Здравствуйте, Катя! Спасибо за ваши интересные рассылки, я на них подписана и читаю постоянно. Вчера дома столкнулась с ситуацией, в которой не знаю, что надо делать, как правильно поступать, чтобы она больше не повторялась. Мой сын - первоклассник - вчера взял=украл с парты девочки из класса 100 рублей. Я нашла деньги в его портфеле случайно, и он сказал, что нашёл, что ему кто-то вернул долг, и долго не говорил правду, но всё-таки мы пришли к искреннему ответу.
Конечно, утром я вернула деньги учительнице. Но что теперь делать дальше? Как исправить в Алёше неверное отношение к миру? Катя, возможно, Вы сталкивались с подобными ситуациями, и можете дать совет.
Вероятно, я слишком рано (годика в три) рассказала Алёше о том, что у ребёнка есть права и никто не может их нарушать. Теперь несмотря на то, что объясняем про права других людей, он считает, что любое замечание - это нарушение его личной свободы. Бабушка и папа говорят, что это я позволяю Алёше слишком много и такие поступки, как вчерашний, это результат моего либерального воспитания. А я запуталась, папа - мой муж говорит, надо выдрать ремнём, чтобы на всю жизнь
запомнил, как делали с незапамятных времён. Поэтому я, действительно, очень жду Вашего разъяснения. С уважением, Оксана.
(Ответ) Здравствуйте, Оксана!
Я думаю, что для начала Вам стоит поговорить с сыном о том, что он сделал, без всяких оценок - своровал-не своровал. Дело в том, что это для нас, взрослых, понятие "своровать" имеет определенное значение. А для него может быть пока непонятно. Если не уверены в этом, спросите, что для него значит "своровать". Пусть объяснит.
Рассмотрите именно факт: ребенок взял с парты девочки 100 рублей. После того, как Вы нашли эти деньги случайно, он не стал говорить правду, а стал придумывать другие варианты, откуда взялись деньги. Вот и стоит говорить о том:
- почему ему захотелось взять деньги, которые ему не принадлежат?
- что бы ему хотелось сделать с этими деньгами?
- чего ему не хватает из того, что дают или покупают мама и папа?
- как он считает эти деньги, которые он взял, они чьи?
- почему он не сказал правду сразу - чего испугался?
- если мальчику нужна помощь - если, на его взгляд, нужна - то в чем она могла бы проявиться с Вашей стороны?
То есть я бы уделила внимание вопросам доверия. Почему ребенок в своей семье не может сказать о том, что его волнует? Сказать правду. Значит, он уверен, что его либо не поймут, либо эта правда не нужна в его семье, либо будут ругать-бить. Одним словом, это мои предположения. И Вам стоит искренне разговаривать со своим сынулей. Искренность, доверие, понимание - ключевые слова в разговоре. Тогда Вы, действительно, сможете докопаться до причин и сможете понять ребенка.
Про нарушение личной свободы, честно говоря, не совсем поняла. Хотя ребенку в 3 года я бы вряд ли стала объяснять что-то про права. Не потому что у него их нет, а потому что он вряд ли бы понял, о чем это я с ним говорю:))
Права, как и обязанности, как и ответственность определяются поступками. И мало зависят непосредственно от слов. Если родители не нарушают права ребенка или кого-то еще, то и говорить об этом особой необходимости нет. А если нарушают, а говорят обратное - то попробуй расскажи, что это за права такие:))
На сегодня прощаюсь с вами!
До скорых встреч!
Катя Мануковская
Дорогие друзья! Получить какую-либо пользу от моих ответов, вы сможете только ПОЛНОСТЬЮ отвечая на те вопросы, которые я задаю!
Просьба и пожелание! Буду рада, если вы напишите мне, как вы применяете в жизни то, что узнаете из моих ответов, и что удалось изменить в жизни, благодаря им.