Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшие программы Эха Москвы

  Все выпуски  

Лучшие программы Эха Москвы Выпуск 72


Лучшие программы "Эха Москвы"

Выпуск 72 (2007-07-13 16:05)

Количество подписчиков: 186

Все материалы взяты с Официального сайта радиостанции

Радиостанция «Эхо Москвы»: Большой Дозор (совместно с ''Ведомостями''), Среда, 11 Июль 2007
http://echo.msk.ru/programs/dozor/53159/index.phtml
sys/logo_print
Большой Дозор (совместно с ''Ведомостями'')

таблица из 2 столбцов и 2 строк
Ведущие:
Алексей Воробьев
Елизавета Осетинская
Гости:
Игорь Пономарев
совладелец и финансовый директор «Genser»
Александр Пикуленко
автомобильный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы"
конец таблицы
Среда, 11 Июль 2007

А. ВОРОБЬЕВ – 21 час и 6 минут в Москве, еще раз добрый вечер, у микрофона по-прежнему Алексей Воробьев. Ну, гости, состав гостей изменился в студии. «Большой
дозор» - совместный проект с газетой «Ведомости». Елизавета Осетинская, добрый вечер.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Добрый вечер.

А. ВОРОБЬЕВ – Игорь Пономарев,

совладелец и финансовый директор «Genser», добрый вечер.

И. ПОНОМАРЕВ – Добрый вечер.

А. ВОРОБЬЕВ – И Сан Саныч Пикуленко, добрый вечер.

А. ПИКУЛЕНКО – Добрый вечер. Мне привычнее «доброе утро», но…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В представлении Вы даже не нуждаетесь. Самый известный автоэксперт.

А. ВОРОБЬЕВ – Конечно, конечно. О чем говорим? Битву за рынок российские автозаводы проиграли. Вот здесь можно поставить… Дело в знаке препинания, который
мы поставим в конце этого предложения.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Мы пока поставили знак вопроса, но мы должны отсюда выйти уже с каким-то ответом. Наверное…

А. ПИКУЛЕНКО – …чего проиграли наши заводы…

И. ПОНОМАРЕВ – … и какие наши? Все-таки давайте определимся.

А. ПИКУЛЕНКО – …и какие наши, да? Давайте определимся, потому как заводы… я, например, не отличаю завод во Всеволожске от завода в Горьком.

И. ПОНОМАРЕВ – А я отличаю…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Подождите, подождите! Я отличаю, и статистика отличает. Статистика отличает российские модели и иномарки «российские» в кавычках и иномарки
настоящие, импортные. Я имела в виду, когда ставила тему, что российские автозаводы, которые собирают российские автомобили, проиграли, похоже, битву за
рынок. И почему? Потому, что статистика свидетельствует о том, что на растущем в целом рынке, при растущих продажах, причем какими-то совершенно астрономическими
темпами растущими, продажи российских автомобилей в денежном и количественном выражении неуклонно падают.

А. ВОРОБЬЕВ – Вот сейчас господин Пикуленко приведет данные долей рынка, наверное…

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, я могу сказать, что пока, все-таки, 49% рынка принадлежит отечественному автопрому, и они очень помалу теряют, ведь при нашем бездонном
рынке – давайте говорить реально – все это будет заметно несколько позже. Почему? Потому, что реальный рынок, как посчитано статистикой, должен достигнуть
7-ми миллионов автомобилей для нашей страны. Это вот тот рынок реальный, который нужен в России. А сейчас мы продаем…

И. ПОНОМАРЕВ – Но это в отдаленном будущем.

А. ПИКУЛЕНКО – Да. Сейчас мы продаем 2 миллиона.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, 2 с половиной…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Очень хорошо. В первом полугодии продажи автомобилей отечественных марок снизились на рекордные 23%, посчитала «Прайс Вотерхаус Куперс»
– такая организация – о чем, собственно, наша газета и сообщила на этой неделе.

А. ВОРОБЬЕВ – А продажи новых иномарок, насколько я понимаю, выросли на 70%.

И. ПОНОМАРЕВ – Да. На 70.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Именно, вот я имею в виду ровно это, когда говорю, что потеряли рынок.

И. ПОНОМАРЕВ – И потеряли рынок в деньгах, да, это больше всего заметно, в денежном, да. В количественном меньше заметно это, но это и понятно почему, потому
что стоимость автомобиля другая.

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, естественно.

И. ПОНОМАРЕВ – Да. Но в деньгах потеряли очень значительно, да. То есть, там, примерно, ну, можно спорить с цифрами, но…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – 75%.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, по деньгам – 2,4 миллиарда, говорит «Прайс вотерхаус», по отечественным – 2,8, по отечественным иномаркам, давайте так, наверное, ставить,
вот. Но вернемся все-таки к началу, я не понимаю, почему мы противопоставляем автомобили, скажем так, традиционные, то, что мы называем российские, и автомобили,
которые собираются. Вот здесь мне не совсем понятно, почему такое вот отношение, что проиграли. Страна в целом, я считаю, только выигрывает от этого.

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Давайте сделаем так, я займу несвойственную себе позицию человека, высказывающего, там, чужое мнение, с которым внутренне я не очень согласна
ни как потребитель, ни как просто… ни просто как человек. Но, вот это мнение, наверное, разделяют, там, Дерипаска… Наверное, его разделяет Сергей Чемизов
из «Рособоронэкспорта», да? Они считают, что сборка – суть есть отчасти губительная вещь для российского машиностроения в целом. То есть, нужно уметь делать
руками, считают они, самим. То есть это путь, знаете, это путь Сенсея, это путь трудный и вообще я не уверена, что он для России возможен. Но такая позиция
существует.

А. ПИКУЛЕНКО – Я бы здесь все-таки сказал, что меняется ситуация на рынке. Мы говорим о продажах автомобилей. Я вижу более такие вот подспудные процессы,
которые происходят. Дело в том, что – этот год особенно заметен – появился… большое количество производителей, которые делают шлейфкомплектующие. И, вы
знаете, это уже не болты, гайки, зеркала, это трудоемкие литые панели, это довольно-таки трудоемкие, скажем, пучки проводов.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы имеете в виду части для автомобилей, которые собираются здесь для иномарок…

А. ПИКУЛЕНКО – Да. И ведь произойдет очень интересная ситуация: как только они выйдут на реальные производственные мощности, все эти комплектующие, современные,
построенные здесь, из наших материалов… Да, они разработаны не нашим конструктором, но они обязательно пойдут на старые отечественные заводы, которые в
этом просто остро нуждаются.

И. ПОНОМАРЕВ – И, более того, они могут пойти на экспорт даже при определенных условиях, потому что, поняв, что себестоимость падает с увеличением…

А. ПИКУЛЕНКО – Серии…

И. ПОНОМАРЕВ – …серии, и пусть даже то, что будет производиться в России, еще не совсем будет экономически эффективно, можно спокойно экспортировать.

А. ПИКУЛЕНКО – А мировая логистика сейчас, она сумасшедшая, и мы видим, что из Австралии двигатели поставляются в Европу, кожа из Аргентины поставляется
на север тоже Европы, и никого это не удивляет…

И. ПОНОМАРЕВ – …коробка – из Японии…

А. ПИКУЛЕНКО – …коробка – из Японии, блоки управления – из Китая, и никого это не удивляет. И почему не поставлять какие-то детали из России, или не поставлять
какие-то детали на российский завод, который, скажем, лучше делает те же коробки-автоматы…

А. ВОРОБЬЕВ – Но пока мы-то ставку делаем не на это ведь?

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В таком случае это выбор между тем, должна у нас быть своя марка автомобиля или не должна.

А. ВОРОБЬЕВ – …от и до сделанная нами.

И. ПОНОМАРЕВ – Таких и нету, Вы видели целиком американские автомобили? Вот мне скажите, я вот не видел целиком американские, когда от гвоздя до, не знаю,
там… в общем, целиком все сделано в Америке.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Более того, насколько я понимаю, то, что сейчас собирается в Америке, оно себя очень плохо чувствует, просто сами производства, потому что
они на грани…

А. ПИКУЛЕНКО – Продавая 17 миллионов автомобилей, плохо себя чувствуют…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Нет, я имею в виду детройтские заводы, у которых просто финансовое положение тяжелое.

И. ПОНОМАРЕВ – Это связано с модельным рядом, с ценами на бензин и так далее. В целом производство там, конечно… ну, и политика, еще, скажем, политика профсоюзов,
то …

А. ПИКУЛЕНКО – Естественно, это социальные нагрузки…

И. ПОНОМАРЕВ – …но качество и все прочее – нет, здесь, конечно, однозначно, там все нормально, вот. Но вот я считаю, что, полная сборка, она может стать
точкой роста, откуда дальше должны прийти вот эти комплектующие… Россия должна, мне кажется, найти свое место в международном разделении труда. Это может
быть что угодно, на самом деле, я просто помню, когда…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Главное, чтобы, извините, не было прикручивания рамок…

И. ПОНОМАРЕВ – А это начало, понимаете, нельзя, ну, я не знаю, забор покрасить сразу, моментально, его начинают с какой-то красить, так и мы должны… вот,
идет сборка. Начинается, да, начиналось с рамок, потом зеркала, там…

А. ПИКУЛЕНКО – Стекла…

И. ПОНОМАРЕВ – … стекла,

А. ПИКУЛЕНКО – И я позволю себе привести пример – Игорь, извини – сейчас, сейчас на сборочное якобы производство вдруг неожиданно потребовались технологи,
да? Казалось бы, профессия…

Неразборчиво

А. ПИКУЛЕНКО – …но, что самое большее меня удивило, вдруг потребовались конструкторы. То есть происходит, все-таки, постоянная работа по адаптации деталей
к автомобилю, да? Да, есть конструкция в целом, но есть некоторые нюансы конструкции, которые известны только нам. И дальше, дальше мы все равно… вынуждены
будут те же фирмы адаптировать более глубоко машины к нашему рынку, и для этого потребуются наши конструкторы. Почему? Школа путь и небогатая у нас, но
она все-таки существует. И, допустим, вопрос об отечественном автомобиле: извините, мы не делаем отечественных автомобилей, все наши автомобили заимствованы
так же, как и двигатели.

И. ПОНОМАРЕВ – Не надо забывать, что все-таки это изначально “Fiat”….

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну, изначально “Fiat”, а потом это во что-то такое превратилось уже непонятное.

А. ВОРОБЬЕВ – Ну, а как у нас это все происходит на «АвтоВАЗе»? Ведь мы говорили, например…

И. ПОНОМАРЕВ – Это, мне кажется, анахронизм, когда все делается … огромными количествами, целый город. То есть, нет такого, …

А. ПИКУЛЕНКО – Заводы финальной сборки.

И. ПОНОМАРЕВ – Да, это завод финальной сборки. Туда привозят со всего мира комплектующие, это собирается и увозится, там (неразборчиво). Вы можете пройти
мимо и не заметить, ну, так вот…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вот на меня тоже завод “Audi” произвел большое впечатление в Германии. Там людей нет почти, там какие-то инвалиды только прикручивают какие-то
ручки, и то…

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, вот это завод финальной сборки.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А вообще, это большие машины, там гигантские совершенно, как из фантастического фильма, там, все делают там сами.

А. ВОРОБЬЕВ – А мы станки на «АвтоВАЗе» сами разрабатываем.

А. ПИКУЛЕНКО – Дело в том, что, да, «АвтоВАЗ» порочен по сути, почему? Потому что он разрабатывает все вплоть до технологической оснастки, что на сегодняшний
день абсолютно неприемлемо.

И. ПОНОМАРЕВ – Это своего рода ЧЧ, помните, что вы должны все, да… если завтра война, то все равно мы будем собирать вот и ни от кого зависеть не будем.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Подождите, с другой стороны, если есть объективно спрос на конструкторов у «АвтоВАЗа», то, по крайней мере, в России за счет этого был спрос
на мозги соответствующего вида, да? Если бы не было этого конструкторского бюро «АвтоВАЗа», то у нас бы сейчас не было десятков вузов, где учат сопромату
и откуда берутся эти конструкторы.

И. ПОНОМАРЕВ – Про сопромат не надо, я его изучал и с «АвтоВАЗом» никак не был связан. Не надо…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Я имею в виду о машиностроении вообще.

И. ПОНОМАРЕВ – Оно сильное и уникальное, скажем, по экспериментальным образцам. Это, я согласен, что мы можем сделать такое здесь в индивидуальном, единственном,
мелкосерийном, может быть даже, там, среднесерийном…

А. ПИКУЛЕНКО – Я позволю себе привести пример. Мы все можем делать в маленьких кофейных чашечках, а когда нам надо сделать в котле…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В нано размерах.

А. ПИКУЛЕНКО – Да,… то у нас, извините, получается борщ рабочей столовой.

И. ПОНОМАРЕВ – И, кстати, вот здесь вот, если смотреть – ну, Сан Саныч одно приводил – мне кажется, что где может найти как раз производство штампованного
железа для не только наших автомобилей, наши сейчас все берут, производственная сборка, традиционные заводы, но и поставка на экспорт, металл-то у нас
есть. И вот здесь … то есть, если говорится о том, что давайте делаем, поднимем отечественный автопром, о’кей, так давайте начнем с малого, давайте сделаем
металл, который будет сертифицирован западными производителями, который пройдет нормально тест и все. И после этого, это первый шаг, и там очень большая
добавленная стоимость, если начнется экспорт этого металла, то вот… зачем городить огород целиком, автомобиль делать целиком на одном каком-то предприятии,
когда можно включиться в это международное разделение труда. И это правильно, мне кажется.

А. ВОРОБЬЕВ – А что – я все-таки не могу отвязаться от «АвтоВАЗа» – что имел в виду Президент Путин, когда говорил, что у этого предприятия гигантские перспективы?

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, во-первых, Президент побывал в чистом цехе и в НТЦ, один из ведущих дизайнеров мировых, увидев это, назвал это собором в пустыне, понимаете?
Кстати…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Расскажите слушателям, что такое чистый цех. Я думаю, что не все это знают.

А. ПИКУЛЕНКО – Вы знаете, есть на «ВАЗе», есть несколько производств. Одно из них, поставленное в конце 60-х – это цех, который производит автомобили, там,
классика, 9-е, 10-е семейство, ну, то есть, «Приора». Он шумный, он плохо освещенный…

И. ПОНОМАРЕВ – Цех?

А. ПИКУЛЕНКО – Да. Он грязный. И там, в общем-то…

И. ПОНОМАРЕВ – Туда не водили Президента?

А. ПИКУЛЕНКО – Нет, Президента водили на производство «Калины». Это цех построен новый, как раз вот этот цех финальной сборки современного автомобиля.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Который стоил 450 миллионов.

А. ПИКУЛЕНКО – Я не знаю, сколько он стоил…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – На разработку и производство…

И. ПОНОМАРЕВ – … было потрачено столько денег, что многие производители сказали: дайте деньги, мы могли бы сделать для вас лучше автомобиль…

А. ВОРОБЬЕВ – Западные производители.

И. ПОНОМАРЕВ – Западные, да, западные.

А. ПИКУЛЕНКО – А с другой стороны, ведь у нас все-таки все равно остается шанс. Вот сейчас весь мир желает дешевый бюджетный автомобиль. Вот мы бы могли
это сделать, но почему-то я не вижу интереса у нашего автопрома найти себе эту нишу, сделать качественный, но дешевый. Вот пример Logan: «Reno» это сделал.
Давайте сделаем «Жигули» за 3 000 долларов на уровне Logan, такую же безопасную, с подушкой, да? Нет, у нас делается машина, в общем-то, бюджетная, но
почему-то по цене…

И. ПОНОМАРЕВ – По небюджетной цене.

А. ПИКУЛЕНКО – По небюджетной цене.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы знаете, специально обученные люди – не побоюсь этого слова – эксперты говорят, что за 3 долларов в себестоимости невозможно сделать автомобиль
уровнем безопасности и управляемости, там, не знаю еще чего, Logan. Вот невозможно. Говорят, что, грешите вы против истины, ставите вы невозможную задачу.

А. ПИКУЛЕНКО – Вы знаете, вот такая задача поставлена, например, перед конструкторами и технологами «Toyota», такая задача поставлена перед конструкторами
и технологами «Reno».

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну, опять же выступлю в несвойственной себе роли защитницы «АвтоВАЗа», совершенно для меня как бы чуждой роли, …

А. ВОРОБЬЕВ – Не стесняйтесь, не стесняйтесь.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – … но, тем не менее, они заказали разработку, как вы знаете прекрасно, «Магне» и «Магна» им разработала что-то за 10-13 тысяч, а никак не
за 3-4…

А. ПИКУЛЕНКО – Что разработала «Магна», я не видел….

Е. ОСЕТИНСКАЯ – … правда, никто не видел.

А. ПИКУЛЕНКО – Да, поэтому говорить об этом рано. Возможно, это будет достойный автомобиль, но, не знаю. Просто мы сталкиваемся с тем, что мы говорим про
«ВАЗ», но у нас, например, есть «УАЗ», да? И, кстати, возвращаясь к «ВАЗу», последнее время наш внедорожник «Шеви Нива» становится все популярней и популярней.
Почему? Да потому, что за эти деньги никто другой ничего не предлагает бездорожного. И «УАЗ», вот он делает нишевую продукцию, но он очень идет по правильному
пути, он постоянно совершенствует машину, добавляя туда какие-то вот купленные комплектующие, которые…

А. ВОРОБЬЕВ – Не произведенные у себя.

А. ПИКУЛЕНКО – Да, а именно оттуда. И это путь правильный. Горьковский завод пошел по пути…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – «Газели».

А. ПИКУЛЕНКО – Ну почему «Газели», я имею в виду, мы говорим все-таки о легковом производстве. Он пошел более таким простым путем, он купил лицензию на
производство автомобилей и будет выпускать их под маркой «Газ», как их будут называть – тайна во мраке. Говорят, что…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Они секретничают очень.

А. ПИКУЛЕНКО – Нет, ходят слухи, что это может быть названо «Чайкой», потому что это не будет «Волгой», это точно, но…

А. ВОРОБЬЕВ – Но и «Чайкой» тоже.

А. ПИКУЛЕНКО – Это, как врут очевидцы. Да, ну, «Чайкой» это не может быть тоже. Поэтому, это тоже путь, это тоже путь, причем локализация, которую они обещают,
со временем должна достигать, там, 70%. То есть, значит, будут штамповать свои детали, будут собирать свои подвески, привозить, там, двигатель, коробки.
Вот вам, пожалуйста, еще один путь нашего отечественного автопрома.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Это путь Сенсея Дерипаски как раз: все хочу делать сам. Ну хорошо. Давайте зайдем с другого конца: можно строить новые заводы и привозить
сюда заводы буквально «Крайслер» целиком до тих пор, пока растет спрос. Спрос растет сейчас какими-то, ну просто фантастическими темпами…

А. ПИКУЛЕНКО – А, по-моему, естественными.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Сколько это еще продлится, какие данные существуют о том, сколько автомобилей должно быть на человека в Восточной Европе, сколько люди готовы
тратить на машины, какой, собственно, это спрос, откуда он здесь взялся?

А. ВОРОБЬЕВ – Какие-нибудь маркетинговые исследования проводятся, хотя не очень точные, насколько я понимаю…

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, проводятся, да, но прогнозировать все равно очень сложно. Но, да, есть два, на самом деле, таких драйвера, скажем, этого спроса. Первое,
что, в принципе

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Первое – нефть, второе – газ.

А. ПИКУЛЕНКО – Нет, это мы не берем.

И. ПОНОМАРЕВ – Не берем. Первое, не хватает, то есть, мы недобираем еще по количеству автомобилей на душу населения. Вот, но сравнивать с теми 450-500,
наверно, это все-таки неправильно.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Это Западная Европа.

А. ПИКУЛЕНКО – Но к этому все равно придем.

И. ПОНОМАРЕВ – У нас страна другая, я не знаю, как… то есть, Москва - да, большие пространства…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Справочка: 400-500 – это автомобилей на 1000 человек в Западной Европе.

И. ПОНОМАРЕВ – Да, да, да, да, да.

А. ПИКУЛЕНКО – И в Америке больше, в Австралии так же…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А в России сколько?

А. ПИКУЛЕНКО – 130 на сегодняшний день.

НЕРАЗБОРЧИВО

И. ПОНОМАРЕВ – Но Москва, она близка….

А. ПИКУЛЕНКО – Москва – 300, вот сейчас мы вышли, на 320 мы вышли по итогам года.

И. ПОНОМАРЕВ – А, по итогам 2006-го.

А. ПИКУЛЕНКО – Да.

И. ПОНОМАРЕВ – По-моему, сейчас, с учетом полугодия там уже близко мы к 380. Вот, это первое. А второе, называя один драйвер, второй драйвер – это, его
может быть даже больше на определенных моментах, это срок службы автомобиля. У нас сейчас средний срок там порядка 7-9 лет, нигде этого нету. То есть,
нужно очень быстро обновлять парк автомобилей, довести хотя бы до, ну, не знаю, 4 года.

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, 5-6, для нашей страны все-таки 5-6 средний возраст – уже спасибо.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – То есть, как стиральная машина буквально.

И. ПОНОМАРЕВ – А это означает, что целыми… вот те, которые были куплены, грубо говоря, 9 лет назад, целыми сериями надо заменять. То есть, это еще дополнительные
продажи должны быть. То есть, не только мы должны поднять в абсолютном количестве продажи для того, чтобы соответствовать, но еще мы должны заменить те
машины, чтобы обновить… Потому что если мы просто будем продавать на возобновление, скажем так, у срок не…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну да, у нас довольно быстро насытится рынок…

И. ПОНОМАРЕВ – … все равно будет тот же срок эксплуатации, а срок эксплуатации – это и безопасность, это и экология…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Но вот второй процесс, он ведь может происходить, только если будет сильно выравниваться доходы населения, потому что…

И. ПОНОМАРЕВ – Да, потому что он зависит от доходов населения, и он зависит…

А. ПИКУЛЕНКО – И не только. Стоимость сервиса, другой уровень автомобилизации. Вот, например, девушка, пришедшая сейчас покупать автомобиль, она уже не
возьмет гаечный ключ на 13, да? Да и невозможно ремонтировать современный автомобиль.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, не надо. Женщины в русских селеньях, там…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Открывает капот и…

И. ПОНОМАРЕВ – Сан Саныч, хочу заступиться за российских женщин…

А. ПИКУЛЕНКО – То есть, они еще могут починить современный автомобиль одной левой.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, могут, мне кажется.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Я думаю, что современную продукцию «АвтоВАЗа», в принципе, могут, но современную продукцию, скажем, там, «BMW»…

И. ПОНОМАРЕВ – А этого не надо делать. Я думаю, что цена на нефть больше сказывается не на объемах продажи, а на средней стоимости автомобиля, вот где и
доходы населения. То есть, население уже почувствовало, что надо и обновлять автомобили, и покупать новые, но вот какие? То сейчас, ситуация с доходами
позволяет покупать, средняя стоимость автомобиля резко выросла за последние годы.

А. ПИКУЛЕНКО – Естественно, почти в два раза.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вот вы могли бы примерные вилки назвать: 10-20 тысяч долларов?

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, если было, скажем, 5 лет тому назад, это было 5-7, то сейчас уже 15-20.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – 15-20. И будет смещение в сторону 20-30.

И. ПОНОМАРЕВ – Нет, 30 не будет. Нет, нет. Я думаю, что (неразборчиво) где-то 22. Я согласен с этой оценкой.

А. ПИКУЛЕНКО – В перспективе до 25, я думаю, только за счет инфляции.

И. ПОНОМАРЕВ – А потом, если падает доход, то соответственно будет падать средняя стоимость автомобиля. Но процесс вот этот обновления-увеличения, он должен
идти все равно.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Просто здесь есть два встречных интереса у меня. Интерес номер один – это чтобы росло производство, ну, то есть, экономика. Для этого нужно,
чтобы спрос все время рос на автомобиль, чтобы он подогревался.

И. ПОНОМАРЕВ – Необязательно, чтобы он рос, чтобы он вышел на приемлемый уровень, сравнимый вот с аналогичными, скажем так…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А второй интерес у меня потребительский. Я хочу ценовых войн, я ужасно, прямо жду с нетерпением, когда же рынок насытится и начнутся ценовые
войны.

И. ПОНОМАРЕВ – Но и не надо забывать, что ценовая война – для потребителя это не всегда хорошо.

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Почему?

И. ПОНОМАРЕВ – Потому, что это может ударить… это не может, это ударяет бумерангом. Это, надо об этом помнить.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А в чем бумеранг?

А. ВОРОБЬЕВ – А каким образом? Какая технология?

И. ПОНОМАРЕВ – А технология…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – По какому месту бьет?

И. ПОНОМАРЕВ – По любому месту, и по качеству, и так далее, потому что, если будет…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – То есть, «Mazda» будет хуже собирать автомобили, если…

И. ПОНОМАРЕВ – Будет хуже. Если дилер не будет зарабатывать, ему не на что будет обучать людей, обновлять основные фонды и так далее. То есть, вплоть до
того, что если действительно он не сможет зарабатывать, и будут ценовые войны, то будут закрываться официальные дилеры, и опять вернемся к гаражам.

А. ВОРОБЬЕВ – Слушайте, если мы говорим… в Европе, на западе, разве там не было периода ценовых войн?

А. ПИКУЛЕНКО – Вот, кстати, очень хороший вопрос, который сейчас мы, в общем-то, коснемся. Америка, Америка вот во многом… традиционные американские производители
потеряли часть рынка именно из-за своих ценовых войн, потому что…

Неразборчиво

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Помню, там самая фишка была невозвратный кредит.

И. ПОНОМАРЕВ – И потребители же кинулись…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Я бы так сказала: потребители кинули, потребители не возвращали деньги.

А. ПИКУЛЕНКО – Нет, я согласен, что ценовые войны – это нехорошо, и наш рынок – я все-таки настаиваю на том, что…

И. ПОНОМАРЕВ – Конкуренция – это хорошо, ценовая война – это нет. Конкуренция, она хороша и для потребителя, и для производителя, и для дилера, но здоровая
конкуренция. Ценовая война, она не нужна никому. И все, я считаю, потеряют. Потребитель – в более дальней перспективе, но он потеряет больше.

А. ВОРОБЬЕВ – Ну, а на территории европейской… Лиза, извини, пожалуйста, у нас полторы минуты осталось до середины часа. Значит, есть Соединенные Штаты,
где уже были ценовые войны, а как эта ситуация обстояла в европейском, скажем, сообществе?

И. ПОНОМАРЕВ – Там большой ценовой войны не было, там была здоровая конкуренция, и есть здоровая конкуренция.

А. ПИКУЛЕНКО – И сейчас она есть и очень заметна, и борется за каждого потребителя, потому что рынок совсем… особенно, я могу привести пример Японии, где
давно уже рынок застыл на 5 миллионах и не растет. И там идет реальная борьба за потребителя, каждую нишу старается производитель закрыть, потому что даже
минимальный тираж автомобилей все равно дает какую-то прибыль, потому что их купили. И поэтому здесь нам тоже…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В смысле, Вы имеете в виду, что они сегментируют по этим маленьким сегментикам, для вот таких потребителей, таких потребителей…

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно, да. Вот сейчас, например, японские разработки мне очень нравятся для пожилых людей, потому что много пожилых людей в Японии, которые
пользуются автомобилями.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Для тех, кому за 100.

А. ПИКУЛЕНКО – Для них создаются специальные автомобили. Да, испытатели одевают специальный костюм, в котором неудобно согнуться-разогнуться.

И. ПОНОМАРЕВ – Там, кстати, меньше электроники, как Вы знаете…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – … в два раза быстрее, чем пользователи автомобилей

И. ПОНОМАРЕВ – Нет, но просто они боятся электроники… вот 80-летняя японская старушка может сесть нормально и не будет чувствовать себя дискомфортно.

А. ВОРОБЬЕВ – Новости на «Эхе» прямо сейчас.

НОВОСТИ

РЕКЛАМА

А. ВОРОБЬЕВ – Да, какая-то пауза сразу…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну, ладно, возобновим наш разговор.

А. ВОРОБЬЕВ – Давайте представим еще большого человека, их два сегодня, Игорь Пономарев, совладелец и финансовый директор «Genser» и Сан Саныч Пикуленко.
Добрый вечер. И Елизавета Осетинская.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Итак, возвращаемся к интересному вопросу про ценовые войны. Вот Вы говорите, что страшно упадет качество автосервиса и все такое прочее.
А Вы вот скажите, какой уровень рентабельности сейчас в этом бизнесе?

И. ПОНОМАРЕВ – Не очень сильный и вот для того, чтобы понять, почему, Вы должны посмотреть…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Это я как потребитель?

И. ПОНОМАРЕВ – Да. …сколько стоит недвижимость в Москве, сколько стоят трудовые ресурсы. Кстати, здесь приложил руку тот же самый «АвтоВАЗ», да? Ведь производительность
труда, скажем, на «АвтоВАЗе», она в три раза меньше, чем в среднем по Европе, я не говорю уж, там, о китайцах, или, там, американцах. А производительность
труда, например, в сервисе дилерском выше в российском, чем в европейском, то есть, если бы эти люди… нехватка, очень большая нехватка…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А что Вы имеете в виду под производительностью труда?

И. ПОНОМАРЕВ – Сколько вырабатывает один человек…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В смысле, сколько он техосмотров… техобслуживаний делает…

И. ПОНОМАРЕВ – …к примеру, в нормо-часах и так далее…

А. ПИКУЛЕНКО – А еще и качество обслуживания.

И. ПОНОМАРЕВ – Да.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А качество здесь учитывается?

А. ПИКУЛЕНКО – Вот здесь такое субъективный учет, но качество обязательно учитывается.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Извините, я вот одну только вещь скажу: я, как владелица несчастная двух автомобилей, которые находятся на гарантии, я Вам скажу, я очень
недовольна качеством сервисов, не буду называть, каких…

А. ПИКУЛЕНКО – Вот к этому мы подходим, к главному, что наступает время, когда выбирай не дом, выбирай соседа. Выбирай не автомобиль, а выбирай сервис.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Очередь возможна не техобслуживание, очередь на кузовной ремонт и так далее.

И. ПОНОМАРЕВ – При растущем рынке это вполне естественно. Что касается кузовного – это мы уже много раз говорили, кто виновен. Во многом это страховые компании,
мы говорили с Сан Санычем не один раз уже в передачах, как это образуется. Кстати, та же ценовая война, ведь… страховые компании выдавливали из дилеров
минимальные цены, получили то, что, собственно, дилеры перестали увеличивать производственные мощности именно кузовного цеха, потому что финансировать
ни один банк, ни один инвестор, даже собственник, не будет, если это не приносит денег. А то, как выжимали страховые компании, там, в общем-то, очень сложно
было заработать прибыль. И вот, это ударило бумерангом по потребителю. Вот пример такой, пожалуйста – очереди на кузовной – целиком, на 90%, дело рук страховых
компаний.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы можете мне персонально объяснить, в чем проблема? Почему Вам не выгодно? Почему Вам не выгодно в это вкладывать дополнительные деньги?

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, потому что нормо-час и стоимость тех услуг, которые выжимает страховая компания…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А они продавили Вам низкие…

И. ПОНОМАРЕВ – Один потребитель. Вот для нас, для кузовного цеха… в кузовном цеху – это один потребитель – страховая компания. Ну, их может быть две-три,
там, четыре…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Но они объединились.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, их немного крупных, было же разбирательство в антимонопольном, говорили, там, 1200, банков - 1000, но что-то кредитует, там, в общем-то,
и деньги кладете Вы в пять или шесть на депозите.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Естественно, все хотят, чтоб потом просто заплатили.

И. ПОНОМАРЕВ – Страховых компаний поэтому активно работающих тоже не очень много. И они выступают единым пулом, они, действительно, здесь добились для себя
больших преференций, достаточно обратить внимание на то, что…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Поэтому мы стоим в очередях?

И. ПОНОМАРЕВ – Поэтому потребитель стоит… Вы стоите в очереди.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы сказали, что из-за ценовых войн Вы не сможете вкладывать в расширение различных цехов. Я очень расстроилась. То есть, получается что:
мне надо либо покупать машину, придется покупать машину еще дороже…

И. ПОНОМАРЕВ – Нет, почему еще дороже?

Е. ОСЕТИНСКАЯ – …или стоять больше в очереди.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, в общем-то, так, это даже между… та же борьба всегда же между, там, жадностью и, там, желанием нормально провести время или нормальный
иметь комфорт. Вот то же самое и с отечественными. Пожалуйста, садитесь в «Жигули»…

А. ПИКУЛЕНКО – …и 10 лет непрерывного ремонта.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – … без права переписки.

И. ПОНОМАРЕВ – Если доживете еще до 10-ти лет.

А. ПИКУЛЕНКО – Возвращаюсь к современному автомобилю, ведь именно сервис будет сейчас диктовать стоимость владения автомобиля. Как только Вы понимаете,
что вот Вы проехали 100 тысяч, приехали на техобслуживание, Вам сказали: а вот Вы должны заплатить нам 5 тысяч не наших денег за то, чтобы Вашу машину
привели в порядок, Вы вообще задумаетесь и скажете, а не пойти ли мне…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Значит, надо ее продать.

А. ПИКУЛЕНКО – … купить новую.

А. ВОРОБЬЕВ – У меня история была. Я отказался от одной марки из-за этого…

А. ПИКУЛЕНКО – И я тоже отказался от одной машины как раз на пробеге 80 тысяч, когда я понял, что это почти 25% ее цены. То есть дальше начинается стоимость
владения, она становится…

И. ПОНОМАРЕВ – … передачи по этому поводу и не одна…

А. ПИКУЛЕНКО – … невыносимой.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Очень интересную, на самом деле, вещь Вы говорите о структуре рынка, действительно, что структура рынка будет смещаться в сторону тех, кто
делает тех дилеров, которые делают…

И. ПОНОМАРЕВ – Тех производителей, у кого дилерская сеть… адекватна, и поэтому надо заниматься качеством своей дилерской сети. У производителя – я не беру
«АвтоВАЗ», «АвтоВАЗ», по-моему, там, наоборот…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы имеете в виду сборщиков так называемых русских иномарок и нерусских иномарок. О’кей. Вот сейчас первая тройка – это “Ford”, “Reno Logan”,
“Shevrolet”.

И. ПОНОМАРЕВ – Да.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вот как Вы ожидаете, что она изменится, в какую сторону? Вот, допустим, через 5 лет? Футурологией немножко займемся. Ну, вот Ваши фантазии.

И. ПОНОМАРЕВ – Знал бы прикуп, жил бы в Сочи, как говорится, да?

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы бы тогда побежали, заключили бы соглашение с этой компанией…

И. ПОНОМАРЕВ – …Тут много проблем с этим, поэтому, мне кажется, что уже фантазии. Наверно, надо не на этом концентрироваться, а думать именно о том, как
тот или иной бренд, чтобы он стал именно лидером. Мы об этом и думаем, как сделать так, чтобы те бренды, которые у нас в портфеле, чтобы они были лидерами
продаж.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – То есть Вы просто заинтересованы их продвигать, нежели… с большей степенью, чем угадывать, у кого дела пойдут лучше…

И. ПОНОМАРЕВ – Конечно, и вот из этой тройки два у нас в портфеле лежат…

А. ПИКУЛЕНКО – Естественно.

И. ПОНОМАРЕВ – Это “Ford” и “Shevrolet”, да.

А. ПИКУЛЕНКО – Здесь ведь мы начинаем сталкиваться с очень интересной вещью, с лояльностью клиента. Вот, купил “Ford Fokus 1”, поездил – ой, хорошо, - “Ford
Fokus 2”…

И. ПОНОМАРЕВ – …на горизонте 3…

А. ПИКУЛЕНКО – На горизонте не 3, а “Ford Mondeo”, и хочется… Поездил на машине –хочется побольше, но не все влезает, да? И начинают расти… ведь по марке…
ведь что самое ценное, что пришел человек…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Приверженность.

А. ПИКУЛЕНКО – … купил “Ford К”, взрослеет, семья растет, дошел до “Mondeo”. Нужен внедорожник – появляется новый «Х-Max»…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Видимо, “Mondeo”, “Ford ” на это и рассчитывает, начиная производить “Mondeo” в России.

А. ПИКУЛЕНКО – Обратите внимание, что новые производства у нас, они рассчитаны уже на машины больших классов. “Nissan Teana”, “Toyota Camry”. Вот Вам пожалуйста,
то есть все нормально, все в рамках обще, таких вот, европейских тенденций, и никуда от этого не денешься.

А. ВОРОБЬЕВ – Может быть, вернемся чуть-чуть…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Сейчас вернемся, одна у меня есть интересная мысль-вопрос. Мы проанализировали – мы, я имею в виду «Ведомости» – проанализировали, объемы
продаж в нашей стране, сравнили с продажами компаний дома и на других европейских рынках и обнаружили, что российский рынок для многих компаний, ну, становится,
я бы Вам так сказала, приоритетным. Для «Mitsubishi» третий после США и Китая рынок – это Россия. Для «Volvo» - десятый рынок, пока далеко. «Mazda Motors»
- третий после Германии и Великобритании. Для «Toyota» - четвертый. Опять же, немножко футурологии, скажите, пожалуйста, настанет ли день, когда мы, Россия,
или это совсем фантастика, Россия станет драйвером роста для этих компаний?

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, она и сейчас есть драйвер роста. Почему? Потому, что второе место будет по итогам 2007-го года в целом у нашего рынка, уступим только
Германии, то есть уже практически…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В деньгах?

И. ПОНОМАРЕВ – … обгоняем. Нет, в штуках.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В штуках? Ничего себе!

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно.

И. ПОНОМАРЕВ – Мы обгоняем сейчас как раз Великобританию, вот где-то сейчас такой вот момент. Просто еще статистику полугодовую трудно сравнивать…

А. ПИКУЛЕНКО – Испанию, Францию мы уже обогнали.

И. ПОНОМАРЕВ – В прошлом году, да. В этом году, значит, обгоним, скорее всего, обгоним Великобританию и… год-два, и Германия должна сдаться.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – …нас должна переполнять сейчас национальная гордость.

Неразборчиво.

И. ПОНОМАРЕВ – Но не надо забывать количество населения, но здесь же… это… у нас все равно население больше, чем в Германии, это естественный путь. Наоборот,
мы должны были стыдиться того, что у нас население в 2 раза меньше, чем во многих странах, которые продавали больше нас…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В гораздо больше у нас население, а продавали мы в 2 раза меньше.

И. ПОНОМАРЕВ – Да, в два раза меньше. Вот это было стыдно, а здесь, ну, я не чувствую, что гордость переполняет. Гордость за то, что мы в естественном таком
мейнстриме становимся, то есть, раз у нас такое население, вот столько мы должны продавать автомобилей, о’кей.

А. ПИКУЛЕНКО – А потом, автомобиль – радость, автомобиль воспринимается вот как подарок судьбы…

А. ВОРОБЬЕВ – Степень свободы.

А. ПИКУЛЕНКО – Другая степень свободы. И уровень автомобилизации – вот женщины пришли за руль – это мои самые любимые покупатели, они в автомобильный салон
приходят, как в магазин… я люблю, я езжу, я всегда нахожусь в гуще, я захожу в салоны, я разговариваю с продавцами, я смотрю на людей. Я очень люблю в
субботу приехать в автосалон, я вижу семьи, которые приходят. Вот, например, “Ford” как бы так вот неожиданно, это фирма, которая пропагандирует семейные
ценности. “Ford” приходят покупать семьями. Радостные люди сидят в очереди, ждут, когда на них менеджер обратит внимание, потому что их просто много. Ну,
и вот это вот уровень потребления, тот уровень свободы, мы стали лучше жить. Обратите внимание, что у нас машины, да, от европейских отличаются в лучшую
сторону, у нас более разноцветные. Потому что у нас никто не думает, что будет, когда он будет… Европеец, он сразу говорит: серебристый лучше продается.

И. ПОНОМАРЕВ – Да, статистику продаж… даже он не хочет, может, его тошнит от этого цвета…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А у нас больше красных, желтых…

И. ПОНОМАРЕВ – …думать должны нравится-не нравится, то есть в этом…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Мучаются японские производители, которые… в основном у них спокойные цвета, а Россия заказывает обычно цвета поярче.

И. ПОНОМАРЕВ – Не мучаются, они рады, главное, что есть спрос.

А. ПИКУЛЕНКО – Да, и у нас могут отдать последнее, чтобы купить понравившееся, у нас покупают друга, там, члена семьи, у нас не покупают просто.

И. ПОНОМАРЕВ – Смотрите, какими ласковыми именами называют, женщины очень любят, какими там только в салоне не услышишь: крошка, или, там, малышка, или
еще как-то там…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Моя 6-ти литровая крошка…

А. ПИКУЛЕНКО – Когда отдают в сервис, обязательно должна быть стеклянная стена, чтоб он видел, что вот, как же так, я ее так бережно, а там что с ней делают?
Обязательно стеклянная стена должна быть. И вот в этой комнате, где стеклянная стена, так стоят и ревниво поглядывают.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А нашей сборке не угрожает мощный конкурент в виде Китая? Немножко о грустном.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, если, я считаю, будет разделение труда, как мы говорили, то не угрожает. Потому что в той или иной степени, сейчас любой автомобиль –
китайский.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вот, Игорь, смотрите, там народу больше, соответственно, спрос там больше автоматически. Рабочая сила дешевле…

А. ПИКУЛЕНКО – Не совсем.

И. ПОНОМАРЕВ – Но она дорожает тоже, вот тоже проблема.

А. ПИКУЛЕНКО – А это позвольте с Вами не согласиться.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – То есть, за чашку риса не будут «Мерседес» собирать?

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – Неправда, неправда. Скажем, вот, квалифицированный рабочий получает достойные деньги, чтобы жить, тем более, чтобы себя прокормить и прокормить
свою семью. Это рабочий на конвейере, это очень простая профессия, ей обучают. А, скажем, квалифицированный инженер на моторном производстве – он, конечно,
получает меньше, чем европеец защищенный… но по китайским меркам – он очень обеспеченный человек.

А. ВОРОБЬЕВ – Все-таки степень угрозы Вы могли бы оценить?

И. ПОНОМАРЕВ – Но, как готовый автомобиль – все равно он не будет целиком китайский, даже если из Китая к нам будут приходить автомобили. Еще раз говорю,
если мы научимся делать тот же металл…

А. ВОРОБЬЕВ – Угрозу каким автомобилям, нужно разделять: угрозу автомобилям «АвтоВАЗа».

А. ПИКУЛЕНКО – Автомобилям «АвтоВАЗа» - не думаю, потому что…

И. ПОНОМАРЕВ – Я думаю, большая угроза автомобилям «АвтоВАЗа» - это сам «АвтоВАЗ». Большего врага ему найти трудно, даже в лице Китая.

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно. Потому что два варианта: к нам вот те китайцы, которые пришли, они пока еще…

И. ПОНОМАРЕВ – Кстати, по итогам полугодия у них спад…

А. ПИКУЛЕНКО – …спад, потому что стало понятно, что они не могут обеспечить нормальный сервис, нормальное качество. Но если к нам придет первый уровень
китайского автопрома, мы этого даже не заметим. Почему? Потому что это будет автомобиль известной марки, продающийся в известном салоне и ничем по качеству…
Мы же покупали…

И. ПОНОМАРЕВ – Под известным брендом, да.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Расскажите, пожалуйста, слушателям, что такое автомобиль первого…

А. ПИКУЛЕНКО – Это автомобиль, сделанный на заводах «Volkswagen», на заводах «Citroen»…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – В Китае?

А. ПИКУЛЕНКО – В Китае. Как мы покупаем «Renault», сделанный в Турции, «Nissan»сделанный в Испании, да?

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Собственно, это та конкуренция, о которой я и говорю. Это и есть международное разделение труда.

И. ПОНОМАРЕВ – … международное разделение труда, и там не все китайские будут комплектующие, там тоже самое, будут приходить со всего мира. И если там в
итоге окажется и российская сталь та же, то это надо только приветствовать.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну, совсем было бы хорошо, если бы там оказался российский автомобиль. То есть…

Неразборчиво.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну, я имею в виду автомобиль первого уровня, о котором Вы говорите.

И. ПОНОМАРЕВ – Вы так не любите китайцев, что хотите, чтобы у них «Приора»…

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – А вот вы знаете, как только наш рынок остановится, автосборочное производство мигом…

Неразборчиво

А. ПИКУЛЕНКО – …автомобили, собранные у нас, перебросят на другие рынки.

И. ПОНОМАРЕВ – Конечно.

А. ПИКУЛЕНКО – И, кстати, вот по поводу первого уровня. Вот сейчас к нам выводится «Nissan Tiida». Очень неплохой автомобиль, очень интересный автомобиль,
но сделанный в Мексике. То есть собранный в Мексике. Но мы же его покупаем как «Nissan».

И. ПОНОМАРЕВ – Да.

А. ПИКУЛЕНКО – Я не могу сказать, что Мексика – это великая автомобильная держава.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – «Жук» там собирали.

А. ПИКУЛЕНКО – Тоже собирали, да, но уровень производства, он такой же, как у нас на «АвтоВАЗе». Был не так давно. И, понимаете, вот это…

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно, сборочное производство.

И. ПОНОМАРЕВ – Просто рабочие руки дешевле… в Америке.

А. ПИКУЛЕНКО – Поэтому разговор о том, что, вот, китайский автомобиль – неправильно. Потому что нет сейчас чистого автомобиля. А есть…

И. ПОНОМАРЕВ – Отечественный есть, практически чисто отечественный автомобиль есть, да.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Игорь, а вот такой вопрос ребром. Скажите, а что должен сделать «АвтоВАЗ», чтобы Вы взялись продавать его продукцию? Вот такое вообще возможно?

А. ПИКУЛЕНКО – Уже я видел, в компании «Genser» продаются отечественные автомобили волжского автозавода.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Я имею в виду, нет, я имею в виду «АвтоВАЗ», я имею в виду, под Вами все сообщество дилеров, там в целом…

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, я понял…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – То есть, что он должен сделать, какой автомобиль он должен сконструировать, представим себе, что у нас нет никаких ограничений…Чтобы он
хорошо пошел.

И. ПОНОМАРЕВ – Конкурентный автомобиль.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – А что бы было, с Вашей точки зрения, конкурентным автомобилем, произведенным на «АвтоВАЗе»?

И. ПОНОМАРЕВ – Как, что, по показателям: и по безопасности, и по качеству, и дизайну…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – И за 5 тысяч долларов…

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, 5 тысяч долларов – это потому, что он не соответствует, Вы же понимаете, что (неразборчиво) сколько он стоит. Но такой товар стоит… кстати,
не знаю…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы как профессиональный продавец, Вы же профессиональный продавец, вот, скажите, существует шанс, что то, что сделает им "Магна" или то,
что сделает им «Fiat», или то, что сделает «Renault», я сейчас перечислила тех, с кем «ВАЗ» ведет переговоры, что вот это нечто будет действительно стоящее,
и Вы будете рады его продавать.

И. ПОНОМАРЕВ – Но возьмите Румынию, да, (неразборчиво), он был еще в худшем положении, чем «АвтоВАЗ», но он сделал продукцию…

А. ПИКУЛЕНКО – …за которой в Европе на 8 месяцев выстроились в очередь.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Это местный «Logan», да?

А. ПИКУЛЕНКО – Да, «Logan»-универсал, в Европе на нее очередь на сегодняшний день, у меня информация – 8 месяцев.

И. ПОНОМАРЕВ – Причем, взялись это спасать отечественный автопром румыны намного позже, чем мы, пошли к спасению совсем другим путем. Они отдали фактически…

А. ПИКУЛЕНКО – Они продали фактически, давайте называть вещи своими именами.

И. ПОНОМАРЕВ – Хорошо, продали «Renault», и там получился нормальный продукт и…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Они совсем его продали, на 100% или что-то себе оставили?

А. ПИКУЛЕНКО – Так же, как чехи продали «Skoda» «Фольсвагену», и получилось национальное достояние…

С. ВОРОБЬЕВ – …фактически они там избавились или вывели из обращения термин, там, «наш автомобиль», да, «наш отечественный автомобиль».

А. ПИКУЛЕНКО – Да, но он остался.

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – Он остался, да, как «Skoda» осталась «Skoda».

И. ПОНОМАРЕВ – Я думаю, что они считают, что это их автомобиль…

А. ПИКУЛЕНКО – Они-то считают, что это их автомобиль. Они его делают…

С. ВОРОБЬЕВ – А Вы какое понятие вкладываете в слова, в словосочетание «наш автомобиль»?

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Это вопрос терминологии…

Неразборчиво.

И. ПОНОМАРЕВ – Наши тоже собирают на новых предприятиях…

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно.

И. ПОНОМАРЕВ – … повышенная производительность труда, где качество, где люди овладевают культурой, вообще, производства. Вот это вот наш автомобиль, которого
наша страна достойна…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Давайте попробуем конкретизировать: это завод, где существенная доля акций принадлежит российским компаниям, реальным российским компаниям…

С. ВОРОБЬЕВ – Когда мы совладельцами являемся.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Да, при этом он производит разработку специальную для России, да, и на нем, там, ну, не прикручивают номера, а реально делают…

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, такой это вопрос уже к, я не знаю… вот я не специалист в этом. Может быть, и есть такой путь развития, я его не видел.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Вы продавец, Вы хорошо должны знать, что продается; что продается, что не продается.

И. ПОНОМАРЕВ – Ну, а каким образом произвести – это они должны думать.

А. ПИКУЛЕНКО – Да.

И. ПОНОМАРЕВ – Осилят ли они… . Вот смотрите, мы же говорили, что на «Калину» было потрачено денег больше, чем на производство более лучшей модели, например,
если бы это взялся крупный производитель…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – За 450 миллионов можно было создать что-то…

И. ПОНОМАРЕВ – Можно было создать, да… Плюс к этому, те же китайцы (неразборчиво)

А. ПИКУЛЕНКО – Конечно…

И. ПОНОМАРЕВ – … по сравнению с этим не очень больших денег стоит, это, в общем-то, исследовательский центр…

А. ПИКУЛЕНКО – Весь мир этим живет: дизайн – итальянский…

И. ПОНОМАРЕВ – Италия, да.

А. ПИКУЛЕНКО – … инжиниринг – немецкий. Технологии – лучше, чем англичане, никто не умеет.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Где же наше место, кроме стали…

А. ПИКУЛЕНКО – А потом, смотрите, вот у нас ведь тоже разные автосборочные производства. Есть завод “Ford” во Всеволожске – это завод “Ford”а, а есть частное
предприятие «Тогаз» или «Автотор». Понимаете? Они делают то же самое: они сваривают кузова, они их красят, они осуществляют финальную сборку, они локализуют
производство, «Тогаз» особенно. Но это частное предприятие.

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – Да. Поэтому тут как что будет. Есть инициативные люди. Они купят, наймут конструктора. Может со временем «Тогаз» создаст свою машину.

Неразборчиво.

С. ВОРОБЬЕВ – Ну, вряд ли…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Это нужно иметь конструкторское бюро…

И. ПОНОМАРЕВ – История должна быть…

А. ПИКУЛЕНКО – А можно заказать итальянское…

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – Или (неразборчиво), который Вам все сделает, вплоть до мелкосерийного производства. «Volvo», например, не гнушалось…

С. ВОРОБЬЕВ – Все-таки, какие у Вас есть прикидки относительно того, какой оптимальный сценарий развития событий на этом рынке должен быть или возможен?

Е. ОСЕТИНСКАЯ – С точки зрения кого?

С. ВОРОБЬЕВ – Ну, с точки зрения, как бы, нашего автопрома, наших автозаводов, по какому пути оптимальней для них…

И. ПОНОМАРЕВ – Я склоняюсь к тому, что сейчас выбран, наконец-то, правильный путь, промсборки, потому что это, как я уже говорил, точка роста, вокруг которой
начинают образовываться и производители комплектующих, и я надеюсь, что в Санкт-Петербурге, где это делается… да, там это будет реализовано, знаю, что
японцы уже туда зачастили, и “Toyota” и “Nissan ” приведут туда с собой компании…

А. ПИКУЛЕНКО – Уже привели, и мы видим, как постоянно…

И. ПОНОМАРЕВ – То есть это, наверное, на мой взгляд, правильный путь и, наверное, мы увидим здесь плоды этого. Ну, а России надо искать, все-таки свое место
в международном разделении труда, о чем мы уже говорили. Вот здесь я не могу сказать, но это уже, там, дело даже не министерства экономического развития,
даже не знаю, уж кто, где это место и наиболее оптимально, и по каким вот что мы должны делать. Но факт в том, что идея чочхе, наверное, должна, все-таки
уходить в прошлое, и остаться все-таки только корейцам, вот северным, не южным…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – … идея чочхе - Вы подразумеваете от винтика до …

И. ПОНОМАРЕВ – Да, все у нас, все свое…

С. ВОРОБЬЕВ – Странно, что их до сих пор не обвинили в непатриотизме, в предыдущем часе мы обсуждали как бы российское небо, которое, там, можно продавать
или нельзя продавать. И там столько было криков о патриотизме…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – О том, что российское небо продавать нельзя.

С. ВОРОБЬЕВ – Да, да, да, конечно.

А. ПИКУЛЕНКО – Я поэтому всегда говорю, что волжский завод, он теряет самое главное, он теряет свою социальную базу.

И. ПОНОМАРЕВ – Причем двумя путями: одни люди отказываются, другие, к сожалению, погибают, просто приверженцы…

А. ПИКУЛЕНКО – Да, выбивает часть…, потому что, понятно что… теряет свою социальную базу.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Ну, в принципе, можно в Африку, в Индию продавать. Конечно, свои есть…

И. ПОНОМАРЕВ – Вы знаете…

Неразборчиво.

А. ПИКУЛЕНКО – Вы знаете, Индия сейчас начала делать автомобили, и более того, я Вам скажу, что вот как раз проект автомобиля за 3 тысячи долларов, он разрабатывается
прежде всего для Индии, для ее…

И. ПОНОМАРЕВ – Не для Китая, именно для индии. С их кастовостью, где действительно нужен… То есть, надо с мотоцикла, ой, с велосипеда…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – С велосипеда…

И. ПОНОМАРЕВ – … на вот маленькую машинку. Я думаю, что для России неактуальна будет такая машина… Кондиционера не должно быть, что Вы, обдувать должно…

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Жарко…

А. ПИКУЛЕНКО – А для России у «ВАЗа» есть шанс при помощи, там, «Магны» ли, (неразборчиво) сделать достойный автомобиль за, в общем-то, очень небольшие
деньги. Почему? Потому, что Вы все видите, что западные машины начинают стремительно расти в цене, и поэтому…

И. ПОНОМАРЕВ – Должен придти эффективный собственник «АвтоВАЗа». Вот, я думаю, в этом основная причина.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Знаете, на самом деле меня в университете учили такой вещи, что конкурировать по цене, вот конкурировать в дешевом сегменте очень трудно.
Это такая сложная задача, потому что тебе нужно все время снижать цену, да, и издержки, а в этом у тебя есть предел, ты упираешься в объективные данные.
Объективные данные таковы, что рабочая сила у России изрядно дорожает, качественных людей технически найти за небольшие деньги практически нельзя. Школа,
там, портится, поскольку нету КБ, соответственно, их негде взять, они нигде не учатся, и так далее, и так далее. Поэтому чисто стратегически-то как раз
грустно все довольно.

А. ПИКУЛЕНКО – Ну, не так грустно, у нас есть еще узкая ниша. Ведь дело в том, что пока мы делаем машины и для Сочи, и для Оймякона одинаковые. У нас есть
ниша делать автомобили для Сочи отдельно – их все умеют делать – а вот для Оймякона, наверное, только мы.

С. ВОРОБЬЕВ – Ну, что, благодарю Вас. У нас, увы, истекло время, Игорь Пономарев

совладелец и финансовый директор «Genser», Александр Пикуленко, ну, не нуждающийся в представлениях, я хотел сказать, так называемый, Сан Саныч. Елизавета
Осетинская, и я, Алексей Воробьев…

И. ПОНОМАРЕВ – Спасибо большое, до свидания.

Е. ОСЕТИНСКАЯ – Спасибо.

Полная версия

Copyright © 2004 - 2006
Радиостанция «Эхо Москвы»


В избранное