Приветствуем вас! Мы продолжаем нашу акцию "Интервью без правил", и сегодня Вашему вниманию - ответы Дмитрия Устинова. Если вы хотите увидеть ответы полностью - вы можете зайти на сайт "Синтона", насладившись еще и фотографиями. Приятного Вам чтения!
Где прошло ваше детство? Д.: Я родился и вырос в столице нашей Родины. И с детства был уверен, как и все в то время, что мы живем в лучшем городе планеты: ведь, как известно, вся Земля начинается с Кремля, и уровень загрязнения воздуха в Афинах в 12 раз больше; и что в Европе жуткая безработица и люди мрут с голода прямо в очередях на биржу труда; и что счастливое детство возможно только в нашей стране.
Каково же было мое удивление, когда железный занавес рухнул и в Афинах я дышал вполне свежим воздухом Эллады, в Европе не видел никаких очередей, а только приветливые лица, и даже дети на улицах ничем не выдавали тяжесть своего детства. Я даже иногда на тренингах привожу из того времени некоторые примеры манипуляции массовым сознанием, когда это к месту. А лето я проводил в основном у родни в подмосковной деревне или
в походах на природу, и ни разу не выезжал в пионерские лагеря, чем, может быть, спас себя от окончательного зомбирования. При этом детство все равно остается у меня в памяти как радостное бесконечное время, когда и деревья были выше, и трава зеленее, и люди веселее.
Кем вы мечтали стать в детстве? Д.: Это, конечно, сильно зависело от того, какие фильмы и герои становились модными. Был период, когда я хотел стать индейцем. Потом ковбоем. Потом космонавтом. Потом профессиональным пиратом. Потом Робинзоном Крузо. Потом знаменитым спортсменом помнится, Харламовым. Потом Штирлицем. А в юности даже учился на профессионального музыканта (гитара). Но жизнь расставила все по местам: на Гагариных нигде не учили и пришлось идти
в технический вуз. А потом уже и во второй институт, по психологической специальности.
Самое яркое воспоминание детства? Д.: Детская память странно устроена. Она часто хранит события, которые потом не кажутся значимыми, и забывает что-то очень важное. Но все-таки одно из самых ярких и одновременно значимых воспоминаний это первый раз в первый класс. Помню: волнение, цветы, путь до школы, невероятно взрослые десятиклассники, первый урок, где все мы с энтузиазмом восприняли правила учебы и поведения в школе (правда, энтузиазм постепенно, как водится,
угасал). Через несколько дней первая пятерка (это сейчас превратилось в одно общее событие) и гордость, с которой я всем показывал ее в тетрадке. Еще я иногда пытаюсь осознать самое-самое первое воспоминание. И, как ни странно, смутно вспоминаю первые дни после рождения в детской кроватке. Хотя, возможно, это мне только кажется.
А каким ребенком вы были? Д.: Разным. Когда-то невнимательным, когда-то очень умным, когда-то капризным и упрямым. Но была и самая характерная черта любил читать и читал все, что попадается под руку. Как говорила учительница, был «самым начитанным» в классе, хотя тогда это был совершенно сомнительный комплимент. В то же время, любил играть во дворе в разные детские игры: «классики», «банки»,
«салочки», «прятки». Играли и в разные авантюрные игры: «казаки-разбойники», по крышам и подвалам лазили, взрывные устройства делали, самопалы, стрелы, луки, рогатки, индейские ловушки для взрослых. Стал постарше до темноты играли в футбол, хоккей. У нас в окрестных дворах была хороший уровень игры, даже чемпионаты проводили. Сейчас жизни во дворах не видно. Она вся переместилась на экраны компьютеров.
Какие 3 качества вы больше всего цените в других людях? А в себе? Д.: Я вообще-то считаю, что в нас есть в той или иной степени все качества. Но если все-таки выбирать три, то это следующие. Первое внутреннюю силу. Для меня это умение делать личные чудеса и подвиги, преодолевать свои слабости, побеждать, если надо, других. Сильный человек вызывает у меня большое уважение и восхищение. Такие люди двигают миром. Следующее качество остроумие. С остроумным человеком хочется общаться, он проницателен,
с ним никогда не скучно, ему никогда с собой не скучно, а ирония над собой и миром помогает жить и жить счастливо. И третье умение учиться. Потому что когда личность не успокаивается на лаврах, когда она хочет познать что-то новое, тогда человек может развить в себе что угодно. Знаете такой афоризм? «Хочешь стоять беги». Вот это как раз про умение учиться и двигать себя вперед. Жизнь большой эскалатор
назад. Как только ты встаешь, начинаешь деградировать.
Что ценю в себе? Думаю, было бы лицемерием ценить разное в себе и других. Эти же качества ценю и воспитываю в себе.
Как вы впервые узнали о Синтоне? Д.: В далекой молодости, аж в перестроечное еще время, я имел счастье посещать семинары-тренинги одного из грандов практической психологии А. П. Егидеса. Там на одном из семинаров однажды товарищ по группе мне и говорит: «А знаешь ли ты такой Клуб, называется «Синтон»«? Нет?! Да ты что?! Как же так?! Ну, ладно, давай, я тебя туда приведу. Там тоже здорово, только еще лучше
и веселее. Там полная демократия, можно чуть ли не ноги на стол класть.»
И привел на занятие, помню, это было еще в районе Киевской, год был 1989-й. Н. И. Козлов был молодой, но такой же красивый, ноги на стол класть нельзя было (столов в зале не было), но веселее действительно было на порядок. И хотя было всего две группы в неделю по выходным и других ведущих, кроме Н. И., не было, «Синтон» тогда был в первую очередь именно Клубом, где доминировала атмосфера открытости и общения,
и на втором месте было обучение. Сейчас уже эти акценты поменялись, Клуб стал обучающим Центром, а тогда было другое время и другой «Синтон». Так я и стал параллельно заниматься и у А. П. Егидеса, и в «Синтоне».
Как вы пришли к тому, чтобы вести тренинги? Д.: Я, собственно, уже начал отвечать на этот вопрос. В юности я занимался психологией сначала для себя. Мне было актуально и интересно научиться производить впечатление, становиться интересным собеседником, научиться красиво говорить, оказывать влияние на девушек, научиться владеть собой, быть счастливым и внутренне независимым от обстоятельств и людей. И в школе, и сразу после нее я ничего этого не умел. Даже у доски
боялся выступать, хотя учился хорошо. Такая ситуация меня достала, и я стал искать книги, курсы и любую возможность этому научиться. А таких возможностей в то время было очень мало. Достаточно сказать, что, кроме Карнеги, никаких книг на тему практической психологии не было, да и Карнеги ходил по рукам, двадцать раз отксерокопированный на газетной бумаге с расплывчатым, еле различимым шрифтом.
Но желание было сильнее, и я все равно искал, посещал курсы и тренинги, которые стали постепенно появляться, находил учителей и гуру на темы психологии. Многому научился именно лично у этих учителей, потом уже пошел в психологический институт и получил второе высшее образование (практическая психология). И количество перешло в качество. Я научился, чему хотел, для себя. И понял, что люди и практическая психология это мое призвание,
и стал готовить себя уже как профессионал, для других. В 1993 году я впервые начал вести тренинги, а потом и самостоятельно.
Какие в вашей жизни были главные победы? Д.: Наверное, это и было главной победой. Я перешел из одной профессиональной области в другую, и связано это было с большими внутренними усилиями. В начале 90-х годов я ушел из органов госбезопасности, где работал после первого института, и после этого занимался коммерцией тогда половина страны ею занималась. Но мне, в отличие от многих, везло и я занимался коммерцией вполне успешно.
Параллельно для души и в помощь работе коммерсанта я увлекался психологией и учился уже в психологическом вузе. И в 93-ем году я понял, что далее совмещать эти два дела без ущерба для них невозможно, надо делать выбор. Не знаю, везло бы мне в коммерции и дальше, но я сделал выбор в пользу практической психологии, в пользу своего гуманитарного образования, в пользу душевного призвания. Весь этот период жизни был труден, были
и сомнения, но я знал: сейчас или никогда! Буду заниматься творческим делом и настоящим своим призванием или завязну в мире коммерции, разборок и чистогана.
Первые занятия как тренер я проводил в одной учебной организации, она называлась Духовный Колледж, мне доверил вести одну из тем мой учитель по психологии (и по жизни тоже), у которого я был любимым студентом. Хотя я был хорошо готов, все равно ужасно волновался, боялся не оправдать высокого доверия, не спал перед занятиями ночью, преподавал как в тумане, но вроде получалось и постепенно волнение стало уходить. И с 94-го года одновременно
в «Синтоне» мне доверил вести тренинги и Н. И. Козлов. Надеюсь, он не жалеет об этом, как и я не жалею о том, что связал свою жизнь с «Синтоном».