нежелание не было таким сильным, он не так сильно боялся. Постепенно он набрался смелости, собрал свое мужество. Когда он входил в пещеру, он ходил уже как тигр. Старый тигр дал ему немного мяса, чтобы он поел. Это было трудно для вегетарианца, практически невозможно, его начало тошнить, но старый тигр не хотел слушать. Он заставил его есть. Когда нос молодого тигра приблизился к мясу, что-то случилось: из-за запаха что-то, что было глубоко в его существе, крепко спящее, было пробуждено. Его потянуло, повлекло к мясу, и он стал есть. Когда он испробовал вкус мяса, рев прорвался через его существо. В этом реве коза исчезла, и появился тигр в своей красоте и великолепии.

 

Вывод: часто человек даже не подозревает о том, что он на самом деле "тигр", а не "коза". Такому человеку надо помочь изменить фазовое состояние его картины мира.

 

И в заключение цитата (В.Г. Кротов «Массаж мысли»), которая, как мне кажется, удачно завершает тему картины мира: :)

 

На стеблях травы жили крошечные букашки. Старшие из них учили младших: "Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран — опаснейший хищник: приди он сюда, сейчас бы сожрал бы нас всех вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр справедлив — он отомстил бы за нас."

 

 

Вот так :). Какие у вас есть вопросы на понимание?

 

 

 

Желаю осознания,

 

Юрий Логачев logachev@hotmail.com

 

P.S. Все зарегистрированные на сайте пользователи получают специальный выпуск, в котором я информирую их о том, что нового появилось на сайте, обращаю внимание на некоторые статьи и ресурсы, которые могут пригодиться в жизни, но по разным причинам не могут быть опубликованы в этой рассылке.

 

Одной из задач сайта www.logachev.info является создание сообщества людей, которые хотят жить осознанно и гармонично! Чтобы стать членом сообщества необходимо зарегистрироваться на сайте. Помните, что только зарегистрированные пользователи могут воспользоваться всеми ресурсами и возможностями сайта!!!

 

Да и как мы можем общаться, а тем более создать сообщество, если мы не познакомимся! :)

 

 

А сейчас рекламный блок :)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ www.improvement.ru

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ www.improvement.ru - крупнейший в рунете контентный проект, посвященный личной эффективности и личному развитию, управлению временем, технологиям достижения успеха и поиска достойных целей жизни.

Рассылка новостей сайта (анонсы публикаций и краткие выдержки из них)
http://subscribe.ru/catalog/job.education.time/



Интерактивная обучающая ТМ-рассылка. Хотите больше узнать о тайм-менеджменте, обменяться опытом его применения, получить простые практические рекомендации? Подпишитесь на рассылку "Школа тайм-менеджмента в вопросах и ответах".
http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tmschool



Школа выживания для студентов. Как найти свой путь в жизни и эффективно достигать своих целей? Куда пойти учиться, что дает и чего не дает ВУЗ? Как найти хорошую работу, какие навыки нужны в современном бизнесе?
http://subscribe.ru/catalog/job.student.survival

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное