Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Регулярный обзор СМИ по психологии и тренингам


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энциклопедия: Библиотечно-библиографическая БАЗА ЗНАНИЙ и ОПЫТА
"АТЛАС Аналитика"
www.atlas-analytic.com
Полнотекстовые Online ресурсы для науки, образования и бизнеса - услуги, продукты и ресурсы семейства "АТЛАС"
Корпорация "Индустрия ИНТЕЛЛЕКТА"
www.atlas-center.org
Рассылка библиотечно-библиографической Базы Знаний и Опыта "АТЛАС Аналитика"
www.atlas-analytic.com
::::: Мониторинг прессы и интернета в период c 8 июля 2004г. по 11 июля 2004г.,
составленный по материалам базы знаний и опыта "АТЛАС-Аналитика"
www.atlas-analytic.com
Глава: ПСИХОЛОГИЯ. ТРЕНИНГИ
ОБЗОР РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ

Рейтинг статьи: 7

Аннотация: Приводятся результаты эмпирических исследований с помощью теста Д.Кейрси сотрудников кадровых служб железнодорожного транспорта Украины

Цитаты:

" В последнее время в различных периодических изданиях, посвященных вопросам кадрового менеджмента («Управление персоналом», «Office» и др.) все чаще и чаще появляются материалы, посвященные использованию при подборе персонала типологического подхода, соционики. Однако необходимо вспомнить, что в числе первых публикаций была серия статей С.Е.Кашницкого (г. Москва) в журнале «Служба кадров». Одна из них была посвящена анализу объективной системы профессиональных предпочтений представителей кадровых служб и называлась «Кому идти в кадровики»[2]. Нам представилась возможность продолжить эмпирические исследования среди управленческих кадров железнодорожного транспорта, начатое осенью 2000г.[1]. На этот раз объектом исследования стали делегаты практического семинара «Внедрение методов психологии в практику кадровой работы на предприятиях железнодорожного транспорта», проходившего в мае 2002г. В семинаре участвовали заместители начальников дирекций дорог по кадрам, помощники начальников служб по кадрам, начальники отделов кадров предприятий железнодорожного транспорта и их подразделений. Таким образом... "

" Полученные в результате эмпирического исследования данные, на наш взгляд, подтверждают предположения С.Е.Кашницкого [2] о том, что на верхних уровнях кадровых служб можно чаще встретить представителей ТИМа ЛСЭ (ESTJ). По крайней мере — на уровне коммуникативных моделей (поскольку экспертная оценка ТИМов не проводилась). Кроме того, высказанное там же предположение о том, что в кадровых службах представители ТИМа ЛИИ (INTJ) — большая редкость — также подтвердилась. Полученные данные, по нашему мнению, ни только не противоречат первой части исследования [1], но и подтверждают высказанную нами тогда же гипотезу о расширении теоретического предположения С.И.Чурюмова [5] по идентификации железнодорожной станции (как МЭИ-комплекса) с типом СЛЭ (ESTJ) до... "

Рейтинг статьи: 8

Аннотация: Новая концепция для воспитания гармонично развитых и талантливых детей методом развития их врожденных способностей наиболее адекватными способами в наиболее подходящие для этого возрастные периоды

Цитаты:

" Учеными, школьными психологами и педагогами разработано много систем воспитания и обучения детей (психолого-педагогические основы обучения Л.М. Фридмана и др). Их эффективность достаточно велика, но стремление к совершенству в этой важной области никогда не будет лишним. Здесь на помощь может прийти соционика. Для тех, кто впервые сталкивается с этим понятием, соционика — это новое направление в типологии личности, которое изучает законы информационного обмена человека с внешней средой, врожденные задатки разных типов личности, их социальные миссии и интертипные отношения между людьми. Соционические подходы также могут повысить эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому я хочу предложить новую концепцию для воспитания гармонично развитых и талантливых детей методом развития их врожденных способностей наиболее адекватными способами в наиболее подходящие для этого возрастные периоды. Конечно, для наиболее эффективного использования данного подхода необходимо будет всем заинтересовавшимся читателям познакомиться с основами соционики. Здесь уместно сделать краткое отступление и поблагодарить создательницу теории соционики — литовскую исследовательницу Аушру Аутустинавичюте, заслуга которой перед наукой была отмечена, к сожалению, не в Литве, что... "

" На третьей стадии решающую роль в формировании личности и такого признака как «логика» играют социальные факторы. Успехи в учебе, положение среди сверстников в классе и вне его, материальное благополучие семьи, статус родителей — все это оказывает воздействие на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором вращается ребенок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается, в этом возрасте творятся кумиры и авторитеты, вырабатываются какие-то профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Очень важно уберечь ребенка от созерцания личных неурядиц родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним. Четвертая стадия — период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, когда есть опасность размывания чувства своего «Я». Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в... "

Рейтинг статьи: 8

Аннотация: Социальная эволюция является центральной темой в теории социологии как науки по определению О.Конта «о порядке и прогрессе общества». Порядок или структура общественного устройства относится к социальной статике, а прогресс или развитие — к социальной динамике

Цитаты:

" Понятие «биосфера» отражает структуру и энергетику живых организмов и продуктов их деятельности, обладающими антиэнтропийными свойствами(2). Человек как биологическое существо, а также все человечество входят в качестве составной части в биосферу и участвуют в общем процессе функционирования вещественно-энергетических и информационных потоков. Социосфера это сфера социального взаимодействия индивидов и групп. В этом контексте П.Сорокин отмечает: «Взаимодействие — иначе говоря, взаимный обмен теми или иными видами и формами энергии — с того момента, когда в его потоке появляется понятие, т.е. когда устанавливается обмен не только представлений, ощущений и т.д., но и обмен понятий (усвоение и передача знаний: обучение, научные открытия и изобретения и т.д.), резко отделяется от остальных видов взаимодействия и становится исключительно человеческим достоянием. Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, очевидно... "

" В интерпретации В. Вернадского ноосфера — новая, высшая стадия биосферы, связанная с обменом веществом и энергией между обществом и природой. Интерес к биологическим аспектам социальной эволюции и стремление интерпретировать социокультурные явления послужили толчком к развитию биосоциологии — направления в социологии, синтезировавшего в себе ряд научных школ: органической (П.Лилиенфельд, Р.Вормс и др.), социал-дарвинизма (У.Беджгот, Л.Гумплович, А. Смолл и др.), социальной антропологии (А.Р.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, К.Леви-Строс и др.). Развивая традиции биологического направления в социологии, Т.Парсонс в своей системе социального действия выделяет следующие подсистемы: биологическую, систему личности, социальную систему и культурную систему. Т.Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс, включающий в себя структурную дифференциацию и взаимодействие систем и подсистем действия. На каждом новом уровне развития этот процесс сопровождается все большим упорядочением системных отношений, повышением внутренней сложности систем и... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Организационная структура в классическом определении — это графическое изображение связей между подразделениями и сотрудниками компании. Однако за квадратиками и стрелочками скрывается целая система взаимоотношений, определяемая регламентами и процедурами

Цитаты:

" Чарльз Дарвин как-то написал: “В изменяющихся условиях выживают те организмы, которые демонстрируют наиболее благоприятные изменения”. Это утверждение вполне справедливо и для бизнеса. Способность своевременно диагностировать проблемы и провести преобразования структуры компании во многом определяет успешность того или иного менеджера. Но как можно изменить структуру, складывавшуюся годами и ставшую привычной для сотрудников? А главное — как понять, что эти изменения необходимы и без них нельзя эффективно работать и реализовывать стратегию? Организационная структура в классическом определении — это графическое изображение связей между подразделениями и сотрудниками компании. Однако за квадратиками и стрелочками скрывается целая система взаимоотношений, определяемая регламентами и процедурами. Как часто приходится видеть компании, в которых каждый шаг описан инструкциями, положениями и приказами. Однако если при необходимости любое правило может быть изменено простым звонком руководителю, то эффективность всей системы процедур весьма сомнительна. В немногих организациях существуют “правила игры” для всей компании — единые и... "

" Организационная структура может стать препятствием для реализации стратегических задач. Если не работает какое-либо направление — проанализируйте причины: может быть, у человека, который призван развивать это направление, слишком много времени отнимает основная работа и ему просто некогда уделять время чему-нибудь другому. Да и при оценке его деятельности он всегда найдет оправдание, почему это не получилось. Можно провести аналогию с книжным магазином: вы не продадите много букинистических книг, если они будут лежать на полке вместе с новыми. Хотите их продавать — создайте букинистический отдел. С другой стороны, во многих организациях это понимают буквально, что приводит к росту количества сотрудников, а не к эффективности бизнеса. Ведь создать отдел просто, а вот сократить его потом будет значительно сложнее. Образование новых подразделений должно проходить на основе бизнес-планов и корпоративной стратегии компании. Иногда сотрудники компании просто не подозревают, что какие-то процессы могут быть организованы более рационально и, проведя преобразования, можно значительно повысить эффективность, а в некоторых случаях и вообще перераспределить функции сотрудников или целых подразделений. Например, на одном из российских заводов в течение пяти лет существует отдел из пяти человек, который... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Как часто нужно повторять тренинги для персонала? Пословица "Повторение - мать учения", конечно, правильна, но есть и другая присказка - "Всё хорошо в меру". Требуется невозможное - золотая середина

Цитаты:

" На основании ежегодной аттестации или специальной оценки персонала разрабатываются длительные программы повышения квалификации для каждого сотрудника. В них ставятся задачи развития тех или иных "компетенций" (знаний, умений, навыков, а также личностных свойств, проявляющихся в производственном поведении). Часть задач должна быть выполнена в течение нескольких лет, часть - в течение ближайшего года (до следующей аттестации). Поскольку сотруднику сообщаются результаты аттестации, а также требования к его должности и соответствующему профессиональному поведению, то ответственность за развитие этих компетенций распределяется между компанией и самим сотрудником. Среди активно применяемых форм повышения квалификации есть и самообразование (самостоятельное освоение новых знаний и новых навыков), и стажировки, и "обучение на рабочем месте" с помощью "наставника", "коуча" или "ментора". Внимание уделяется и специальным аудиторным занятиям, в широком смысле называемым тренингами. Их количество и периодичность зависят от сложности развиваемых компетенций. Однако и для циклов обучения, и для отдельных разовых занятий, предусматривается результат, который должен быть получен по окончании мероприятия. тренер строит свои занятия с целью достичь именно этого результата, а компания осуществляет оценку его достижения сразу по... "

" В целом по компании планируются количество и тематика тренингов для разных категорий персонала, а также суммарные затраты на обучение, которые компания может себе позволить за год. Планирование осуществляется исходя из запросов руководителей подразделений (наиболее частый вариант), запросов персонала, желающего обучаться и\или решений одного из топ-менеджеров компании. В таком случае обычно возникает вопрос о периодичности повторения обучения. Известно, что после многих тренингов, их участники "эмоционально заряжаются" на новую творческую работу и, если нет помех, работают на таком "запале" 1, 2 или даже 3 месяца. Раз в квартал отправлять сотрудников на следующую "подпитку" удается не каждой компании, а вот раз в полугодие стараются это делать многие. Особенно это касается тренингов для продавцов, поскольку именно эта категория персонала приносит\или не приносит наиболее быстрые и "ощутимые" результаты. Тренинговые компании также стараются предлагать тренинги "с продолжением": Продажи 1й ступени, 2й"... и т.д. Однако эффективность "Тренинга N2" зависит не столько от того, посетили ли участники "Тренинг N1", сколько от того "укоренились" ли и стали ли привычными для каждого участника разбиравшиеся на первом тренинге формы поведения - или они остались на уровне слов, которые... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Представлены основные концепции, объясняющие память как свойство психики

Цитаты:

" В опытах по запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А.Пильцекер (1911) обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением реверберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж.Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ретроактивного торможения (Смирнов,1964), а позже она стала основой гипотезы консолидации следа памяти (Hebb, 1949). Временная концепция памяти возникла на основе этой гипотезы. Предполагается, что след памяти в своем становлении проходит два этапа — этап кратковременной памяти и затем этап долговременной памяти. В кратковременной памяти след находится в течение ограниченного отрезка времени (предполагалось, что не более нескольких минут), а в долговременной в течение времени, соизмеримого с продолжительностью жизни данного живого существа. Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является реверберация электрической активности по замкнутым цепям нейронов. Согласно Хеббу, в обучение вовлекаются определенные нейроны. При многократном действии одного и того же стимула происходит формирование замкнутого «клеточного ансамбля». По цепи нейронов многократно проходит — реверберирует — электрическая активность. Продолжаясь определенное время, реверберация приводит к морфофункциональным и... "

" Чтобы проверить правильность этой гипотезы, проводили опыты методами экспериментальной ретроградной амнезии — в первой фазе (кратковременной памяти) энграмма была неустойчива, ее можно было разрушить действием амнестического агента (например, электрошока). Эта ее неустойчивость и уязвимость объясняется тем, что реверберирующую активность легко прервать. Но тогда не произойдет и перехода следа в долговременную память. Предполагали, что переход следа из кратковременного в долговременное хранение осуществляется за несколько секунд или минут (см. Греченко,1979). Полученные результаты в целом подтвердили генеральную идею — действительно, амнестический агент (например, электрошок), примененный через короткое время после обучения вызывал нарушение памяти в форме ретроградной амнезии. Однако появились факты, которые не могли быть объяснены в рамках временной концепции. Самыми важными являются данные о восстановлении памяти, потому что... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Причины неудачных тренингов

Цитаты:

" Представьте себе, как начинается семинар на тему «Искусство флирта и женского обаяния». Полный зал заинтересованных представительниц прекрасной половины человечества с нетерпением предвкушает возможность познать тайну женских чар… Все замирают в ожидании появления самой ведущей. Долгая театральная пауза… И в ярко освещенный зал наконец входит Она — длинная, бесформенная, плохо сидящая и безвкусно подобранная одежда, отсутствие макияжа, прически, грустный взгляд. В ходе семинара выясняется, что тренер по женскому обаянию имеет проблемы в собственной личной жизни. На второй день занятий зал остается практически пустым… Что произошло? В чем причина неудачи? Почему у слушателей пропал интерес? Плохая программа семинара? Неумение тренера установить контакт с аудиторией? Сложность обучения конкретным навыкам или что-то еще? Давайте попробуем пролить свет на то, почему одни семинары проходят с громким успехом, а другие — забываются на следующие сутки. Почему про одних тренеров говорят, что их семинары всегда эффективны, а про других — это пустая трата времени и денег? Популярность такой формы обучения, как тренинги, растет с каждым днем. Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно многообразен: забота о здоровье, построение грамотных взаимоотношений с людьми, организация успешных продаж, управление кадрами, разрешение конфликтных ситуаций, изучение разных направлений современной психологии и т. д. Их посещают бизнесмены и домашние хозяйки, психологи и врачи, педагоги и студенты, политики и... "

" Если мы обратим внимание на тренинговый сектор рынка деловых услуг, который сформировался к настоящему времени, то мы увидим не меньшее разнообразие. Один российский Интернет пестрит тысячью предложениями с приглашениями на различные семинары и тренинги. Здесь и обучение классическим психологическим школам: психодрама, гештальт-подход, психоанализ, телесно-ориентированная психотерапия; и более новые направления, например, НЛП, которые уже успели обзавестись своей армией поклонников. Причем подобные услуги оказывают как компании, основным профилем которых как раз и является организация краткосрочных и длительных обучающих программ, так и просто специалисты, которые сами достигли больших успехов в какой-либо области человеческой деятельности, накопили огромный опыт и готовы поделиться своими открытиями с другими. И, несмотря на многообразие семинаров, отвечающих самым разным запросам для различной аудитории, наличие большого числа квалифицированных тренеров, некоторые тренинги проходят неэффективно. С чем это связано? Существует ли разница между структурой и формой подачи тренинга, который приносит ощутимую пользу, и неэффективным тренингом? Есть ли какие-то общие принципы проведения семинаров, которые позволяют избежать проблем, связанных с... "

Рейтинг статьи: 7

Аннотация: Подходы НЛП к психотерапии

Цитаты:

" Нейро-Лингвистическое Программирование — направление современной практической психологии. Хотя наука эта сравнительно молодая (ей чуть больше двадцати лет), за это время было сделано много интересных открытий и разработок, эффективность которых подтверждается практикой миллионов людей, использующих подходы и методики НЛП в самых разных областях своей деятельности. Впервые в России заговорили об НЛП в конце 80-х, когда стали появляться первые подпольные переводы книг, и в рамках культурного обмена проводились короткие тематические семинары. Началом масштабного и целенаправленного развития НЛП в нашей стране можно считать организованный в 1992 году первый полноценный, отвечающий стандартам Международной Ассоциации НЛП семинар «НЛП-Практик». В проведении этого (очень дорогого по тем временам) семинара принимали участие люди, стоявшие у истоков НЛП — Джудит Делозье и Энн Энтус. Много людей внесли и по сей день вносят огромный вклад в развитие НЛП. Если говорить о его основателях, то это четыре человека: доктор лингвистики Джон Гриндер, доктор психологии Ричард Бэндлер, доктор антропологии Джудит Делозье и профессиональный практикующий психотерапевт Лесли Кэмерон. Также можно отметить Роберта Дилтса — человека, идеи и разработки которого оказали огромное влияние на современное развитие НЛП. Благодаря эффективности разработанных методов, НЛП постоянно самосовершенствуется и саморазвивается. Что же такое НЛП? Несмотря на значительные успехи в области психотерапии, говорить о том, что НЛП - это только направление психотерапии, было бы некорректно. Возможности НЛП гораздо шире... "

" Для того чтобы понять, почему методы НЛП столь разнообразны и многофункциональны, рассмотрим, что же лежит в его основе. Конечно, Вы понимаете, что масштабы одной статьи вряд ли позволят обстоятельно и объемно раскрыть структуру, методологию, методы и уж тем более огромное число конкретных приемов и техник НЛП. Поэтому мы остановимся только на базовых моментах, которые могут помочь Вам составить свое первое представление об этом направлении современной психологии. Полностью разделяя мнение многих гениальных людей о том, что даже самые сложные теории и понятия можно объяснить простыми словами, я начну свое повествование об НЛП с небольших метафорических зарисовок. НЛП можно было бы сравнить с письменностью. С того момента, когда люди научились записывать слова с помощью символов (букв, знаков, иероглифов, пиктограмм), обмен и сохранение информации перестали зависеть от времени и пространства. Сегодня каждый грамотный человек в любой точке Земного шара может узнать, ЧТО думали люди сотни лет назад, просто читая их книги. Но то, что написано в книгах, чаще всего является «готовым продуктом», созданным в процессе мышления автора этой книги. Многих людей (особенно психологов) всегда интересовал вопрос КАК, то есть... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Что такое трансперсональная психология

Цитаты:

" ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Т.П. определяет себя как "четвертую силу в психологии", восполняющую односторонность предыдущих трех проектов в психологии: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф , А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели Т.П. указывают, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения, а также американских трансценденталистов -- Эмерсона и Торо. Лидерами современной Т.П. являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований. Трансперсональная психология изучает сознание в... "

" Итак, возникли новое расширенное исследовательское поле, новый образ человека, произошло преодоление антропологического масштаба, который существовал в рамках гуманистической ориентации. Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Необходимость нового научного понимания человека привела к тому, что в профессиональный состав трансперсонального движения вошли не только психологи или такие традиционные гуманитарии как этнологи, культурологи или, скажем, танатологи, но и представители, казалось бы, далеких профессий - физики, биологи, кибернетики. Дело в том, что поиск нового предметного поля и нового видения человека оказался созвучным поискам новой научной парадигмы и в других, в том числе, естественнонаучных дисциплинах. Например, физик и философ Ф. Капра показал в своем исследовании новой научной парадигмы "Поворотный пункт" (1983 г.), что кризис науки и облик новой науки имеет те же отличительные черты как в психологии, так и в физике, кибернетике или биологии. Героями его следующей книги, посвященной той же теме "Необыная мудрость: разговоры с замечательными людьми" (1988 г.) стали психолог С.Гроф, лидер "антипсихиатрии" Р.Лэйнг, физик Дж.Чу, экономист Х.Хендерсон, специалист по новой медицине и по лечению рака К.Саймонтон - люди, являющиеся творцами новой научной парадигмы в психологии, психиатрии, физике, экономике, медицине, а также политике и философии. Из бесед с этими людьми Капра делает вывод... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Как стать талантливым Читателем

Цитаты:

" Все! Но не все обучаются этому целенаправленно. Если человек приходит ко мне на тренинг по динамическому обучению, мы с ним оба знаем: он - Ученик. У него есть цель, во многом связанная с личным уровнем самоидентификации. Кто-то хочет стать Мастером своей профессии, кто-то Успешным Учеником, кто-то Сканером информации (бывает и такое). Человек приходит за недостающими ему навыками работы с информацией, не всегда осознавая причины своей недостаточной компетентности, но прекрасно ощущая потребность в ней. Поэтому с причин неполного развития возможностей нашего восприятия при чтении я и начну, как на обычном семинаре. Большинство слушателей моих тренингов не имеют представления о чудесной модели SCORE, но имеют свое исходное представление обо всех ее составляющих. Эта модель служит первым звеном, объединяющим группу в обучающуюся организацию. Симптомы у всех сходны: недостаточно быстрая скорость чтения, "плохая" память, отвлечение во время чтения и масса других. Эффекты, ожидаемые от обучения тоже сходны, хотя их формулировка индивидуальна, в соответствии с личным уровнем идентификации. Представления о необходимых ресурсах имеют почти одинаковую степень "расплывчатости" - ведь именно это и приводит людей на тренинг. Некоторые, конечно, знают ЧТО, но не знают КАК. Это категория студентов, уже имеющих опыт изучения традиционных техник скорочтения и... "

" Их можно разделить на две группы: общие убеждения, обусловленные сложившейся системой обучения и единым социальным контекстом, и индивидуальные, связанные с контекстом ближайшего окружения, убеждениями по поводу своих физиологических и личных способностей. К первой группе можно отнести перенос стратегий работы с новой информацией, которыми дети овладевают при переходе в среднее звено школы. "Читай медленно, иначе не поймешь!", "Вслух!", "Повтори!" - своеобразные когнитивные якоря при работе с любой информацией, видимой человеком в первый раз. Осознание того, что "новый" текст составлен из уже знакомых букв, слов, грамматических конструкций и логических блоков, остается оторванным от процесса чтения. Еще одно важное ограничение - недостаточно развитая способность к анализу собственно процесса обучения. Человек, не привыкший задавать себе вопрос: "Как я это делаю?", спонтанно вырабатывает у себя стратегию обучения, как правило, успешную только в определенном контексте, и механически переносит ее в другие, часто требующие противоположных навыков обучения, контексты. При недостаточной компетентности в каком-либо виде учебной деятельности происходит восполнение недостающих звеньев ментальной карты ученика соответствующими убеждениями. Одними из... "

ОБЗОР УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ

Рейтинг статьи: 7

Аннотация: С позиций соционики рассмотрены древние этические учения и трактовка ими проблем гуманизма и нравственности

Цитаты:

" Речь пойдет об этике отношений в ее нравственно-моральных аспектах и критериях. Ведь это они дают понимание, где верх, где низ, где добро, где зло, понимание того, что главнее всего любовь, преданность, сострадание, человеческая жизнь, достоинство каждой личности, отвращение к эгоизму, насилию, разврату нравственному и физическому, понимание вечных истин, заложенных в христианской морали, которые просты и действенны. В научном творчестве В. И. Вернадского, П. Л. Флоренского, А. Л. Чижевского и других представителей русского космизма заложено учение о ценностно-этическом измерении человеческого духа. Это философия единства Истины, Добра и Красоты в их направленности на более совершенное устройство Вселенной. К сожалению, наша общественная мораль низка и задавлена эгоистическим инстинктом. Преклонение перед абсолютной властью денег и материальным благополучием привело к потере духовности. Проповедуется «философия зла», культ удовольствий, идеал материальной «сладкой» жизни, товарный фетишизм, право на независимость от чего бы то ни было. Наша демократия — великий блеф. Идеал лавочника не есть... "

" Логическое сознание, как правило, не придает особого значения духовному состоянию общества. Смысл нашей жизни — не объективная истина, а истина этических отношений, которые не навязываются другому. Истинная мера нового — мера глубины духовного сознания. К. Г. Юнг писал: «Для действительного осуществления недостаточны мотивы справедливости и истины. Для этого требуется еще настоящая любовь к ближнему, которая больше связана с эмоциями, чем с интеллектуальной формулой». Общество нуждается в доброте человека, его отзывчивости, человечности, гуманизме. Необходим и умный, честный взгляд на современный мир. Следует задуматься о его нравственном несовершенстве. Поиск пути, выводящего к свету, дает этика. Возникла настоятельная необходимость разобраться в том, что именно этика служит основанием экономики, а не наоборот, как это следует из учения о базисе и настройке К. Маркса, в котором мораль подчинена экономике. Ведь только духовная нравственность является источником благосостояния своего и других, а прибыль предприятия — лишь показатель его успешного функционирования. Таким образом, обществом должна управлять категория этики. Настоящее состояние общества напоминает Древний Рим в период распада. Саморазрушение сегодня... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Рассматриваются аспекты информации в рамках модели информационных взаимодействий объектов и субъектов. Дается определение соционики как науки, изучающей фундаментальный объект социон и соционную структуру социума

Цитаты:

" По мере накопления фактических данных и появления все новых и новых теоретических разработок в соционике, она все больше приобретает характер респектабельной науки, и, по-видимому, недалеко то время, когда официальная наука и научный истеблишмент признают ее научный статус. Вместе с тем, подошло к концу и то время, когда на конференциях по соционике выплескивались любые интуитивно порождаемые конструкции, по своему содержанию тяготеющие к соционике и носящие характер смутных и малообоснованных догадок, безусловно, обладавших эстрадно-эстетическими достоинствами, но с теоретической точки зрения представлявших собой спекуляции на психологические темы, что в немалой степени способствовало искажению научной интенции соционики. В настоящее время стало понятно, что в основе соционики лежит несколько иная научная парадигма, чем в основании того, что несколько обобщенно можно назвать официальной наукой. Представляется весьма правдоподобным, что именно это обстоятельство послужило подсознательным основанием того сопротивления, с которым многие психологи и социологи встретили рождение новой науки. Ведь известно, что... "

" Более того, лежащая в основе официальной науки ньютоно-картезианская методология, во многих отношениях зарекомендовавшая себя как эффективное средство решения теоретических и практических проблем, стоящих перед человечеством (хотя имеется немало и противоположных примеров), в последние два десятка лет представляется недостаточной и нуждающейся в дальнейшем развитии, что особенно заметно в связи с публичной легализацией того, что в современном сознании связывается с нетрадиционными знаниями, методами и направлениями исследований. Оказалось также, что соционика сама по себе обладает настолько мощным методологическим потенциалом, что может служить основой для глубоких и плодотворных разработок в других научных сферах — психологии, социологии, истории, кибернетике, лингвистике и т. д., что прекрасно было продемонстрировано в ряде докладов и статей, опубликованных в открытой печати. Однако дальнейшее развитие соционики немыслимо без осознания ее оснований и явного оформления ее парадигмы, а это потребует определенных усилий со стороны тех, кто принимает активное участие в разработке соционических тем. На этом этапе необходимо повернуться лицом к философской и методологической проблематике, которая на протяжении двух с половиной тысяч лет составляла суть европейской мысли. Ведь... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Истоки соционики Аушры Аугустинавичюте, основные понятия типологии информационного метаболизма, структура психики соционических типов

Цитаты:

" Очень часто на кажущемся невыразительным лице задумавшейся Геки при обращении к ней вдруг расцветает вызывающе ослепительная улыбка, совершенно неузнаваемо преображающая лицо, от которого теперь уже невозможно оторвать взгляд. Удивительно легкое вхождение в новый коллектив. При этом очень быстро такой человек становится активным центром этого коллектива (правда, несмотря на сказанное, потом там бывает трудно...). ...Широкий и глубокий анализ в какой-нибудь области знаний, часто — не в одной. Нетривиальный подход. «Лошадиная» трудоспособность. Высочайшая ответственность за порученное или самостоятельно взятое на себя дело, если оно поглотило человека этого ТИМа целиком. Работа на износ. Весомость сделанного. Жертвенность (Пятое и очень сокровенное «Ж»). Прекрасные популяризаторы. Благодаря именно Томасу Гексли, ученику и соратнику Ч. Дарвина, стала известна и получила признание и распространение его... "

" Обычно женщины эти, как уже говорилось, удивительно красивы. Эта красота сохраняется у них до очень пожилого возраста — при условии, что жизнь складывается более менее благополучно. Но если приходит беда — неожиданная и страшная в своей непоправимости, — иногда в таких обстоятельствах эта удивительно красивая женщина буквально за несколько часов превращается в... дряхлую старуху. Это, к сожалению буквально... Поэтому, дорогие мои Гекушки, пока вы молоды, пока вы удивительно красивы, начните немедленно заниматься своим телом! Тренированный человек — даже просто физически тренированный, и без специальной психологической подготовки — гораздо спокойнее реагирует на любые жизненные невзгоды и стрессы, — жить-то надо «при любом раскладе»! Вот и начните тренировки, пока вы прекрасны, начните немедленно — с сегодняшнего дня, а не... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Введено понятие о функции сознания, которая управляет активностью функций информационного метаболизма, являясь гиперфункцией

Цитаты:

" Вектор времени, или глобальности, t, вектор ситуации, или места, s, вектор норм, или правил, N по данному аспекту и вектор самооценки, или личного опыта, Я. Такое рассмотрение неявным образом вводит в модель Я человека, которое находится как бы в начале координат, характеризующих каждую из функций. Наблюдения и экстрасенсорные исследования показывают, что это Я, являясь некоторым внешним представителем истинного глубинного Я человека (Атмана), управляет переработкой информации в ментальном кольце и по отношению ко всем функциям кольца выступает одинаковым образом, регулируя их активность и последовательность включения. Оно играет объединяющую роль, и его также можно определить как функцию, но функцию интеграционную. Таким образом, мы можем говорить о пятой функции ментального кольца. Для витального кольца ситуация аналогичная. Предлагается назвать эту функцию интеграционной функцией сознания и... "

" Функция сознания, размерность которой 8 (16), является основанием векторного базиса и проецируется в каждую из обычных функций, объединяя их. Эта функция у каждого типа определяется совокупностью векторов всех функций. По-видимому, она связана с тем, что К. Г. Юнг называл функцией фантазии, также объединяющей все функции [4]. Однако функция фантазии (в смысле Юнга) — лишь частный аспект рассмотренной функции сознания. Необходимо отметить, что с пятью обобщенными функциями: интуицией, сенсорикой, этикой и логикой можно сопоставить понимание структурных элементов в буддизме - скандх. Скандхи определяются как группы элементов эгоцентрического бытия, которые... "

Рейтинг статьи: 7

Аннотация: Рассмотрены возможные параллели психотипов и ТИМов

Цитаты:

" Фрейм — структура данных для представления стереотипной ситуации [19], или такое минимальное описание объекта, что при дальнейшей минимизации описания объект перестает опознаваться как таковой [5]. В данном случае фрейм принимает форму соответствующей конституции индивидуума. Приведенная схема построена по системному принципу: она четко разграничивает разноуровневые понятия и упорядочивает их внутриуровневые взаимоотношения. Это дает прочную основу для последующего анализа и позволяет перейти к существу вопроса. Описание свойств психики и личности мы опускаем как не имеющее непосредственного отношения к теме статьи. А вот ряд основных свойств организма и основные свойства нервной системы (НС) нуждаются хотя бы в краткой характеристике. Основные свойства организма имеют свои особенности в зависимости от того, какую его часть они характеризуют. Мы остановим свое внимание на нервной ткани (HT), поскольку она является главным компонентом НС — ядра организма. Раздражимость принимает в HT форму возбудимости — способности повышать уровень своей жизнедеятельности в ответ на воспринятую информацию [10]. Способность снижать этот уровень в ответ на... "

" Психопатии считаются «конституциональными вариантами нормы» [24], хотя и крайними и потому наиболее уязвимыми [9, 20]. Промежуточные между нормой и патологией варианты получили название акцентуаций [23]. Это позволяет расположить в один смысловой ряд понятия темперамент — акцентуация — психопатия. Каждое из них образует ядро психики индивидуума и описывается единым психотипом (ПТ). Разница между ними заключается лишь в степени выраженности ПТ, который у них один и тот же. Таким образом, эти понятия характеризуют не личность, а психику индивидуума. В зависимости от силы ОНП различают ПТ сильного и слабого круга [20]. Логика подсказывает, что переход от одного к другому должен происходить через условную нулевую отметку, каковой, по нашему мнению, выступает ПТ с «эталонной» силой ОНП — нормостенический сангвиник. Он находится на пересечении сильного и слабого кругов и потому занимает особое положение. Чтобы подчеркнуть это, можно сказать, что он (и только он) принадлежит к умеренному кругу ПТ. Т. е. умеренный круг исчерпывается одним-единственным ПТ. ПТ с преобладанием силы ВП над силой ТП названы возбудимыми, или... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Про ознаки агресивноi поведiнки

Цитаты:

" Хоча, розглядаючи проблеми агресивностi у зв'язку з конфлiктами (Г. С Васильeва, В. В. Ковальов, М. Д. Левi-тов, В. С. Мерлiн, М. С. Неймарк, e. Р. Романiн та iн.), емоцiями (В. К. Вiлюнас, Т. Дембо, Д. Зiльман, К. iзард, Я. Рейковський та iн.), фрустрацieю (А. Бандура, Д. Дол-лард, Л. П. Колчина, М. Мауeр, i. Мiллер, Р. Сieре та iн.), агресивними проявами в осiб з патопсихологiчними вiдхиленнями (М. i. Буянов, i. В. Жданова, О. Ф. Кенберг, Л. Пожар, О. В. Серебритська та iн.) та агресивними дiями кримiногенного характеру (Н. В. Алiкiна, i. Б. Бойко, В. В. Знаков, C. М. eнiколопов, С. В. Кудрявцев та iн.), дослiдники зосереджують увагу на агресивних дiях агресорiв, а особливостей сприяючоi поведiнки потенцiйноi жертви майже не враховують, все-таки в останнi роки в генезi самого злочину вченi вiдводять мiсце вiктимологiчнiй поведiнцi жертви, ii властивостям, особливостям поведiнки в кримiногеннiй ситуацii, мiжособистiсним зв'язкам та вiдносинам зi злочинцем (Гепiнгер, П. С. Дагель, Г. Г. Кленфелер, В. С Мiнська, Д. В. Рiвман, Б. Станков, Л. В. Франк, К. Хiгутi, Б. Хо-лист, В. e. Христенко, Г. Снайдер, Г. Шульц та iн.). Саме такий дослiдницький пiдхiд може дати найцiннiшi, на нашу думку... "

" Вочевидь, зовнiшнi обставини важко передбачити й прогнозувати. В ситуацiях раптового, несподiваного нападу або нещасного випадку, стихiйного лиха поведiнка жертви, ii iндивiдуально-особистiснi якостi та властивостi найчастiше дуже мало впливають або зовсiм не впливають на розгортання подiй. За даними декотрих дослiдникiв (зокрема [6]), серед детермiнант пiдвищеноi вiктимностi чiльне мiсце посiдають саме характеристики особистостi, що e первинними передумовами делiкту й зумовлюють вектор поведiнки жертви, а ситуацiя маe вторинне значення. Тому одним iз прiоритетних завдань запобiгання агресивним проявам, делiктам та злочинам e дослiдження особливостей вiктимноi поведiнки потенцiйних постраждалих. Актуальнiсть проблеми дослiдження емоцiйноi, зокрема агресивноi, складовоi вiктимноi поведiнки пiдтверджують i... "

Рейтинг статьи: 6

Аннотация: Как выбрать нужный тренинг и оценить его эффективность

Цитаты:

" Что же это за вид обучения? Какие формы и методы работы для достижения максимальных результатов используются тренерами в процессе проведения тренинга? Тренинг — это один из способов получения жизненного и личностного опыта, причем чтобы его приобрести, только пассивного получения информации недостаточно. Даже самые важные истины не будут усвоены человеком и не изменят его личностных убеждений и взглядов, если будут получены без определенных усилий. Чтобы такие изменения в человеке произошли, он должен пережить определенную ситуацию, понять, что с ним в этот момент случилось и, сделав определенные выводы, познать для себя нечто новое. Поэтому в процессе обучения персонала следует использовать те методы, при которых слушатели смогут полностью погрузиться в процесс обучения. Изучаемая проблема должна побуждать их к активным действиям, заставлять реагировать на ту или иную сложившуюся ситуацию, переживать радость первого успеха и пр. Только тогда, добившись постепенного изменения в человеческой психике, можно помочь слушателям изменить сложившиеся поведенческие стереотипы. Как отмечает Х.-Е. Майхнер, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти... "

" Во время проведения групповой дискуссии участники обсуждают спорные вопросы, позиции и стратегии поведения. Применение данного метода предоставляет возможность всесторонне решить имеющуюся проблему, пережить различные ситуации, самостоятельно ответить на возникшие вопросы, и по окончанию тренинга, выработать совместное решение. Например, в одной организации целью тренинга было формирование команды. Вначале его участники должны были ответить на вопрос, что такое "команда", и попытаться определить критерии ее формирования в организации. Последовавшая дискуссия сразу выявила неоднозначное отношение сотрудников к самому факту формирования команды в компании. Так, из общей массы участников выделилась определенная группа "индивидуалистов", поставившая под сомнение саму мысль эффективной командной работы. Таким образом, обсуждение помогло провести диагностику группы. Кроме того, дало возможность тренерам более точно поставить цели тренинга, как... "

Аналитический обзор составлен по материалам Энциклопедии: библиотечно-библиографическая
База Опыта и Знаний "АТЛАС Аналитика"
www.atlas-analytic.com

Если Вы желаете еженедельно получать обзоры прессы, просим Вас прислать запрос.

Образец формы
Название Вашей организации:_____________________________________
E-mail:_______________________________________________________
Сфера Ваших профессиональных интересов:__________________________
Какие темы обзоров Вы бы хотели получать:
  • Тематический обзор прессы - Глава «Тренинги. Психология»
  • Тематический обзор прессы - Глава «Маркетинг. Реклама. Торговля»
  • Тематический обзор прессы - Глава «Бизнес. Менеджмент. Качество»
  • Тематический обзор прессы - Глава «Кадры»
Какие темы обзоров Вас могли бы заинтересовать:
  1. _________________________
  2. _________________________
  3. _________________________
  4. _________________________
  5. _________________________
 

Ваши предложения по улучшению обслуживания:_____________________

Запрос на рассылку просьба присылать на e-mail: atlas_rassylka@mail.ru

"АТЛАС Аналитика" - это Ваш личный информатор, аналитик, секретарь, корреспондент.

Накопленные, формализованные и систематизированные знания и опыт - это
готовые управленческие, научные и технологические решения.

"АТЛАС Аналитика" - это витамины Вашего интеллектуального роста.

Информация - это право на приоритет, лидерство и привилегия успеха.

Глупый - жалуется. Умный - делает. Мудрый - использует.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное