Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?" Отдавать ли ребенка в школу? (продолжнение)


Курс "Воспитание родителей" Отзывы по курсу
Курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" Отзывы по курсу
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей" Задать вопрос на сайте
Рассылка "Знания, обреченные на успех" Написать письмо
Товары от партнеров, товары со скидкой Психологические тесты и упражнения
Мой ЖЖ Мой e-mail

Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?"

Выпуск № 90

Отдавать ли ребенка в школу? Если отдавать, то в какую? (продолжение)

Последний выпуск рассылки "Знания,Последний выпуск рассылки "Знания, обреченные на успех" можно прочитать ЗДЕСЬ. Он называется "МИНИКУРС - результаты".

В одном из прошлых выпусков было опубликовано письмо и мой ответ к нему на тему выбора идеальной - или приближенной к идеальной - школе. Выпуск назывался "Отдавать ли ребенка в школу? Если отдавать, то в какую?"

Сегодня продолжим и завершим этот разговор, так как автор письма - Лера Пушкарская - ответила на те вопросы, которые я задала в том выпуске. Думаю, что многим эта переписка будет интересна, потому что она может выявить некоторые заблуждения родителей по поводу школы. Тем, кому эта тема неинтересна, не читайте:)))

(Вопрос)

(Лера) Привет, Катя!

Спасибо за твой ответ на моё письмо. Попробовала ответить на твои вопросы. В первую очередь для себя, тебе посылаю на случай, если для рассылки это будет интересно.

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Ты считаешь, что может существовать идеальная школа. Ты, действительно, думаешь, что может существовать школа, в которой бы было все идеально?

(Лера) Я думаю, что к такой школе надо стремиться. Я думаю, что есть спектр от "совсем паршиво" до "идеально", где каждый полюс привычно недостижим. Я предполагаю, что, по моей системе ценностей, то, что могут предложить наши (Димитровградские) школы в лучшем случае на этой шкале координат где-то в районе нуля, т.е. "не слишком паршиво". А хочется подвижек в район плюса.

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Попробую зайти с другой стороны:)) Что значит отдавать ребенка в школу? Как этот процесс видим мы, родители?

(Лера) Отдать в школу - это делегировать часть своей ответственности более грамотному специалисту, который сможет "научить учиться", находить интерес в учебе, мотивировать ребенка на освоение новых, неизвестных ему доселе областей человеческой культуры и на приобретение полезных навыков.

(КМ) То есть ты хочешь сказать, что не в состоянии дать своему ребенку этот навык "научить учиться"? Скажи, когда ты увлекалась освоением вместе с ребенком развивающих игрушек (это наверняка было), то ты к чему его приучала? Неужели ту ситуацию игрового обучения нельзя сравнить с другими знаниями?

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Мы хотим отдать ребенка, чтобы снять с себя ответственность.

(Лера) Мне кажется, что я не спихиваю на школу ответственность за моего ребенка (хотя допускаю, что мне только так кажется, собираюсь же я вести ребенка в школу, хотя мне не кажется это правильным). Я хочу разделить с другими людьми, которые, я надеюсь, более грамотны в этом вопросе, эту ответственность. Я же не знаю, например, английского на достаточном уровне, и вожу его к хорошей учительнице на уроки. Результатами такой разделенной ответственности я довольна.

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) За ребенка отвечают в первую очередь родители. Учитель и школа - это только приложение к семье. И дело не в знаниях. А в тех навыках, которым может научить именно родитель. Ты можешь научить ребенка отвечать за свою жизнь и получать от нее удовольствие - а это, на мой взгляд, основное - если сама этому научишься.

(Лера) Согласна, но причем тут те знания, которые он обязан получить по закону? А именно за ними мы детей в школу и отправляем. Какие-то этические и жизненные ценности он возьмет, я надеюсь, из нашей семьи. Этот момент я и не собираюсь перекладывать на школу. Мне хочется, чтобы в школе научили его тому, чему, к сожалению, не до конца научилась я: легко манипулировать любой информацией в личных целях.

(КМ) Лера, я опять не понимаю: а что тебе мешает научить ребенка "легко манипулировать любой информацией в личных целях". Хотя, честно говоря, я не совсем понимаю, что это значит, как можно этому научить в школе и зачем это нужно... Как ты думаешь, владение этим навыком способно привести человека к счастью? Или к чему-то еще? Тогда к чему?

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Поэтому разбирайся со своими заморочками и формулируй желания. Какие?

(Лера) Я хочу:
Помочь ребенку найти свои таланты;
Помочь ему развить их;
получить те навыки, которые помогут ему в жизни; Научить, как обеспечивать себе достойный доход, делая то, что ему больше всего нравится.

Но для этого нужно чтобы у него было разнообразное поле приложение его сил, что, боюсь, самостоятельно я не осуществлю.

(КМ) Лера, всему тому, что ты здесь перечислила, можно научить в семье:))) Во всяком случае, я именно за этим и слежу. А школа мне в этом помогает. Но при всем том, что школа у меня - у моего старшего сына - замечательная, именно я считаю себя ответственной за те навыки, желания, которые ты перечислила. Ты понимаешь разницу? Если школа поможет - здорово. Все-таки хорошую школу я выбрала. Если она не справится, то я этим займусь. Ну, а знания человек может получить практически в любой школе. Как ты думаешь?

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Ну, скажем, хочу, чтобы мой ребенок полюбил учиться, узнавать новое, экспериментировать, быть гибким, принимать решения, находить общий язык с окружающими и т.д. Ты хочешь сказать, что этим важным навыкам обязательно должна научить школа?

(Лера) Не обязательно, а в идеале. :-) Поскольку многому из этого я не научилась, и есть вероятность, что уже не научусь. Кроме того, я не ставила бы вопрос о том, чему школа должна НАУЧИТЬ. А создать условия, в которых всему этому можно было бы научиться - это да.

(КМ) То есть ты хочешь сказать, что ТАКИЕ условия для получения ребенком этих навыков ты создать не способна? Я правильно тебя поняла? Кстати, а что тебе мешает сегодня научиться этим навыкам? Ты взрослая умная женщина, которая отдает себе отчет в том, чего хочет от жизни. Так что же тебе может помешать?

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Если твой ребенок будет любить получать новые знания, он получит их в любой школе. Он найдет того учителя, который даст ему это. Или так: такой учитель обязательно к нему притянется.

(Лера) Здорово, кабы так, но на практике получается, что часто именно от того, какой учитель ПОПАДЕТСЯ, зависит будет ли ребенок любить получать новые знания в этой области обучения. Так, мой муж терпеть не мог математику не потому, что сама математика такая плохая, а потому что преподавала злая, жабоподобная учительница. Могу о себе сказать тоже самое: с английским я так и не подружилась, хотя была заинтересована в этом и несколько раз прилагала к этому усилия уже после школы. Поэтому, собственно, и отдала своего Севку учиться английскому в 6 лет. Не потому, что считаю, что это ему понадобится так рано, а чтобы сформировался положительный опыт в изучении языка ДО ТОГО, КАК ПОЙДЕТ В ШКОЛУ, где слишком часто отбивается все желание учиться.

(КМ) Я хочу обратить твое внимание на то, что ты отдала ребенка, потому что сама "с английским так и не подружилась". Интересно, причем здесь ребенок? Я понимаю, если он сам захотел, но этого захотела ты, потому что У ТЕБЯ когда-то не получилось. Знаешь, что мне это напоминает? Ситуации, когда ребенка отдают, например, на многолетнее мучительное фортепиано и т.д. только потому, что у мамы в свое время "не получилось"... Знаешь, как поступают многие из таких детей, повзрослев? Они отдают дипломы родителям и надеются больше никогда не подходить к инструменту.

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Поэтому ищи школу и учителя "с открытым забралом", переставай защищаться от школы - ой, какая у нас безобразная система школьного образования! Да, безобразная. Но это потому, что родители позволяют ей такой быть, передоверяя детей то одной методике, то другой, желая с себя спихнуть ответственность.

(Лера) Мне как раз хочется не спихивать с себя ответственность, а создать альтернативу. Я рада, что мои друзья активно поддерживают меня в этой теме и, возможно, мы в ближайшее время сможем что-то создать всех устраивающее.

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) И в обычных школах - традиционных - есть великолепные учителя. И в садиках есть замечательные воспитатели, несмотря на мизерную зарплату и неуважение к их ответственному труду со стороны государства.

(Лера) Учителя - есть, конечно, но они винтики системы, и должны подчиняться системе. И в этом вся грусть того, что касается моего отношения к общеобразовательной школе. Мы можем выбирать только лучшее из худшего, а не просто лучшее.

"Классно-урочная образовательная система, создана представителями протестантской церкви в эпоху зарождения индустриального общества с целью массового обучения элементарной грамоте и счету и формирования исполнительного наемного работника машинного производства, могущего точно следовать инструкциям и лишенного личной предприимчивости."
(с сайта о "школе самоопределения", которая пока, увы, есть только в Москве и Екатеринбурге)

(КМ) Я приведу в качестве примера свою школу - вальдорфскую. Подозреваю, что та же ситуация и в других школах. У нас великолепные учителя. Но они такие же... не винтики, нет:))), они последователи той методики, которую приняли, придя в эту школу. Мне иногда забавно наблюдать, как они отстаивают некоторые требования методики. "В соответствии с методикой нужно делать так и так". Лера, но это мой ребенок. И только мне и ему может быть известно, что подходит, а что не подходит. И какой бы великолепной ни была методика, это всего лишь мертвая схема. Как и любая другая схема или методика. На мой взгляд, следование чувствам и желаниям ребенка - это и есть самая жизнеспособная возможность развить современного ребенка. Если школа в этом поможет - замечательно. Если не поможет - значит, родитель сможет справиться самостоятельно. Это возможно. И я не о знаниях. Я тоже не знаю английского языка. Я вообще многого не знаю. Но уверена, что если мне захочется узнать, научиться, приобрести ряд необходимых навыков, я это сделаю успешно. Именно про это качество я и говорю. Оно не зависит от уровня школы. И его вполне способны дать родители. Кстати, они же, родители, способны построить коммуникацию с учителем любой школы таким образом, чтобы ребенок взял из школы многое - то, что ему нужно.

(КМ - вопрос из прошлого выпуска) Вот, например, у тебя подтверждение моего предположения о желании снять с себя ответственность - ты рассматриваешь возможность нахождения ребенка в школе с 8 до 18. Дело не в том, справится ли он с программой. А в том, что ты передоверишь школе своего ребенка.

(Лера) Именно этим, не в последнюю очередь мне эта школа и не нравится. Кроме того, я могу ребенка туда водить и с 8 до 12, но деньги-то я буду платить те же. :-( Частная школа рассматривается не в плане спихнуть ребенка на весь день, а в плане уважительного к нему отношения и, возможно, минимизации школьного маразма.

(КМ) Лера, спасибо за твои ответы. Надеюсь, читателям было интересно с ними познакомиться. И заодно с моими комментариями. И напоследок скажу пару слов про ответственность родителя.

Если вы не можете разобраться с тем, кто и в какой степени отвечает за вашего ребенка, задайте себе несколько вопросов:

- Чей это ребенок?
- Кто за него отвечает – за его здоровье душевное и физическое?
- Что значит «отвечать за ребенка»?
- Кто будет за него отвечать, если у него начнутся проблемы?
- Кто будет отвечать за его здоровье, если он заболеет?
- Кто будет «ремонтировать» его психику, если у него что-то появится?
- Кто будет отвечать за то, каким он вырастет?

Если вы уверены, что за все это способна отвечать школа, причем отвечать до гробовой доски, то ищите школу, которая способна с такой ношей справиться. Если не уверены, что это по силам какой-либо школе, пересматривайте свои взгляды на ответственность.

На сегодня прощаюсь с вами!

До скорых встреч!

Катя Мануковская

Курс "Воспитание родителей" Отзывы по курсу
Курс "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны" Отзывы по курсу
Рассылка "Вопросы и ответы для родителей" Задать вопрос на сайте
Рассылка "Знания, обреченные на успех" Написать письмо
Товары от партнеров, товары со скидкой Психологические тесты и упражнения
Мой ЖЖ Мой e-mail

В избранное